Оксана Гафурова
Программа по музейной педагогике «Наш дом — Южный Урал»
▼ Скачать + Заказать документы
«Родина для человека – самое дорогое и священное,
без чего человек перестаёт быть личностью»
В. А. Сухомлинский
Программа «Наш дом — Южный Урал»
(по региональному программно-методическому комплексу
«Наш дом — Южный Урал», Челябинск 2014 г.)
Для повышения нравственно-патриотического воспитания коллективом МБДОУ «Детский сад № 7» была принята задача внедрить в образовательный процесс региональную программу воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики “Наш дом – Южный Урал” (разработанной авторами Магнитогорского государственного педагогического университета.) Для реализации данной программы администрацией ДОУ был создан краеведческий мини-музей.
Публикация «Программа по музейной педагогике „Наш дом — Южный Урал“» размещена в разделах
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Урал - наш край родной
- Темочки
Обоснование актуальности программы.
В программе «Наш дом – Южный Урал» речь пойдёт о значении истории родного края, города и патриотическое воспитание дошкольников.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Дошкольный возраст, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений об этнической и национальной культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать ребенку элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края.
Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Цель: Воспитание у детей патриотических чувств и любви к своей Родине, родному краю. Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
• формировать представления об особенностях национальных традиций, обычаях, фольклоре, жителях Южного Урала;
• воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру;
• формировать у детей этническое мировоззрение как выражение национального характера;
• развивать познавательную активность, мотивацию, интеллектуальные способности детей;
• повышать знания родителей о жизни и культуре народов Южного Урала;
• воспитывать интерес к истории и культуре родного края, чувство гордости за свою Родину и свой народ, а так же уважение к фольклорному наследию других народов;
• формировать интернациональное сознание детей.
Участники проекта: дошкольники 5-7 лет (старшая и подготовительная к школе группы, родители, педагоги ДОУ.
Срок реализации проекта: долгосрочный.
Направления реализации программы : работа с дошкольниками, родителями и работа над предметно-развивающей средой. Практическая значимость состоит в том, что оно обогащает дошкольную практику организации занятий по истории родного края в дошкольных образовательных учреждениях.
Программа разбита на разделы. Все они познавательны и интересны. Формы подачи материала подобраны таким образом, чтобы побуждать ребёнка мыслить, запоминать, внимательно вникать в суть, воображать, представлять, задавать вопросы.
Содержание разделов программы
1. Растения Южного Урала. Растения леса, степи, водоёмов. Что нам даёт лес. Лекарственные растения. Растения, которые надо охранять. Съедобные и несъедобные грибы. Практические занятия. Сбор гербария, осенних листьев, ягод, плодов. Посадка цветов, кустарников на территории детского сада.
2. Животные Южного Урала. Животные леса, степи, водоёма. Редкие животные своего края. Практические занятия. Наблюдения за жизнью животных по видео.
3. Полезные ископаемые Южного Урала. Добыча полезных ископаемых. Камнерезное искусство. Практические занятия. Работа с образцами полезных ископаемых. Экскурсия в краеведческий музей — просмотр экспозиции.
4. Воды Южного Урала. Знакомство с основными реками, озёрами своей местности. Значение рек, водоёмов в жизни людей. Практические занятия.
5. Карта. Условные знаки карт. Знакомство с картой своего края, города. Практические занятия. Путешествия по карте.
6. Охрана природы. Правила поведения в природе. Практические занятия. Посадка растений, изготовление кормушек, уборка мусора. Проведения экологических акций.
7. Прошлое своего края. Моя родословная, история моей семьи. Знакомство с историей города Трехгорный Челябинской области. Памятные места города. Чтение и рассматривание книг по истории своего города, края.
8. Народы Южного Урала. Знакомство с национальностями, проживающими на территории Южного Урала, знакомство с обычаями, обрядами, народными играми, музыкой, танцами. Фольклор. Практические занятия. Народные праздники. Чтение легенд, сказок, разучивание народных песен.
9. Искусство. Культура. Знакомство с художниками, композиторами, писателями, поэтами Южного Урала и города Трехгорный. Практические занятия. Посещение выставок, встречи с интересными людьми города, чтение произведений.
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным краем положены следующие принципы:
Принцип историзма. Реализуется путё м сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий уголок, подобран материал, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.
Принцип гуманнизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе, области, страны, с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, центром развития творчества детей и юношества, музеем города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями, ЗАТО Трёхгорного.
Продуктивная деятельность:
• работа по программе «Наш дом - Южный Урал»;
• планирование по возрастам;
• конспекты занятий, развлечений, досугов;
• презентации;
• создание педагогических копилок «Игры народов Южного Урала», «Художественное слово»;
• использование произведений Южно Уральских писателей;
• обновление экспозиций выставок в музее ДОУ.
Проектная деятельность для родителей:
• подготовка тематических выставок в музее ДОУ;
• участие родителей в изготовлении макетов, костюмов, атрибутов для игр;
• привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного материала;
• выставки рисунков, поделок «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др. ;
•
• благоустройство ДОУ;
•
• природоохраняемые акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др.
Хотя воспитанникам нашим мало лет,
Уже неплохо знают, что же значит «краевед».
Через эмоции, игру и интерес,
Внедрённые в образовательный процесс,
Мы им поможем гражданами стать
И Родину любить и уважать.
Планирование
Первый год (старшая группа)
1. «Моя семья – моя радость» Беседа с творческим заданием.
2. «Мой замечательный город» (просмотр фильма).
3. «Легенды уральских вершин : Завьялиха, Шуйда, Бархотино».
4. «Осень в родном городе» Экскурсия. Сбор гербария.
5. «Мы все такие разные» Конкурс рисунков.
6. «Уважения достойны» Беседа о пожилых людях.
7. «Рождение города» (фотографии старого и нового города).
8. Знакомство с картой – схемой «Наш – город».
9. «История города в названиях улиц» презентация исследовательских семейных проектов.
10. «Птицы нашего края».
11. «Природа вокруг нас».
12. «Какие растения нас лечат».
13. «Деревья нашего города».
14. «Символика города (герб, флаг, гимн)» Игра.
15. «Мастерами Урал славится». Каслинское литьё.
16. «Сказы П. П. Бажова».
17. «Кому нужна моя помощь?» Разведка добрых дел.
18. «Памятники города» (экскурсия по городу).
19. «Они служили в Армии» Встреча с родственниками детей.
20. «Что означает Юрюзань?».
21. «Реки нашего края» Путешествие по карте.
22. «Кто живет с нами рядом» знакомство с народами края.
23. «Русская крестьянская изба».
24. «Традиции нашего народа» праздники, развлечения.
25. «Предметы народного домашнего быта».
26. «Люблю тебя, мой Южный Урал».
27. Творческая деятельность «Пусть цветы радуют глаз».
28. «Наш город Трёхгорный»- путешествие по страницам книг о городе.
29. «С чего начинается Родина?».
Второй год (подготовительная группа)
1. «Человек и семья» Игра.
2. «Уральское народное жилище» Беседа.
3. «Архитектура прошлого и настоящего города».
4. «Город, в котором я живу» Конкурс рисунков.
5. «История нашего края» Беседа с презентацией.
6. «Что значит быть хорошим сыном и дочерью» Беседа.
7. «Почему меня так назвали» Презентация детских проектов.
8. «Кто живет в лесах Южного Урала»- виртуальная экскурсия по лесам.
9. «Жизнь зверей Челябинской области».
10. «Города старинные, мастерами славные».
11 «Города и села Челябинской области» Беседа, просмотр видео.
12. «Столица Южного Урала» Заочное путешествие по городу Челябинску.
13. «Из истории края» рассказы детей, подготовленные с родителями.
14. Музыкально – литературная гостиная «Песни и стихи для тебя -Трёхгорный».
15. «Народные костюмы Южного Урала».
16. «Интересные люди города» Беседа, просмотр фото.
17. «Флаги и гербы» Беседа с творческим заданием.
18. «Мой папа – мастер на все руки», «Мама – золотые руки» Презентация семейных творческих работ.
19. «Оружейных дел Мастер» Златоустовская гравюра.
20. «Полезные богатства края. Карьеры Южного Урала».
21. «Самоцветная красота».
22. «Экспедиция по уральским горным вершинам».
23. «Тайны уральских пещер».
24. «Творчество П. П. Бажова».
25. «Искусство домовой росписи».
26. «Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.
27. «Красота родной природы».
28. «Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь».
Ожидаемый результат данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является осознанное принятие традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного города, района, области, страны.
Главным требованием к внедрению историко-краеведческого материала является то, что он должен соответствовать основному содержанию занятия, быть полноценным с научной точки зрения, иметь воспитательное значение, являться типичным для данной местности, быть небольшим по объему и посильным для самостоятельного анализа воспитанниками.
Задача воспитания интереса и любви к Родине традиционно решалась в нашем детском саду. Но результаты оценки уровня знаний детей показали необходимость усиления работы в данном направлении и наполнения её новым содержанием.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, достопримечательностям города.
Содержание программы отражает комплексно-системный подход к изучению родного края. Такой подход даёт возможность рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы.
Программа предусматривает организацию активных форм проведения занятий, использование иллюстративных и интерактивных презентаций, применение индивидуальных и групповых творческих работ, выставки, коллективные игры, встречи с интересными людьми, конкурсы и викторины, тематические и обзорные экскурсии.
Диагностико-дидактическое:
• диагностические анкеты для детей;
• дидактические игры (разработаны и созданы педагогами ДОУ);
• карты города, области;
• исторические документы, фотографии;
• аудио, видео версии сказок и исторические хроники;
• методическая, краеведческая, художественная литература;
• буклеты, наборы открыток, альбомы, иллюстрации;
• макеты.
Учебно-методические средства обучения
• Алексеева Л. Н. Стихи о растениях сост. Л. Н. Алексеева. – СПб: Тритон, 1997г.
• Виноградов Н. – Страницы древней истории Южного Урала. – Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1997г.
• Курочкин Ю. М., Моисеев А. П. – Рифей,- Уральский краеведческий сборник – Челябинское Южно-Уральское книжное издательство, 1987г.
• «Мой родной дом» - программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников под ред. Дорофеевой А. - М. ,2005.
• Ривина Е. К. – Герб и флаг России-М., «Просвещение», 2004.
• «С чего начинается Родина» - под ред. Кондрыкинской Л. А. ; М. ,2004.
• Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Сост. Н. А. Арапова-Пискарева. – М., 2005.
• Рыбалова И. «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» // Д. в. №6, 2003.
• Волобуева Н. Г. «О региональном компоненте содержания дошкольного образования в области ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем», «Педагогика : традиции и инновации» Челябинск, октябрь 2011г.
• Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» / М. Д. Маханева. - М. : НРКТИ, 2004.
• Миронова, Л. П. Люби и знай родной свой край / Л. П. Миронова // Воспитатель ДОУ. - 2008.- №1.
• Михайлова, Е. Нравственно-патриотическое воспитание / Е, Михайлова // Ребенок в детском саду. - 2005.- №5.
• Рыбалова, И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2003.- №6.
•
• https://www.coolreferat.com/Значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края