Оксана Костенко
Программа кружковой работы «Всезнайка» с детьми среднего дошкольного возраста
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире : вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре. Данная программа рассчитана на один год. Кружковая работа проводилась 2 раз в неделю. Длительность – 15-20 минут
Публикация «Программа кружковой работы „Всезнайка“ с детьми среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
В начале учебного года была изучена методическая литература, составлен план работы
и проведен мониторинг умений и навыков детей
Формы работы :
игровые упражнения, показ способа действия, экспериментирование,
рисунки- сочинения, объяснение, совет, указание, контроль.
Цель кружка «Всезнайка» : развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, творчеству.
Задачи деятельности кружка «Всезнайка :
1. формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять различные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук; развивать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении игр- экспериментов;
развивать у детей умственные способности: мыслительные способности: анализ, классификацию, сравнение, обобщение; формировать способы познания путем сенсорного анализа;
развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
Принципы работы :
Принцип приобщения ребенка к познанию окружающего мира
Принцип погружения в проблему
Принцип взаимности и доброжелательности
Методы и приемы:
словесный
наглядный
практический (организация продуктивной деятельности детей)
Оборудование:
для опытов: лупы, тарелки, песок, сухие листья (гербарий, шило, зеркало, стаканы для воды, зеркало, воздушные шарики, свеча, камни, соль, мел, грифель, уголь, сахар, пищевые красители, пемза, контейнер, таз, стеклянная банка, веревка, вешалка-плечики для одежды, пластиковая бутылка.
для творчества:
- бумага белая и цветная, картон
– акварельные краски, гуашь, ножницы, клей;
– пластилин,
– салфетки;
Тематическое планирование по месяцам
Месяц Тема Программное содержание (цели, задачи) Образовательные области Планируемые результаты
Сентябрь
«Мир песка» Занятие №1 -2
Познание
«Песочная страна»
Выявить свойства песка, почему песок хорошо сыплется? ( выявить свойства песка: сыпучесть, рыхлость) .
Познавательное развитие: знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе проведения опытов. Речевое развитие: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы. Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования, умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения.
Занятие
№3-4. Практика
Рисование песком: «Разнообразные фигуры» Учить детей изображать рисунок с помощью песочной технике.
Познавательное развитие: формирование представлений детей о песчаной пустыне как среде обитания животных и растений.
Детские работы из песка
Октябрь
«Мир растений»
Занятие
№1-2.
Познание
Значение воды в жизни растений
Опыт:
№1 «Растения и вода»
№2 «Скользкие листья» Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений,
теряют ли листья влагу? Познавательное развитие: расширять знания о состоянии растений осенью.
Речевое развитие: способствовать формированию диалогической речи у детей. Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов
Занятие
№3-4. Практика
Рисование «Осенний цветок» Учить детей видеть красоту природных объектов, разнообразие цвета; передавать увиденное в своем рисунке Познавательное развитие: дать представления о значении листьев в природе.
Ноябрь
«Мир воды» Занятие
№1-2.
Познание Опыт №1 «Теплая капелька» Познакомить со способом получения теплой воды, развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы. Воспитывать аккуратность при работе с водой. Познавательное развитие: учить видеть детей разное состояние воды (теплое, холодное). Учить делать умозаключение. Коммуникация: расширять словарь за счет прилагательных обозначающих свойства воды. Умеют называть состояние воды, используя в речи имен прилагательных, согласовывая их с именами существительными
Занятие
№3-4. Практика «Волшебная кисточка»
Чтение Н. А. Рыжова «Жила-была река» Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.
формировать представление детей о значимости чистой воды в жизни человека, проблеме загрязнения. Художественно-эстетическое направление. Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности. Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок.
Декабрь
«Мир воздуха» Занятие
№1-4.
Познание Поиски воздуха
Опыт №1 «Тепло в воздухе»
Опыт №2 «Сколько весит воздух?»
Опыт №3 «Всюду воздух» Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей. Речевое развитие: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.)
Познавательное развитие: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память. Познавательную активность. Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе проведения опытов и экспериментов.
Январь
«Мир камней» Занятие
№1-2.
Познание
Опыт №1 «Почему камни бывают» разноцветными?
Опыт №2 «Как вода камень разрушает?»
Опыт №3 «Плавучий камень» Показать детям с помощью пластилина каменные пласты, которые образуются миллионами лет.
Смоделировать силу и воздействия воды
Показать детям, что пемза плавает и не тонет в воде. Познавательное развитие: расширять знания о разнообразии камней в природе, их значением в жизни человека, с природными и искусственными камнями.
Речевое рпазвитие: способствовать формированию диалогической речи у детей. Умеют называть свойства камней. Делать выводы в ходе проведения опытов и экспериментов
Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе.
Занятие
№3-4. Практика
«Камни пишут и рисуют» Учить детей рисовать простым карандашом-грифелем, углем. Речевое развитие: расширять словарный запас за счет называния свойств, камней. Детские работы
Февраль
«Мир температуры» Занятие
№1-2.
Познание
Термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека; два стакана с водой разной температуры (из холодильника и теплой) на каждого ребенка; Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела.
Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; сравнение разных видов термометров Речевое развитие: расширять словарный запас детей.
Занятие
№3-4. Практика
Изготовление модели «Термометр» Учить детей показывать температуру выше или ниже нуля с помощью модели.
Март
«Мир химии» Занятие
№1-2.
Познание Опыт №1 Выращивание грибка под названием «Хлебная плесень».
Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия.
Познавательное развитие: знакомить детей с мельчайшими организмами (грибками)
Речевое развитие: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей. Проявляют интерес к окружающей нас среде.
Занятие
№3-4.
Опыт №2 «Красочный сахар» Учить детей с помощью пищевых красителей получать красочный сахар Речевое развитие: учить строить предложения грамматически правильно
Апрель
«Мир космоса» Занятие
№1-2.
Познание
Опыт№1 «Полет в космосе»
Беседа и просмотр презентации
«Что такое метеориты?» Учить детей делать планирующую машину
Дать представление о метеоритах, показать, что происходит с ними при прохождении внутри атмосферы Земли Познавательное развитие: знакомить детей с космическими предметами. Развивать любознательность в ходе проведения опытов. Речевое развитие: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний о космическом пространстве. Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов
Занятие
№3-4. Практика
Аппликация «Ракета» Учить детей делать работы в технике обрывания, развивать моторику рук Речевое развитие: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний о космическом пространстве Детские работы
Май
«Мир солнца» Занятие
№1-2
Познание
Опыт №1 с парафином (кусочки парафина, игрушечные сковородки, палочки для размешивания парафина, тряпочки)
Опыт №2 «Граненое стеклышко» (деталь от хрустальной люстры, зеркало.
Упражнять детей в элементарном экспериментировании с парафином и на его основе подвести детей к самостоятельному выводу о физических свойствах парафина. Познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета.
Расширить представления детей о тени - тень имеют все предметы, она имеет конфигурацию того предмета, от которого получена. Познавательное развитие: формировать у детей представление о свете, как о прямолинейно распространяющихся лучах, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). Уточнить знания детей о материалах, из которых изготавливают свечи, их качествах.
Речевое развитие:
активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматически правильно. Умеют делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями.
Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей.
Занятие
№3-4. Практика
Поделка «Солнышко» Научить новым приемам ручного труда, работе с ножницами. Познавательное развитие: дать представления о значении солнца как источника света и тепла в жизни всего живого.
Речевое развитие: способствовать формированию диалогической речи у детей. Поделки, выполненные своими руками
Содержание психолого – педагогической работы с детьми с ОВЗ по реализации кружка «Всезнайка»
Основная цель - повышение уровня интеллектуальных и познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
• формировать познавательный интерес к окружающему миру через вовлечение детей в опытно-экспериментальную и проектно-исследовательскую деятельность;
• развивать психические процессы: внимание, память, мышление, восприятие, воображение.
При обучении дошкольников с ОВЗ необходимо опираться на сохранные анализаторы, использовать принципы наглядности, от простого к сложному. Следует продумывать объем программного материала с учетом реальных возможностей дошкольников. Это обусловлено низким исходным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения изучаемого материала.
Для дошкольников с ОВЗ целесообразно строить образовательную работу на близком и понятном детям материале, применяя наглядный принцип в сочетании с разнообразными формами, методами и приемами. В ходе работы необходимо применять различные формы поощрения.
Список литературы:
1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005.
2. Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей» изд. - 2009.
3. Энциклопедия «365 научных экспериментов»