Татьяна Соколова
Методическая разработка цикла занятий «Неделя здоровья» для работы с детьми среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Познавательная», «Физическое развитие»
Актуальность:
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Поэтому очень важно начать формировать эти привычки с раннего возраста. Главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Публикация «Методическая разработка цикла занятий „Неделя здоровья“ для работы с детьми среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Цель:
- познакомить детей с тем, как устроено тело человека, чем люди отличаются, какие самые важные органы у человека;
- сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья;
- развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур;
- способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни: занятия спортом очень полезны для здоровья человека;
- сформировать представление у дошкольников о здоровом образе жизни, умение заботиться о своём здоровье.
- формировать представление детей о видах спорта.
Задачи:
Пропагандировать здоровый образ жизни.
Подвести к осознанию потребностей ребёнка в знаниях о себе и о своём здоровье.
Учить детей оценивать и прогнозировать своё здоровье.
Формировать навыки ухода за телом, создавать условия для закаливания, выработать стойкую привычку к самомассажу;
Ход работы:
Ребята, эта неделя у нас праздничная. Она называется – «Неделя здоровья». Почему? А потому, что всю неделю мы будем говорить о своём теле и о том как его защищать.
Здоровье – это одна из главных ценностей человеческой жизни. Каждый из вас хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе. Слабое здоровье, болезни являются причиной отставания в росте, невнимательности на занятиях, плохого настроения. Поэтому каждый с детства должен помнить о своём здоровье, знать своё тело, научиться заботиться о нём, развивать и совершенствовать, не вредить своему организму.
Понедельник. Первое занятие "Как устроено тело человека"
Цель: Познакомить детей с тем, как устроено тело человека, чем люди отличаются, какие самые важные органы у человека.
Посмотрите на картинки. Все люди между собой отличаются. (Высокие и низкие, старые и молодые, дети.) Обратите внимания на возраст, рост, вес, пол. Цвет глаз, цвет волос. А что же общего у всех людей? Люди похожи друг на друга формой своего тела. (ответы детей)
Наше тело устроено так, чтобы мы могли прочно держаться на ногах. Голова находится вверху – в надёжном месте; на ней спереди – то, с помощью чего мы узнаём об окружающем мире, познаём его: глаза – чтобы видеть, уши – чтобы слышать, нос – чтобы ощущать запахи, язык во рту – чтобы чувствовать вкус пищи. Голова укреплена на шее так, что может поворачиваться вправо и влево, благодаря чему мы видим, что находится вокруг.
Руки находятся посередине туловища, чтобы ими было удобно пользоваться. На кистях рук – пять пальцев, ими удобно держать в руках карандаш, кисточку для красок, ложку, расчёску и многое другое. Ноги – длинные и крепкие, чтобы удерживать и передвигать тело.
Заканчиваются они ступнями – для опоры.
Давайте посмотрим на наших ребяток Аню, Шодибека и Олега.
- Что у них одинаковое?
- А что разное?
- Что можно делать ногами? В какие игры можно играть, какими видами спорта заниматься?
- Что делают руками, почему руки называют нашими первыми помощниками?
- Как вы думаете, наше тело хрупкое или прочное?
- Почему нужно его беречь?
- Можно ли засовывать что-нибудь в нос или ухо?
- От чего нужно беречь глаза?
Ребятки, когда вы были маленькими, у вас было маленькое тело, крошечные руки, ноги. Вы многого не могли, например, быстро бегать. Кататься на велосипеде. Постепенно вы росли, и тело ваше росло, длиннее стали руки и ноги.
- А как можно узнать, вырос ты или нет?
- Как измерить рост?
Молодцы. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Покажи, что назову».
На сегодня наше занятие закончено, завтра мы с вами будем изучать новую тему.
Вторник. Второе занятие: «Режим дня»
Цель: Сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.
Организм человека имеет одну особенность, о которой нельзя забывать: он старается соблюдать своё внутреннее расписание и страдает, когда этот порядок нарушается.
Например, ты заигрался с друзьями во дворе и совсем забыл, что уже время обедать. И вдруг что-то начинает беспокоить в животе, посасывает в желудке, урчать в кишечнике. Это твой организм даёт сигнал, что пора обедать. Он привык получать пищу в определённое время, уже готов к пищеварению и сообщает тебе об этом чувством голода. Ты понимаешь, что проголодался, и идёшь домой обедать.
Вечером ты рассматриваешь интересную книжку с картинками и вдруг зеваешь. Глаза начинают слипаться. В чём дело? А это твой организм опять напомнил о своём внутреннем расписании. Он говорит: «Уже пора спать, за день ты устал, нужно отдохнуть и накопить сил».
Если мешать своему организму соблюдать правильный режим дня, нарушать его внутренний распорядок – организм рассердится, поссорится с тобой. Ты садишься за стол обедать, а аппетита нет, всё кажется невкусным. Ложишься спать, а заснуть никак не можешь. Пора вставать, а глаза слипаются, руки и ноги не слушаются. Голова клонится к подушке.
Нужно соблюдать правильный режим дня: спать, есть, гулять, играть и заниматься в определённое время. Тогда организму будет легко работать, и ты будешь чувствовать себя здоровым и бодрым.
- Ребята, а какой у нас режим в детском саду? Когда мы с вами завтракаем, гуляем, играем, обедаем, отдыхаем?
- А как вы проводите свой день в выходные? Как вы узнаёте если хотите есть? Если хочешь спать? Когда это бывает?
Давайте посмотрим на картинки, которые я вам приготовила.
- А кто из вас неправильно себя ведёт в саду, дома?
- Кто мало гуляет, много сидит у телевизора, поздно ложится спать?
Завтрак, полдник, днём обед и вечерний ужин:
Для здоровья малышам режим питания нужен!
Кушай правильно, дружок, вовремя и в меру,
Подрастать ты будешь в срок здоровым непременно.
Тих, невидим, невесом, в гости к нам приходит сон.
За собой зовёт в кроватку, спи, малыш, в ней сладко-сладко.
Все спят ночью, но и днём мы немного отдохнём!
За полдня устали слишком, надо сделать передышку.
Голове, рукам у нас, нужен отдых – тихий час.
На сегодня наше занятие закончено, завтра мы с вами будем изучать новую тему.
Третье занятие: «Личная гигиена»[/h3]
Цель: Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.
Мы всё время говорим, что нужно охранять своё здоровье, беречь его. Давайте вместе с вами вспомним, как к нам в организм попадает грязь и микробы?
- Когда мы с вами должны мыть руки, с чем?
- Как поступают ваши мамы и папы в том случае, если на улице, транспорте, в каком-то общественном месте ребятам очень захотелось пить или есть?
- Просят потерпеть или покупают еду в киоске, магазине?
- А как правильно нужно делать? Почему?
- Ребята, а кто знает, что такое предметы личной гигиены? Это предметы, которыми можно пользоваться только одному человеку.
-Какие предметы личной гигиены вы знаете?
Надеюсь, что вы запомните их и будете всегда ими пользоваться.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение А. Барто "Девочка чумазая"
- Ах ты, девочка чумазая, где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки, на локтях- дорожки.
- Я на солнышке лежала, руки кверху я держала, вот они и загорели.
- Ах ты, девочка чумазая, где ты носик так измазала?
Кончик носа чёрный, будто закопченный.
- Я на солнышке лежала, нос к верху держала, вот он и загорел.
- Ах ты, девочка чумазая, ноги в полосы измазала?
Не девочка, а зебра, ноги, как у негра.
- Я на солнышке лежала, пятки кверху держала, вот они и загорели.
- Ой, ли, так ли? Так ли дело было? Отмоем всё до капли.
Ну-ка, дайте мыло. Мы её ототрём!
Громко девочка кричала, как увидела мочало,
Царапалась, как кошка: - Не трогайте ладошки!
Они не будут белые, они же загорелые.
А ладошки-то отмылись.
Оттирали губкой нос – разобиделась до слёз:
- Ой, мой бедный носик! Он мыла не выносит!
Он не будет белый: он же загорелый.
А нос тоже отмылся.
Отмывала полосы, кричала громким голосом:
- Ой. Боюсь щекотки! Уберите щётки!
Не будут пятки белые, они же загорелые.
А пятки тоже отмылись.
- Вот теперь ты белая, ничуть не загорелая.
Это была грязь.
Сейчас мы с вами рассмотрим плакат "Как правильно мыть руки"
На сегодня наше занятие закончено, завтра мы с вами будем изучать новую тему.
Четверг. Четвертое занятие: «Физические упражнения. Спорт»
Цель: Способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни: занятия спортом очень полезны для здоровья человека
(Дети стоят в лицом в круг)
Все вы смотрите телевизор. И можно увидеть, как люди ездят на лыжах, играют в мяч (футбол, катаются на коньках, прыгают, бегают. Всё это спорт, виды спорта. И занимаются этим спортсмены. Но они не сразу стали такими. С раннего детства они учились быть сильными и ловкими. А что этому помогало – физические упражнения.
1 упражнение - ходьба.
Раз! Два! Раз! Два!
Марширует детвора.
Друг за другом! Ровный строй!
Будь внимательным, не стой!
Ходим прямо и кругами,
Громко топаем ногами.
Помогает бодрый марш
Весел воспитатель наш.
2 упражнение - бег.
Приготовились! Бежим!
Быстро! Словно мы летим!
Догоняем. Обгоняем,
Будто птиц весёлых стая.
3 упражнение - прыжки.
Прыг-скок! Прыг-скок!
Прыгаем как мячик!
На одной, на двух ногах
Легко и ловко скачем!
Прыгаем на месте,
И передвигаясь,
Через палку, обруч,
В зайку превращаясь.
- Сейчас мы с вами выполняли физические упражнения, а есть ещё и спортивные развлечения которыми вы тоже с удовольствием любите заниматься. Это катание на санках, коньках, лыжах зимой, и катание на велосипеде, самокате, плавание летом!
Лыжи.
Большой сугроб пушистый
Ногами не пройти,
Но это не преграда
Для лыжного пути.
Вставай скорей на лыжи!
Шагай или вихрем с горки!
Всем для здоровья нужен
Морозный воздух звонкий!
Плавание
Плаванию учиться нужно малышам.
Это без сомненья. Пригодится вам.
На земле так много морей, озёр и рек.
Уметь свободно плавать должен человек!
-Давайте посмотрим и обсудим картинки, на которых изображены разные виды спорта.
-Какие вам нравятся больше всего, почему, каким видом спорта вам хотелось бы заняться?
На сегодня наше занятие закончено, завтра мы с вами будем изучать новую тему.
Пятница. Пятое занятие: «Закаливающие процедуры»
Цель: Объяснить детям, что такое закаливающие процедуры, важность их в сохранении своего здоровья.
Всю неделю ребята мы с вами говорили о том, что если хочешь быть всегда здоровым, надо заниматься физическими упражнениями, участвовать в спортивных развлечениях, следить за своим внешним видом, правилами личной гигиены. Сегодня я хочу вас познакомить, как можно ещё заботиться о своём здоровье. В одной песне поётся «Если хочешь быть здоров - закаляйся». Что такое – закаляться? Это значит приучать постепенно своё тело к морозу или теплу, то есть к тому что может быть и полезно, и в то же время вредным. Например, когда мы идём на улицу зимой, мы одеваемся тепло чтобы не замёрзнуть. А для того чтобы нам было легче переносить холод, есть такое закаливание – как умывание, душ, ванны, купание с холодной водой. Человек с каждым разом делает воду холоднее и холоднее и привыкает к холодному. Есть люди, которые купаются даже зимой, в очень холодной воде. Их называют моржами.
Какие процедуры для нас закаливающие? Давайте обсудим.
Умывание.
Умывать лицо и руки,
Шею непременно
Надо по два раза в сутки,
Снижая постепенно
У воды температуру,
Чтобы позабыть микстуру.
Ножные ванны.
Знает даже осьминог,
Что идёт простуда с ног.
Значит, всем пора понять-
Надо ноги закалять:
Утром в таз воды прохладной
Нам ступни поставить надо,
Ненадолго, на чуть-чуть…
Завтра тоже не забудь!
А затем свои ступни
Полотенцем разотри.
Душ.
Душ прохладный – не для слабых-
Заставляет организм
Не бояться самых грозных
Ангинно-грипповых каприз.
Только важно регулярно,
То есть каждый-каждый день,
Тебе вставать под душ прохладный
И будешь крепок, как ремень.
Мы говорили что надо закаляться водой, а закаляться можно и воздухом. Воздух очень полезен для нас мы дышим кислородом, который очень полезен для нашего здоровья. Как же закаляться воздухом. Это играть на свежем воздухе, спать на свежем воздухе, ходить в походы (гулять, делать утреннюю гимнастику, загорать и купаться. Послушайте.
Утренняя гимнастика.
Утром форточку откроем,
Свежий воздух пригласим.
Зарядка нас взбодрит, настроит
И прибавит новых сил.
Пешеходные прогулки.
Так приятно посетить в любое время года
Тропинки парков, скверов и аллей.
Они для нас как островки природы,
Так щедро дарят свежий воздух для людей.
Только надо не забывать, что закаляться надо постепенно, а не сразу. А то искупаешься в холодной воде или надышишься холодного воздуха и заболеешь.
А также загорать надо аккуратно, лежать в тени и на голове всегда носить панамку, чтобы не случилось солнечного удара!
Вот и закончилась у нас с вами неделя здоровья!
Всю неделю мы с вами узнавали, изучали и запоминали основные правила здоровья. Надеюсь, что вы будете их выполнять и будете здоровыми, крепкими, никогда не болеть!