Венера Асымовна Зареева
Программа кружковой деятельности «Учимся играя» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальной темой в дошкольном образовании на сегодняшний день остается тема билингвального образования детей. В условиях новой языковой ситуации в республике формирование человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций, двух систем этических норм речевого и неречевого поведения. Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых сложных методических задач. Кроме того для русскоязычных детей, а для некоторых детей и из татарских семей - татарский язык является по сути иностранным языком.
Публикация «Программа кружковой деятельности „Учимся играя“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Добиться успеха в обучении детей позволяет, с одной стороны, использование личностно-ориентированного подхода к ребёнку, предполагающего проведение индивидуальной работы, применение системы поощрений, привлечение детей к успехам в их деятельности; с другой стороны, создание татароязычной развивающей среды.
Активное изучение второго государственного языка – тема актуальная, неожиданно обострившаяся после обнародования результатов ЕГЭ в Татарстане. В Приказе Министерства образования и науки Республики Татарстан от 12 января 2012 года № 106/12 определено, что по окончании дошкольной ступени образования у каждого ребенка объем словарного запаса должен составлять 167 слов. По окончании начальной школы ребенок должен свободно владеть двумя государственными языками и объем словарного запаса на татарском языке, по программе начальной школы, составляет 1167 слов.
Для достижения данной цели необходимо пересмотреть подходы к практике обучения детей татарскому языку, искать новые эффективные методы работы. В поиске средств реализации государственных задач по обучению русскоязычных детей татарскому языку, для эффективного внедрения нового учебно-методического комплекта разработана авторская программа кружковой деятельности «Учимся играя». В общении с воспитателем в национальных играх, при разучивании песен татарского фольклора и стихотворений, при использовании информационно-коммуникационных технологий ребенок в непроизвольной форме овладевает татарским языком. Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. Это позволяет предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как главный вид деятельности дошкольника – игра; ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста; привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией; поощрять детей при решении проблемной задачи, что является стимулом для развития их познавательной активности; развивать у дошкольников исследовательское поведение; расширять творческие возможности самого педагога. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука позволяет воссоздавать реальный предмет или явление; использование икт позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению; ИКТ вовлекают детей в воспитательно-образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
Данная кружковая деятельность предусматривает систематическое и последовательное обучение детей татарскому языку. Однако, педагог, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить к проведению занятия с учетом уровня общего и речевого развития детей.
Актуальностью данной программы является разработка программы кружка в соответствии с общей концепцией дошкольного воспитания, современными методиками и формами обучения иностранным языкам, а также, нововведениями – воспитание и обучение с погружением в татароязычную среду, с внедрением авторских разработок. Программа направлена на гармоничное развитие личности, на формирование у воспитанников речевых навыков, что способствует повышению общей культуры ребенка. Свободное общение на двух языках имеет большое воспитательное значение и доставляет коммуникативное удовлетворение и радость.
Основной целью внедрения данной программы является побуждение детей к активному говорению на татарском языке на занятиях и в быту и обеспечение высокого уровня готовности детей к школьному обучению.
Определены задачи курса- привить детям любовь к языкам; способствовать формированию потребности общения с людьми разных национальностей; уважать и ценить языки и традиции других народов; с желанием осваивать татарский язык, занимаясь привычными делами в сопровождении распевок, песенок, закличек.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25-30 минут. Возраст детей, участвующих в кружковой деятельности 6-7 лет. Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся в течение учебного года во второй половине дня. Образовательная деятельность содержит много познавательной информации, насыщена интерактивными играми, игровыми ситуациями, физкультминутками.
Формы подведения итогов реализации программы различны- тематические развлечения по итогам изученной темы, включение блока татарского языка в календарные праздники, совместные тематические вечера (педагоги, родители, дети).
К концу обучения по данной программе дошкольники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
- приветствовать и прощаться с взрослыми и сверстниками на татарском языке;
- играть в музыкально-подвижные игры;
- петь песни на татарском языке;
- называть дни недели и времена года.
- использовать диалогическую речь в общении с взрослыми и детьми.
Программа направлена на гармоничное развитие личности, на формирование у воспитанников речевых навыков, что способствует повышению общей культуры ребенка. Свободное общение на двух языках имеет большое воспитательное значение и доставляет коммуникативное удовлетворение и радость.