Татьяна Роговенко
Программа логопедического кружка для учащихся 1 класса
Муниципальное образование город - курорт Геленджик Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17 имени Эдуарда Есаяна»
Утверждено решением
педагогического совета
От
Приказ №
Председатель
Программа логопедического кружка «Логос»
Программа для учащихся 1 -4 классов
(1 час в неделю, 34 часа в год)
Публикация «Программа логопедического кружка для учащихся 1 класса» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Автор - составитель программы : учитель – логопед Роговенко Т. А.
Настоящая программа разработана для обеспечения развития речи, фонематического восприятия, ассоциативного мышления, познавательных и творческих способностей младших школьников.
Цель программы :
сформировать представления об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и соответствующий выбор лингвистических средств необходимых для успешного и результативного обучения в массовой общеобразовательной школе.
Задачи программы :
Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза
Активизация активного и пассивного словаря детей.
Совершенствование усвоения норм языка, развитие лексико-грамматических категорий;
Обучение детей связному последовательному составлению рассказа с опорой на наглядность;
Формировать у детей активный зрительный и слуховой контроль за составлением самостоятельного высказывания;
Обучение детей приемам планирования собственного рассказа;
Развитие диалогической формы речи;
Закреплять у детей навыки словообразования и словоизменения;
Способствовать расширению кругозора
Развивать мотивацию к познанию и творчеству
Формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся
Развивать внимание к языку, к фразам и словосочетаниям
Развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу
Развитие графо моторных функций
Пояснительная записка.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Актуальность программы
Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Для высказываний большинства детей, занимающихся у логопеда характерны :
— нарушения логической последовательности повествования;
— нарушение связности, пропуски смысловых звеньев;
— незавершенность микротем;
— возвращение к ранее сказанному;
— длительные паузы на границах фраз;
— отчетливо выражены лексические затруднения: бедный словарный запас, недостатки в грамматическом оформлении предложений, неправильное оформление связи слов, пропуски слов, дублирование элементов фразы, ошибки в образовании глагольных форм и т. п.
Дополнительные трудности в овладении связной речью связаны с наличием у некоторой категории детей вторичных отклонений в развитии психических процессов: восприятия, внимания, памяти, навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
Научная обоснованность
Программа написана в соответствии с современными представлениями науки о механизмах развитии связной речи у ребенка.
Проблемой изучения развития связной речи, как важнейший показатель связности рассматривается умение ребенком структурно правильно строить текст и использовать необходимые для этого средства связи (Ворошина Л. В., Кудрина Г. Я., Ушакова О. С., Шадрина Л. Г.).
В содержании данной программы учтены общие и специфические особенности речевого развития детей. В программе реализованы, согласно требованиям ФГОС следующие
принципы общей и специальной педагогики:
Системности;
Комплектности;
Онтогенетический;
Обходного пути;
Обще дидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности);
принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую развитие ребёнка с отклонениями в речи.
Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы
Настоящая программа предназначена для учащихся 1-4 класса.
Срок реализации образовательной программы
Работа по развитию связной речи начинается с середины сентября, после завершения обследования, по май.
Формы и режим занятий
Форма занятий – групповая. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность одного занятия составляет 40 минут.
Содержание заданий направлено на устранение наиболее часто встречающихся ошибок детей:
-неправильное или неточное употребление слова.
-нарушение порядка слов в предложении.
-неверное определение границ предложения в тексте.
-повторение одного и того же слова.
Отличительные особенности программы :
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, изобразительного искусства, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников, развитие связной речи, с использованием активных техник речевых тренажеров, пластилинографии, дидактического синквейна.
Виды речевой работы на занятии:
Обогащение и активизация словаря.
Работа над смысловой стороной речи.
Формирование грамматического строя речи.
Воспитание звуковой структуры речи.
Развитие элементарного осознания языковых явлений.
Развитие связной монологической речи.
Развитие общей и мелкой моторики.
Структура занятия включает три базовые части:
I. Оргмомент.
Активизация словарного запаса. Обозначение проблемы.
II. Основная часть занятия. Введение в тему занятия.
1. Развитие фонематического восприятия и звукового анализа.
2. ТРА. Активизация словаря. Знакомство с содержанием сюжетных картин. Обучение детей умению правильно отвечать на вопросы по содержанию текста.
Физкультминутка /дыхательная, зрительная или пальчиковая гимнастика.
Практическое самостоятельное задание.
III. Подведение итогов занятия
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:
коммуникативные:
Учащиеся научатся :
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
познавательные:
Учащиеся научатся :
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- строить рассуждения.
личностные:
У учащихся будут сформированы :
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- интерес к изучению языка.
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
Требования к уровню подготовки обучающихся.
К окончанию курса развития связной речи обучающиеся должны
знать:
- многозначные слова, синонимы, антонимы, фразеологизмы;
уметь:
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
- устанавливать связь предложений в тексте;
- составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.
- -определять средства связи предложений в тексте;
- преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
- восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
Ожидаемый результат.
По окончании курса повышается речевая активность детей, расширяется их кругозор, развиваются индивидуальные творческие способности, идет развитие грамматической структуры речи, обогащение словарного запаса за счет различных форм лексики: литературной, книжной, научной, терминологической.
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы логопедического кружка используются коррекционно- развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, рекомендуемые МОиН РФ для осуществления профессиональной деятельности учителя- логопеда общеобразовательной школы.
Для обследования уровня развития речи разработаны и используются авторские балловый и графический суб. тесты, модифицированный вариант тестовой логопедической диагностики (Фотекова Т. А., Ахутина Т. В.). Данная методика позволяет уточнить структуру речевого дефекта и получить речевой профиль; выстроить систему индивидуальной коррекционной работы; комплектовать подгруппы на основе общности структуры нарушений речи; отслеживать динамику речевого развития ребёнка и оценить эффективность коррекционного воздействия
Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой, Т. П. Бессоновой (1984, 1999). Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность: позволяет охватить значительное количество учащихся, вести коррекционно-развивающую работу в следующих направлениях:
При планировании занятий с детьми с фонетико-фонематическим (фонематическим) недоразвитием и занятий I и П-го этапа для детей с общим недоразвитием речи используются методические материалы, предложенные в пособиях Ефименковой J1.H., Козыревой JI.M., Мазановой Е. В., Садовниковой И. Н. При планировании занятий 3-го этапа коррекционно-развивающего обучения используются материалы Андреевой Н. Г.
В. И. Городилова, М. З. Кудрявцева «Чтение и письмо; упражнения по исправлению недостатков чтения и письма.» М. 1995 г.
Методика И. Матюгин, Е. Чакаберия, И. Рыбникова, Т. Слоненко «Как запоминать словарные слова» М. 1997г. по преодолению дисграфии с учетом психологии восприятия языка, особенно ее языковые аспекты, используя метод графических ассоциаций и метод фонетических ассоциаций.
Методика Эдигей В. Б. «Новое чтение: механические навыки чтения» М. 2003 г. по исправлению дислексии и акустической дисграфии
Методика Р. Дейвиса по преодолению дислексии и дисграфии
Методика Роговенко Т. А. «Речевые тренажеры: TP А- тренажер речевой активизации, Звуковой тетрис- развитие фонематического слуха, Круги скорочтения- преодоление дислексии. «Речевые тренажеры?Да!» ж. Дошкольное воспитание №10 2004 г.
Методика Смирновой И. А. для обследования звукопроизношения. С-П. 2004г. и обследования лекс. -грам. категорий и связной речи. М. 20046г.
Календарно-тематическое планирование логопедического кружка «Логос»
Месяц, блоки развития, тема. Содержание. Используемые технологии и методики
Сентябрь.
Фонематический слух
Мелкая моторика.
Лексическая тема Осень. Школа -различение неречевых звуков.
-выделение заданного звука из звукового потока
-Освоить различные движения пальцами рук.
Звуковая игра "Шумовички".
Пальчиковый театр.
ТРА
Октябрь.
Фонематическое восприятие
Активизация и уточнение словаря
Лексическая тема «Овощи и фрукты»
- различение неречевых звуков.
- Составлять предложения из 2-3 слов, выделяя главные члены предложения
-Составление описательных рассказов
Звуковая игра "Шумовички".
Пальчиковый театр.
ТРА
Дидактический синквейн
Ноябрь.
Расширение активного словаря
Звукобуквенный анализ слов
Лексическая тема «дикие животные и птицы» -Отрабатывать силу голоса.
Составлять предложения из 2-3 слов, выделяя главные члены предложения
Звуковая игра "Шумовички".
Пальчиковый театр.
ТРА
Дидактический синквейн
Декабрь.
Развитие графо моторных функций
Расширение активного словаря
Звукобуквенный анализ слов
Лексическая тема «Зима»
ТРА -Выполнение различных словесных (2-х, 3-х, 4-х ступенчатых) инструкций.
-Угадывание предметов по загадке-описанию.
Пластелинография
ТРА
Загадки-обманки (выбрать правильный вариант по картинке, относится ли к её содержанию каждое услышанное слово).
Игра с правилами - просьба, покажи, бывает не бывает.
Январь.
Фонематический слух.
ТРА
Круги скорочтения
Лексическая тема
«Дикие животные и птицы зимой» -Развитие фонематического восприятия на материале правильно произносимых звуков.
-Повторение цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками.
-Повторение 3-4 похожих по звучанию слов, чёткое их произношение. Игра "Повтори сочетание звуков, при их чёткой артикуляции".
Развлечение "Рифмовки- незаконченные, рифмовки- перепутанки,рифмовки-трудноговорки"
Игра "Запомни и повтори".
Февраль.
Словарный запас.
ТРА
Круги скорочтения
Звуковой тетрис
Лексическая тема
«Посуда, продукты питания» -Уточнение словаря по лексической теме
-Уточнение названий геометрических фигур и цвета.
-Обобщение слов, синонимы, антонимы, части и целое. Игра-инсценировка "Кто лишний и почему". Беседа с демонстрацией картинок по теме.
Пластелинография.
ТРА, звуковой тетрис.
Март
Связная речь.
Дидактический синквейн
Лексическая тема «Весна» -Составление рассказа-описания по наглядному образцу.
-Составление рассказа по сюжетной картине.
-Пересказ сказок и простых текстов по серии картинок.
-Заучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, загадок.
-Составление рассказа на материале собственного опыта. Индивидуальное рассказывание, описание картин.
Рассказывание по ролям.
Прослушивание сказок и текстов.
Конкурс чтецов.
Прослушивание рассказов.
Апрель
ТРА
Дидактический синквейн
Круги скорочтения
Лексическая тема «Одежда и обувь» Правильное проговаривание звуков :
-Изолированно;
-В слогах (прямых, обратных, стечениях);
-В словах;
-В словосочетаниях;
-В предложениях, скороговорках;
-В стихотворных текстах;
-В связной речи. Игра "Повтори правильно звук".
Запомни и повтори ряд слогов.
Задание - подбери к заданным словам картинки и скажи правильно.
Заучивание и рассказывание стихов, потешек, скороговорок.
Май
ТРА
Лексическая тема «Семья» -Составление рассказа на материале собственного опыта. Создание рисованного фильма»Моя семья».ТРА, звуковой тетрис,круги скорочтения, пластелинография.
Диагностика