Ольга Медведева
Программа кружковой деятельности «Маленькие исследователи». Экспериментально-исследовательская деятельность
Содержание
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы
1.4. Ожидаемые результаты
2. Содержательный раздел
2.1. Формы организации кружковой работы
2.2. Календарно-тематический план
2.3. Работа с родителями
3. Организационный раздел
3.1 Этапы организации и проведения опытов
3.2 Требования предъявляемые к проведению опытов
3.3 Предметно – развивающая среда
3.4 Заключение
4. Список используемой литературы
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Публикация «Программа кружковой деятельности „Маленькие исследователи“, Экспериментально-исследовательская деятельность» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково – познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Программа построена в соответствии с нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования;
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013 года);
• СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 (зарегистрировано министерство юстиции РФ 29.05.2013 г., регистрационный № 28564);
• Основная образовательная программа дошкольного образования.
1. 2. Цель и задачи рабочей программы
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать умение детей видеть и выделять проблему эксперимента.
• Формировать умение принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
• Формировать умение отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
• Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи
• Знакомить ребенка с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.).
• Знакомить с основными видами и характеристиками движения: скорость, направления.
Развивающие:
• Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
• Формировать интерес к поисковой деятельности.
• Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность, активность.
• Развивать у детей умения пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
•
Воспитательные:
• Воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.
• Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.
• Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.
Воспитывать бережное отношение к природе.
• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
1. 3. Принципы организации кружковой работы
Принципы организации познавательной деятельности
Программа имеет в своей основе и реализует следующие принципы (по Л. В. Занкову) :
- Принцип научности обучения - предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками; содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
- Принцип доступности основывается на умении педагога соотнести учебный процесс
с уровнем развития детей, их личным опытом, со знаниями, умениями и навыками, которыми они владеют.
- Принцип наглядности обучения – наглядное пособие всегда средство познания, основа формирования чувственного образа представления из которых с помощью умозаключений делается обобщающий вывод.
- Принцип сознательности и активности детей – предполагает формирование у детей сознательного понимания материала, сознательного отношения к обучению, познавательной активности. Создание условий для повышения общей познавательной активности детей, сформированности положительного отношения к учебным занятиям, воспитание самостоятельности и работоспособности.
-Принцип прочности обучения – Связь главной мысли учебного материала с имеющимися у ребёнка знаниями. Знания должны быть включены в систему взглядов и рассуждений ребёнка, тогда они становятся его внутренним достояние и он не забывает их. Знания становятся прочными, если они связаны с чувствами, эмоциями, переживаниями детей. Если изучение учебного материала вызывает у ребёнка чувство радости или огорчения, переживание успеха, то знания сохраняются надолго.
-Принцип целостности: - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
-Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания: предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
-Принцип активного обучения: - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
-Принцип креативности: - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
-Принцип результативности: - предусматривает получения положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
1. 4. Ожидаемые результаты:
Ребенок знает
• Явления неживой природы (солнце, воздух, вода, песок, глина);
• Правила охраны природы;
• Правила личной безопасности;
• Графические и практические способы фиксирования результатов наблюдений
Имеет представление
• о неживой природе, как факторе жизни для всего живого;
• о приспосабливании растений к условиям жизни;
• о свойствах металла;
• о построении простейших гипотез
• предвидеть последствия действий, выполняемых впервые
Умеет
• выслушивать инструкции и запоминать;
• проводить элементарные исследования и эксперименты;
• уметь спланировать работу и разделить обязанности между собой при коллективном труде;
• формулировать выводы, делать небольшие заключения
2. Содержательный раздел
2. 1. Формы организации кружковой работы
Программа «Маленькие исследователи» рассчитана на 1 учебный год обучения. Разработана для детей среднего дошкольного возраста. Обследование детей проводится ежегодно с 1 по 15 сентября, и с 25 по 30 мая. (приложение 1)
Кружковая работа рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в группах (человек) соответствии с СанПиН - 20 мин. В середине образовательной ситуации могут проводиться физкультурные минутки, если они соответствуют теме образовательной ситуации. Интервал между образовательными ситуациями составляет не менее 10 минут.
Направления работы
• Познавательно-экологическое направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
• Экспериментально- исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов)
Педагог вправе менять последовательность изучения тем, опираясь на результаты образовательного мониторинга.
Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми
1. Метод наблюдения
• распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
• за изменением и преобразованием объектов;
2. Игровой метод
• Опыт
3. Словесные методы
• Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
• Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.
• Художественное слово
• Загадки
• Напоминание о последовательности работы
• Совет
• Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
4. Информационно-коммуникативные технологии:
• Компьютер
• Проектор
Формы работы с детьми:
• фронтальные;
• групповые;
• индивидуальные.
Формы реализации программы :
• целевые экскурсии;
• тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;
• чтение художественной литературы;
• конкурсы и викторины;
• сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями;
• открытые мероприятия для родителей, развлечения со сказочными
персонажами.
2.2. План работы с детьми средней группы (4-5 лет)
Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:
1) Активное использование опыта игровой и практической деятельности
детей (Почему лужи ночью замерзают, а днём оттаивают? Почему мячик катится);
2) Группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется);
3) Классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т. д.).
В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т. д.).
Календарно-тематический план
№ Тема НОД
1. «Нюхаем, пробуем, трогаем» октябрь
2. «Почему все звучит?» октябрь
3. Прозрачная вода октябрь
4. Разноцветные шарики октябрь
5. Вода принимает форму ноябрь
6. Какие предметы могут плавать ноябрь
7. Делаем мыльные пузыри ноябрь
8. Подушка из пены ноябрь
9. Что растворяется в воде декабрь
10. Замерзшая вода декабрь
11. Взаимодействие воды и снега декабрь
12. Поиск воздуха декабрь
13. Воздух работает январь
14. Как согреть руки январь
15. Волшебная рукавичка январь
16. Что отражается в зеркале январь
17. Песок и глина февраль
18. Каждому камешку свой домик февраль
19. Свет повсюду февраль
20. Свет и тень февраль
21. Как развивается растение Март
22. Дерево и его свойства Март
23. Необычные кораблики Март
24. Здравствуй, солнечный зайчик Апрель
25. Волшебное сито Апрель
26. Свойства песка Апрель
27. Цветной песок Апрель
28. Фонтанчики Май
Взаимодействие с родителями
Родители принимают активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, присутствуют на занятиях с элементами экспериментирования, вовлекаются в выполнение творческих заданий.
В работе по опытно-экспериментальной деятельности в ДО используются разнообразные формы и методы в комплексе. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач. Мы всегда помним, что у ребенка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове. Тогда происходит закрепление впечатлений, постепенно дети начинают ощущать связь природы с жизнью, с собой. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
* оформление наглядной агитации;
* групповые родительские собрания;
* общие родительские собрания;
* «Дни открытых дверей»;
* совместные экскурсии;
* привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, развлечений, открытых мероприятий;
* «Спрашивайте! Отвечаем!»;
* анкетирование;
* работа с родителями по подготовке детей к школе;
* организация тематических выставок совместного с детьми творчества.
3. Организационный раздел
3.1 Этапы организации и проведения опытов
I этап – постановка проблемы
II этап – поиск пути решения проблемы
III этап – проведение наблюдения, опыта, эксперимента
IV этап – обсуждение итогов и формулировка выводов
3.2 Требования, предъявляемые к проведению опытов
1. Воспитатель должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (что хотим узнать)
2. Чтобы заметить происходящие изменения, следует брать два объекта: один – опытный, другой – контрольный. Например: одни посевы поливать, другие – нет.
3. Необходимо осуществлять руководством опытом: продумывать вопросы, обращать внимание на существенное, учить рассуждать, сравнивать факты.
4. Один и тот же опыт проводить дважды (второй раз в свободной деятельности, чтобы дети осознали до конца и убедились в правильности выводов, а так же чтобы в повторном опыте могли поучаствовать дети, которые в первый раз не проявили к нему интереса.
5. При организации и проведении опытов нужно сделать все возможное, чтобы не принести вреда живым объектам.
Предметно – развивающая среда
Методическое обеспечение
Одним из важных условий при создании развивающей предметно – пространственной среды является соответствие материала возрасту дошкольников. Соответствие возрасту – одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития. В связи с этим можно рекомендовать ориентироваться на такие показатели соответствия среды возрасту детей.
Средняя группа (4-5 лет)
Компонент дидактический Компонент оборудования Компонент стимулирующий
- книги познавательного характера для среднего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции " Подарки :" (зимы, весны, осени, "Ткани".
"Бумага", "Пуговицы"
- Мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.) - Песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной,
красители - пищевые и не пещевые (гуашь, акварельные краски и др.).
- семена бобов, фасоли, гороха
- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Простейшие приборы и приспособления:
- Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
- "бросовый материал" : веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
- персонажи, наделанные определенными чертами
("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
- карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем) : ставится дата, опыт зарисовывается.
3.5 Заключение
Каждая деятельность преследует определенную цель, в том числе и детское экспериментирование в ДОУ. Результаты должны быть ощутимыми. Чего же именно добиваются воспитатели, проводя такие необычные и интересные занятия в детском саду? Итог педагогического процесса должен быть следующим:
• У детей улучшается речь, они используют больше слов в своем активном словаре.
• Ценность окружающего мира, природы становится выше, поскольку в тесном взаимодействии с объектами живой природы ребенок учится понимать потребности растений и животных и сопереживать им.
• Работая в команде, разграничивая сферы деятельности, выполняя каждый свою задачу и сводя воедино все данные для общего результата, малыши начинают эффективнее общаться.
• Мир в представлении юных экспериментаторов уже не состоит из отдельных вещей и явлений, он превращается в целостную структуру.
Иными словами, дошкольник начинает объективнее оценивать все, что его окружает, от предметов до людей, а это очень поможет ему в будущей взрослой жизни.
4. Список используемой литературы
1. Дыбина О. В. Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста». -М. : ТЦ «СФЕРА», 2005.
2. Иванова А. И. экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М. ,ТЦ Сфера, 2004 г.
3. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград : Учитель, 2012 г.
4. «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям;
5. Прохорова. Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство: Аркти, 2005
6. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. Методическое пособие для воспитателей детского сада. СП6 «Детство-пресс»,2004 г.
7. Рыжова Н. А. Воздух-невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. – М. ; Линка – Пресс, 1998 г.
8. Рыжова Н. А. Волшебница – вода; Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М. ; Линка – Пресс, 1997 г. 7. Хабарова Т. В. Экологические проекты в ДОУ и начальной школе. Сыктывкар, 2004 г.
9. Шапира А. Н. Лужа. Твоя первая научная лаборатория. - М. ,Мозаика-Синтез, 2002 г.
10. Интернет-ресурсы
11. Журналы по дошкольному воспитанию