Елена Климова
Программа кружковой деятельности по коррекционной работе для детей сиаршей группы. «Учимся правильно говорить»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Формирование речевых навыков – важный этап личностного становления ребенка. Особенно важно развитие речи у детей 5 6 лет. Это время подготовки к школе, где без связной речи малышу будет сложно овладевать новыми знаниями и навыками. Чтобы последовательно излагать свои мысли, уметь их аргументировать, дошкольник должен иметь большой запас слов, правильное произношение и уметь грамотно строить предложения. В норме к 5-6 году жизни детская речь аналогична взрослой. Главная задача формирования умения грамотно излагать свои мысли в разговоре – подготовить дошкольника к обучению чтению и письму. Если у малыша имеются сложности с дифференциацией звуков, у него неминуемо возникнут проблемы с написанием букв.
Публикация «Программа кружковой деятельности по коррекционной работе для детей сиаршей группы, „Учимся правильно говорить“» размещена в разделах
Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые патологии привели логопеда и воспитателей к вопросу о планировании и организации четкой, скоординированной работы логопеда и воспитателей в условия логопедического пункта ДОУ.
Материалы данного тематического планирования подобраны и систематизированы, задания ориентированные на один год обучения. Задания предлагаются по степени возрастающей сложности на материале одной лексической темы и содержат упражнения для развития общей и артикуляционной моторики, речевого дыхания, голоса, произношения и обучения детей грамоте. Блок упражнений на неделю составлен с учетом определенной лексической темы. Реализация данной системы работы поможет правильно организовать скоординированную работу логопеда и воспитателей детского сада.
Основные цели и задачи:
Цель: развитие речевой активности детей посредством инновационных технологий, формирование правильной речи как полноценного средства общения, необходимого для общего развития ребенка.
Задачи:
-пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов;
-совершенствование грамматического строя речи;
- формирование и развитие связной речи;
-развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях;
-воспитания плавности, длительности выдоха, мягкой голосоподачи, ощущение расслабления мышц конечностей, шеи, туловища, лица.
-развитие общей и мелкой моторики детей.
Актуальность кружка «Учимся правильно говорить»
Очень важно своевременно исправить нарушения речи. Причины этих нарушений весьма разнообразны. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими.
Согласно ФГОС коррекция речевого развития одно из стандартов нового поколения. Практика показывает, что при систематической работе с ребенком, нарушения его речи можно исправить. Поэтому поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности.
Развитие речи, закрепление поставленных звуков, предполагает активное взаимодействие логопеда, воспитателя и родителей. Одним из условий развития правильной речи выступает правильная, образная речь взрослых, которая должна быть значимой, помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык.
Начиная работу с родителями, необходимо объяснять им, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым, оно должно быть систематизированным и целостным. Если родители не выполняют рекомендаций логопеда, то нарушается целостность педагогического процесса, вследствие чего страдает ребенок. При взаимодействии с родителями мы пытаемся объединить усилия для успешного речевого развития каждого ребенка, сформировать у них желание помогать своему ребенку, общаться с ним, уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам) ребенка.
Сроки реализации программы – 1 год.
Реализация программы проводится в течение 64 часов условно разделенных на 2 часа в неделю.
Деятельность кружка можно разделить на несколько направлений: диагностическое, коррекционно – развивающее, консультативное, просветительское. Такой систематизированный и вдумчивый подход способствует большому охвату детей коррекционно – педагогическим воздействием, ясности общей картины деятельности ДОУ и высвечивает те проблемы, которые появляются вновь, в связи с изменением контингента воспитанников, усложнения или комбинирования имеющихся у них проблем.
Формы работы кружка «Учимся правильно говорить».
Формы работы как индивидуальная, так и индивидуально – подгрупповая. Режим работы в кружке проходит в основном в первой половине дня.
При устранении речевых нарушений ведущим является логопедическое воздействие, основными формами которого является воспитание, обучение, коррекция, компенсация, реабилитация.
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами: практическими, наглядными, словесными. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно – воспитательного воздействия, этапом, возрастными, индивидуально – психологическими особенностями ребенка и др.
Приемы и средства воспитания, обучения и развития детей в кружке различны: показ, беседа, рассказ, упражнения практического характера (дыхательные, голосовые, артикуляционные, развивающие общую, ручную моторику и др.)
Формы подведения итогов данного кружка - участие детей в праздниках д/с и в повседневной деятельности в д/с и дома. На занятиях дети занимаются с удовольствием, т. к. программа предусматривает дополнительные «вкладки» в виде упражнений и игр для мелкой моторики, внимания, слуховой и зрительной памяти, которые позволяют улучшить результаты коррекционной деятельности, дают стимул на занятиях, повышают настроение детей.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что систематизированный материал, основанный на использовании различных дидактических упражнений и заданий, влияющих на развитие речи детей может представлять интерес для учителей, логопедов, воспитателей и родителей в процессе совместной деятельности, для качественной подготовке детей к школе.
Ожидаемые результаты.
-В конце цикла занятий дети должны овладеть основными артикуляционными движениями;
-Уметь правильно произносить звуки;
-Овладеть навыками правильного дыхания (вдох длиннее, чем выдох);
-Уметь координировать тонкие пальчиковые движения;
-Иметь развитые фонематические представления.
Перспективный план работы с родителями.
месяц Формы работы
Сентябрь Консультация «Когда следует обратиться за помощью к логопеду?»
Октябрь Консультация «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения?»
Ноябрь Консультация «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у ребенка»
Декабрь Мастер- класс «Ум на кончиках пальцев»
Январь Консультация «Профилактика речевых нарушений. Стимуляция речевого развития в условиях семьи»
Февраль Консультация «Развитие связной речи в семье»
Март Консультация «Развитие связной речи в семье»
Апрель Консультация «Преодоление синдрома дефицита внимания у детей с гиперактивностью»
Май Консультация «Развиваем внимание и память ребенка»
Индивидуальные беседы по итогам диагностики.
Учебно – тематический план
Развитие общей и мелкой моторики. Упражнения на координацию речи и движения, на развитие мелкой моторики, пальчиковая гимнастика. Развитие лексико - грамматического строя и связной речи. Развитие артикуляционного и дыхательного аппарата. Упражнения на развитие артикуляционной моторики, физиологического дыхания, для губ и щек, для укрепления мышц языка. Развитие высших психических функций.
Сентябрь
1. Упражнения:
1. «Осенью»
2. «Ветер дует»
3. «Вышел дождик погулять»
Тема «Осень»
Упражнения:
1. «Что бывает осенью?»
2. «К нам осень пришла»
3. Загадки (отгадывание и
толкование).
Толкование крылатых выражений:
«как грибы после дождя»,
«льет как из ведра» Упражнения:
1. «У берлоги».
2. «Брусничка».
3. «Ветер и листья».
Упражнение – игра «Четвертый лишний».
Пластический этюд на тему «Осень»
1. «Листья кружатся»
2.»Ветер»
2. Упражнения:
1. «Листопад».
2. «Осенние листья»
3. Обводка трафарета листа дуба и клена, раскрашивание цветными карандашами. Упражнения:
1. «Ветер и листья».
2.»Вдыхаем аромат леса».
3. «У берлоги».
4. «Брусничка»
Октябрь
1.
Упражнения:
1.»овощи»
2.»У Лариски две редиски».
3. «Дары осени» - лепка из пластилина помидоров и огурцов.
Тема: «Овощи»
Загадки.
Упражнения:
1. «Назови ласково»
2. «Закончи предложение» Упражнения:
1. «Пришли дети в огород»
2. «Толстячки- худышки»
3. «Лопата»
Упражнение
«Угадайте, что я делаю»
Упражнения для развития мимических мышц.
Пластический этюд:
«Садовник»
2.
Упражнения:
1. «В сад за сливами»
2. «Компот»
3. Натюрморт «Дары осени» - обрывание по контуру фруктов из цветной бумаги и наклеивание их в альбом.
Упражнения: Тема: «Фрукты»
Загадки
Упражнения:
1. «Кто больше назовет блюд»
2. «Найди по описанию»
3. «Про что можно так сказать»
Упражнения:
1. «Жуем твердую грушу»
2. «Щечки- яблочки»
3. «Банан»
Игра – импровизация «Грибочки»
(развитие воображения и навыка звукоподражания)
3.
1. «За малиной в лес пойдем»
2. «По ягоды»
3. «Лес шумит»
Упражнения: Тема: «Лес»
Загадки Упражнения:
1. «Подскажи словечко»
2. «Один – много»
3. «Скажи наоборот» Упражнения:
1. «У берлоги»
2. «Брусничка»
Упражнения:
1. «У берлоги»
2 «Боровичок»
3. «По грибы»
4. 1. «Опята»
2. «Мухомор»
3. «Клюква»
4. Самомассаж пальцев зубными щетками. Тема: «Ягоды – грибы»
Загадки.
Упражнения:
1. «Какие грибы?»
2. «Посчитай»
3. «Подскажи словечко» Упражнения:
1. «У берлоги»
2 «Боровичок»
3. «По грибы»
Ноябрь
1.
. Упражнения:
1. Котик»
2. «Котенок -шалун»
3. Узнай, кто это? - после предваритель-ного рассматрива-ния Тема: «Домашние животные»
Загадки.
Упражнения:
1. «Подбери признак»
2. «Кто как голос подает?»
3. «У кого кто?»
Чтение с последующим обсуждением (развитие связной речи): В. Сутеев «Кто сказал «Мяу»?” Упражнения:
1. «Кошка умывается»
2. «Бодливый козлик»
3. «Фырканье лошади»
Упражнение «Котята» (развитие воображения).
2. определение на ощупь фигурок домашних животных, изображенных на плоских трафаретах.
Тема: «Домашние птицы»
Упражнения:
1. «Один - много»
2. «Кто как разговаривает?»
3. «Запомни и повтори пары птиц».
1. «Широкий клюв утки и селезня».
2. «Цыплята пьют водичку».
Упражнения для мимических мышц лица:
1. «Сердитый индюк».
2. «Испуганный цыпленок».
3.
Упражнения:
1. «Цыплята»
2. «На дворе»
3. «Петушок»
Упражнения:
1. «Снегири»
2. «Птички»
3. «Снеговик».
Тема: «Домашние птицы»
Упражнения:
1. «Один - много»
2. «Кто как разговаривает?»
3. «Запомни и повтори пары птиц».
1. «Широкий клюв утки и селезня».
2. «Цыплята пьют водичку».
Упражнения:
1. «Снегирек»
2. «Греем руки»
3. «Греем нос».
3. «Петух готовится
петь».
4 Упражнения:
1. «Лебеди»
2. «Ласточки»
3. «Птичек стайка» Тема: «Перелетные птицы».
Загадки.
Упражнения:
1. «Скажи наоборот»
2. «Улетает не улетает» Упражнения:
1. «Аист»
2. «Птички улетают»
3. «Гуси шипят». 3. «Петух готовится
петь».
Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро». (развитие слуховой памяти).
Упражнение «Перелетные птицы».
(для мимических мышц лица).
Декабрь
1.
Упражнения:
1. «Зайка»
2. «Белка»
3. «Ира и еж»
Упражнение «Маленький конструктор» - выгибание из мягкой проволоки геометрических фигур и выкладывание из них силуэта медведя.
Тема: «Дикие животные».
Загадки
Упражнения: /
1. «Кому это нужно?»
2. «Доскажи словечко»
Чтение художественного текста Л. Н. Толстого «Белка и волк».
Упражнения:
1. «Зайчик»
2. «Сердитый волк»
3. «Белочка цокает»
Пластический этюд «Медведь в берлоге»
2. Упражнения:
1. «Теплоход»
2. «Самолет»
3. «Шоссе»
Упражнение «Что спряталось в комочке? – разглаживание смятых в комочек трафаретов автобуса из альбомной бумаги, обводка, штриховка. Тема: «Транспорт»
Загадки
Упражнения:
1. «Подбери признак»
2. «Четвертый лишний»
3. «Кто чем управляет?»
Чтение художественного текста с последующим обсуждением: Б. Жидков «Железная дорогая» (развитие связной речи)
Упражнения:
1. «Пыхтит паровоз»
2. «Лодочка»
3. «Гудит поезд»
Упражнение для мимических мышц лица
«Переполненный автобус».
3. Упражнения:
1. «Снеговик»
2. «Игры зимой»
3. «Сосулька»
Упражнение «Зимнее дерево» - выкладывание дерева из спичек.
Тема: «Зима»
Загадки
Упражнения:
1. «Слово ты договори и все вместе повтори»
2. «Без чего не бывает зимы?»
3. «Исправь ошибку»
Упражнения:
1. «Горка»
2. «Саночки»
3. «Вьюга»
4. «Снежинки»
Упражнение – игра: «Четвертый лишний».
4. Упражнения:
1. «Наряжаем елку»
2. «Дед Мороз»
3. «Наступили холода»
Упражнение «В лесу родилась елочка» - обводка трафарета елки», штриховка слева направо, справа налево Тема «Новый год»
Упражнения:
1. «Доскажи словечко»
2. «Скажи ласково»
3. «О чем так можно сказать?»
Составление рассказа – описания по картине с изображением зимнего пейзажа. (Развитие связной речи). Упражнения:
1. «Заморозим подбородок»
2. «Заморозим ладошку»
3. «Погреем ладошки»
Пластические этюды.
Тема: «Зимние забавы».
Январь
1.
Упражнения:
1. «Коля – неряха»
2 «.Много мебели в квартире»
3. «Мебель»
Тема «Мебель»
Загадки
Упражнения:
1. «Магазин мебели»
2. «Один – много»
3. «Какая мебель»
Чтение художественного текста с последующим обсуждением: К. Чуковский «Мойдодыр»
Упражнения:
1. «Стульчик»
2. «Кровать»
Упражнения:
1. «Маляр»
2. «Рубанок»
3 «.Футболисты»
Разучивание стихотворения Н. Нищева «Шкаф»
2. Упражнение «Это мебель» - обрывание лишней бумаги по контуру нарисованных предметов (шкаф, стол) Тема: «Профессии»
Загадки
Упражнения:
1. «Назови профессию»
2. «Кто что делает?»
3. «Найди ошибку»
Чтение с последующим обсуждением :В. Маяковский «Кем быть?» (развитие связной речи).
Упражнения:
1. «Машин домик»
2. «Одежда»
3. «Иголочка»
4. «Шитье одежды»
Упражнение «Артистка» (для мимических мышц лица)
3. Упражнения:
1. «Летчик»
2. «Маляры»
3. «Профессии»
Упражнение «Ткач» - плетение коврика из полосок цветной бумаги)
Тема: «Одежда»
Загадки
Упражнения:
1. Подбери слово
2. «Один – много»
3. Чтение и обсуждение сказки братьев Гримм «Храбрый портной»
Упражнения:
1. «Машин домик»
2. «Застегивание и расстегивание молнии на сапожках»
Упражнение «Четвертый лишний» развитие мышления, зрительного внимания, связной речи).
4. Упражнения:
1. «Мы – портные»
2. «В магазине»
3. «Ботинки»
Упражнение: «Красивое платье» - обвести трафареты платьев и заполнить объем клочками цветной бумаги по методу цветной мозаики.
Тема: «Обувь»
Упражнения:
1. «Назови три предмета»
2. «Что можно считать парами?»
3. «Скажи наоборот» Упражнения:
«Большие пуговицы и маленькие пуговки» Игра на внимание «Наша обувь»
февраль
1.
Упражнения:
1. «Ботинки»
2. «Гуляем по лугам»
3. «Новые кроссовки»
Тема: «Посуда, продукты питания»
Загадки
Упражнения:
1. «Жуем твердую морковь»
2. «Острый ножик и глубокий ковшик»
3. «Пыхтящий чайник» Этюд – перевоплащение «Варим суп»
Разучивание стихотворения: С. Я. Маршак «Февраль» (Развитие слуховой памяти)
2.
Упражнение «Воспитатель» научим Неумейку шнуровать ботинки, застегивать крючки, пуговицы, кнопки.
Упражнения:
1. «Назови одним словом»
2. «Покупаем масло»
3. «Исправь ошибки Незнайки»
Текст для пересказа (развитие связной речи) «Помощники»
Упражнения:
1. «Стрельба»
2. «Гудит пароход»
3. «Танк»
Упражнения для мимических мышц лица:
выражение эмоционального состояния (настроения)
3.
Упражнения:
1. «Чашка»
2. «Можно и нельзя»
3. «Машина каша»
Тема: «Защитники Отечества»
Упражнения:
1. «Скажи много»
2. «Скажи наоборот»
Чтение с последующим обсуждением: А. Митяев «Мешок овсянки» (развитие связной речи) Упражнения:
1. «Малыш сосет соску»
2. «Толстячки – худышки»
3. «Пробуем вкусное варенье»
Этюды –перевоплощения: подъемный кран, груженый самосвал, бетономешалка.
4.
Упражнения:
1. «Солдатик»
2. «Танки»
3. «Бойцы – молодцы»
Упражнения:
1. «Веселая зарядка»
2. «Веселые человечки»
3. «Братцы»
Упражнения:
1. «Старый дом»
2. «Пальчики строители»
Упражнение «Строим Новый дом» - вкладывание из палочек домика. Тема: «Человек, части тела»
Загадки
Упражнения:
1. «Доскажи словечко»
2. «Узнай по голосу»
3. «Подумай и ответь»
Тема: «Мой дом»
Загадки
Упражнения:
1. «Что делают?»
2. «Чей домик?»
3. «Подбери действия» Упражнения:
1. «Моем окна»
2. «Работающий экскаватор»
3. «Котлован»
3. «Красим потолок»
Март
1.
Упражнения»
1. «Мамины помощники»
2. «Мамин день»
3. «Много мам на белом свете»
Тема: «Мамин праздник»
Упражнения:
1. «Запомни и повтори»
2. «Назови ласково»
3. «Мама умеет»
Чтение с последующим обсуждением: Е. Пермяк «Как Маша стала большой» (Развитие связной речи) Упражнения:
1. «Улыбка для мамочки»
2. «Поцелуй»
3. «Улыбка – поцелуй»
Разучивание стихотворения: «Моя бабуленька» (развитие слухового внимания»
2.
Упражнения:
1. «Пришла весна»
2. «Клен»
3. «Апрель»
Тема: «Весна»
Загадки.
Упражнения:
1. «Доскажи словечко»
2. «Посчитай»
3. «Подбирай, называй»
Чтение с последующим обсуждением: К. Ушинский «Четыре желания»
Упражнения:
1. «Сосулька тает»
2. «Медведь проснулся после зимней спячки»
3. «Капель стучит по крыше»
Упражнения:
1. «Василек»
2. «Ветерок качает подснежник»
3. «Лужи»
Разучивание стихотворения: Е. Благинина «Верба» (развитие слуховой памяти)
3.
Упражнения:
1. «Весна»
2. «Подснежник»
3. «Апрель»
Тема: Весенние цветы»
Загадки.
Упражнения:
1. «Повтори и запомни»
2. «Скажи правильно»
3. «Скажи наоборот»
Упражнения:
1. «Веточка мимозы»
2. «Василек»
Упражнение «Цветы на поляне» (развитие воображения)
4. Упражнения:
1. «Колокольчик»
2. «Цветочек»
3. «Хризантемы» Тема: Цветы»
Загадки.
Описательные загадки о цветах (перелеска, медуница).
Упражнение «Кто больше подберет слов для описания цветка» «Ветерок качает подснежник» Этюд «Цветок» (для мимических мышц лица)
Апрель
1.
Упражнения:
1. «Олень»
2. «Ветер дует»
Тема: Животные холодных стран»
Загадки.
Упражнения:
1. «Чьи детеныши?»
2. «Кто кого кормит?»
3. «Чья, чье, чьи?»
Упражнения:
1. «Фырканье оленя»
2. «Белый медведь сердится»
3. «Полярная сова»
Пластический этюд «Олени в тундре»
2.
Упражнения:
1. «Чудесное превращение»
2. «Крокодил»
3. «Тигренок»
4. «Слон»
Тема: Животные жарких стран»
Загадки.
Упражнения:
1. «Зачем?»
2. «Кто у кого?»
3. «Кого мы видели?» Упражнения:
1. «Бегемот»
2. «Банан за щекой у обезьянки»
3. «Жираф жует листочки»
Пластические этюды: «Лев», «Крокодил».
3.
Упражнения:
1. «На дне»
2. «Море»
3. «Акула»
Тема: Рыбы»
Загадки.
Упражнения:
1. «Вопросы – ответы»
2. «Запомни и повтори»
3. «Подбери слово»
Упражнение «Шарики»
Развитие слуховой памяти. Разучивание стихотворения Н. Егорова «Форель»
4.
Упражнения:
1. «Гусеница»
2. «Пчелка»
3. «Бабочка»
«Разрезные картинки»- собрать картинки с изображением насекомых из 6-7 частей.
Тема: «Насекомые»
Загадки.
Упражнения:
1. «Дополни предложения»
2. «Узнай по описанию»
3. «Назови ласково»
Чтение с последующим обсуждением: К. Ушинский «Ветер и солнце» Наблюдение за насекомыми на территории детского сада. (развитие связной речи)
Упражнения:
1. «Бабочка»
2. «Дует теплый ветерок»
3. «Хоботок»
Упражнение «Облака»(для мимических мышц лица)
Май.
1.
2. Упражнения:
1. «Робот»
2. «Буратино»
3. «Неваляшка»
Упражнения:
1. «В школе»
2. «Веселые слоги»
3. «Ученики» Тема: Игрушки»
Загадки.
Упражнения:
1. «Посчитай»
2. «Назови много»
3. «Из чего сделаны игрушки»
Тема: «Школа»
1. «Четвертый лишний»
2. «Измени слово»
3. «Подбери признак» Упражнения:
1. «Конфетка»
2. «Мячик»
Упражнения:
1. «Азбука»
2. «Цветочек»
3. «Шарик» Разучивание ст-я
Б. Заходера «Ванька- встанька»
(развитие слуховой памяти)
Развитие слуховой памяти.
Разучивание стихотворения В. Берестова «Уметь читать».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Буйко В. «Чудо – обучайка» Речевая моторика. Речевое дыхание. Дикция. Екатеринбург, «Литур» 2005г.
2. Куликовская Т. А. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Москва. «Гном и Д». 2007г.
3. Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». Санкт – Петербург.
«Детство – Пресс». 2003г.
4. Поваляева М. А. «Справочник логопеда» «Феникс» Ростов – на – Дону. 2002г.
4. Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. «Дети с фонетико – фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение» Москва «Гном – Пресс» 1999г.
5. Ткаченко Т. А. «Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет» Москва «Гном и Д» 2002г.