Наташа Белякова
Программа кружковой работы по ПДД «Красный, желтый, зеленый»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ»
составлена на основе программы Т. И. Даниловой «СВЕТОФОР». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения.
Срок реализации программы 2016-2018 учебный год
Автор программы :
Белякова Наталья Викторовна
Содержание
1. Целевой раздел:
1.1 Пояснительная записка
1.2 Нормативные документы
Публикация «Программа кружковой работы по ПДД „Красный, желтый, зеленый“» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
1.3 Цели, задачи и принципы реализации программы дошкольного образования
1.4 Планируемые результаты освоения программы
2. Содержательный раздел
2.1 Учебный план реализации программы
2.2 Модель образовательного процесса
2.3 Тематическое планирование во второй младшей группе
2.4 Тематическое планирование в средней группе
2.8 Методики, технологии, средства воспитания, обучения и развития детей
2.9 Мониторинг освоения программы образовательной области
2.10 Взаимодействие с семьёй, социумом
3. Организационный раздел:
3.1 Оформление предметно- пространственной среды
3.2 Программно – методическое обеспечение образовательного процесса
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ:
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети. Дети еще не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, ее скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя самыми быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть дороги на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру. Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице. В сложной ситуации, при появлении опасности взрослого человека иногда выручают инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, малыши обладают этими качествами не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, не могут моментально принять правильное решение. Избежать опасности можно, лишь обучая детей Правилам дорожного движения с самого раннего возраста. Так как знания полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение- потребностью человека. Для этого на этапе младшего и среднего дошкольного возраста был запланирован кружок «Красный, желтый, зеленый».
Срок реализации: 2 года (декабрь 2016 – май 2018 г)
Вид программы : долгосрочный.
Участники: воспитатели, воспитанники, родители.
Этапы реализации:
1 год обучения – 1 раз в неделю по 15- 20 минут (3-4лет);
2 год обучения – 1 раз в неделю по 20-25 минут (4-5 лет).
1.2НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ
Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО)
СанПиН 2.4.1.3049 -13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций»
Устав МБДОУ;
Федеральный Закон от 10.12.95г. №196-фз «О безопасности дорожного движения»
Правила дорожного движения
1.3 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Целью программы является формирование у детей устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Для ее достижения необходимо решить несколько Задач:
1. Создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
2. способствовать развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах;
3. формировать и развивать умения и навыки безопасного поведения;
4. вырабатывать у дошкольников привычку соблюдать правила безопасности;
5. воспитывать в детях грамотных пешеходов.
Программа создана на основе принципов (по Е. А. Козловской, С. А. Козловскому) :
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда».
Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия.
Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т. к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
4. Принцип возрастной безопасности.
С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
5. Принцип социальной безопасности.
Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания.
Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Ребенок 3-4лет, имеет представление об окружающем пространстве, ориентируется в нем; знаком с понятием улица, дорога, светофор, с некоторыми видами транспорта; имеет первичные представления о работе водителя, о правилах поведения на дороге.
Ребенок 4-5лет, умеет ориентироваться на участке детского сада и прилегающей к детскому саду местности; имеет представление о понятиях: пешеход, пассажир, улица, дорога, перекресток, светофор, дорожные знаки; знают основные правила поведения на остановках общественного транспорта и в транспорте.
2. Содержательный раздел
2.1 Учебный план реализации программы
Учебный план реализации программы «Красный, желтый, зеленый» предусматривает:
• проведение мероприятий с воспитанниками в рамках календарного плана;
• программа рассчитана на 2 года. Первый год – для воспитанников 3-4 лет (вторая младшая группа, второй год – для воспитанников – 4-5 лет (средняя группа);
• совместные мероприятия проводятся 1 раз в неделю для детей младшей и средней группы;
• продолжительность совместных мероприятий во второй младшей группы 15минут, в средней группе – 20 минут;
• поэтапное планирование и выполнение определенных действий воспитанников направленных на изучение правил дорожного движения;
• диагностика усвоения воспитанниками программы «Красный, желтый, зеленый» проводится 2 раза в год (сентябрь, апрель);
Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы «Красный, желтый, зеленый».
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Содержание работы Количество мероприятий
в неделю в месяц в год
Мероприятия по тематическому плану 1 4 31
2.2. Работа с детьми
При построении кружковой деятельности по изучению правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
• ребенок – пешеход;
• ребенок – пассажир городского транспорта;
• ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.)
2.3. Тематическое планирование во второй младшей группе
Задачи:
1. Учить детей различать легковые и грузовые автомобили.
2. Знакомить детей с автобусом (троллейбусом, грузовым автомобилем, машинами специального назначения (скорая помощь, пожарная машина). Дать представление о назначении автобуса (автобус перевозит людей) и основных частях грузовика (кабина, окна, двери, кузов, руль, мотор, колеса).
3. Давать детям первоначальные представления о сигналах светофора. Закрепить знание цветов: желтый, красный, зеленый.
4. Знакомить детей с профессией водителя. Формировать интерес к ней, стремление освоить ее основы.
5. Давать детям элементарные знания о поведении на улице, дороге, тротуаре.
6. Знакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Осторожно, дети!», «Автобусная остановка», «Движение пешеходов запрещено».
7. Обучать детей правилам перехода через проезжую часть.
Месяц Неделя Тема Цель
Декабрь 1 Проведение диагностики Изучение имеющихся у детей знаний и умений по правилам дорожного движения.
2 Легковой и грузовой транспорт Обучать детей умению различать грузовой и легковой транспорт.
3 Легковой и грузовой транспорт Закреплять умение различать и называть виды транспорта. Развивать у детей умения ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу воспитателя.
4 Грузовая машина Уточнять представление о грузовой машине, об основных её частях. Обучать детей умению собирать целое из частей. Развивать мелкую моторику, речевую активность.
Январь 2 Чтение художественного произведения М. Пожарского «Машины» Учить детей внимательно слушать и понимать содержание прочитанного. Закреплять знания о транспорте. Развивать слуховое и зрительное восприятие.
3 Автобус и троллейбус Давать детям представление об автобусе и троллейбусе, их функциональном назначении. Познакомить со знаком «Автобусная остановка».Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к окружающему. Закреплять умение различать цвета. Развивать умение ориентироваться в пространстве.
4 Едем в автобусе Продолжать знакомить с транспортным средством- автобус. Уточнять представления о других транспортных средствах (грузовой и легковой транспорт). Развивать у детей умение слушать и воспроизводить рассказ педагога.
Февраль 1 Сюжетно – ролевая игра «Автобус» Закреплять у детей знания об автобусе, его назначении. Развивать диалогическую речь. Воспитывать умение играть дружно.
2 «Наша улица» Дать детям представление об улице, тротуаре, проезжей части, знаке «Пешеходный переход». Формировать элементарные навыки поведения на улице.
3 Дорожные ситуации Закреплять у детей элементарные знания о правилах поведения на улице. Дать представление о знаке «Осторожно, дети»
4 Труд водителя Знакомить детей с профессией водителя, показать его общественную значимость. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых.
Март 1 Светофор Дать детям представление о работе светофора, о его назначении. Уточнить, что обозначают цвета светофора.
2 Аппликация «Светофор» Учить детей умению правильно располагать и наклеивать круги разного цвета. Развивать мелкую моторику.
3 Машины специального назначения Дать детям представление о машинах специального назначения «Скорая помощь», «Пожарная машина»
4 Дидактическая игра «Узнай и назови» Закреплять у детей знания о различных видах транспорта.
Апрель 1 Пешеходный переход Дать детям представление о пешеходном переходе, знаке, как правильно переходить дорогу. Воспитывать у детей культуру поведения на улице.
2 Рисование «Пешеходный переход» Закреплять у детей умение рисовать прямые линии.
3 Моя улица Закреплять у детей знания об улице. Развивать зрительное восприятие.
4 Дидактическая игра «Зажги свой огонек» Закреплять у детей знания о светофоре, сигналах, их назначении.
Май 1 Вечер загадок Обучать детей находить отгадку по описанию. Развивать слуховое восприятие.
2 Дидактическая игра «Сложи машину» Обучать детей складывать предметы из геометрических фигур.
3 Сюжетно – ролевая игра «Мы пассажиры» Закреплять у детей знания о пассажирском транспорте. Воспитывать навыки совместной игры.
4 Итоговое Уточнить объем знаний и навыков, приобретенных детьми за время обучения.
2.4. Тематическое планирование в средней группе
Задачи:
1. Закреплять знания детей о пассажирском транспорте и правилах поведения в автобусе.
2. Прививать правила пользования маршрутным транспортом: поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе.
3. Дополнять представление об улице новыми знаниями: дома бывают разными, машины движутся по проезжей части дороги, движение машин может быть односторонним, двусторонним, проезжая часть при двустороннем движении может разделяться линией.
4. Формировать представление детей о том, что разные машины имеют разное предназначение. Познакомить с машинами специального назначения.
5. Добиваться от детей четкого выполнения правил при переходе через проезжую часть.
6. Закреплять знания о дорожных знаках «Пешеходный переход», «Осторожно, дети!», «Автобусная остановка», «Движение пешеходов запрещено».
7. Знакомить детей с дорожными знаками: «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи», «Дорожные работы», «Въезд запрещен», «Автозаправочная станция»
Месяц Неделя Тема Цель
Сентябрь 1 Вводное Выявить у детей знания о светофоре, его назначении, о пассажирском транспорте и транспорте специального назначения, тротуаре, проезжей части.
2 История автомобиля Познакомить детей с историей создания автомобиля. Развивать интерес к окружающему миру.
3 Грузовой транспорт Расширять у детей знания о грузовом транспорте. Развивать умение сравнивать. Закреплять навык употребления новых слов: фургон, цистерна, кузов.
4 Машины (выставка) Закреплять у детей знания о легковом и пассажирском транспорте. Развивать умение находить сходства и различия.
Октябрь 1 Наша улица (экскурсия) Формировать у детей представления об одностороннем и двустороннем движении. Расширять представления об улице. Закреплять знания о правилах для пешеходов. Воспитывать внимательность, умение ориентироваться в пространстве.
2 Игра на макете Закреплять у детей знания о двустороннем, одностороннем движении.
3 Мы по улице идем (беседа) Закреплять у детей знания о тротуаре, проезжей части. Воспитывать культуру поведения на улице.
4 Пешеходный переход (экскурсия) Закреплять у детей знания о пешеходном переходе, знаке. Дать представление о том, как правильно переходить дорогу. Воспитывать у детей культуру поведения на улице.
Ноябрь 1 Проблемные ситуации (беседа) Закреплять у детей знания о правильном переходе улицы.
2 Трамвай Познакомить детей с трамваем. Расширять знания об особенностях движения троллейбуса, трамвая и автобуса. Уточнить представление о знаке «Остановка». Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте.
3 Сюжетно- ролевая игра «Автобус» Закреплять у детей знания о пассажирском транспорте. Развивать умение играть дружно. Воспитывать культуру поведения в автобусе.
4 В гости к Бабушке Загадушке (развлечение) Закреплять у детей знания о пассажирском транспорте. Развивать смекалку, сообразительность.
Декабрь 1 Дидактическая игра «Назови правильно» Закреплять у детей понятия «справа», «слева», «впереди», «сзади», «вверху», «внизу». Развивать умение ориентироваться в пространстве.
2 Автобус (аппликация) Учить детей создавать образ из отдельных частей. Воспитывать аккуратность в выполнении работы.
3 Машины специального назначения (беседа) Расширять знания детей о машинах специального назначения.
4 Чтение «Служебные машины» М. Дружинина Обучать детей умению внимательно слушать и понимать содержание прочитанного. Закреплять знания машин специального назначения.
Январь 2 Транспорт (конструирование) Закреплять у детей умение строить транспорт из строительного материала. Развивать воображение.
3 Правила поведения пешеходов (беседа) Расширять у детей знания о правилах поведения пешеходов. Воспитывать ответственность.
4 Дорожная азбука (экскурсия) Познакомить детей с дорожными знаками: «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи», «Дорожные работы», «Въезд запрещен». Закреплять знания о дорожных знаках «Пешеходный переход», «Осторожно, дети!», «Автобусная остановка», «Движение пешеходов запрещено».
Февраль 1 Дорожный знак (рисование) Закреплять у детей знания о дорожных знаках и их назначении. Вызвать желание нарисовать знак.
2 Словесная игра «Доскажи словечко» Закреплять у детей знания о сигналах светофора и их назначении. Развивать слуховое восприятие.
3 «Правила дорожного движения» А. Тюняева (чтение) Обучать детей умению внимательно слушать и понимать содержание прочитанного.
4 Найди пешеходов –нарушителей (беседа) Обучать детей Правилам дорожного движения. Развивать внимательность, наблюдательность.
Март 1 Дидактическая игра «Почини технику» Закреплять у детей знания о транспорте, его составных частях. Развивать внимание, наблюдательность.
2 Автозаправочная станция Дать детям представление об автозаправочной станции, знаке, указывающем на нее. Расширять представление о транспорте, окружающем мире.
3 Труд водителя (беседа) Расширять знания детей о профессии водителя, о транспорте, показать его общественную значимость. Развивать внимание. Воспитывать уважение к труду взрослых.
4 Инсценировка сказки Н. Павлова «На машине» Создавать у детей положительный эмоциональный настрой. Воспитывать умение играть дружно, помогать друг другу.
Апрель 1 Дорожные происшествия (беседа) Закреплять у детей знания Правил дорожного движения. Развивать внимание. Воспитывать умение ориентироваться в создавшейся ситуации.
2 Дидактическая игра «Угадай дорожный знак» Закреплять у детей знания о дорожных знаках, их назначении.
3 В гостях у светофора (беседа) Закреплять знания детей о сигналах светофора. Развивать умение решать проблемные ситуации, в которых оказались невнимательные пешеходы. Развивать внимание.
4 Игротека Закреплять у детей умения собирать транспорт из частей. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Побуждать детей к соблюдению правил игры.
Май 1 Три чудесных цвета (инсценировка) Закреплять у детей знания о сигналах светофора. Развивать выразительность речи.
2 Словесная игра «Найди ошибку» Обучать детей умению находить ошибку в предложении и исправлять её. Развивать слуховое внимание.
3 Мы учимся соблюдать правила дорожного движения (игра) Закреплять у детей знания Правил дорожного движения. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Воспитывать внимание.
4 Итоговое Уточнить объем знаний и навыков, приобретенных детьми за год обучения.
2.8 Методики, технологии, средства воспитания, обучения и развития детей
-Систематические занятия;
-игры и игровые приемы;
-целевые прогулки;
-чтение художественной литературы;
-беседы.
2.9 Мониторинг освоения программы образовательной области
Педагогическая диагностика. (см. приложение)
2.10 Взаимодействие с семьёй, социумом
Вся работа с детьми по воспитанию у них навыков безопасного поведения на улицах города, посёлка должна происходить в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребёнка в дошкольные годы. Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми. Поэтому необходимо привлечь родителей к воспитанию у ребёнка сознательного безопасного поведения на улицах города, посёлка. Только в сотрудничестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице.
План работы с родителями в младшей группе
Форма работы Время проведения
Тест «Правила дорожного движения» декабрь
Изготовление атрибутов к подвижным и дидактическим играм. январь
Консультация «Особенности обучения детей ПДД» февраль
Изготовление макета «Мой город» март
Рекомендации «Правила перехода улицы» апрель
Консультация «Правила перевозки детей в автомобиле» май
План работы с родителями в средней группе
Форма работы Время проведения
Консультация «сентябрь
Анкетирование
Родительское собрание на тему: «Влияние на безопасность детей поведение родителей» октябрь
Совместное составление коллажа «Мой двор» ноябрь
Изготовление атрибутов к дидактическим и сюжетным играм декабрь
Памятка для родителей «Что могу сделать я?» январь
Выставка детской художественной литературы по изучению ПДД «Читаем детям» февраль
Консультация «Учите детей наблюдать» март
Консультация: «Кручу, кручу, педали кручу!» апрель
Совместный спортивный досуг «В гостях у светофора» май
3. Организационный раздел:
3.1 Оформление предметно - пространственной среды
Плакаты по правилам дорожного движения и безопасности.
Сюжетные и предметные картинки по ПДД.
Дорожные знаки большие и малые.
Макет дороги.
Светофор большой и малый.
Машины: легковые, грузовые, специального назначения (скорая помощь, пожарная машина, полицейская, такси);автобус, троллейбус, трамвай.
Атрибуты для сюжетных игр.
Дидактические и настольные игры.
Строительные наборы с деталями разных форм и размеров.
3.2. Программно – методическое обеспечение образовательного процесса
Автор
составитель Наименование издания Издательство Год издания
Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. М. : Мозаика – Синтез 2014
Т. И. Данилова Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. "Детство-Пресс" 2016
О. Ю. Старцева Школа дорожных наук. Профилактика детского дорожно– танспортного травматизма. М. :«ТЦ Сфера» 2010
Т. П. Гарнышева Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. "Детство-Пресс" 2010
Под ред. Е. А. Романова, А. Б. Малюшкина Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста М. :«ТЦ Сфера» 2006
Елена Хабибуллина Дорожная азбука в детском саду. "Детство-Пресс" 2016
Т. Ф. Саулина Три сигнала светофора. (Дидактические игры,сценарии вечеров и досугов) «Просвещение» 2009
Грёзина О. Ю., Пятаева С. А. Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению их правилам дорожного движения Волгоград: Перемена 1998
Л. Л. Тимофеева Формирование культуры безопасности у детей от3 до 8. Парциальная программа. "Детство-Пресс" 2015
В. Р. Клименко Обучайте дошкольников правилам дорожного движения. «Просвещение» 1973
Майорова Ф. С. Изучаем дорожную азбуку «Издательство Скрипторий 2003» 2005
Т. И. Данилова Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. "Детство-Пресс" 2009
Шалаева Г. П. Азбука маленького пешехода. «Эксмо» 2008