Андрей Парачук
Программа объединения по интересам для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время большое внимание уделяется вопросам воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Учитываются всевозможные факторы для создания оптимально благоприятной воспитательной и образовательной среды для таких детей - эта работа проводится с учётом возраста и особенностей развития ребёнка. На фоне основного компонента коррекционно - развивающего обучения огромную помощь в реализации таких задач, как развитие коммуникативных навыков, основания некоторых умений ручного труда, организации свободного времени детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) оказывает дополнительное образование.
Публикация «Программа объединения по интересам для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Данная программа отвечает социальным потребностям и направлена на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья. В ней использованы ведущие педагогические идеи, ценности, принципы обучения и воспитания, следование которым обеспечивает реализацию целевого назначения программы.
Отличие настоящей программы от уже существующих в данной области программ заключается в том, что на ряду с такими традиционными видами изобразительной деятельности, как "мозаика" и "аппликация", используется новый вид "плоскостная лепка" или "пластилинография". Именно эти виды работ позволяют ребёнку с ОПФР развивать воображение и наглядно - образное мышление. Вместе с тем они интересны и важны детям всех возрастов и с разными диагнозами (ДЦП, задержка психоречевого развития, общее недоразвитие речи, умственная отсталость, нарушения поведения, дизартрия, сахарный диабет, нарушение слуха и др., поскольку развивают мелкую моторику рук, доступны в выполнении и позволяют в каждом ребёнке воспитывать уверенность в своих силах.
Данная программа относится к репродуктивному уровню программ дополнительного образования и рассчитана на детей с ОПФР от 3-х лет и старше. Срок реализации программы один год (с возможной периодичностью в один месяц для детей, проходящих курс реабилитации, с переменным составом детей). Занятия проводятся исходя из нормативов при работе с детьми при работе с детьми с ОПФР, с тяжёлыми и (или) множественными нарушениями, рекомендованных в коррекционно-развивающих программах для обучения и воспитания в ЦКРОиР и закрепленных в законе о спецобразовании.
Время занятий варьируется в зависимости от возраста ребёнка, наполняемостью групп и работа в зависимости от индивидуальных возможностей детей и с учётом диагноза - индивидуально и (или) по подгруппам.
Общие особенности детей с ОПФР требуют от педагога использования специфических методов и приёмов на занятиях, например: многократное повторение, постоянный контроль за деятельностью детей, снижение уровня трудности во время занятия, соблюдение щадящего режима работы.
Планируя работу с детьми с ОПФР необходимо больше времени отводить на освоение практических приёмов.
Цели
развитие интеллектуальных и специальных творческих способностей детей с ОПФР средствами изобразительного искусства;
воспитание социально - адаптивной, приспособленной к полноценному развитию личности ребёнка;
ознакомление детей с окружающим миром путём освоения различных материалов (бумага, пластилин и т. д.)
Задачи
формирование познавательных интересов и практических навыков в области аппликации, мозаики и пластилинографии;
создание условий для раскрытия способностей детей с ОПФР и комфортной воспитательной среды, воспитание положительных чувств друг к другу.
Содержание программы
1. Понятие о материалах и инструментах. Простейшие фигуры.
Мозаика. (54 часа)
Свойства изоматериалов, используемых на занятиях (пластилин, бумага, природные материалы и т. д.). Понятия "цвет", "форма", "линия". Инструменты и приспособления, применяемые в кружке и правила пользования ими. Техника безопасности. Организация рабочего места.
Штриховка цветными карандашами и выкатывание из пластилина простейших форм. Мозаика как вид декоративно-прикладного творчества. Материалы, используемые для мозаичных работ (бумага, горох, фасоль, крупы, макароны, пластилин и т. д.). Освоение техники "мозаика" (обрывание бумаги, скатывание комочков, рассыпание круп различных видов, выкатывание шариков из пластилина, работа с другими материалами с последующим их выкладыванием по эскизу).
3. Аппликация из пластилина. (54 часа)
Ознакомление с техникой выкатывания пластилина в жгутики, скручивание их в круг, овал и т. д., выкладывание различных аппликаций по эскизу.
Виды пластилина (парафиновый, восковой, флуоресцентный) и его свойства. Материалы, инструменты и приспособления при работе с пластилином
Освоение техники выкатывания пластилина. Выкладывание жгутиков по эскизу. Изготовление мелких деталей.
Освоение техники выкатывания пластилина. Выкладывание жгутиков по эскизу. Изготовление мелких деталей.
Освоение техники выкатывания пластилина. Выкладывание жгутиков по эскизу. Изготовление мелких деталей.
Освоение техники выкатывания пластилина. Выкладывание жгутиков по эскизу. Изготовление мелких деталей.
Освоение техники выкатывания пластилина. Выкладывание жгутиков по эскизу. Изготовление мелких деталей.
Освоение техники выкатывания пластилина. Выкладывание жгутиков по эскизу. Изготовление мелких деталей.
Освоение техники выкатывания пластилина. Выкладывание жгутиков по эскизу. Изготовление мелких деталей.
Освоение техники выкатывания пластилина. Выкладывание жгутиков по эскизу. Изготовление мелких деталей.
Освоение техники выкатывания пластилина. Выкладывание жгутиков по эскизу. Изготовление мелких деталей.
4. Лепка. (54 часов)
Техника изготовления объемных фигур. Три основных элемента – «шар», «жгут», «лепешка». Понятие «толстый» - «тонкий», «длинный» - «короткий», «большой» - «маленький». Выбор пластилина и инструментов для каждого вида работы. Основы примитивной лепки животных, птиц, деревьев, цветов и т. д.
Техника изготовления объемных фигур. Основы лепки. Изготовление мелких деталей.
Техника изготовления объемных фигур. Основы лепки. Изготовление мелких деталей.
Техника изготовления объемных фигур. Основы лепки. Изготовление мелких деталей.
Техника изготовления объемных фигур. Основы лепки. Изготовление мелких деталей.
5. Пластилинография. (54 часа)
Рисование пластилином как новый вид декоративно-прикладного искусства. Разновидности пластилиновых картин (плоскостные и барельефные). Основные способы и приемы изготовления пластилиновых картин. Освоение техники заполнения полотна пластилином в соответствии с эскизом.
Освоение техники заполнения полотна пластилином.
Изготовление объемных и полуобъемных деталей. Изготовление мелких деталей. Освоение техники заполнения полотна пластилином. Изготовление объемных и полуобъемных деталей. Изготовление мелких деталей.
Ожидаемые результаты
Основным результатом обучения является социальная реабилитация детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Прежде всего это возможность чувствовать свою значимость и заниматься интересным делом.
Формы и методы реализации программы
Формы и методы работы с детьми с ОПФР педагогом дополнительного образования выбираются исходя из потребностей каждого ребёнка. Выбор этот основывается на главном принципе коррекционно - воспитательного процесса - дифференцированный подход к каждому ребёнку, внимательное и уважительное отношение к его здоровью, потребностям и возможностям. Занятия могут проводиться в индивидуальной, подгрупповой (2 - 3 человека) и групповой (4 - 6 человек) формах. Программа предусматривает такие методы проведения занятий, как объяснение, наглядные просмотры детских работ прошлых лет, практическая работа, выставки.
Задача руководителя кружка на первом этапе - доступно показать детям, как следует правильно организовывать свой труд, лучше выполнить ту или иную технологическую операцию. Учитывая индивидуальные возможности детей, педагог должен определять задание от простого к более сложному, руководствуясь принципом "сделай как я". Во время занятий с детьми с ОПФР необходимо давать детям время для расслабления и отдыха.
Формой проведения обобщающего занятия является выставка лучших работ кружковцев, организованная совместно с родителями.
Обеспечение преемственности работы "учреждение дополнительного образования"- "центр коррекционно - развивающего обучения и реабилитации";
Обеспечение преемственности работы "семья - кружок";
Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности в кружке, а именно: совместная работа во время проведения плавно - тематических занятий;
Оказание помощи родителям в овладении психолого - педагогической культурой;
Организация консультаций для родителей на тему семейного досуга, ознакомление с разнообразными техниками выполнения работ по декоративно - прикладному творчеству, стимулирующими развитие мелкой моторики пальцев рук;
Побуждение родителей к организации домашних выставок детских работ;
Организация выставок работ детей в кружке и, по возможности участие в городских выставках;
Литература и информационный ресурс
1. Горичева, В. С., Нагибина, М. И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. М. "Просвещение", 1989.
2. Боголюбов Н. "Скульптура на занятиях в школьном кружке". М. "Просвещение", 1986.
3. Мартелава, С. В. Гiсторыя беларускага мастацтва". Мн. "Навука і тэхніка", 1994.
4. "Живопись". Сост. Л. А. Щитов. М. "Просвещение", 1995.
5. Коньшиева Н. М. "Лепка в начальных классах". М. "Просвещение", 1985.
6. Миронова Л. Н. "Цветоведение". Мн. "Вышэйшая школа", 1984.
7. Народныя мастацкiя рамёствы Беларусi. Укл. Я. М. Сахута. Мн. "Беларусь", 1996.
8. Федотов, Г Послушная глина
9. Халезова, Н. Б. Народная и декоративная лепка в детском саду
10. Чернова Е. В. Пластилиновые картины. Ростов- на- Дону, Феникс, 2008.
11. Шкицкая И. О. Апликацкая из пластилина. Ростов- на- Дону, Феникс, 2006.
12. Сайт [Электронный ресурс] – Режим доступа: // https:// ru. Wikipedia. оrg/wiki/. Дата доступа: 27.12.2011.
13. Электронная почта [Электронный ресурс] – Режим доступа: // https:// ru. Wikipedia. оrg/wiki/. Дата доступа: 27.12.2011.