Ольга Бобрик
Программа кружковой работы «Юные ученые»
▼ Скачать + Заказать документы
Бобрик Ольга Программа кружковой работы "Юные ученые" для детей старшего дошкольного возраста.
Содержание программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:
1. полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
Публикация «Программа кружковой работы „Юные ученые“» размещена в разделах
2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5. сотрудничество ДОУ с семьей;
6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в художественно-эстетической деятельности;
8. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9. учет этнокультурной ситуации развития детей.
Экспериментальная деятельность направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка для детей дошкольного возраста. Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально деятельности для формирования естественнонаучных представления естественнонаучных представлений дошкольников.
«Социально – коммуникативное» и «Речевое развитие» (развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками по поводу процесса и результатов конструктивно-модельной деятельности);
«Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора.
Основная цель программы кружка:
Создание условий для формирования у дошкольников поисково- познавательной деятельности, которая бы позволила систематизировать и расширять имеющиеся у детей представления об окружающейся действительности.
Задачи:
1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон,
выявлять зависимости.
2. Развивать личный познавательный опыт детей.
3. Развивать мыслительные способности: операции анализа, классификация, сравнения, обобщения, умение выдвигать гипотезы, делать выводы
4. Развивать представления о свойствах веществ, явлениях окружающей действительности; о взаимодействии различных веществ при их соединении, о влиянии одних на свойства других.
5. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
6. Поддерживать у детей инициативу, пытливость и самостоятельность в поисково-познавательной деятельности.
7. Развитие коммуникативных умений при работе в различных группах.
8. Использовать разнообразные формы работы с семьёй для поддержания интереса детей.
Программа рассчитана на один год обучения
1 занятие в неделю, продолжительностью 25 минут
Программа предназначена для детей 5-6 лет
Календарное планирование познавательно- исследовательской деятельности.
Сентябрь
1. Тема: «Почему всё звучит?»
Цель: помочь детям выявить причины возникновения звука, обобщить представления детей о физическом явлении- звуке (слышим с помощью уха; звуки бывают высокие, низкие, формировать интерес к объектам исследования.
2. Тема: «Воздух в почве».
Цель: показать, что в почве есть воздух.
3. Тема: «Фонтан из бутылки».
Цель: познакомить детей с понятием давление (пластиковая бутылка)
4. Тема: «Парусные гонки»
Цель: развивать умение видеть возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании.
Октябрь
1. Тема: «Как сделать звук громче?»
Цель: продолжаем обобщать представления детей о звуке, выявить, что звук передается при помощи звуковых волн, мы можем усилить звук с помощью специальных предметов.
2. Тема: «Мокрый песок»
Цель: научить определять физические свойства песка.
3. «Земля-магнит»
Цель: объяснить детям действие магнитных сил Земли.
4. «Забавные фокусы»
Цель: развивать любознательность; активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность.
Ноябрь
1. «Водяная мельница»
Цель: сформировать представление о некоторых свойствах воды.
2. «Вдох-выдох»
Цель: расширить представления детей о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течении которого человек может находиться без воздуха.
3. «Строение веществ»
Цель: развитие представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию.
4. «Рисовальнички»
Цель: вызвать желание рисовать на мокром листе, выяснить что краски смешиваются, а не имеют четкой граница, получаются новые цвета.
Декабрь
1. «Рассматривание и сравнение шишек ели и сосны»
Цель: продолжать формировать знания детей о семенах и плодах, учить выделять характерные особенности семян и плодов культурных растений; закрепить знания о том, что из семян вырастают растения.
2. «Откуда берется вода?»
Цель: сформировать представление о конденсации.
3. «»Сухой из воды»
Цель: помочь определить, что воздух занимает место.
4. «Нужен ли корешкам воздух?»
Цель: помочь выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.
Январь
1. «Плавающий апельсин»
Цель: познакомить детей с понятием плотность, выяснить, что если плотность предмета меньше, чем у воды, то предмет плавает, а если больше - тонет.
2. «Надуй шарик»
Цель: познакомить детей как можно получить углекислый газ
3.«Песок и глина»
Цель: выяснить схожесть песка и глины.
Февраль
1. «Земля- наша кормилица»
Цель: дать детям представление о том, что почва- верхний слой земли; познакомить с составом почвы.
2. «Почему кораблики не плывут»
Цель: обнаружить воздух, образовать ветер.
3. «Секрет льда и снега»
Цель: развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования.
4. «Что выделяет растение?
Цель: помочь установить, что растение выделяет кислород; понять необходимость дыхания для растений.
Март
1. «Как растет лук?»
Цель: развивать мышление, творческое воображение, любознательность в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей.
2. «Секреты подсолнечного масла»
Цель: расширить знания о пользе подсолнечного масла для здоровья человека.
Познакомить со свойствами масла.
3. «Наши помощники- глаза»
Цель: познакомить детей со строением глаза, функцией его частей.
4. «Определение пищи на вкус»
Цель: научить определять пищу на вкус.
Апрель
1. «Как действуют магниты на предметы»
Цель: расширить логический и естественнонаучный опыт детей.
2. «Как устроена дыхательная система человека?»
Цель: обобщить и конкретизировать знания детей о строении и значении дыхательной системы.
3.»Мир стекла»
Цель: познакомить детей с процессом изготовления стекла, активизировать познавательную деятельность.
4.«Солнечный зайчик»
Цель: выявить закономерность отражения цвета от блестящих (неблестящих) предметов.
Май
1. «Взаимосвязь органов вкуса и запаха»
Цель: показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.
2. «Мир ткани»
Цель: формировать умение сравнивать качества и свойства тканей; помочь понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления.
3. «Металл и пластмасса»
Цель: сравнивать способность тонуть металлических и пластмассовых предметов.
4. «Как поднять единицу?»
Цель: познакомить детей с оптическим свойством зеркала делить отображения на две равные части, с понятием оптики.
Литература:
1. Экологические проекты в детском саду/ Масленникова. О. М, Филиппенко. А. А. – Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель.
2. «Юный эколог»/ Николаева. С. Н – Издательство «Мозаика-синтез», 1999.
3. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет/ Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова- Изд. 2-е. -Волгоград: Учитель, 2015.
4. «Воз и маленькая тележка чудес» Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Зубкова. Н. М-СПб: Речь, 2007.
5. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ/ Л. А. Королёва- Издательство «Детство-пресс», 2016