Юлия Рослова
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста «О правах — играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «О правах — играя».
Цель: создание условий для знакомства детей с правами человека.
Задачи:
- Закрепить знания детей, в интересной и занимательной форме, основы прав человека, отраженных во «Всемирной декларации прав человека».
- Развивать способность анализировать действия и поступки сказочных героев и людей, создавать ситуации для развития умений применять, полученные знания в реальной жизни.
Публикация «Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста „О правах — играя“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
- Активизировать познавательный процесс, обогащать речь детей новыми словами.
- Воспитывать доброжелательность детей, умение общаться со сверстниками.
Оборудование: ТСО (экран, проектор, ноутбук, презентация к занятию, на доске «цветок Счастья», медали «знаток права».
Предварительная работа: беседы о правах человека, ребенка, рассматривание иллюстраций: «Права ребенка», чтение сказок, беседы по сказкам, характеризуя героев, обращая внимание на нарушение прав, рисование: «Наши права», разучивание пословиц, поговорок, стихов о дружбе, семье, здоровье.
Ход мероприятия
Дети входят в группу, встают полукругом около воспитателя.
- Я расскажу вам об одной удивительной сказочной стране, которая называется Правдилия. В этой стране жили люди, звери, насекомые и жили они счастливо. Потому что у каждого из них было много прав: право на счастье, право на жизнь, право на свободу, право на отдых. А еще в этой стране был необычный сад с цветущими растениями. К одному из них жители относились по-особенному, трепетно. Берегли его, потому что это был «цветок Счастья». У «цветка Счастья» были необычные лепестки, на обратной стороне которых были записаны правила (права). Именно эти правила строго соблюдались жителями этой страны. И все бы у них было хорошо, если бы… Хотите узнать продолжение? (Ответы детей.)
- Однажды над страной нависла черная-пречерная туча, налетел злой холодный ветер – это проделки злого волшебника, и все жители Правдилии попрятались кто куда, чтобы переждать несчастье. А когда стих ветер и туча уплыла, то были удивлены тем, что на «цветке Счастья» не осталось ни одного лепестка. И наступили в стране страшные времена. Жизнь страны превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. До сих пор жители этой страны ищут заветные лепестки и надежда отыскать их тает с каждым днем.
Король этой страны прислал на электронный адрес нашего детского сада письмо. Давайте его прочтем.
Читаем письмо. (Слайд.)
Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень прошу вас помочь моей стране и отыскать лепестки «цветка Счастья». На вас у меня последняя надежда. Злой волшебник приготовил для вас разные задания, которые вам необходимо выполнить. Только тогда вы сможете найти лепестки. А добрый волшебник вам будет помогать. Он будет присылать вам подсказки. Удачи!
- Сможем ли мы помочь жителям Правдилии?
Ответы детей (да).
- Поможем найти лепестки «цветка Счастья», а заодно и узнаем права этой страны. Давайте перед испытанием возьмемся за руки и подарим друг другу добрую улыбку, ведь добрые дела должны начинаться с хорошего настроения.
- Итак, ребята первое задание. Слайд. (Картинка с изображение детей, двое детей с подписанными именами, а третья девочка – без имени.)
- Дети, какое право здесь нарушено?
Ответы детей (право на имя).
- Давайте посмотрим правильно ли вы ответили. (Слайд.) Да молодцы, правильно ответили. Скажите пожалуйста, а у вас не нарушено право на имя? Сейчас мы с вами это проверим. На столе лежат сердечки с именами. Каждый из вас должен подойти к столу, найти сердечко со своим именем и встать около своего стула. (Дети выполняют задание.)
- Да, теперь я вижу, что ваше право не нарушено и у каждого есть имя. А какой документ получает ребёнок при рождении, подтверждающее это право?
Дети: свидетельство о рождении.
- Давайте проверим, правильно ли вы ответили. (Слайд.) (Картинка с изображением свидетельства о рождении.)
- Молодцы!
А вот и первая подсказка. (Слайд.) «Лепесток голубого цвета находится под синим кубиком». Лепесток крепится на доску.
- Ну что, дети первый лепесток мы уже отыскали. Следующее задание. (Слайд.)
- Давайте посмотрим, правильно ли вы ответили? (Слайд.) Да, все вы олодцы (Слайд.)
(Слайд.) (Картинки с изображением Буратино и Незнайки.)
- Как вы думаете, ребята о каком праве говорят нам эти картинки?
Ответы детей (праве на образование).
- Вспомните, по какой причине они всё время попадали в неприятные истории?
Ответы детей (не хотели учиться, считали себя самыми умными, не слушали советов товарищей).
- Как вы думаете, для чего человеку учиться?
Ответы детей (чтобы получить профессию).
Давайте поиграем в игру «Вставьте слово» (Игра проводится с мячом в кругу.)
Воспитатель начинает, дети заканчивают:
Самолетом правит… (летчик).
Трактор водит… (тракторист).
Электричку - (машинист).
Стенку выкрасил… (маляр).
Доску выстругал… (столяр).
В доме свет провел… (монтер).
В шахте трудится… (шахтер).
В жаркой кузнице… (кузнец).
Кто все знает - (молодец!
Дети садятся.
- Еще раз давайте вспомним, о каком праве мы сейчас с вами говорили?
Ответы детей. (Право на образование.)
(Слайд.) Молодцы, ребята. Вы добыли следующую подсказку. «Лепесток зеленого цвета находится в уголке природы». На магнитную доску крепится лепесток зеленого цвета.
- Перейдём к следующему заданию. (Слайд.) (Ребус «Я + Я +Я + Я +Я + Я + Я = 7 Я».)
- Какое право зашифровано в этом ребусе?
Ответы детей. (Право на семью.)
Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
- А что это за сказочный персонаж?
Ответ детей. (Доктор Айболит.)
- Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица.
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
- А как называется врач, который лечит зверей?
Ответ детей. (Ветеринар.)
Да, ребята, врачи оказывают медицинскую помощь не только животным, но и людям.
- О каком праве пришла пора нам говорить?
Ответ детей. (О праве на медицинское обслуживание.)
- А сейчас я предлагаю вам ненадолго стать докторами.
Дети встают в круг.
- Представьте, что я простудилась. У меня болят горло, голова. Я чихаю, кашляю. Я пришла на прием в поликлинику, собрался консилиум врачей (совещание врачей по поводу того, как и чем лечить больного). А врачи это все вы. Вот сейчас вы каждый по-очереди будете назначать мне лечение, а я как будто бы сразу буду выполнять эти процедуры, и мы посмотрим, сумеете ли вы меня вылечить.
(Дети назначают лечения друг другу и называют: поставить горчичники, полоскать горло, закапать капли в нос, попить чай с малиновым вареньем, выпить микстуру, принимать витамины)
После того, как свое лечение назначил последний ребенок, воспитатель выздоравливает, за что благодарит детей.
- Молодцы, а вы знаете самое главное правило про домашнюю аптечку?
Ответ детей. (Детям ни в коем случае нельзя принимать лекарства самостоятельно, даже одна таблетка, принятая не по назначению, может нанести здоровью большой вред.)
-Лучше всего не простужаться и не болеть. А что для этого нужно делать?
Ответ детей. (Одеваться по погоде, правильно питаться, принимать витамины, не есть снег зимой, не сосать сосульки, правильно питаться, гулять на свежем воздухе, делать зарядку.)
- Давайте проверим справились ли вы с этим заданием? (Слайд.)
- А вот и новая подсказка. (Слайд.) «Лепесток желтого цвета находится на кухонном столе». Дети находят и прикрепляют лепесток желтого цвета на доску.
- Приступим к выполнению следующего задания. (Слайд.) (Иллюстрация в виде паззла: «Дети имеют право на отдых».)
- Посмотрите, ребята, злой волшебник усложняет задания, но мы не сдадимся верно? Необходимо собрать эту картинку. (дети собирают паззл) Какое право здесь зашифровано?
Ответы детей. (Право на отдых.)
- Мы с вами тоже сегодня много трудились, хотите отдохнуть?
Ответы детей. (Да.)
Дети идут друг за другом, делают движения по тексту стихотворения
Осенью, весною, летом и зимою,
Мы во двор выходим дружною семьёю.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает,
Повороты вправо, влево,
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.
Дети садятся.
- Хорошо отдохнули? Мы с вами сейчас каким правом воспользовались?
Ответы детей. (Правом на отдых.) Давайте проверим справились ли мы с этим заданием (Слайд.) А вот и последняя подсказка. «Лепесток фиолетового цвета находится на бильярдном столе».
- Вот мы и собрали все лепестки на цветке счастья. (Слайд.) (Картинка с улыбающимся королем и добрым волшебником.) Ребята, добрый волшебник ещё что-то нам прислал.
(Слайд.) (Картинка с подсказкой где находится конверт с сюрпризом. В конверте медали «знаток права» и письмо «Спасибо, дорогие ребята за помощь. В нашей стране снова воцарился порядок, ведь все права снова на месте. Обещаю, что жители нашей страны теперь будут лучше охранять «цветок счастья». И на память об этом приключении мы дарим вам эти медали, чтоб вы всегда помнили о своих правах».)
- Ребята, понравилось вам наше сегодняшнее приключение?
Ответы детей. (Да.)