Валентина Малышева
Программа развития муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения на 2017–2020 годы
▼ Скачать + Заказать документы
I. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
1.1. Паспорт Программы развития
Нормативно-правовая база разработки Программы:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
Публикация «Программа развития муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения на 2017–2020 годы» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020г. г. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №295. Подпрограмма 2 «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной подпрограммы РФ «Развитие образования на 2013 -2020 годы».
Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015г. N 497 «О федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы».
Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы.
Конвенция «О правах ребенка», одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г.
«Конституция РФ»
Устав МАДОУ «ДС №1 «Северок»
«Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении"
Понятийный словарь
Программа развития образовательного учреждения – стратегический документ муниципального бюджетного, автономного дошкольного образовательного учреждения, переходящего (перешедшего) в инновационный режим жизнедеятельности и принявшего за основу программно-целевую идеологию развития.
ФГОС ДО – федеральные образовательные стандарты дошкольного образования.
ООП МАДОУ - основная общеобразовательная программа муниципального дошкольного бюджетного, автономного образовательного учреждения.
ОД – образовательная деятельность.
I.I. Общая информация о муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 1 «Северок» (далее – МАДОУ)
Паспорт образовательного учреждения
Полное наименование МАДОУ: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 «Северок»
Сокращенное наименование МАДОУ: МАДОУ «ДС №1 «Северок»
Год основания: 2013год
Юридический адрес: 663300 Россия, Красноярский край, город Норильск, Центральный район, улица Талнахская, дом 30 А.
Телефон (3919) 38-72-65
Адрес сайта в интернете: severok1.ru
Адрес электронной почты madou_1@mail.ru
Фамилия, имя, отчество руководителя Потейко Анна Валериевна
Разработчики Программы: воспитатель высшей квалификационной категории Малышева Валентина Васильевна
Лицензия
Санитарно-эпидемиологическое заключение
Заключение государственной противопожарной службы:
Устав
Формы самоуправления
- Наблюдательный Совет Учреждения;
- Общее собрание трудового коллектива Учреждения;
- Педагогический совет Учреждения;
- Родительский совет Учреждения.
Помещение и его состояние (год постройки)
Детский сад расположен в здании новой постройки, 3-этажное, введён в эксплуатацию в мае 2013 года. Общая площадь здания составляет 4985,5 м2.
Учредитель (название организации): Учредитель Учреждения от имени муниципального образования город Норильск выступает Администрация города Норильска
I.II. Описание социальной и бытовой инфраструктуры, в которой находится МАДОУ
Близлежащие учреждения культуры и образования: МБОУ «СОШ № 29, школа-интернат №2, Норильский медицинский техникум.
Количество групп: 12, плановая наполняемость МАДОУ: 300 детей.
Режим работы МАДОУ: пятидневный, 07.00 – 19.00
Взаимодействие с социальными партнерами: МБОУ СОШ № 29, МУЗ «Детская городская больница» (№ 1, 2, Детская музыкальная школа № 2.
I.III. Социальный паспорт МАДОУ
- средний возраст родителей;
От 20-30 лет 30-40 лет 40-50
114-25% 265-58% 77 – 17%
- образовательный уровень родителей;
высшее Средне среднее
специальное
194-42% 185-40% 84-18%
- статус семьи;
Полная Неполная Многодетная
216-77% 38-14% 26-9%
II. ЦЕЛЕВОЙ БЛОК
Миссия учреждения Объединение усилий ДОУ, семьи и социальных партнеров для создания условий, раскрывающих индивидуальность ребенка, с учетом его особенностей развития, способствующих формированию компетенций, которые обеспечивают ему успешность сегодня и в будущем.
Цели деятельности учреждения в рамках программы
Повышение качества образования и воспитания в ДОУ через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно- коммуникационных.
Совершенствование пространства развития МАДОУ, способствующего развитию творческой, целостной личности посредством организации тесного сотрудничества с окружающим социумом и родителями.
Приоритетные задачи развития учреждения
Организовать процесс повышения профессиональных компетенций педагогических кадров, мотивировать педагогов к повышению качества работы и непрерывному образованию, внедрению современных интерактивных форм, методик и технологий в образовательный процесс.
Оснастить РППС МАДОУ инновационными образовательными, интерактивными комплексами, внедрение которых позволит не только обновить ресурсную базу, обогатить традиционные методики, но и существенно повысить эффективность обучения, привести ресурсную базу в соответствие требованиям ФГОС ДО.
Использовать возможности сетевого взаимодействия и интеграции в образовательном процессе с целью трансляции и обмена опытом работы.
Продолжать формирование инфраструктуры услуг по сопровождению раннего развития детей (от 0 до 3х лет) по средствам консультационного центра.
Формирование инфраструктуры услуг по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов в вариативных формах получения образования.
Совершенствовать систему взаимодействия с семьями воспитанников, вовлекать родителей (законных представителей) в образовательную деятельность дошкольного учреждения посредством различных форм и видов работы с ними.
Ожидаемые результаты
Внедрение вариативных, интегративных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных возможностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Повышение социального статуса, имиджа МАДОУ «Д/С №1 «Северок» в социальном окружении.
Сотрудничество с родителями (законными представителями) и вовлечение их в образовательный процесс МАДОУ.
Создание в МАДОУ безбарьерной образовательной среды, для обеспечения инклюзивного образования детей-инвалидов.
Развитие системы социального партнёрства; включить в образовательный процесс инновационные механизмы развития системы дополнительного образования детей в МАДОУ;
III. АНАЛИЗ УСЛОВИЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАДОУ
1. Нормативно – правовое обеспечение деятельности МАДОУ.
Система договорных отношений, регламентирующих деятельность МАДОУ представлена:
Трудовым договором с руководителем МАДОУ;
Коллективным договором;
Договором с родителями;
Договора по материально- техническому обеспечению учреждения;
Договорами сотрудничества МАДОУ с социальными партнерами.
Работу Учреждения регламентируют следующие локальные акты:
• Устав (ОГРН 1132457000873, представлен при внесении в ЕГРЮЛ записи от 1311.2015г. за ГРН 2152457055771)
• Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ ДС №1 «Северок»
• Штатное расписание
• Должностные инструкции, определяющие обязанности работников МАДОУ
• Правила внутреннего трудового распорядка работников;
• Правила внутреннего трудового распорядка воспитанников;
• Инструкции по организации охраны жизни и здоровья детей в Учреждении;
• Годовой план МАДОУ;
• Режим дня;
• Расписание непосредственно образовательной деятельности в учреждении;
2. Структура управления (модель управления, кадровые условия.
1 структура - общественное управление (органы управления):
• Педагогический совет
• Общее собрание работников
• Родительский комитет
• Профсоюзный комитет
• Наблюдательный совет
Их деятельность регламентируется Уставом Учреждения и соответствующими положениями.
2 структура - административное управление, имеющее многоуровневую структуру:
1 уровень - заведующий
Управленческая деятельность заведующего обеспечивает:
- материальные
- организационные
- правовые
- социально-психологические условия для реализации функции управления образовательным процессом в Учреждении.
Объект управления заведующего - весь коллектив. Распоряжения заведующего обязательны для всех участников образовательного процесса.
2 уровень – заместитель заведующего по учебно-воспитательной и методической работе, заместитель заведующего по административно - хозяйственной части.
3 уровень управления осуществляется воспитателями, специалистами. Объект управления – дети и их родители.
Отношения между Учреждением и родителями (законными представителями) воспитанников регулируются договором об образовании по образовательным программам дошкольного образования.
Кадровые ресурсы ДОУ
МАДОУ 100% укомплектовано педагогическими кадрами, списочная численность педагогов составляет 32 человек, из них: 22 воспитателя и 10 специалистов: 3 музыкальных руководителя, 3 инструктора по физической культуре, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, старший воспитатель.
Наряду с количественной укомплектованностью образовательного процесса
педагогическим персоналом, требования к кадровым условиям Стандарта распространяются и на компетентность и квалификацию работников, участвующих в реализации основной общеобразовательной программы. В нашем детском саду - 100% педагогических работников соответствуют квалификационным требованиям к занимаемой должности. Наряду с компетенциями педагогических работников важным показателем готовности ДОУ к введению Стандарта является образование педагогов.
Характеристика руководящих кадров МАДОУ «ДС № 1 «Северок»
Заведующий: высшее образование, стаж руководящей работы 8 лет, квалификация Первая
Заместитель заведующего по учебно-воспитательной и методической работе: высшее образование, стаж до 5 лет, квалификации нет
Заместитель заведующего по административно-хозяйственной части: образование высшее, стаж до 5 лет, квалификации нет
Стаж педагогической деятельности имеют:
-до 5 лет – 12 человек – 37,5%;
-5-10 лет – 10 человек – 31,2 %;
-10-20 лет – 8 человек – 25 %;
-более 20 (25)лет – 2 чел – 6,3 %.
Квалификационную категорию имеют:
- на соответствие занимаемой должности 9 человек - 28,1 %.
- имеют высшую квалификационную категорию 3 педагога – 9,4%,
- на первую 12 человек – 37,5 %
- не аттестованные на соответствие занимаемой должности, по уважительной причине (вновь принятые, со стажем менее 2 лет в ДОУ) 8 педагогов – 25 %.
Педагогический коллектив – высококвалифицированный, энергичный, поэтому легко и быстро включается в любую творческую деятельность - от оформления интерьера до постановки спектаклей, проведения досуговых мероприятий, семинаров.
Администрацией МАДОУ создаются условия для получения педагогами высшего образования и среднего профессионального для младших воспитателей, которые, обучаясь в педагогическом колледже, осваивают новую профессию – воспитатель.
3. Психолого-педагогические условия реализации ООП МАДОУ, педагогические ценности учреждения.
Ведущая цель Программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Программа основана на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
В ООП учитываются специфические географические, климатические, экологические особенности муниципального образования город Норильск, расположенного на Крайнем Севере:
• время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (длительная зима – в среднем 286 дней в году лежит снег, короткое холодное лето) и интенсивность их протекания;
• длительность светового дня (наличие полярной ночи – 45 суток – дефицит ультрафиолетовых излучений, полярного дня – 68 суток);
• погодные условия (резкие перепады температур, давления в течение суток, высокая ионизация воздуха, наличие минимальных температур воздуха до -55 С, средняя температура летом +10 С, жёсткость погоды за счёт сильных ветров до 30 м/с);
• состав флоры и фауны;
• наличие выбросов в атмосферу продуктов деятельности металлургических предприятий.
В Программе учтены и социокультурные особенности Норильска. Ведущие отрасли экономики обуславливают тематику ознакомления детей с трудом взрослых (металлурги, шахтёры).
Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в МАДОУ.
Детей с ограниченными возможностями здоровья - 4, из них имеющих: нарушения зрения - 0, нарушения слуха - 0, опорно-двигательного аппарата - 1, нарушения в эмоционально-волевой сферы и поведения - 0, задержку психического развития - 0, со сложными нарушениями в развитии речи - 0. Детей-инвалидов – 3.
При организации воспитательно–образовательного процесса учитываются реальные потребности детей различной этнической принадлежности, которые воспитываются в семьях с разными национальными и культурными традициями. Любая национальная культура - это, прежде всего, культура рода, семьи, в которой вырос ребенок. Поэтому, его не нужно «приобщать» к ней, он уже находится внутри этой культуры. (Л. Г. Богославец О. И. Давыдова, А. А. Майер). Учитывая это, педагоги МАДОУ с уважением относятся к детям, разговаривающим на родном для них языке, внимательно прислушиваются к пожеланиям родителей из семей другой этнической принадлежности. В 2016 – 2017 учебном году в МАДОУ воспитываются представители различных этносов: азербайджанцы, армяне, киргизы, татары, дагестанцы, украинцы, русские, лезгины и т. д.
Соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений определено как 60 % и 40%.
Основная программа, реализуемая в детском саду, обеспечивающая целостность воспитательно-образовательного процесса, разработана на основе примерной образовательной программы развития и воспитания детей в детском саду «От рождения до школы». В практической работе педагоги используют методические рекомендации примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, а также начинают изучение и апробацию вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных возможностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Совместная деятельность взрослого и детей осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
В детском саду организована содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная развивающая предметно-пространственная среда для творческого саморазвития личности детей. Во всех группах создан благоприятный социально-психологический климат для личностного становления ребенка, укрепления здоровья, развития вкуса. Имеются игры для интеллектуального, сенсорного развития, атрибуты для творческих игр, художественного развития. Реализация Стандарта предполагает, в том числе, необходимость эффективного взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников (родителями, законными представителями). С целью оценки готовности МАДОУ к соответствующему взаимодействию, были проанализированы сведения, характеризующие используемые формы работы с родителями. Наш детский сад использует в своей деятельности различные формы взаимодействия с родителями: размещение информации на сайте ДОУ; родительские собрания; приобщение родителей к совместной проектно-исследовательской деятельности; консультации, семинары-практикумы, мастер-классы для родителей; проведение спортивных, музыкальных, интеллектуальных развлечений, соревнований; выставки, творческие конкурсы; оформление наглядного материала по организации образовательной деятельности в ДОУ; экскурсии; организация дней открытых дверей в детском саду; разнообразные собрания-встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон; индивидуальные консультации по запросу; изучение запросов родителей; анкетирование, тестирование родителей.
В этих формах совместной деятельности заложены возможности коррекции поведения родителей и педагогов, предпочитающих авторитарный стиль общения с ребенком; воспитания у них бережного отношения к детскому творчеству. Поэтому, в нашем ДОУ создана художественно – эстетическая студия «Северная бабочка».
Основными принципами при организации работы с семьей в рамках новой философии будут являться:
- открытость детского сада для семьи;
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Также у нас в детском саду ведется работа Консультационного центра, которая направлена на организацию помощи родителям детей воспитывающихся в условиях семьи, не посещающих дошкольное образовательное учреждение и дети с ОВЗ (с ЗПР и ОНР с заключением ТМПК) на базе консультативного центра в ДОУ. Проведение диагностики и разработка индивидуального маршрута развития, совместные обучающие мероприятия, направленные на повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, образования, коррекции и оздоровления детей в условиях семейного воспитания. Социализация, раскрытие творческого потенциала, улучшение детско-родительских отношений, организация досуга неорганизованных и временно неорганизованных детей.
Ценности МАДОУ
• ребенок, как уникальная развивающаяся личность;
• педагог, как личность, носитель образования;
• командная работа, как основа достижения целей и успеха;
• культура организации, взаимоотношений;
• семья - как основная среда личностного развития ребенка, сотрудничество с ней.
4. Материально-технические условия, предметно-пространственная среда МАДОУ
В МАДОУ созданы необходимые условия для организации и проведения образовательного процесса.
В детском саду: двенадцать групповых помещений со спальнями (групповые комнаты и спальные комнаты отделены друг от друга, каждая группа имеет два изолированных входа); пищеблок, прачечная, медицинский блок с процедурным кабинетом и 2 изоляторами; кабинет заведующего, кабинет педагога-психолога; кабинет учителя-логопеда; методический кабинет, музыкальный зал, хореографический зал, театральная студия «Северная бабочка», прогулочная веранда, зимний сад, легкоатлетический зал, спортивный зал, библиотека, сенсорная комната, кабинет консультационного центра, беби-студия, бассейн.
Развивающая среда групп открытая, динамично изменяемая, создается совместно субъектами образовательной деятельности (педагогами, родителями, детьми, предусматривает разумное чередование видов деятельности детей, сочетание спокойных занятий и подвижных игр, групповых, индивидуальных, по интересам, носит характер «опережающего развития». В каждой возрастной группе она разнообразна по оформлению, расположению оборудования и материалов, определяется педагогическими установками, а также сензитивными периодами в развитии детей. Обеспеченность учебными материалами, наглядными пособиями, игрушками, игровыми модулями необходимая и достаточная.
Мебель в группах подобрана по росту детей и промаркирована. Искусственное и естественное освещение соответствует норме.
Особое внимание в дошкольном учреждении уделяется безопасности жизни и деятельности детей и взрослых.
Территория детского сада обнесена металлическим забором. На объекте имеются три въезда для автотранспорта, три калитки для прохода персонала, детей с родителями и посетителей. Выгрузка продуктов и других товаров производится через вход в пищеблок.
Здание учреждения, по периметру снаружи оснащено камерами видеонаблюдения. Пульт охраны снабжен двумя мониторами, на которые 24 часа в сутки проецируется изображение с 16 камер. Техническое обслуживание системы видеонаблюдения, осуществляется в рамках годового договора с обслуживающей организацией МУП ТПО "Торг Сервис".
Здание детского сада оборудовано пожарной сигнализацией и кнопкой тревожного вызова, заключены Договоры на обслуживание с соответствующими организациями.
Механизм реализации Программы
Система контроля за реализацией Программы включает:
• Мониторинг выполнения и координацию деятельности исполнителей программных мероприятий на основе периодической отчетности;
• Оценку социально-экономической эффективности реализации Программы.
Информация о реализации Программы рассматривается ежегодно на Педагогическом совете ДОУ.
Прогнозируемый результат программы развития к 2020 году
На уровне ребенка:
• освоение образовательной Программы в виде целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования;
• положительная динамика роста познавательной активности дошкольника в игровой деятельности;
На уровне родителей:
• повышение мотивации к сотрудничеству с детским садом, коллективом педагогов;
• совершенствование взаимодействия родителей и педагогов.
На уровне педагогов:
• повышение профессиональной компетентности (познавательной, духовно- нравственной, рефлексивной культуры);
• достижение творческой самореализации в профессиональной деятельности.
На уровне дошкольного учреждения:
• наличие творческой атмосферы;
• обновление содержания образования в соответствии ФГОС ДО, в рамках внутрикорпоративного обучения;
• сформированная управленческая команда педагогических работников в режиме интеграции (взаимосвязь дошкольного и начального образования);
• повышение рейтинга, имиджа дошкольного учреждения в социуме;
• удовлетворение работой дошкольного учреждения субъектов воспитательно-образовательного процесса;