Марина Натейкина
Программа кружковой деятельности по развитию сенсорных эталонов у детей второй младшей группы «Волшебные пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружковой деятельности по развитию сенсорных эталонов
у детей второй младшей группы "Волшебные пальчики»
Разработала: воспитатель младшей группы
М. А. Натейкина
Пояснительная записка
Публикация «Программа кружковой деятельности по развитию сенсорных эталонов у детей второй младшей группы „Волшебные пальчики“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика. Конспекты занятий
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание - сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. С развитием сенсорики у малыша растет возможность овладения эстетическими ценностями.
Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства - живописью, музыкой, скульптурой. Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но когда усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Процесс развития сенсорных способностей стоит направлять.
В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов - общепринятых образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер.
Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем - с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти.
Ранний возраст является сензитивным для развития сенсорных способностей детей, что является основанием для выбора темы кружковой деятельности.
Цель кружковой работы :
Развитие сенсорных способностей и мелкой моторики у детей второй младшей группы.
Задачи обучения
Дать детям представления о сенсорных эталонах, являющихся образцами основных разновидностей каждого свойства: 6, затем 7 цветов спектра, 5 геометрических фигур, 3 градации величины.
Развитие зрительных ощущений : учить различать и правильно понимать слова: «цвет», «форма», «такой же». Т. к. «величина» не имеет «абсолютного» значения, учить воспринимать ее только в сравнении с другой величиной.
Закрепить у детей умения группировать и соотносить предметы по цвету, форме и величине.
Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т. п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.
Формировать познавательную активность детей при проведении непосредственной обучающей деятельности (игры, дидактические упражнения, эксперименты, игровые задания и поручения).
Методы:
игровой метод (дидактические игры)
наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов)
практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Формы организации:
групповая;
подгрупповая.
Участники: Педагоги – воспитатели, дети, родители.
Длительность: кружковая работа проводится на протяжении всего учебного года с октября по май месяц включительно, два раза в неделю в виде дидактических игр и упражнений.
Ожидаемый результат:
ориентироваться в цветах, называть их, подбирать по образцу;
ориентироваться в контрастных величинах;
сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине;
составлять целое из частей разрезных картинок, складных кубиков;
различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, конус, цилиндр);
ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, трапеция, овал);
Перспективное планирование кружковой деятельности
Месяц Занятие Цель Оборудование, материалы
ОКТЯБРЬ 1. «Спрячь мышонка» Повторение и закрепление цветов: желтый, красный, синий, зеленый, белый, черный. Дидактическая игра «Спрячь мышонка»
2. «Птичка в клетке» Повторение и закрепление форм : квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг. Дидактическая игра «Птичка в клетке»
3. «Накорми мишек» Повторение и закрепление параметров трех величин. Дидактическая игра «Накорми мишек»
4. «Соберем фрукты»
Закреплять умение различать и называть величину предметов (фруктов). Развивать слуховое восприятие. Демонстрационный: Объемные муляжи фруктов 2-х величин (крупные и мелкие, две корзинки (большая и маленькая). Раздаточный: комплекты игры «Соберем фрукты» для каждого ребенка в плоскостном варианте (фрукты крупные и мелкие и корзинки большие и маленькие).
5.«Вкладыши»
Закреплять умение детей сопоставлять предметы по форме, осуществляя выбор из 3 заданных форм Дидактическая игра «Вкладыши»
6. «Мозаика» Развитие мышления и ориентировки в пространстве. Основа для мозаики, по 5 фишек любых двух цветов, картонные карточки двух цветов разной длины.
7. «Угости маленького и большого зайца морковкой». Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине. Игрушечные зайцы и морковка разных размеров.
8.«Пересыпание ложкой». Учить ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность. Горох, ложки, глубокие емкости.
9. «Волшебные шнурочки» Развитие мелкой моторики рук Дидактическое пособие «Шнуровка»
НОЯБРЬ 1. «Цветные палочки» Учить детей обращать на цвет предмета, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов, учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные» Дидактическая игра «Цветные палочки»
2.«Шумящие коробочки» Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов. Парные шумящие коробочки.
3. «Прыг – скок по дорожке». Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый. Картонная дорожка 40 см длиной и 10 см шириной, а также полоски зелёного, красного, синего и жёлтого цветов шириной 4 см, игрушки.
4.«Сортировка»
Развивать у детей стереогностическое восприятие в связи с визуальными представлениями. Шары разного цвета.
5. «Спрячь зайку от лисы» Формировать умение соотносить предметы с учетом цвета и формы Игрушечная лиса, «домики» зайки.
6. «Кто где спит» Знакомство детей с тремя геометрическими формами и их названиями (продолжение). Формирование действия подбора по образцу. Демонстрационный: большие круг, квадрат, треугольник (фигурки-человечки). Раздаточный: те же фигурки меньших размеров с «лицами по одному набору на каждого ребенка. Карточки с контурными изображениями тех же фигур той же величины.
7. Интегрированное занятие: «Найди такой же по цвету и форме» Развивать навыки сопоставления цвета предмета с эталоном цвета, классификации по основным шести цветам, сопоставлению формы предметов с эталонами формы. Обручи, квадраты шести цветов, по 3-4 предмета (цветные кубики) каждого из этих шести цветов, геометрические фигуры трех форм, по 2 предмета каждой из этих форм.
8. «Чудесный мешочек»
Развивать навыки подбора фигур на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу. Закрепление знания цветовых оттенков. Чудесный мешочек, в нем пластмассовые кубики и шарики разного цвета.
9. «Найди свой гараж» Формирование представлений, предусматривающих соотнесение формы предметов. Фигуры «руль», столы «гаражи».
ДЕКАБРЬ 1.«Огоньки ночью»
Способствовать формированию у детей отношения к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к самостоятель-ному выбору заданного цвета. Обучать технике нанесения мазка способом примакивания. Бумага черного цвета, гуашь желтого цвета, кисти, баночки с водой.
2. «Окраска воды»
Знакомить детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее». Демонстрационный:
14 прозрачных стаканчиков, 2 из них с наклейками – светло – красной и темно – красной, гуашевые краски, отдельная емкость с водой. Раздаточный: красная гуашь, по 2 стаканчика с водой на каждого ребенка, кисточки.
3. «Какой формы предметы в нашей группе» Развивать навык зрительному обследованию предметов и словесному описанию их формы. Предметы, находящиеся в групповой комнате.
4. «Построим башню» Формировать понимание отношений по величине между объемными и плоскими предметами, соотнесению 2-3 рядов величин между собой. Демонстрационный: картинки с изображением зверей: медведь, лиса, мышка. Кубы разной величины (большой, поменьше, самый маленький). Раздаточный: по три квадрата разной величины на каждого ребенка.
5. «Разноцветные комнаты» Закрепление знания основных цветов. Развивать навыки выделения цвета с отвлечением от других признаков предмета. У каждого ребенка карточка (30/20см, разделенная на 6 клеток (10/10см)разных цветов; мелкие картонные силуэты игрушек – по одному каждого цвета.
6.«Волшебный поднос». Учить детей выполнять задание правильно, разви-вать мелкую моторику рук. Поднос с однотонным цветным дном, крупа.
7. «Украшение для ёлочки» Закрепление представления об основных цветах, упражнять в расположение предметов на плоскости в заданном цветовом порядке. Демонстрационный: фланелеграф, плоскостные фигуры елочки и елочных шаров одной величины и шести основных цветов. Раздаточный: на каждого ребенка по комплекту плоскостных фигурок елочки и разноцветных елочных шариков.
8. «Новогодние елочки»
Формировать умение детей использовать мерки для определения параметров величины.
Три комплекта елочек: в каждом комплекте по три елочки с различием в высоте в пять сантиметров. Такие же комплекты комнат (прямоугольные листы бумаги, узкие картонные полоски (мерки, соответствующие высоте елок и комнат.
ЯНВАРЬ 1. «Кто скорее соберет игрушки»
Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению, но имеющий одинаковый цвет. Дидактическая игра «Игрушки».
2. «Счетные палочки» Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. Счетные палочки.
3. «Золушка»
Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук. Фасоль, тарелочки.
4. «Хвост у петуха»
Закрепление представлений об основных цветах и соотнесение в соответствии с параметрами величины. Демонстрационный: фланелеграф, 2 петушка – один с красивым ярким хвостом, второй без хвоста; перышки(6шт. разной величины, разница в 5см) от его хвоста в отдельном комплекте. Раздаточный: на каждого ребенка по петушку и по комплекту перышек разной величины и разного цвета.
5. Дидактическая игра «Магазин» Закреплять умение сопоставлять цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету, группировке оттенков. Игрушки и предметы шести цветов и их оттенков (по 3-4, разноцветные прямоугольники-«чеки»
6. Дидактическое упражнение «Кто выше» Познакомить с правилами соизмерения объектов с использованием единой точки отсчета. Куклы – девочки разного роста, куб.
7. «Составные картинки»
Формировать умение расчленять изображения предметов на составные части и воссозданию сложной формы из частей. Образцы рисунков, составленных из геометрических фигур: елочка, домик, ракета. Раздаточный: комплекты геометрических фигур: круги, квадраты, треугольники для составления картинок.
8. Лото «Цвет и форма» Развивать навыки ориентировки на два признака одновременно (цвет и форма) с отвлечением от третьего (величина). Шесть карт лото с расположенными в разном порядке тремя геометрическими фигурами, все фигуры на карте разного цвета; тридцать вырезанных фигур трех форм, шести цветов.
ФЕВРАЛЬ 1. «Воздушные шары» Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый. Дидактическая игра «Воздушные шары».
2. Пальчиковые игры с грецкими орехами: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны Развивать у детей мелкую моторику рук.
Грецкие орехи.
3. «Найди свое место»
Формирование представлений, предусматривающих соотнесение формы предметов. Стульчики, фигуры геометрических форм.
4. «Поможем зайке разложить игрушки» Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал. Игрушки: зайцы, сенсорный куб с
геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник, овал.
5. «Живое домино»
Закрепление знания основных цветов, умение выделять цвета с отвлечением от других признаков предметов. У каждого ребенка карточка (30/20см, разделенная на шесть клеток (10/10см) в которых наклеены силуэты животных и птиц разного цвета. И мелкие силуэты на разрезных карточках.
6. Игра соревнование «Кто быстрее ленту свернет» Закреплять навыки выделения параметров величины предметов. 2 ленты, закрепленных на палочках, одинаковой ширины, но разной длины и разного цвета: красная – 1м, синяя – 50см.
7. «Построим башню» Формировать понимание отношений по величине между объемными и плоскими предметами, умение соотносить 2-3 ряда величин между собой. Демонстрационный: картинки с изображением зверей: медведь, волк, лиса, заяц, мышь. Пять кубов разной величины. Раздаточный: 5 квадратов разной величины.
8. «Радуга» Ознакомление детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет. Демонстрационный: картинка «Радуга», фланелеграф, комплект из отдельных полос «Радуги». Раздаточный: листы бумаги с незавершенной радугой, комплекты полосок для каждого ребенка для завершения «Радуги».
МАРТ 1. «Ткани».
Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей. Пары одинаковых на ощупь тканей.
2. «Платочек для мамы»
Развивать умение выкладывать орнамент из одноцветных геометрических фигур, анализировать, располагать предметы в пространстве. Развивать восприятие формы. Для каждого ребенка лист бумаги квадратной формы с нарисованными контурами фигур, одинакового размера (5штук, клей карандаш, разрезные геометрические фигуры. Образец готового «платочка».
3. «Строим башню».
Обучение соотнесению по величине четырех предметов. Строительный материал: кубики.
4. «Что лежит в мешочке?».
Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
5. «Подбери петушку перышко»
Учить различать и называть основные цвета; повторять простые и относительно сложные фразы. Дидактическая игра «Подбери петушку перышко».
6. Игровые поручения
Развивать умение различать и называть игрушки, выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие, совершенствовать речевое общение. Большая и маленькая игрушечная собака (или медвежата, машинка, красный или синий мяч, большая и маленькая чашки, матрешки.
7. «Найди мячику свое место» Формировать умение выделять параметры величины предметов. Мяч. Дидактическая игра «Найди мячику свое место
8. Игровое упражнение «Найди свой домик»
Продолжать знакомство с предметами различной формы и величины. Формировать умение соотносить детали, осуществлять набор предметов двух различных форм (шар, куб) и трех величин (большой, поменьше, маленький). Действовать по словесной инструкции, наблюдать за действиями других детей. «Занимательная коробочка», имеющая прорези трех размеров: квадратные (7, 5, 3см) и круглые (диаметром 7, 5, 3см); кубики (2, 4, 6см) и шарики (2, 4, 6см) для каждого ребенка. Или использование дидактического пособия – вкладышей по форме на каждого ребенка
АПРЕЛЬ 1. «Сделаем куклам бусы». Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку. Шнурки или веревочки, разноцветные бусины по количеству детей.
2. «Спрячь мышку». Закреплять у детей представления о шести цветах. Дидактическая игра «Спрячь мышку».
3. Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по образцу. Развивать у детей мелкую моторику рук. Счетные палочки основных цветов, образцы предметов.
4. «Башня из кубов». Учить детей сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине. Деревянные кубики.
5.«Шарики»
Учить детей подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета.
Шарики основных цветов.
6.«Подбери по форме»
Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал. Дидактическая игра «Геометрическое лото».
7. Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик) Развивать у детей мелкую моторику рук. Бельевые прищепки.
Силуэты: солнышко, елка, ежик, тучка, ягодка.
8. «Принеси и покажи» Продолжать формировать умение приемам зрительного обследования формы в усложненных условиях; воспитывать чувство ответственности за выполнение поручения; пополнять опыт дружного игрового партнерства. Маленькие карточки (6/8см) с изображением геометрических фигур: круга, треугольника, квадрата, прямоугольника по количеству детей; большие карты с изображением этих же фигур.
9. «Найди свою полянку» Закреплять умение соотносить цвет у разных предметов и одинаковые предметы разных цветов. Большие цветные листы бумаги, силуэты игрушек разного цвета.
МАЙ 1. «Разноцветные флажки» Формировать умение различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу. Совершенствовать зрительное восприятие. Приучать точно и старательно выполнять поручения группы. Цветные флажки четырех основных цветов – по 4 комплекта.
2. «Пришла весна» Закрепление и обобщение: цвет, форма и величина. Дидактическая игра «Пришла весна»
3-4. «Цвета весны» (коллективное рисование) Закрепление и обобщение: цвет, форма и величина. Ватман, краски, кисти
5-6. Коллективная аппликация «Весенняя капель» Закрепление и обобщение: цвет, форма и величина. Ватман, «капельки», кисти, клей
7. «Как звери выбирали себе место» Формировать умение различать и называть игрушки, изображающие зверей, понимать и использовать слова «рядом», «впереди», «позади». Игрушки средних размеров.
8. Диагностика Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года. Игрушки и игры с уголка сенсорики.