Татьяна Викторова
Программа «Музыкальная шкатулка» по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад»
Программа
по развития музыкально – сенсорных способностей детей старшего дошкольного возраста
Выполнила:
Публикация «Программа „Музыкальная шкатулка“ по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Викторова
Татьяна Александровна,
музыкальный руководитель
Лысково
2017
Содержание
2
Пояснительная записка
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению.
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного возраста. Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей.
Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребёнка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика, различать музыкальные произведения по жанру, характеру.
Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры и пособия, которые воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.
В настоящее время формированию музыкально-сенсорных способностей детей уделяется мало внимания. А между тем исследования таких известных педагогов, как Выготский Л. С., Теплов Б. М., Радынова О. П., Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. доказывают возможность и необходимость формирования памяти, воображения, мышления, способностей у всех детей без исключения.
Развитие у детей музыкально-сенсорных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр. Ведь все пособия и игры, используемые на музыкальных занятиях, соединяют в себе все методы музыкального воспитания.
3
Актуальность
Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет.
Поэтому необходимо научить ребёнка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика, различать музыкальные произведения по жанру, характеру.
Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры и пособия, которые, воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.
Применение музыкально-дидактических игр и пособий заключается в музыкальном развитии и воспитании дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целому и дифференцированному восприятию музыки.
Широко известно, что научить ребенка любить и понимать музыку можно только при помощи самой музыки, т. е. музыка должна быть понятна ребенку. Педагоги и психологи отмечают роль чувственной основы художественного восприятия. Чем активнее будут, по их мнению, поисковые движения руки, глаза, слуха, тем полнее, интенсивнее будет восприятие мира, его красок, форм и звуков. Развитие же музыкальных способностей помогает детям вслушиваться в звуки. И наша задача – привлечь внимание детей к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям (выше - ниже, длиннее – короче). При этом всегда подчеркивается выразительное значение музыкальных звуков. Поэтому необходимо создавать все условия для развития музыкальных способностей детей.
В чём же ценность дидактических игр и пособий? А ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них.
Основное назначение дидактических игр – формирование у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме помочь разобраться
4
в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально-сенсорных способностей.
Музыкальное развитие в дидактической игре решает не только узкоэстетическую задачу, оно представляет собой действенную силу, стимулирующую общее и, в частности, интеллектуальное развитие личности ребенка. Вот почему проблема дидактических игр в развитии музыкальных способностей – стала темой моей работы.
Цель и задачи программы
Цель - помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойства музыкального звука с помощью наглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.
Задачи:
Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме использования музыкально-дидактических игр и пособий в отечественном музыкальном воспитании дошкольников.
Определить психолого-педагогическое воздействие музыкально-дидактических игр и пособий на развитие музыкально-сенсорных способностей дошкольников.
Совершенствовать формы и методы обучения, развивающие самостоятельность, творческую музыкальную активность в процессе использования музыкально-дидактических игр.
Наработать вспомогательный музыкальный дидактический материал и использовать его в учебно-педагогическом процессе.
5
Реализация программы
Реализация программы предполагает, что грамотно организованная система по развитию музыкально - сенсорных способностей у детей дошкольного возраста с использованием музыкально-дидактических игр, будет способствовать повышению уровня развития музыкальности у детей, формированию музыкальной культуры, сознательному и прочному усвоению знаний, активизации познавательной деятельности и эмоциональной сферы.
Содержание программы
Музыкально – сенсорные способности Задачи работы с детьми Основные методы обучения Музыкально-дидактические игры
1 Динамический слух Развивать умение различать динамические изменения в музыке Объяснение и иллюстрация динамических свойств музыки, их графическое изображение «Громко – тихо запоём»
«Кот и мыши»
«Принц и принцесса»
2 Тембровый слух Развивать умение различать тембр различных детских музыкальных инструментов Использование детских музыкальных инструментов «Угадай, на чем играю»
«Слушаем внимательно»
«Музыкальные загадки»
3 Ритмический слух Развивать : -представление о ритме
- чувство изменения темпа от медленного к умеренному, быстрому и наоборот
Различать ритмический рисунок
Воспроизводить метрический пульс речи (стихов) и музыки, при помощи музыкального кубика, д. м. инструментов. «Кубик – оркестр»,
«Наше путешествие»
«Эхо»
4
Звуковысотный слух определять на слух направление мелодии, её скачки Выкладывать на фланелеграфе (кружочками) рисунок мелодии, сопровождая задание пением, игрой на металлофоне «Музыкальное лото», «Ступеньки»
5 Музыкальный слух и музыкальная память Различать высоту звуков и направление движения мелодии вверх и вниз
Развивать умение чисто интонировать мелодию
Тренировать музыкальную память Прослушивать программную музыку, узнавать знакомые мелодии «Слушаем музыку»,
«Угадай мелодию»,
«Сколько нас поёт»
Взаимодействие с воспитателями
Сроки Тема Форма взаимодействия Ответственные
Сентябрь «Музыкально – сенсорные способности детей старшего дошкольного возраста» Консультация
Музыкальный руководитель
Декабрь «Музыкально – дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста. Мастер – класс
Музыкальный руководитель
Февраль «Кубик – оркестр» Изготовление пособия для проведения музыкально – дидактической игры в группе
Музыкальный руководитель, воспитатели
Март «Вот как мы играем» Досуг с участием родителей Музыкальный руководитель, воспитатели, родители
Май «Игры дома и в детском саду» Фото выставка Музыкальный руководитель, воспитатели, родители
Взаимодействие с родителями
Сроки Тема Форма взаимодействия Ответственные
Сентябрь «Музыкальные игры в семье». Консультации для родителей
Музыкальный руководитель
Январь «Развитие музыкальных и творческих способностей» Лекция - выступление на родительском собрании
Музыкальный руководитель
Март «Вот как мы играем» Досуг с участием родителей Музыкальный руководитель, воспитатели, родители
Май «Игры дома и в детском саду» Фото выставка Музыкальный руководитель, воспитатели, родители
Заключение
Музыкально-дидактические игры имеют большое значение в проектировании процесса музыкального воспитания и развития дошкольников в детском саду. Игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними, а педагогу не только грамотно и эффективно развить способности ребенка, но и провести диагностику детских музыкальных способностей.
Основное назначение музыкальных игр в том, чтобы формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкальные игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.
Дети показывают положительную динамику развития в процессе применения данной программы. Старательно выполняют задания педагога, стремясь к общению с музыкальным руководителем, учатся взаимодействовать друг с другом. При этом диагностические задания побуждают детей к творчеству, развивают их музыкальные способности и приобщают детей к прекрасному миру музыки.
Список литературы
Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). — Воронеж, 1998. — С. 100 — 101).
Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983.
Зимина А. Н. «Музыкально-дидактические игры» : М. -1999 г.
Комиссарова Л. Н., Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» : М. Просвещение-1986.
Кононова Н. Г. «Музыкально-дидактические игры для дошкольников» : М. Просвещение- 1982.
Крашенинникова Н. Б., Макарова И. А. Педагогическая технология социально-эмоционального развития дошкольников средствами музыки : учебно-методическое пособие /Н. Б. Крашенинникова, И. А. Макарова [под ред. Н. Б. Крашенинниковой] ; изд. второе, доп., испр., перераб. – Нижний Новгород: Издательство «Блый цвет», 2014.- 202с.