Лариса Малафеева
Программа «Магический круг». Для детей 5–7 лет (мандала-терапия)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна. Кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают серьёзным эмоциональным испытаниям, что или тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, или искажает этот процесс.
Публикация «Программа „Магический круг“, Для детей 5–7 лет (мандала-терапия)» размещена в разделах
- Мандала, мандалатерапия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть, не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.
Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо используются возможности мандала - терапии, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения.
У ребенка в процессе восприятия образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После мандала-терапии ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность мандала-терапии дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей.
Этапы проведения занятия:
1. Организационный. Введение детей в индивидуальную или групповую работу.
2. Основной. Погружение в творческий процесс. Ситуация выбора. Активизация работы бессознательного. Фиксация вербальных реакций ребенка для последующей интерпретации. Актуализация чувств ребенка.
3. Завершающий. Наблюдение за ребенком. Медитативный момент. Возвращение в ситуацию «здесь и сейчас».
Цель программы:
Профилактика и коррекция эмоциональной сферы дошкольника; привлечь детей к активной продуктивно-познавательной деятельности способствующей формированию психических процессов; создание условий для эмоционального благополучия ребёнка.
Задачи программы:
• развивать коммуникативные умения и рефлексивные навыки;
• обучать ребенка положительному самоотношению и принятию других людей;
• воспитывать терпеливость и аккуратность;
• вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;
• корректировать нежелательные черты характера и поведения;
• формировать самоуверенность на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала.
•
Направления реализации программы:
1. Создание атмосферы доброжелательности, создание для каждогоребенка ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости в процессе занятий, развитию творческих способностей, креативности.
2. Одобрение и принятие всех продуктов творческой деятельности независимо от их содержания, формы и качества.
3. Использование художественного творчества как способа психологической работы с детьми.
4. Всестороннее гармоничное развития личности ребенка через развитие способности самовыражения, саморегуляции и самопознания.
Средства достижения:
Инструментарий:
- методы: беседа, проблемная ситуация, психологические этюды, групповая дискуссия, упражнения, игры;
- средства: мандалы, фонотека, краски, карандаши, пастель, глеевые ручки, кисти, альбомы А. Цайри, соль, песок, природный материал, бусы, ленты, бумага, картон.
Программа включает три блока
1. «Я и мой мир»
- помочь ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он уникален и неповторим;
- раскрыть в ребёнке его потенциал общения, развивать и совершенствовать его возможности поддерживая в ситуациях, как успеха, так и неудачи.
2. «В мире эмоций»
- научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, переживания;
- знакомить ребёнка с языком эмоций, учится пользоваться ими для понимания собственных чувств и эмоционального состояния другого.
3. «Я, ты, мы»
- формировать коммуникативные навыки;
- учить устанавливать и поддерживать контакты.
Учебный план программы «Магический круг»
Блок 1. Я и мой мир.
1. «Страна Цвета» Погружение в цвет.
Упражнение
«Ощущение цвета».
«Кто самый внимательный».
«Волшебное превращение».
Самовыражение в цвете. (Рисование акварельными красками). Развитие творческого воображения.
Стимулирование творческого самовыражения.
Установление доверительных отношений в группе
2.«Волшебная краска» «Круги из картона» дети создают рисунок в круге, причем делают это непосредственно руками, пальчиками. Сенсорно-перцептивное развитие; снятие эмоционального напряжения; развитие креативности.
3.«Здравствуй песок» Разогревающие игры
Упражнение «Песочный дождик», «Песочный ветер», «Необыкновенные следы».
Упражнения «Узоры на песке», «Я и мой мир»
«Песочный круг».
Снижение психофизического напряжения, развитие тактильной чувствительности, воображения
4.«Неведомый рай» «Мандала на песке».
Работа с символами (катативные предметы).
Рефлексия.
После окончания работы дети дают название мандале.
Развитие творчества, целенаправленности. Активизация бессознательного. Актуализация внутреннего состояния.
5.«Куски пирога» «Создания групповой мандалы».
Из разрисованных секторов, выкладывается круг и демонстрируется группе.
Рефлексия. Развитие невербальных навыков общения, групповой сплоченности; развитие толерантности по отношению к аутсайдерам в группе; развитие фантазии, воображения.
6.«Цветочная поляна»
Мандала - волшебная поляна, на которой растет семья цветов. Найди самый главный цветочек в круге, который не похож на другие. Раскрась его. Посмотри: рядом с этим цветочком растут его близкие, «мама», «папа», «сестра», «брат» и др. Разукрась их. Снятие эмоциональной напряженности, формирование установки позитивного отношения к себе, актуализация чувств, активизация бессознательного, развитие творческого потенциала.
7.««Выбор и роспись мандалы» Раскрашивание и дополнение сухими и мокрыми изобразительными материалами.
После окончания рисования дети дают название мандале. Гармонизация эмоциональной сферы; снятие внутреннего напряжения; повышение собственной личностной ценности
Блок 2. В мире эмоций
1. «Чистый свет» Ребёнку рассказает о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и его отношения к результату; дает название своей мандале.
Развитие произвольности поведения, воспитание аккуратности, активизация бессознательного, работа с ассоциациями ребёнка, где можно определить конкретную проблему
2.«Маленькие волшебники» Создание мандалы с помощью мозаики. Использовать различные геометрические формы с разнообразием цветов.
После окончания работы дети дают название мандале.
Умение контролировать процесс, повышать у ребенка уверенность в себе и в своих силах.
3.«Созерцание и медитация» Работа с готовой мандалой.
Работа с мандалой имеет свой особый ритм, необходимо рассматривать ее медленно, двигаясь взглядом от краев к центру по часовой стрелке. Концентрация внимания, произвольности поведения. Улучшение памяти, успокоительное.
4.«Хорошее и плохое» Рисунок в круге.»Половинки моего Я», «День и ночь»
Альтернативные понятия, контрасты, отражали двой-ственность, скрытые противоречия целого, «две стороны одной медали». Исследование и осознание собственных внутренних конфликтов, переживаний, ценностей
5.«Ты и Я» Рисунок вдвоем в пространстве круга.
Выбрать (или нарисовать) шаблон круга определенного размера, договориться о содержании, изобразительных средствах, способах совместной работы над созданием единой композиции. Исследование проявлений особенности межличностного взаимодействия, тенденции к лидерству или подчинению, доминирующие стили поведения участников
6.«Ваше высочество СОЛЬ»
Создание мандалы из соли.
Соль предварительно окрашивается в разные цвета акварелью, а затем высыпается на картон, смазанный клеем ПВА, или на чистый картон.
Саморегуляция, актуализация чувств, активизация бессознательного, развитие творческого потенциала.
7.«Магический круг» Групповая работа в пространстве одного большого круга.
После окончания рисования дети дают название мандале.
Развитие невербальных навыков общения, групповой сплоченности; развитие толерантности по отношению к аутсайдерам в группе; развитие фантазии, воображения.
Блок 3. Я,ты, мы.
1. «Талисман» Создание символических «ма-гических кругов» — мандалы на плотном картоне, а затем дарят их друг другу как счастливые талисманы. Развитие коммуникативных навыков, сенсорно-перцептивной сферы, креативности
2. «Игра – занятие с сухим песком» Ритуал приветствия.
Игра «Песочные мандалы».
Рефлексия.
Ритуал прощания. Закрепление знаний о сенсорных эталонах, пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.
3. «Мандала» Созание мандал с помощью природного и других материалов (камешки, ракушки, семена; бусины, бисер, пуговицы, цветные стеклышки для аквариума, нитки, ленточки). Расширение творческого потенциала, стимуляция творческой деятельности.
4.«Мои фантазии»
Создание мандалы из соли.
Окрашеная в разные цвета соль высыпается на чистый картон
После окончания работы дети дают название мандале.
Саморегуляция, актуализация чувств, активизация бессознательного, развитие творческого потенциала.
5. Игра "Двое с одним мелком"
Рисунок в парах.
Рефлексия.
Ритуал прощания. Развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в группе.
6.«Рисуем круги.»
Свободный рисунок в круге.
Участники объединяются в малые группы по 5-7 человек и создают общую композицию на листе ватмана, используя в качестве основы свои творческие работы. Развитие коммуникативных навыков, сенсорно-перцептивной сферы, креативности.
7.«Волебство мандалы» Созерцание и медитация готовых мандал. Концентрация внимания, произвольности поведения. Улучшение памяти, успокоительное.