Елена Шарипова
Вариативная программа по бумагопластике «Бумажный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
3
Пояснительная записка Сегодня в эпоху научно-технического прогресса нам нужен творческий подход к решению проблем, необходимо отойти от привычных нам шаблонных работ. За период дошкольного возраста подготовить ребёнка к оптимальной адаптации в современном обществе, творчески развитых, конкурентно способных, умеющих самостоятельно находить решения в любых жизненных ситуациях, с высоко развитым познавательным интересом. Следовательно перед нами воспитателями стоит одна из главных задач, развитие творческих способностей уже с дошкольного возраста. Всем известно, что больше всего дети любят играть, рисовать, творить из разных материалов свои маленькие шедевры. Одним из таких материалов – бумага. Уже с годовалого возраста малыш найдя журнал пытается его смять, порвать, что уже радует малыша. Не зря говорят творчество детей уникальное. В наше время для детей открыты разные кружки по творчеству, но не у всех родителей есть время и возможность водить своего ребёнка в такой кружок. Несмотря на это каждый родитель хотел бы чтоб его малыш был здоровым, развивался, участвовал в выставках и конкурсах, то есть рос всесторонне развитым. Поэтому возникла потребность в дошкольном образование введение дополнительных часов для вариативной деятельности, которые удовлетворяли бы потребности заказчика – родителей. Так как дети любят творить из разных материалов мы предлагаем для детской творческой деятельности - занятия бумагопластикой. Почему мы выбрали бумагу? Бумага самый доступный материал, не требующий больших затрат, а также она легко поддаётся любым изменениям и этот материал знакомый ребёнку с раннего детства. На таком занятии у ребёнка есть возможность реализовать свою фантазию. Создавая поделку, сувенир, подарок для своих близких своими руками он не только всесторонне развивается, но и чувствует себя эмоционально комфортно. Ребёнок учится доводить начатое дело до конца, радоваться результату своего труда. В дошкольном мире бумагопластика - это моделирование из бумаги разных поделок. Бумагопластика развивает ум, силу воли, усидчивость, помогает реализовать детям творческий замысел. Создавая поделку у дошкольника развивается мелкая моторика рук, глазомер, конструктивное мышление, творческое воображение, эстетический вкус. Программа «Бумагопластика» разработана учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Цель программы : Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством ознакомления с бумагопластикой. Задачи программы : Развивать творческие способности у детей дошкольного возраста; Прививать интерес к искусству, развивать познавательную активность, умение работать самостоятельно и в коллективе. Воспитывать эстетические представления, умение радоваться результату своего труда.
Публикация «Вариативная программа по бумагопластике „Бумажный мир“» размещена в разделах
- Бумагопластика, бумажная пластика
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Поделки из бумаги
- Темочки
4
Форма обучения: групповая, подгрупповая. Количество занятий: 2 младшая -1 час в неделю -36 часов в год по 15-20 минут; Средняя группа – 2 часа в неделю – 72 часа в год по 20-25 минут; Старшая и подготовительная группа- 2 часа в неделю -72 часа в год по 25-30 минут. Место проведения: центр творчества. Основные методы: словесные, наглядные, практические. Условия для реализации программы : Для успешного усвоения программы занятия должны проводиться в соответствии санитарно-гигиеническим требованиям. Комнату необходимо проветрить до начала занятий и после. Рабочие места для детей должны соответствовать росту ребёнка. Для реализации творческой деятельности детей необходимо подготовить материально – техническое обеспечение: - наборы цветной бумаги разных видов; картон, белая офисная бумага формата А-4, А-3, А-5; гофробумага и картон, цветные блоки для записей квадратной формы, альбомы для эскизов. - краски акварель, гуашь, пастель сухая, простые карандаши, клей -ПВА, клей -Момент, клей карандаш, ножницы с закруглёнными концами, бросовый материал для дополнительного дизайна. В центре творчества разместить альбомы «Оригами», «Поделки из бумаги», «Образцы готовых работ», «Фотоальбомы детских работ, выставок», схемы, шаблоны. Методическое обеспечение: картотеки загадок, стихов по лексическим темам, картинки по лексическим темам, дидактические игры, картотеки физминуток, упражнений для развития моторики рук. Папка –передвижка по технике безопасности труда.
5
Возрастные особенности детей дошкольного возраста при работе с бумагой. Для детей 3-4 лет необходимо подбирать бумагу мягкую, из которой легко смять форму кружочка. Начинать творческую деятельность с простых форм, предметов (мяч, листик, яблоко, грибок, чтоб исключить утомляемость и при этом вызвать интерес к творчеству. Детям средней группы для поделок предлагать разные виды бумаг, картона, предлагать выполнить поделки, требующие сгибания прямоугольников и прямоугольников пополам по горизонтали и вертикали. От простого к сложному, познакомить с новыми методами и приёмами работы с бумагой. Поощрять умение дополнять свою работу, изменять детали по своему замыслу, развивать творческое мышление. К старшей группе дети владеют некоторыми приёмами работы с бумагой, необходимо знакомить их с новыми приёмами и техниками, предлагать для выбора несколько видов образцов одной поделки. Учить выполнять объёмные поделки. Дети старшего возраста умеют анализировать результат своего труда. Проявляют свои творческие способности, украшают поделку, дополняют её новыми деталями. Выполняют более сложные поделки, изготавливают самостоятельно открытки, сувениры для своих близких. Дети подготовительной группы способны сконструировать макет, поделку по схеме, самостоятельно могут нарисовать эскиз, вырезать шаблон, сделать заготовки для поделки. Проявить дизайнерские способности в оформлении, дают оценку своей работе, помогают друг другу, могут придумать свою модель. Методическое обеспечение программы Для реализации данной программы необходимо методическое обеспечение: методы, дидактические принципы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. При проведении занятия с дошкольниками необходимо соблюдать здоровьезберегающие технологии: проветривать помещение перед занятием и после занятия, использовать в работе только материалы соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям, строго соблюдать правила безопасности. Немаловажно воспитывать у ребёнка умение доводить начатое дело до конца, следовательно, планировать работу в соответствии с учётом возрастных особенностей, а также использовать дифференцированные задания, подбирать задания согласно развитию ребёнка, чтоб каждый малыш мог добиться конечного результата, радоваться ему. Применять наглядность в соответствии с эстетическими требованиями. Строить образовательный процесс от простого к сложному, последовательно. Готовясь к занятию проводить индивидуальную работу по подготовке освоения новых техник с медлительными детьми. Соблюдая требования к программе можно добиться поставленной цели развить у дошкольников творческие способности, научить их видеть часть предмета, целое, умение находить решение в любых жизненных ситуация
6
В результате освоения программного материала по данной программе дети должны знать и уметь:
Группы
Знания
Умения
Младшие
Правила ОБЖ в центре творчества.
Свойства используемого материала -бумаги.
Сгибать квадрат пополам;
Сминать комочки бумаги;
Делать простые конструкции и аппликации из бумаги.
Средние
Правила техники безопасности в центре творчества.
Свойства бумаги, её виды.
Сгибать лист пополам;
Применять в работе с бумагой умения : сгибать квадраты пополам, по диагонали, сминать, закручивать, разрывать на мелкие кусочки, сминать в комочки, разрезать на полоски. Выполнять по образцу, схеме.
Старшие
Правила ОБЖ в центре творчества.
Свойства бумаги, её виды.
О происхождении бумаги.
Технику работы с бумагой : сминание, сгибание, разрезание.
При работе с бумагой правильно пользоваться ножницами, шаблонами.
Делать поделку по схеме, образцу, моделировать используя разные материалы, при работе создавать своё цветовое решение, дизайн.
Творчески подходить к решению поставленных задач.
Подготовительные
Правила по ОБЖ при работе в центре творчества.
Свойства бумаги, её виды.
О происхождении бумаги.
Понятие «Бумагопластика», приёмы работы в данной технике.
Приёмы соединения деталей, креплений в работе с бумагой.
Выполнять поделку в технике «Бумагопластика»; участвовать в составлении композиции по предложенной теме.
Самостоятельно придумывать тему для сюжета, творчески подходить для решения для поставленных задач. Применять полученные умения, навыки и приёмы в работе с бумагой. Методика проведения занятий по бумагопластике.
Педагогом составляется перспективный план тем занятий, темы занятий можно изменять ориентируясь на интересы детей.
Для того чтобы привлечь детей данной работой необходимо подбирать разнообразные задания, при работе в данной технике.
При планировании занятий включать дидактические игры, познавательные беседы, художественное слово, просмотр развивающих видеофильмов. Включать в занятие анализ объекта, который предстоит выполнить (определить форму, размер, цвет). А также анализ и обсуждение результата своего труда или коллективной работы.
Подходить к выполнению работы творчески помогают такие упражнения на развитие творческого воображения как дорисуй потерянную часть, сочини сказку про этот предмет, чтобы ты хотел изменить изготавливая эту поделку.
При работе над поделкой продумать для детей разные виды шаблонов и эскизов. В работе с шаблоном и эскизом ребёнок должен применять карандаш средней твёрдости. Ножницы важно выбрать острые с тупым концом.
Клей необходимо подобрать в соответствии с выбранным материалом ПВА, карандаш.
Перед каждым занятием воспитатель напоминает детям правила техники безопасности и санитарной гигиены, а также учит дошкольников экономно расходовать материал. По окончании работы приучает малышей убирать свои рабочие места.
Планируя творческую деятельность дошкольников учитывает возрастные особенности, уровень развития. Материалы и инструменты для работы готовятся заранее, детей старшей и подготовительной группы можно привлекать к подготовке. Так работа требует от детей творческого подъёма возможны отклонения от плана.