Четайкина
Программа по дополнительному образованию для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
В современном образовании сложилась ситуация отсутствия целостной образовательной системы на разных этапах воспитания и обучения детей.
Из этого важным представляется создание единой цепи непрерывного образования, звенья которой не только связаны друг с другом, но и каждое является основанием для другого. Поэтому я считаю актуальным взять за основу подготовки детей 6-7 лет к обучению математике, авторскую парциальную программу развития математических представлений у дошкольников «Математические ступеньки» Колесниковой Елены Владимировны.
Публикация «Программа по дополнительному образованию для детей 6–7 лет» размещена в разделах
Эта программа успешно используется в работе дошкольных образовательных учреждениях, в лицеях и гимназиях.
Программа актуальна тем, что в ней прослеживается переход к дальнейшему обучению, определены содержание и объем изучаемого материала, даны темы с конкретным содержанием для каждой возрастной группы.
К программе дано наглядно – методическое обеспечение, рабочие тетради для детей по каждому возрасту и демонстрационный материал.
Необходимость ведения этой программы возникла из анализа результатов анкетирования родителей по «дополнительным образовательным услугам».
Я работала по этой программе со всеми возрастами и пришла к выводу, что эта программа соответствует концепции развивающего обучения, т. е. содержание, методы и формы организации учебного процесса по данной программе непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка.
Обучение детей 6-7 лет начинается с повторения и закрепления знаний, умений и навыков, полученных в предыдущих группах. На данном этапе не так много новых задач, в основном, дети закрепляют полученные знания и учатся ими пользоваться в новых ситуациях, что способствует развитию математических способностей.
-3-
Цель:
Развитие математических способностей, усвоение изложенного материала посредством личностно-ориентированного подхода во взаимодействии ребенка и взрослого, с учетом преемственности в работе со школой.
Задачи:
• Сформировать стремление увеличить запас знаний, умений и навыков.
• Формировать основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение,
обобщение, классификация)
• Формировать умение понимать суть учебной задачи и выполнять ее самостоятельно.
.
• Формировать умение планировать, осуществлять самоконтроль и самооценку.
• Вырабатывать способность к саморегуляции поведения и воли для выполнения поставленных задач.
• Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
• Развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию
-4-
Календарный план
месяцы сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май
Колич. зан. 4 4 4 4 2 4 4 4 4
Учебный план
№ Разделы программы Количество занятий
1 Количество и счет 32
2 Величина 11
3 Геометрические фигуры 18
4 Ориентировка во времени 14
5 Ориентировка в пространстве 8
6 Логические задачи 19
7 Развивающие упражнения 34
-5-
Учебно-тематический план
№ занятия
Тема занятий
Всего занятий
1 Числа и цифры, знаки, квадрат, прямоугольник 1
2 Знаки, задачи, ориентировка на листе бумаги, величина. 1
3 Счет по образцу, независимость числа от пространствен-
ного расположения предметов, геометрические фигуры,
ориентировка во времени. 1
4 Знаки, соотнесение количества предметов с цифрой, сос-
тав числа, логическая задача, геометрические фигуры. 1
5 Соотнесение количества предметов с цифрой, математи-ческая загадка, ориентировка во времени.
1
6 Установление соответствия между количеством предме-
тов и цифрой, дни недели, логическая задача, ориентиро-
вка в пространстве. 1
7 Порядковый счет, счет по названному числу, состав чис-
ла, из двух меньших, геометрические фигуры, логическая
задача. 1
8 Арифметические задачи, величина, ориентировка в прос-
транстве, решение примеров. 1
9 Число 11, логическая задача, ориентировка во времени. 1
10 Состав числа из двух меньших, геометрические фигуры. 1
11 Число 12, ориентировка во времени, логическая задача,
геометрические фигуры 1
12 Величина, состав числа из двух меньших, ориентировка во времени, логическая задача. 1
13 Число 13, математическая задача, логическая задача,
геометрические фигуры. 1
14 Решение примеров, знаки, величина, геометрические фигуры. 1
15 Число 14, ориентировка во времени, логическая задача. 1
16 Счет по образцу и названному числу состав числа из двух меньших, геометрические фигуры. 1
17 Число 15,геометрические фигуры. 1
18 Числа от 1до 15,решение примеров, логическая задача,
Геометрические фигуры. 1
-6-
19 Число 16, величина, ориентировка во времени, логическая задача. 1
20 Математическая загадка, знаки, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры. 1
21 Число 17,счет по образцу и названному числу, логическая задача, геометрические фигуры. 1
22 Число 17, ориентировка в пространстве, логическая задача, геометрические фигуры. 1
23 Число 18, состав числа из двух меньших, счет по названному числу, логическая задача, геометрические
Фигуры. 1
24 Число 18, решение примеров, ориентировка во времени,
ориентировка в пространстве. 1
25 Число 19, состав числа из двух меньших, величина, ло-
гическая задача. 1
26 Число 19, геометрические фигуры, величина, логическая
Задача. 1
27 Число 20, решение примеров, задачи, логические задачи. 1
28 Решение задач, примеров, величина, логическая задача,
ориентировка на листе бумаги, работа в тетради. 1
29 Знаки, величина, математическая загадка, ориентировка во времени, соотнесение количества предметов с цифрой. 1
30 Соотнесение количества с числом, ориентировка во времени, примеры, геометрические фигуры. 1
31 Соответствие количества предметов и цифры, ориентировка в пространстве, логическая задача. 1
32 Задачи-шутки, ориентировка во времени, примеры, мате-
матические загадки. 1
33 Повторение пройденного. 1
34 Повторение пройденного. 1
-7-
Содержание программы
Содержание программы математические ступеньки представлено
следующими разделами:
• количество и счет;
• величина;
• геометрические фигуры;
• ориентировка во времени;
• ориентировка во времени и в пространстве;
• логические задачи;
Вместе с этим содержание расширено и усложнено:
• ознакомление с цифрами и способами их написания;
• знакомством тетрадью в клетку;
-8-
Методические рекомендации
У детей 6-7 лет повышается физическая и умственная работоспособность.
Они могут непрерывно заниматься продуктивной деятельностью 25-30 минут.
В психическом развитии важную роль начинает играть новая жизненная позиция, связанная с переходом в подготовительную группу. Дети понимают,
что они самые старшие в детском саду и скоро станут школьниками.
Меняются отношения со взрослыми, сверстниками, возникает повышенный интерес к учебной деятельности.
Дети могут сформулировать учебную задачу, ориентируясь на рисунок,
планировать и самостоятельно выполнять задание, способны решать в уме многие математические задачи, осуществлять самоконтроль и самооценку
каждого задания.
Количество и счет
На данном этапе дети овладевают математической терминологией. Они свободно пользуются такими понятиями, как цифры, знаки, задачи, больше, меньше, равно, дни недели, геометрические фигуры.
Продолжается работа по закреплению знаний о составе числа из двух меньших.
Величина
Дети учатся измерять с помощью линейки, знакомятся с сантиметром.
Продолжается работа по делению предметов на части. Дети учатся понимать, что часть это меньше чем целое.
-9-
Геометрические фигуры
Дети знакомятся с элементами геометрических фигур (вершина, стороны, углы, рисуют геометрические фигуры, преобразовывают их в предметы. Видят геометрические фигуры в предметах окружающего мира.
Ориентировка во времени
Дети знакомятся с часами (стрелки, циферблат, учатся определять время с точностью до получаса.
Ориентировка в пространстве
Дети учатся ориентироваться на листе бумаги в клетку. Много заданий дается на выполнение упражнений по словесной инструкции. Также дети обучаются определять положение предмета относительно себя и другого лица.
Логические задачи
Детям предлагаются логические задачи способствующие развитию умственной деятельности для решения которых дети используют знания и умения полученные в предыдущих группах.
-10-
Показатели развития
К концу года дети должны знать:
• числа второго десятка и записывать их;
• понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета;
• использовать и писать математические знаки;
• сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству;
• дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов;
• преобразовывать одни геометрические фигуры в другие путем складывания разрезания;
• раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;
• измерять линейкой отрезки, записывать результаты, изображать отрезки заданной величины;
• ориентироваться на листе бумаги в клетку;
• определять положение предмета по отношению к другому;
• решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
• понимать задание и выполнять его самостоятельно;
• проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
-11-
Диагностическая карта (приложение)
№
Ф. И Количество и счет Величина Геометрические фигуры Ориентир. во времени Ориентир. в пространстве Логические задачи
Н. г К. г Н. г К. г Н. г К. г Н. г К. г Н. г К. г Н. г К. г
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
В. высокий С. средний Н. низкий
Содержание
Пояснительная записка….3
Цели и задачи….4
Календарный план….5
Учебный план…5
Учебно-тематический план…6-7
Содержание программы…8
Методические рекомендации…. 9-10
Показатели развития…11
Приложение (диагностическая карта)