Ряполова Елена
Дидактические игры для мини-музея «Душа России»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры для мини-музея
Доброго всем солнечного весеннего дня! Каждый из нас, педагогов, постоянно задумывается над новыми идеями, технологиями, дидактическими пособиями, которые позволят интересно и доступно донести до ребёнка некую информацию, помогут вызвать желание и стремление чему-то научиться, что-то познать новое и неизведанное. Одной из таких находок является создание мини-музея в группе. Главным достоянием и ценностью данного музея станет коллекция предметов, собранных и созданных детьми, родителями и педагогами. Информация, полученная при изучении такой коллекции, будет полезной, обширной. Ведь дети, рассматривая предметы со всех сторон, слушая про них рассказы воспитателя, осваивая разные практические действия с ними, запоминают все прочно и надолго. Как писала Дорис Лессинг «в любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность» (ресурс интернета)
Публикация «Дидактические игры для мини-музея „Душа России“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мини-музеи в детском саду
- Моя Родина Россия
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Россия. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Мини-музей – это специально организованное развивающее образовательное пространство, направленное на решение задач эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания; способствует развитию коммуникативно-речевых, познавательных и творческих компетенций дошкольников.
Формы работы в мини-музее достаточно разнообразны: можно проводить познавательные беседы, читать художественные произведения, заучивать стихи, связанные с тематикой музея; создавать и просматривать презентации. Ребята старшего дошкольного возраста сами могут рассматривать и обследовать экспонаты, сочинять загадки, короткие стишки, небольшие рассказы и сказки, создавать рисунки, изготавливать открытки. Это способствует развитию творческой, познавательной и речевой активности.
Отличным приёмом для совместной деятельности являются дидактические игры с использованием экспонатов мини-музея.
В нашей группе был создан мини-музей «Душа России». В нём собраны предметы народно-прикладного искусства различных промыслов России: Гжель, Хохлома, Кожлянская игрушка, матрёшки, народные куклы.
Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры.
«РАССТАВЬ ПО ПОРЯДКУ?»
ЦЕЛЬ: развитие сенсорного восприятия, формирование поисковых способов ориентировки – методов проб, примеривания, зрительного соотнесения.
ХОД ИГРЫ: Перед ребенком в произвольном порядке (хаотично) выставляются 5–7 матрешек разного размера. Он должен расставить их по порядку в зависимости от величины (от самой маленькой до самой большой или наоборот).
«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»
ЦЕЛЬ: развитие внимания, зрительной памяти.
ХОД ИГРЫ: 5-7 предметов из коллекции мини-музея выставляются в ряд. Нужно запомнить место каждого в ряду и сами предметы. Ставится ширма, за ней предметы меняются местами (заменяются другими). Ширма убирается. Надо определить, что изменилось в ряду.
«ЧТО ИЗ ЧЕГО?»
ЦЕЛЬ: формирование умения классифицировать предметы по словесной инструкции, развитие мышления.
ХОД ИГРЫ: 10- 12 предметов из коллекции мини-музея выставляются на стол.
Ребенок должен классифицировать их по словесной инструкции в зависимости от материала, из которого изготовлен предмет, и расставить по группам (глиняные, стеклянные, металлические, деревянные, из ткани и т. д.)
«ЧЕГО НЕ СТАЛО?»
ЦЕЛЬ: развитие зрительного внимания, мышления.
ХОД ИГРЫ: на стол перед ребенком выставляется 7-8 предметов. Потом педагог просит закрыть глаза и убирает один из них. Играющему нужно назвать предмет, которого не стало.
[i]«ЗАПОМНИ ПРЕДМЕТ»[/i]
ЦЕЛЬ: развитие сенсорного восприятия, зрительной памяти.
ХОД ИГРЫ: ребенок рассматривает ряд из 4-5 предметов, стараясь их запомнить. Затем, надев повязку на глаза, обследует их кончиками пальцев и называет (описывает, не снимая повязки.
«ПАЗЛЫ»
ЦЕЛЬ: развитие логического мышления и зрительной памяти.
ХОД ИГРЫ: Ребенку предлагаются 5–7 частей картинки с изображением предмета, из которых он должен собрать целое изображение. Затем нужно изображенный на картинке предмет найти и показать в мини-музее
«НАЙДИ НАОЩУПЬ»[/i]
ЦЕЛЬ: развитие тактильного восприятия и памяти.
ХОД ИГРЫ: ребенку надевают повязку на глаза и дают на обследование (ощупывание) кончиками пальцев один предмет. После обследования этот предмет ставится в ряд из 5-6 других из мини-музея. Ребенок, открыв глаза, должен узнать в ряду «свой» предмет.
«УЗНАЙ ПО КОНТУРУ»
ЦЕЛЬ: развитие зрительного восприятия, умения концентрировать внимание.
ХОД ИГРЫ: ребенку дается карточка с изображением контура предмета. Он должен узнать предмет, назвать его и найти в мини-музее.
«СЛУШАЙ - ИЩИ»
ЦЕЛЬ: развитие связной речи, ориентировки в пространстве.
ХОД ИГРЫ: один из детей загадывает предмет, но не называет его, а описывает внешний вид и местоположение в музее. Другой по описанию угадывает, о каком предмете идет речь, и показывает его.