Получи документы

Программа «Магический круг». Для детей 5–7 лет (мандала-терапия)

Лариса Малафеева
Программа «Магический круг». Для детей 5–7 лет (мандала-терапия)

Пояснительная записка.

Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна. Кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают серьёзным эмоциональным испытаниям, что или тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, или искажает этот процесс.

Публикация «Программа „Магический круг“, Для детей 5–7 лет (мандала-терапия)» размещена в разделах

Дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть, не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.

Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо используются возможности мандала - терапии, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения.

У ребенка в процессе восприятия образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После мандала-терапии ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность мандала-терапии дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей.

Этапы проведения занятия:

1. Организационный. Введение детей в индивидуальную или групповую работу.

2. Основной. Погружение в творческий процесс. Ситуация выбора. Активизация работы бессознательного. Фиксация вербальных реакций ребенка для последующей интерпретации. Актуализация чувств ребенка.

3. Завершающий. Наблюдение за ребенком. Медитативный момент. Возвращение в ситуацию «здесь и сейчас».

Цель программы:

Профилактика и коррекция эмоциональной сферы дошкольника; привлечь детей к активной продуктивно-познавательной деятельности способствующей формированию психических процессов; создание условий для эмоционального благополучия ребёнка.

Задачи программы:

• развивать коммуникативные умения и рефлексивные навыки;

• обучать ребенка положительному самоотношению и принятию других людей;

• воспитывать терпеливость и аккуратность;

• вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;

• корректировать нежелательные черты характера и поведения;

• формировать самоуверенность на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала.

Направления реализации программы:

1. Создание атмосферы доброжелательности, создание для каждогоребенка ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости в процессе занятий, развитию творческих способностей, креативности.

2. Одобрение и принятие всех продуктов творческой деятельности независимо от их содержания, формы и качества.

3. Использование художественного творчества как способа психологической работы с детьми.

4. Всестороннее гармоничное развития личности ребенка через развитие способности самовыражения, саморегуляции и самопознания.

Средства достижения:

Инструментарий:

- методы: беседа, проблемная ситуация, психологические этюды, групповая дискуссия, упражнения, игры;

- средства: мандалы, фонотека, краски, карандаши, пастель, глеевые ручки, кисти, альбомы А. Цайри, соль, песок, природный материал, бусы, ленты, бумага, картон.

Программа включает три блока

1. «Я и мой мир»

- помочь ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он уникален и неповторим;

- раскрыть в ребёнке его потенциал общения, развивать и совершенствовать его возможности поддерживая в ситуациях, как успеха, так и неудачи.

2. «В мире эмоций»

- научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, переживания;

- знакомить ребёнка с языком эмоций, учится пользоваться ими для понимания собственных чувств и эмоционального состояния другого.

3. «Я, ты, мы»

- формировать коммуникативные навыки;

- учить устанавливать и поддерживать контакты.

Учебный план программы «Магический круг»

Блок 1. Я и мой мир.

1. «Страна Цвета» Погружение в цвет.

Упражнение

«Ощущение цвета».

«Кто самый внимательный».

«Волшебное превращение».

Самовыражение в цвете. (Рисование акварельными красками). Развитие творческого воображения.

Стимулирование творческого самовыражения.

Установление доверительных отношений в группе

2.«Волшебная краска» «Круги из картона» дети создают рисунок в круге, причем делают это непосредственно руками, пальчиками. Сенсорно-перцептивное развитие; снятие эмоционального напряжения; развитие креативности.

3.«Здравствуй песок» Разогревающие игры

Упражнение «Песочный дождик», «Песочный ветер», «Необыкновенные следы».

Упражнения «Узоры на песке», «Я и мой мир»

«Песочный круг».

Снижение психофизического напряжения, развитие тактильной чувствительности, воображения

4.«Неведомый рай» «Мандала на песке».

Работа с символами (катативные предметы).

Рефлексия.

После окончания работы дети дают название мандале.

Развитие творчества, целенаправленности. Активизация бессознательного. Актуализация внутреннего состояния.

5.«Куски пирога» «Создания групповой мандалы».

Из разрисованных секторов, выкладывается круг и демонстрируется группе.

Рефлексия. Развитие невербальных навыков общения, групповой сплоченности; развитие толерантности по отношению к аутсайдерам в группе; развитие фантазии, воображения.

6.«Цветочная поляна»

Мандала - волшебная поляна, на которой растет семья цветов. Найди самый главный цветочек в круге, который не похож на другие. Раскрась его. Посмотри: рядом с этим цветочком растут его близкие, «мама», «папа», «сестра», «брат» и др. Разукрась их. Снятие эмоциональной напряженности, формирование установки позитивного отношения к себе, актуализация чувств, активизация бессознательного, развитие творческого потенциала.

7.««Выбор и роспись мандалы» Раскрашивание и дополнение сухими и мокрыми изобразительными материалами.

После окончания рисования дети дают название мандале. Гармонизация эмоциональной сферы; снятие внутреннего напряжения; повышение собственной личностной ценности

Блок 2. В мире эмоций

1. «Чистый свет» Ребёнку рассказает о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и его отношения к результату; дает название своей мандале.

Развитие произвольности поведения, воспитание аккуратности, активизация бессознательного, работа с ассоциациями ребёнка, где можно определить конкретную проблему

2.«Маленькие волшебники» Создание мандалы с помощью мозаики. Использовать различные геометрические формы с разнообразием цветов.

После окончания работы дети дают название мандале.

Умение контролировать процесс, повышать у ребенка уверенность в себе и в своих силах.

3.«Созерцание и медитация» Работа с готовой мандалой.

Работа с мандалой имеет свой особый ритм, необходимо рассматривать ее медленно, двигаясь взглядом от краев к центру по часовой стрелке. Концентрация внимания, произвольности поведения. Улучшение памяти, успокоительное.

4.«Хорошее и плохое» Рисунок в круге.»Половинки моего Я», «День и ночь»

Альтернативные понятия, контрасты, отражали двой-ственность, скрытые противоречия целого, «две стороны одной медали». Исследование и осознание собственных внутренних конфликтов, переживаний, ценностей

5.«Ты и Я» Рисунок вдвоем в пространстве круга.

Выбрать (или нарисовать) шаблон круга определенного размера, договориться о содержании, изобразительных средствах, способах совместной работы над созданием единой композиции. Исследование проявлений особенности межличностного взаимодействия, тенденции к лидерству или подчинению, доминирующие стили поведения участников

6.«Ваше высочество СОЛЬ»

Создание мандалы из соли.

Соль предварительно окрашивается в разные цвета акварелью, а затем высыпается на картон, смазанный клеем ПВА, или на чистый картон.

Саморегуляция, актуализация чувств, активизация бессознательного, развитие творческого потенциала.

7.«Магический круг» Групповая работа в пространстве одного большого круга.

После окончания рисования дети дают название мандале.

Развитие невербальных навыков общения, групповой сплоченности; развитие толерантности по отношению к аутсайдерам в группе; развитие фантазии, воображения.

Блок 3. Я,ты, мы.

1. «Талисман» Создание символических «ма-гических кругов» — мандалы на плотном картоне, а затем дарят их друг другу как счастливые талисманы. Развитие коммуникативных навыков, сенсорно-перцептивной сферы, креативности

2. «Игра – занятие с сухим песком» Ритуал приветствия.

Игра «Песочные мандалы».

Рефлексия.

Ритуал прощания. Закрепление знаний о сенсорных эталонах, пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.

3. «Мандала» Созание мандал с помощью природного и других материалов (камешки, ракушки, семена; бусины, бисер, пуговицы, цветные стеклышки для аквариума, нитки, ленточки). Расширение творческого потенциала, стимуляция творческой деятельности.

4.«Мои фантазии»

Создание мандалы из соли.

Окрашеная в разные цвета соль высыпается на чистый картон

После окончания работы дети дают название мандале.

Саморегуляция, актуализация чувств, активизация бессознательного, развитие творческого потенциала.

5. Игра "Двое с одним мелком"

Рисунок в парах.

Рефлексия.

Ритуал прощания. Развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в группе.

6.«Рисуем круги.»

Свободный рисунок в круге.

Участники объединяются в малые группы по 5-7 человек и создают общую композицию на листе ватмана, используя в качестве основы свои творческие работы. Развитие коммуникативных навыков, сенсорно-перцептивной сферы, креативности.

7.«Волебство мандалы» Созерцание и медитация готовых мандал. Концентрация внимания, произвольности поведения. Улучшение памяти, успокоительное.

Публикации по теме:

Работа группы «Смородинка» по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы у детей старшего возраста. Одним из способов оказания помощи детям старшего возраста по обеспечению адекватного реагирования в коммуникативной сфере, развитию навыков.

Выступление на методическом объединении дошкольных учреждений г. Оренбурга Вашему вниманию представлена презентация программы «Детство»- программы развития и воспитания детей в детском саду, раздел изобразительное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Магический круг». Для детей 5–7 лет (мандала-терапия)
Опубликовано: 23 марта 2013 в 21:55
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД