Светлана Гричишкина
Мини-музей «Русская горница»
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры. Организация мини-музея «Русская горница»
Организация мини-музея «РУССКАЯ ГОРНИЦА» в нашем дошкольном учреждении.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. ФГОС дошкольного образования указывает на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей. Совместная деятельность взрослых и детей — особая система взаимоотношений и взаимодействия.
Темочки:
Мини-музей — это прекрасная возможность решить проблему, стоящую перед педагогами, так как в его создании принимают участие и дети и родители. Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.
Н. А. Рыжова выделяет следующие педагогические функции музеев:
– образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;
– развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;
– просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;
– воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.
Цель: создание условий для развития личности ребенка путём включения её в многообразную деятельность мини-музея.
• Образовательная - познакомить дошкольников с жизнью, деятельностью, традициями, бытом русского народа.
• Развивающая - создать условия для развития у детей умения сопоставительного анализа, работы в творческих группах, нахождения информации в разных источниках.
• Воспитательная - приобщать детей к традициям и обычаям русской национальной культуры, прививать духовный патриотизм, воспитывать любовь к Родине.
Задачи:
• формировать у дошкольников представление о музее.
• обогащать социальный опыт в процессе непосредственного общения с предметами мини-музея, явлениями, людьми.
• расширять кругозор дошкольников: обогащать представления об отдельных элементах культуры русского народа (одежда, обычаи, предметы быта, игры, игрушки).
• развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох (связь со школьным музеем боевой славы).
• формировать проектно-исследовательские умения и навыки практического применения полученного материала в игровой, речевой, познавательной, двигательной деятельности.
• формировать умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания, развивать творческое и логическое мышление, воображение.
• учить чувствовать и понимать красоту народного творчества и художественного слова.
Актуальность: проблема национального самосознания стала особенно актуальной сейчас. Усилилась тенденция всемирного масштаба по нивелированию специфических культурных особенностей, вплоть до уничтожения культурных отличий наций, народов и народностей, живущих в этих регионах. Национальная специфика – это категория духовной культуры. Разрушению подвергаются глубинные основы культуры и, в первую очередь, национальное самосознание.
Устное народное творчество является бесценным наследием русского народа, как народная мудрость, передаваемая от поколения к поколению устным путем.
Воздействуя на эмоциональную сферу ребенка, более успешно можно передать детям опыт предков, подкрепляя зрительное восприятие музыкальным и речевым фольклором, воссоздать в доступной для детей форме быт русского народа, традиции и предания.
Современному дошкольнику не понятен смысл многих слов и выражений, составляющих структуру русского фольклора, он утрачивает важные моменты для развития познавательной деятельности. Пословица, поговорки, загадки, сказки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову, выстраивают базу для успешного формирования словообразования, усвоения антонимов, синонимов, создают основу для развития таких операций мышления, как сравнение и обобщение. Они приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают к нему интерес.
Для решения данной проблемы и возникла необходимость в создании мини-музея русской старины, где разместились предметы быта, одежды, утвари. Создание мини-музея «Русская горница» — это действенный, практический способ ознакомления дошкольника с русским бытом, благодатная среда для использования народного фольклора, изучения детьми национальных ремесел и традиций, художественного наследия.
Это - трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов:
• постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада (проведение консультации,собраний, индивидуальная работа);
• выбор места размещения экспонатов, помещения;
• сбор экспонатов;
• оформление мини-музея (учёт эстетических норм; соблюдение правил безопасности);
• разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами;
• разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки, выбор экскурсоводов (педагоги и сами дошкольники);
• открытие мини-музея с приглашением детей, родителей.
При использовании музейной педагогики, как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников, учитываются принципы интеграции (учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, наглядности, доступности, содержательности, партнерства, принцип деятельности и интерактивности (предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности, использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д., динамичности и вариативности (экспонаты постоянно дополняются и обновляются с учетом возрастных особенностей детей). Материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность.
Обязательное сочетание предметного мира мини-музея с программой, ориентированной на проявление активности детей; последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе); гуманизма (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей); активности детей в усвоении музейного наследия, как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в детской деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).
Наш мини-музей «Русская горница» - это не просто выставка предметов старины, но и действующее звено непрерывной образовательной деятельности. Внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно устойчиво. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее зависит от удачного расположения и привлекательности экспонатов, от возможности рассказчика заинтересовать посетителей. Наиболее оптимальным размещением экспонатов в мини-музее является размещение их на разных уровнях. Решить эту задачу помогают стеллажи, настенные полки, ширмы, стенды.
Посетив мини-музей, дети и родители имеют возможность познакомиться с предметами русского народного быта : русской печью, сундуком с русскими национальными костюмами, головными уборами, прялками, керосиновыми лампами, самоваром, деревянной и глиняной посудой, ухватами, рубелями, корзинами, туесами, куклами в русских народных костюмах и др.
Любая экспозиция учитывает логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение. Наш мини-музей можно посещать каждый день, можно брать экспонаты в руки, потрогать, «ощутить». Все эти предметы быта, утварь мы собирали по «крупицам»вместе с родителями.
Раскрывать перед детьми предметный мир помогают активные формы и методы, которые строятся на основе того, что дети не только смотрят, слушают, выполняют задания, но и активно принимают участие, действуют, манипулируют с музейными предметами.
Это дает возможность глубокого усвоения и запоминания информации.
Нами был разработан комплекс образовательной деятельности для дошкольников с учетом общеобразовательной программы, по которой работает дошкольное учреждение. Это является внедренным новшеством и имеет большие инновационные возможности. Не нарушая естественного хода образовательно-воспитательного процесса, деятельность проводится в течение года (1 раз в месяц). Этот комплекс включает в себя: познавательные беседы, дидактические игры, викторины, просмотр презентаций, организацию выставок и комплексные занятия, которые проходят и в музее, и в группе с предметами музея (проводят воспитатель + учитель-логопед или воспитатель + педагог-психолог, или все специалисты вместе).
Важное место в работе мини-музея занимают экскурсии (обзорные и тематические).
Экскурсионная работа решает следующие задачи:
• выявление творческих способностей детей;
• расширение представлений о содержании музейной культуры;
• развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
• создание условий для творческого общения и сотрудничества.
В мини-музей приглашаются воспитанники других возрастных групп, для ознакомления с бытом и традициями русского народа, для участия в посиделках и календарных праздниках. Дети старших групп показывают и рассказывают малышам, как использовали люди в старину тот или иной предмет, во время посиделок с родителями слушают русские народные песни.
Очень понравилась всем участникам такая интерактивная форма, как «перевоплощение» экскурсовода. Гостей встречала «хозяюшка» в русском народном сарафане, приглашала в свою избу, угощала пряниками и баранками. Особенно полюбился детям и «хозяин» горницы - домовенок Кузьма.
В рамках мини-музея и проектной деятельности была организована выставка «Предметы русского быта», которая предлагает знакомство с предметами утвари, тряпичными куклами, сделанными руками самих детей и их родителей.
Родители воспитанников - наши главные помощники: охотно принимают участие в пополнении предметно-пространственной среды. Совместно с детьми реставрируют поврежденную посуду, шьют русские костюмы и изготавливают стилизованные предметы.
Приобщение детей к золотому фонду народной культуры решит не только проблемы обогащения речи детей, но и позволит совершенствовать их внутренний мир, формировать активную жизненную позицию с опорой на эмоционально-чувственный опыт детей. В проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребенка, раскрывается его индивидуальность, формируются исследовательские умения и навыки реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию детей.