Татьяна Альшанская
Программа «Логоритмика с элементами мнемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа Тольятти «Гимназия № 9»
структурное подразделение Детский сад
КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
У ВОСПИТАННИКОВ 5-7 ЛЕТ С ОНР
«Логоритмика с элементами мнемотехники»
Авторский коллектив:
Т. А. Альшанская
Е. В. Милованова
И. Е. Подгорнова
С. М. Кайданович
Темочки:
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
В программе отражён опыт работы педагогического коллектива МБОУ «Гимназия № 9» сп Детский сад по преодолению речевых нарушений у воспитанников с ОНР.
Программа содержит описание методов обучения, примерный перспективный тематический план и планы-конспекты логоритмических занятий с элементами мнемотехники для детей 5-7 лет с диагнозом ОНР.
Данная программа полезна, прежде всего, педагогам дошкольных образовательных учреждений: музыкальным руководителям, учителям - логопедам, воспитателям.
I. Целевой раздел
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования структурного подразделения Детский сад МБОУ «Гимназия № 9» г. о. Тольятти.
В последние годы отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, поэтому остается актуальной проблема оказания помощи детям с нарушениями речи в условиях дошкольного учреждения. К числу важнейших коррекционных задач логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи, относятся:
– нормализация у детей психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения; навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы;
– исправление у детей ряда речевых недостатков;
– формирование у детей связной речи на занятиях, в совместной практической деятельности и на занятиях логопедической ритмикой (логоритмикой).
Логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной.
Особенность программы.
Опыт работы показал, что эффективным коррекционным средством преодоления речевых нарушений у детей 5-7 лет служат приемы мнемотехники.
Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста в настоящее время становится актуальным, так как мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение детьми информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники позволяет учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, помогает выстроить индивидуальный образовательный маршрут, способствует созданию ситуации успеха, поскольку направлена на достижение результата.
У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблиц.
Программа составлена на 2 года обучения (старшая и подготовительная логопедическая группа для детей с ОНР) и содержит:
• задачи (коррекции нарушений речи, развития музыкальных и творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья детей);
• календарно-тематические планы,
• ожидаемые результаты на каждый возрастной период.
Цель данной программы - преодоление речевых нарушений у детей 5-7 лет путем коррекционно-развивающего воздействия на их речевое, музыкально-ритмическое и физическое развитие.
Форма организации совместной деятельности взрослого и детей : логоритмические занятия.
Основные задачи программы :
• оптимизировать содержание воспитания, обучения и коррекции детей логопедических групп;
• создать условия для организации логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий;
• внедрить современные эффективные технологии коррекции речевых нарушений, развития музыкальных и творческих способностей детей логопедической группы, сохранения и укрепления здоровья дошкольников, позволяющие достичь качественно более высоких результатов воспитания, обучения, коррекции;
• разработать календарно-тематический план проведения логоритмических занятий, дидактические пособия;
• создать пакет диагностики развития неречевых психических функций детей.
Задачи реализации Программы в старшей логопедической группе :
• Образовательные:
– развивать общие речевые навыки детей;
– формировать у детей двигательные умения и навыки;
– развивать пространственные представления детей;
– развивать у детей координацию, переключаемость движений;
– знакомить детей с метроритмикой;
– развивать у детей память, мышление, воображение
• Воспитательные, развивающие:
- создать благоприятные условия для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей;
– формировать у детей чувство ритма, развивать способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;
– формировать способность у детей воспринимать музыкальные образы;
– формировать умение у детей ритмично и выразительно двигаться в соответствии с музыкальным образом;
– совершенствовать у детей личностные качества, чувство коллективизма.
- воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающим людям, бережное отношение к природе, животным.
• Коррекционные:
– развивать речевое дыхание детей;
– развивать у детей артикуляционный аппарат;
- научить правильно выполнять оздоровительные упражнения, самомассаж;
– развивать фонематическое восприятие;
- познакомить детей с элементами мнемотехники;
– развивать грамматический строй и связную речь детей;
– формировать и развивать у детей слуховое, зрительное и двигательное внимание и память.
Задачи реализации Программы в подготовительной логопедической группе :
• Образовательные:
– совершенствовать общие речевые навыки детей;
– совершенствовать умения детей точно выполнять движения в соответствии с музыкой;
– совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве;
– продолжать развивать у детей чувство ритма;
– развивать у детей память, мышление, воображение
• Воспитательные, развивающие:
– совершенствовать у детей чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;
– формировать способность детей воспринимать музыкальные образы;
– совершенствовать умение детей ритмично и выразительно двигаться в соответствии с музыкальным образом;
– совершенствовать у детей личностные качества, чувство коллективизма;
- воспитывать нравственно-патриотические чувства, уважение к традициям своего народа.
• Коррекционные:
- провести мониторинг неречевых психических функций детей с целью корректирования перспективного плана;
– закреплять у детей основные принципы дыхательной гимнастики по А. Стрельниковой (отрабатывать правильное диафрагмальное дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру);
– совершенствовать у детей артикуляционную, общую и пальцевую моторику;
– совершенствовать фонематическое восприятие (дифференциация парных согласных по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости);
- развивать умение у детей самостоятельно составлять «мнемодорожки» и мнемосхемы при разучивании стихов, песен, танцев;
– развивать грамматический строй и связную речь детей;
– продолжать развивать у детей слуховое и зрительное внимание и память;
- развивать певческие навыки детей, укреплять голосовой аппарат.
Методические материалы
Программа по логоритмике базируется на основных положениях программ и методических пособий:
по логопедии :
• Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования структурного подразделения Детский сад МБОУ «Гимназия № 9» г. о. Тольятти;
• Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой.
• Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина.
• “Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)” Н. В. Нищевой.
• Программа Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» с приоритетным осуществлением коррекции физического и (или) психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи.
• Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева;
по логоритмике :
• Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой.
по оздоровлению детей:
• Программа оздоровления детей «Зеленый огонек здоровья» М. Ю. Картушиной;
• Методические рекомендации к программе «Детский сад 2100» по физическому воспитанию дошкольников «Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика» Н. А. Фомина;
• Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет Л. И. Пензулаева.
Принципы и подходы к формированию Программы :
1. Принцип научности.
Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип интеграции.
На логоритмических занятиях обеспечивается интеграция в работе всех специалистов, занимающихся коррекционно-развивающей работой с детьми-логопатами. В подготовке и проведении логоритмических занятий осуществляется тесная взаимосвязь педагогов ДОУ: учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателя. Организатором логоритмических занятий может выступать музыкальный руководитель и учитель - логопед.
Музыкальный руководитель подбирает музыкально-двигательные, художественно-изобразительные и музыкально-дидактические игры и упражнения для логоритмических занятий в соответствии с возрастом, моторным и психическим развитием детей.
Учитель-логопед включает в логоритмические занятия упражнения для развития общих речевых навыков и речевые игры, позволяющие решать коррекционные задачи, исходя из вида речевой патологии детей и этапа логопедической работы. Параллельно с этим на занятиях расширяется словарный запас дошкольников по той теме, которую они изучают в данное время, вырабатывается грамматически правильная речь, развиваются все виды внимания и памяти.
Воспитатель на логоритмических занятиях осуществляет контроль за детьми во время выполнения двигательных и танцевальных упражнений: следит за их осанкой, качеством движений, соблюдением правил игры и дисциплиной. Вне логоритмических занятий воспитатель продолжает отрабатывать с детьми те виды упражнений, которые вызвали у дошкольников затруднения на занятии, разучивает с ними тексты песен или словесный материал к подвижным, пальчиковым или иным играм. Воспитатель может использовать чистоговорки и пальчиковые игры, разученные детьми на логоритмических занятиях, в ходе организации совместной деятельности в рамках НОД и режимных моментах.
3. Принцип концентрического наращивания материала.
Используется в планировании логоритмических занятий. Материал наращивается концентрически по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, сбор урожая, новогодний праздник, зимующие птицы и т. д.). Основа логоритмических занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.
4. Принцип тематической направленности и организационной вариативности.
Реализация данного принципа способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкально-художественной и коммуникативной (речевой) деятельности, поддерживает положительное эмоциональное отношение дошкольников к логоритмическим упражнениям, а значит, помогает достигнуть лучшей результативности в коррекционно-развивающей работе.
5. Принцип системности.
Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
6. Принцип последовательности.
Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка. формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача логопеда - соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме.
6. Принцип учета уровня развития ребёнка.
Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога, таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.
7. Принцип повторений умений и навыков.
В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
8. Принцип отбора лингвистического материала.
Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.
9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания.
Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.
10. Принцип активного обучения.
На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку.
11. Принцип результативности.
Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.