Дарья Никонорова
Программа мероприятий летней детской городской профильной смены художественно-эстетического направленности «Смена-2016»
▼ Скачать + Заказать документы
Искусство должно облагораживать людей.
М. Горький
1. Пояснительная записка
Актуальность и обоснование программы.
Важное направление в развитии личности - нравственно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.
Перед современным обществом стоит вопрос занятости детей, организации их досуга. Как помочь ребенку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы можно решить в ходе реализации программы профильной смены «Калейдоскоп творчества».
Публикация «Программа мероприятий летней детской городской профильной смены художественно-эстетического направленности „Смена-2016“» размещена в разделах
- Лето
- Лето. Летние поделки и рисунки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Программа представляет собой блог методик, по созданию комфортной досуговой деятельности детей и подростков. Она ориентирована на раскрытие творческих способностей, развитие образного мышления, социализации детей и подростков в кругу сверстников.
Был проведен анализ среди молодежи, в ходе которого были выявлены наиболее актуальные виды творческой, игровой, спортивной деятельности.
У обучающихся появляется возможность создавать красивые и оригинальные изделия в процессе работы мастер-классов по декоративно–прикладному искусству, развивать свои креативные способности. Развитие творческих способностей - одна из актуальных задач современного образования. Творческие способности проявляются в умении адекватно реагировать на происходящие изменения в нашей жизни (научной, культурной, общественной); в готовности использовать новые возможности; в стремлении избежать очевидных, традиционных решений; в выдвижении нестандартных, неординарных идей; в удовлетворении одной из основных социальных потребностей - потребности в самореализации личности.
Новизна данной программы заключается :
- в использовании новых технологий,
- в тесном переплетении элементов народного прикладного искусства с новейшими тенденциями современного дизайна,
- в ознакомлении с новыми материалами, которые упрощают технологию изготовления изделий и выигрывают в декоративности.
Таким образом, авторская программа профильной смены «Калейдоскоп творчества» представляет собой социально-педагогическую модель деятельности, обеспечивающей нравственно-эстетическое воспитание, обучение основам новых технологий в декоративно-прикладном творчестве, готовность подростков к воплощению нестандартных идей, формированию чувства осознанного выбора позиции и ее отстаивания, развитие созидательной активности, самостоятельного познания и преобразования, то есть приобретение опыта ценностно-рационального личностного саморазвития и социальной адаптации в постоянно изменяющихся условиях жизни современного общества.
Проблема: Развитие творческой активности у детей младшего и старшего школьного возраста.
Решение: Разработка программы мероприятий ориентированная на раскрытие индивидуальных талантов детей и развитие их творческих способностей.
В программу смены «Калейдоскоп творчества» входит система личностного ориентирования. Это позволит участникам выбрать наиболее актуальный вид деятельности.
Смена ориентирована на детей занимающихся в детских объединениях ЦДТ г. о. Самара и ДШИ г. Самара, СОШ №124 и. др с художественном уклоном. Основной деятельностью учеников становиться творческая деятельность.
Возрастная аудитория программы : 7-18 лет.
Актуальность: Программа разработана таким образом, что позволяет детям в первой половине дня сделать самостоятельный выбор деятельности:
• Работа на пленэре (зарисовки с натуры).
• Тематический мастер-класс.
• Спортивное мероприятие.
В данной программе дети максимально задействованы во все процессы деятельности, организации, и оценивания (почтальоны «Почта для друзей», строители и архитекторы в проекте «Город искусств», оценивание работ участников «методом лайков», построение межличностных отношений в проекте «День предпринимателя», «День искусствоведа» и др.)
Программа лагеря с эстетическим уклоном опирается на
следующие принципы:
1. Личностный подход в воспитании:
- признание личности развивающегося человека высшей социальной
ценностью;
- добровольность включения детей в ту или иную деятельность;
2. Природосообразность воспитания:
- обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников;
3. Культуросообразность воспитания:
- опора в воспитании на культурные литературные национальные
особенности;
4. Гуманизация межличностных отношений:
- уважительные демократические отношения между взрослыми и
детьми;
- уважение и терпимость к мнению детей;
- самоуправление в сфере досуга;
- создание ситуаций успеха;
- приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация
в ней;
- защита каждого члена коллектива от негативного проявления и
вредных привычек;
- создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения,
формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои
поступки и действия.
5. Дифференциация воспитания:
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на
другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
6. Средовой подход к воспитанию:
- педагогическая целесообразная организация среды оздоровительного
лагеря, а также использование воспитательных возможностей внешней
(социальной, природной) среды.
2. Цель и задачи Программы
Цель данной Программы – создание благоприятных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, сохранение и укрепление физического и психического здоровья и развитие мотивации их творческого роста.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
Оздоровительные:
• Создание комплекса условий и реализация мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.
• Создание условий для полноценного отдыха детей
Воспитательные:
• Воспитание эстетического вкуса и бережного отношения к природе;
• Создание условий, способствующих успешности каждого ребёнка, в соответствии с его возможностями
• Формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого отношения к общечеловеческим ценностям;
Развивающие:
• Развитие творческого потенциала детей и различных форм общения в разновозрастных группах.
• Развитие внимания, мышления, воображения, мелкой моторики рук, деловых качеств (самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т. д.);
• Развитие индивидуальных талантов детей.
Обучающие:
• Формирование эстетических знаний, художественно-пластических умений и навыков работы с бумагой, а также разнообразными художественными материалами;
Содержание программы :
Художественно-эстетическое направление - создание условий для творческой самореализации детей в рамках проведения лагерной смены
Задачи:
1. Организация деятельности учащихся по овладению умениями и навыками работы с различными материалами.
2. Формирование у учащихся интереса к искусству, музыке и художественно-эстетическому творчеству.
3. Выявление и дальнейшее развитие творческих способностей учащихся начальной школы.
4. Интеграция основного и дополнительного образования в рамках реализации профильной художественно-эстетической лагерной смены.
5. Дальнейшее сотрудничество по привлечению учащихся в систему дополнительного образования.
Мероприятия смены :
1. Конкурсы рисунков и рисунков на асфальте на тему: «Я рисую радугу» «В гостях у сказки»
2. Оформление отрядных уголков (голосование за лучшее оформление, между участниками).
3. Реализация проекта по коллективному выполнению объемного макета «Город искусств».
4. День скрап-поделок (открытки, блокноты).
5. Мастер класс «Праздник оригами».
6. Сбор гербария. Выполнение композиции из природных материалов.
7. Мероприятие копии, художественного произведения известного автора (Матисс, Ван Гог) и др.
8. День искусствоведа (Квест-играпомотивом известных произведений художников импрессионистов)
9. Неизведанная Самара (презентация о художниках Самары и Сам. Области. Пурыгин, Филлипов и. др направления на развитие кругозора, и выбор своей профессиональной деятельности)
10. Роспись заготовок из гипса.
11. Работа на Пленэре. (Зарисовки с натуры).
12. Программа мероприятий «Абстракции в искусстве (кубизм, фовизм, конструктивизм)»
13. Итоговая выставка поделок, рисунков «Наш Эрмитаж»
14. День, посвящённый Флагу России (Мастер-класс «Изготовление флага России»)
15. Газета желаний (Коллаж с использованием журналов и газет).
16. Комикс «Как я хочу привести лето»
17. Почта для друзей «Официальное открытие» .Назначение почтальонов на смену лагеря.
Данные мероприятия проводятся с учетом возрастных характеристик учащихся, и проводятся в таком порядке, который позволяет посетить все мероприятия по плану. А так же дается право на выбор посещения творческих мастерских. Для этого дети делятся на 3-5 команды, таким образом составляется график посещения мероприятий по командам.
Эстрада-создание условий для раскрытия талантов детей, а также привлечения детей к массовым развлекательным мероприятиям.
1. Мероприятие «Здравствуй лагерь». Объявляется устав, и концепция лагеря.
2. Мероприятие «Лагерь, до свидания!» (Награждение, конкурсная программа)
Конкурсные программы :
3. «Мисс и мистер лагеря»
4. Дефиле (праздник необычных костюмов)
5. «Алло, мы ищем таланты»
6. Флэшмоб «Мы голосуем–За»
Создание условий для полноценного отдыха и оздоровление
Спортивно-оздоровительное направление - создание комплекса условий и реализация мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.
Задачи:
1. Развитие физических способностей детей через активную спортивную жизнь в лагере
2. Обучение приемам и методам оздоровления для повышения сопротивляемости и защитных свойств организма
3. Формирование потребности в соблюдении режима дня, в стремлении к регулярным занятиям физической культурой
4. Развитие общей и скоростной выносливости, гибкости, ловкости, повышение спортивного мастерства
Для реализации данных задач были созданы следующие условия:
• Функционирование спортивного зала
• Наличие игровых комнат для малоподвижных игр на случай пасмурной и дождливой погоды
• Площадка для футбола
• Игровая площадка
• Медицинский кабинет
• Столовая
Для укрепления физического здоровья детей предусмотрены такие средства, как:
• ежедневная утренняя зарядка на свежем воздухе:
- утренняя ритмическая гимнастика для девочек на воздухе
- утренняя силовая гимнастика для мальчиков и пробежка на воздухе
1) создание экологически оптимальных условий пребывания детей в лагере, гармоничных взаимоотношений с природой:
• зеленые уголки в игровых комнатах
• ионизация воздуха в игровых комнатах
2) релаксирующая музыка
3) ароматерапия
4) витаминотерапия
5) оздоровительные медицинские мероприятия :
• первичный, промежуточный и итоговый осмотры детей врачом
• мониторинг оздоровления отдыхающих: антропометрия, динамометрия, спирометрия
6) арттерапия (средствами изобразительного искусства)
7) организация спортивно-массовых мероприятий :
- спортивные эстафеты;
-турнир по волейболу;
-турнир по бадминтону;
-турнир по прыжкам на скакалке;
-подвижные спортивные игры;
В прилагаемом плане работы лагеря подробно представлены мероприятия, игры, турниры, предусмотренные в рамках спортивно-оздоровительного направления.
Примерный распорядок дня в лагере
Подъем 8.00
Зарядка 8.05 – 8.20
Уборка постелей, туалет 8.20 – 8.35
Проверочная линейка по отря-дам 8.35 – 8.45
Завтрак 9.00 – 9.30
Мероприятия на площадке (про-гулки, игры, мастер-классы и пр.) 9.30 – 12.00
Свободное время 12.00 – 13.00
Обед 13.00 – 14.00
Послеобеденный отдых 14.00 – 15.30
Уборка постелей, туалет 15.30 – 15.40
Полдник 15.50 – 16.20
Пребывание на воздухе, работа по отрядам, репетиции художественной самодеятель-ности, турниры и пр. 16.30 – 18.00
Свободное время 18.00 – 18.30
Ужин 18.30 – 19.15
Массовая работа: конкурсы, выступления, представления, просмотры фильмов и пр. 19.30 – 21.00
Дискотека 21.00 – 22.00
Вечерняя линейка (вечерняя «свечка», приготовление ко сну 22.00 – 22.15
Отбой 22.30
Методическое обеспечение
1. Наличие программы лагеря, планов работы лагеря, плана-сетки.
2. Должностные инструкции всех участников процесса.
3. Проведение установочного семинара для всех работающих в течении
лагерной смены.
4. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы
5. Проведение ежедневных планёрок.
6. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Педагогические условия
1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
2. Организация различных видов деятельности.
3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
4. Создание ситуации успеха
5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня
6. Организация различных видов стимулирования.
Материально-техническое обеспечение
1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных
мероприятий.
2. Материалы для оформления и творчества детей.
3. Наличие канцелярских принадлежностей.
4. Аудиоматериалы и видеотехника.
5. Призы и награды для стимулирования
Кадровое обеспечение
Педагог-организатор;
Педагог-психолог;
Педагоги дополнительного образования (по Изобразительному искусству и ДПИ);
Вожатые (учащиеся старших классов);
Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией. Перед началом работы лагерной смены проводится установочный семинар для всех участников программы (кроме детей). Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение учебно-воспитательного плана, проведение отрядных и обще лагерных дел. Вожатые занимаются организацией отрядной жизни.
Методы и формы
В процессе деятельности профильной смены “Калейдоскоп творчества» используются:
• информационно-коммуникационные технология;
• индивидуальные и коллективные формы работы;
• методика коллективно-творческого воспитания Игоря Петровича Иванова. ;
• традиционные методы (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов)
• метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии);
• Метод проектов реализация проекта по коллективному выполнению объемного макета «Город искусств», (задание разделяется по командам, каждый отряд делает определенную часть города).
Список Литературы
1. Иванов И. П. Коллективные творческие дела коммуны имениМакаренко, Ленинград, 1970.
2. Афанасьев С. П., Коморин С. В. Что делать с детьми в загородном
лагере. – М. 1998.
3. Кувватов С. А. Активный отдых детей на свежем воздухе. Р. -на-Д. :
Феникс, 2005. – 311с.
4. Лобачёва С. И. Организация досуговых, творческих и игровых
мероприятий в летнем лагере 1-11 классы. – М. : ВАКО, 2007. – 208
с. Чурина Л. Игры, конкурсы, задания. – М. : АСТ; СПб. : Сова, 2007. –
62 с.
5. Григоренко Ю. Н., Кострецова У. Ю. , Кипарис-2: Учебное пособие по
организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях ишколе. – М. : Педагогическое общество России, 2002
6. Н. Е. Щуркова «За гранью урока». – М. : ЦГЛ, 2004г.
7. Б. В. Куприянов; М. И. Рожков; «Организация и методика проведения игр с подростками». – М. : ВЛАДОС, 2001г.
8. Копилка вожатских премудростей. – М. : ЦГЛ, 2004г.
9. Журнал «Народное образование». – М. : №3 2003г.
ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ
10. https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00070466_0.html. https://xreferat.ru/71/3054-1-vospitatel-naya-sistema-v-usloviyah-detskogoozdorovitel-nogo-lagerya.html
11. https://www.vozhatiy.ru/documents/3-statyi/219-books.html
12. Методы, формы и средства воспитательного процесса. - #"justify">.Средства воспитательного процесса. - https://rudocs.exdat.com/docs/index-471827.html?page=24
13.https://freeref.ru/wievjob.php?id=839202
Приложение 1
Сценарий мероприятий
«День искусствоведа»
Мероприятие применением И. К. Т
Возраст детей: 7-16 лет
Цели:
• Обобщить знания по теме “Виды и жанры изобразительного искусства”.
• Формирование новых знаний, умений и навыков.
Задачи:
Образовательные:
• воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на прекрасное в искусстве и в жизни;
• активизация познавательного интереса к искусству.
К концу урока дети должны :
Знать: жанры искусства и понять, что объединяет виды искусства, а чем они существенно отличаются друг от друга.
Уметь:мысленно проведя анализ произведений искусств, определить их принадлежность к тому или иному виду искусства.
Развивающие:
1. Развивать память, внимание, учащихся, кругозор детей
2. Развивать мышление, умение анализировать, обобщать
3. Развивать учебно-управленческие умения: оценивать свою деятельность и работу товарища по образцу (критериям, предложенным учителем
Воспитательная:
1. Воспитать эстетический вкус в процессе восприятия учебного материала
Развивающие:
Оборудование:
Зрительный ряд: презентация,
ТСО: мультимедиа-проектор
Основные формы и виды работы на уроке: наблюдение, анализ изображенного на картине,; коллективное обсуждение и рецензирование ответов.
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
Слово учителя: Сегодня мы побываем в городе искусства, который назваться Живописьград, на каждой остановке этого города, мы дудим узнавать новые сведенья о живописи, о художниках, о истории искусств. В Путь!
Дети делятся на команды, на каждой остановки получают баллы от ведущего.
Ребятам дается карта в которой указаны основные предметы художников, они спрятаны на территории лагеря, ребята нашедшие предмет подходят к соответствующей станции.
1 остановка: Искусствоведово. (кисть)
Слово учителя: Для начала проверим ваши знания о картинах и художниках. :
Ответьте на серию моих вопросов "да" или "нет"
Правда ли что:
1. Морской пейзаж называется - мариной? (да)
2. Можно ли художника Шишкина назвать пейзажистом (да)
3. Картины на которых изображены предметы, различные вещи, называют натюрмортом (да)
4. Картину "Богатыри" написал И. И. Левитан? (нет, В. Васнецов)
5. Картину "Грачи Прилетели" написал Шишкин? (нет,А. Саврасов)
6. Что живописца И. И. Шишкина современники называли богатырем русского леса? (да)
2 остановка: Узнай по описанию. (палитра)
Цель: Узнать картину по описанию и назвать её автора.
1. Постельные тона картины, сдержанный колорит. Одна фигура. День. Передний план: персики. Кухонный стол. Фигура одета в кофту нежного кремового тона, с большим тёмным бантом. Это фигура девушки.
( Ответ:В. Серов "Девочка с персиками)
2. Состояние грусти, печали вызывает эта картина. Состояние тоски. Написано преимущественно темными красками. Тихо в лесу: деревья стоят неподвижно, не гнут своих ветвей, не шелестят листвой, птицы не поют весёлых песен. На переднем плане темный омут. Около омута на камне сидит девушка. (В. Васнецов "Алёнушка")
3. Три фигуры, верхом на конях. Образ воинственных сильных людей верхом на конях. Изображены на фоне русской природы, на фоне гор. Одеты они в доспехи и вооружены. Олицетворяют собой образ сильных русских мужчин. Картина выполнена,как живописный гимн воспевающий великолепие русской природы, и силе русского народа. (В. Васнецов "Три богатыря")
Учитель: Ребята давайте теперь узнаем какие предметы художник использует в своей работе, и для чего он их использует. Отправляемся в путь к 3 остановки, путешествуя по городу Живописьграду.
3 остановка: Предметы художника (слайд №2 (краски)
Посмотрите внимательно на иллюстрацию и выберете тот предмет который более подходит под описание:
1. Подставка на которую художник ставит холст во время работы? (мольберт) № 3(2 слайд)
2. То с чего художник пишет картины? (натура) №5(2 слайд)
3. Во что помещают готовую картину (рама) №1 (2 слайд)
4. Водяная краска, прозрачный слой на листе бумаги? (акварель) №4 (2 слайд)
5. Доска на которой смешивают краски (палитра) №2 (2 слайд)
4 остановка. Жанры живописи. (карандаш)
Дети смотрят на экран (показ 3 слайда)
Учитель: Отгадайте загадку:
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется -. ( Ответ: пейзаж).
Учитель: Пейзаж жанр, в котором на полотне изображены картины природы. Это объемное направление, которое включает в себя городской пейзаж, морской пейзаж, и другую подобную тематику.
Дети смотрят на экран (показ 4 слайда)
Учитель: Отгадайте загадку:
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это. ( Ответ: натюрморт).
Учитель: Натюрморт название имеет французское происхождение, и означает что в центре изображения – неодушевленный предмет. Художники изображали в основном цветы, предметы быта, домашнюю утварь.
Дети смотрят на экран (показ 5 слайда)
Учитель: Отгадайте загадку:
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется -. ( Ответ: портрет).
Учитель: Портрет в центре картины – изображение человека. Художник использует приемы, что передать не только внешний облик, но и внутренний мир своего героя. Портрет может быть групповым, индивидуальным, парадным. Также можно выделить автопортрет, на котором художник изображает самого себя.
5 остановка. Разложи по жанрам. (6 слайд (альбом)
Ученикам предлагается представленные 3 картины, разложить по жанрам, отгадав (пейзаж, портрет или натюрморт), представлены им.
Ответ:
1- Натюрморт
2-Портрет
3.-Пейзаж
Учитель: Давайте теперь проанализируем Ваши работы. и работы Ваших сверстников, и определим к каким жанрам живописи относятся их работы.
Слайд №7 - Определяем по основным признакам, что это- натюрморт.
Слайд № 8- Определяем по основным признакам, что это - пейзаж.
Слйд № 9 -Определяем по основным признакам, что это - натюрморт.
Слйд № 10 -Определяем по основным признакам, что это - портрет.
6 остановка. Нарисовать по памяти известные картины (набросок)
По количеству зарисовок определяется победитель. Время 10 мин.