Блажан Любовь
Конспект НОД по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста «Знакомимся с космосом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие познавательной активности детей.
Задачи:
1. Расширить и закреплять знания об истории развития космонавтики.
2. Систематизировать знания о космосе (звёзды, солнечная система, созвездия, планеты);подчеркнуть уникальность планеты Земля.
3. Уточнить и расширить представления детей о работе космонавтов.
4. Развивать познавательный интерес к космосу, фантазию, воображение.
6. Воспитывать уважение к труду космонавтов, чувство гордости за свою Родину.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект НОД по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста „Знакомимся с космосом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Цикл занятий и бесед на тему: "Этот загадочный космос" :
1. Солнце - источник тепла и света.
2. Планета Земля - наш общий дом.
3. Планеты Солнечной системы.
Чтение:
Н. Кургузов "В солнечном царстве, в космическом государстве", Кто на нас с небес смотрит:
Ю. Гагарин "Вижу Землю"; Заучивание стихов, изготовление ракет из бумаги в технике оригами.
Материалы:
Карта "Солнечная система для детей", иллюстрации с изображением звёзд, планет; портреты К. Д. Циолковского, С. П. Королёва, Ю. А Гагарина, В. Терешковой и других космонавтов; глобус, обручи по количеству детей. Аудиозаписи (космическая музыка)
Ход занятия.
Дети входят под музыку в зал, останавливаются полукругом.
В. -Ребята, я знаю, что вы мечтаете полететь в космос. Верно?
Сегодня мне почтальон принёс необычный конверт, но ещё не успела открыть его и узнать, что в нём. (вскрываю)
Давайте вместе посмотрим, что там.
Ребята, да здесь приглашение! Нас приглашают совершить космическое путешествие!
Вы хотите стать космическими туристами?
--Дети соглашаются.
В. -Тогда я сначала проверю ваши знания--без них в путешествие никак нельзя. Давайте пройдём в наш музей космонавтики и вспомним, что мы уже знаем о космосе.
--Что мы называем космосом? -- (звёзды, планеты, кометы, метеориты,. весь необъятный мир, который находится за пределами Земли. Другим словом всё это называется Вселенная.
--Какая наука занимается изучением космоса?
Д. - Космонавтика.
В. - А кто стоял у истоков космонавтики?Покажите портрет учёного, которого называют отцом космонавтики.
(дети находят портрет К. Э. Циолковского)
В. -Да, это К. Э. Циолковский! Более ста лет назад он придумал, как построить такую ракету, которая могла бы преодолеть силу земного притяжения и вырваться в космос! Но построить такую ракету в то время у него не было возможности.
И только через много лет уже другие русские учёные под руководством С. П. Королёва (дети находят портрет) сумели построить первый космический спутник и затем космический корабль, способный полететь в космос.
--А кто самым первым полетел в космос?
(дети отвечают, что собаки Белка и Стрелка)
В. - Да, это были собаки. Ведь прежде, чем отправить в космос человека, учёным необходимо было узнать, как неблагоприятные условия космоса будут воздействовать на живой организм. Поэтому и были выбраны домашние животные и учёные очень внимательно наблюдали за ними во время полёта. И только после их полёта и благополучного возвращения учёные приняли решение отправить в космос человека.
--Кто же был первым в мире космонавтом?
(дети называют и находят портрет Ю. Гагарина)
В космической ракете с названием "Восток"
Он первым на планете подняться к звёздам смог!
Воспитатель уточняет, почему именно день 12 апреля у нас считается праздничным и что за праздник мы отмечаем в этот день?
Дети говорят, что это День Космонавтики, потому что в этот день в 1961 году Ю. А. Гагарин первым в мире совершил полёт в космос.
Воспитатель дополняет, что Юрий Гагарин на космическом корабле "Восток" совершил подвиг! Он первым человеком в мире полетел на ракете в космос, облетел вокруг земного шара за 108 минут и успешно приземлился. Этим подвигом он прославил на весь мир нашу страну, весь мир с восторгом следил за его полётом. После этого он побывал во многих странах, стал очень известным человеком, о его подвиге было написано много книг, стихов, песен, но он не зазнался и продолжал быть очень простым и скромным человеком, всегда помнил, что за его подвигом стоит труд очень многих людей: учёных, конструкторов, рабочих. И мы с вами, ребята, можем гордиться тем, что живём в России, в стране, имеющей таких героев!
Далее рассматривают с детьми портреты других космонавтов, побывавших в космосе (В. Титов, А. Леонов, В. Терешкова, С. Савицкая и др.)
Воспитатель обращает внимание на другие экспонаты и фотографии и уточняет, для чего космонавтам нужны спутники и орбитальные станции. Что за спец. одежда используется космонавтами для выхода и работы в открытом космосе.
В---Ну что ж, ребята, я вижу, что вы уже много знаете о космосе и космонавтах и мы с вами можем спокойно отправляться в путешествие!
(предлагает детям надеть воображаемые скафандры)
Физминутка.
-На голову надеваем шлем! - наклоны и повороты головы в стороны.
-Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движений!- повороты и наклоны туловища.
-Руки защищены удобными перчатками- вращение кистями рук, сжимание-разжимание пальцев
-Специальные ботинки космонавта на очень плотной подошве. защищают ноги от высоких и низких температур- ходьба на месте с высоким подниманием колен.
-На спине за плечами -ранец с важными устройствами и кислородные баллоны - поднять -опустить плечи, глубокий вдох-выдох.
Воспитатель предлагает занять места в космическом корабле.
Приготовиться к взлёту!
Обратный отсчёт! -10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-ПУСК!
(Дети закрывают глаза и под музыку представляют, что происходит за бортом.)
В-ль: -А пока мы будем лететь - предлагаю разгадать космические загадки.
До луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Сделать быстрая. (ракета)
Океан бездонный, океан бескрайний.
Безвоздушный, тёмный и необычайный!
В нём живут вселенные, звёзды и кометы.
Есть и обитаемые, может быть, планеты. (космос)
Жёлтая тарелка на небе висит,
Жёлтая тарелка нам тепло дарит. (солнце)
Освещает ночью путь,
Звёздам не даёт уснуть.
Пусть все спят - ей не до сна!
В небе не заснёт. (луна)
Рассыпалось ночью по небу зерно,
А утром посмотришь - нет ничего. (звёзды)
Чтобы глаз вооружить
И со звёздами дружить,
Млечный Путь увидеть чтоб,
Нужен мощный. (телескоп)
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски - астронавт,
А по-русски. (космонавт)
Воспитатель сообщает, что пока разгадывали загадки - уже долетели до соседней планеты!
Приготовиться к выходу из ракеты!
(под музыку появляется инопланетянин)
---Я приветствую вас на своей планете! А вы кто и откуда прилетели?
(дети рассказывают, что они люди и прилетели с планеты Земля)
Инопланетянин очень рад! Он никогда раньше не видел людей и хочет со всеми познакомиться. А дети рассказывают ему, что очень мечтают стать космонавтами и хотят как можно больше узнать о космосе и других планетах.
Рассказывают инопланетянину каким должен быть космонавт (умным, трудолюбивым, смелым, сильным, выносливым, упорным и т. д.)
Инопланетянин сообщает, что любит играть со своими друзьями в игру "Скажи наоборот" и предлагает детям поиграть.
Космонавт должен быть :
ленивым? - трудолюбивым!
слабым? - сильным!
злым? -добрым!
неряшливым? - аккуратным!
трусливым? - смелым!
неуклюжим? - ловким!
грубым? - вежливым!
Хвалит детей и говорит, что из них могут получиться настоящие космонавты!
И предлагает детям показать, какие они быстрые и ловкие!
Игра "Космодром"
(под музыку дети двигаются по всему залу, а по сигналу должны быстро занять своё место в ракете- обруче). Хвалит детей после игры, дети тоже говорят, как им понравилось быть в гостях, но пришло время возвращаться на свою планету Земля. Они приглашают инопланетянина к себе в гости и прощаются.
(дети возвращаются в свою ракету, делают обратный отсчёт и ракета под музыку "взлетает")
Воспитатель предлагает, чтобы не скучать - вспомнить стихотворение-считалку:
По порядку все планеты
Назовё т любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три- Земля,
Четыре - Марс!
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту,
А за ним, уже потом,
И девятая планета
Под названием Плутон!
(дети читают)
Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету!
Ведь другой, похожей, нету!
Воспитатель показывает детям маленький глобус- модель нашей планеты и обращает внимание, как она кажется маленькой и хрупкой на просторах вселенной.
Земля - прекрасная планета, полная чудес и загадок. Её называют ещё голубой планетой, такой её увидели космонавты из космоса. И чтобы такая красота не погибла, надо очень бережно к ней относиться!
Я хочу, чтобы вы подержали в руках нашу планету и пожелали ей всего самого хорошего (под музыку дети бережно передают друг другу глобус и высказывают свои пожелания)
Наша планета Земля
Очень щедра и богата.
Горы, леса и поля -
Дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету!
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим!
Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого мы станем только добрей!
Украсим всю Землю садами, цветами -
Такая планета нужна нам с вами!
Ну вот мы и вернулись домой! Как много интересного мы сегодня увидели и узнали!
Наше путешествие подошло к концу.
Что вам, ребята, больше всего понравилось и запомнилось?
А все свои впечатления о путешествии можно будет выразить в рисунках, а потом мы сможем устроить выставку ваших работ и пригласить на эту выставку ребят из нашего детского сада.
Всем спасибо и до свидания!