Наталья Романенко
Программа кружка «Экспериментирование в старшей группе»
▼ Скачать
1. Пояснительная записка
1.1. Введение
Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нем, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность.
Публикация «Программа кружка „Экспериментирование в старшей группе“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. В познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных, пространственных, временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а первые три года – практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выгодский.
Современные исследователи (Савенков А. И., Иванова А. И., Куликовская И. Э., Дыбина О. В. и др.) рекомендуют использовать исследовательский метод и в работе с детьми дошкольного возраста. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Психолог Поддьяков Н. Н. в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет экспериментирование, которое является ведущим видом деятельности на протяжении всего дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».
1.2. Законодательно-нормативное обеспечение программы.
Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа кружка :
- Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Новосибирского района Новосибирской области «Плотниковская школа №111».;
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 115
1.3. Актуальность программы
Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений в настоящее время стоит основная задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе. На сегодняшний день в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира на период дошкольного детства – экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребенка также как и игровая.
Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а методы и виды деятельности в которых знания приобретаются.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, дети быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру, ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
В старшем дошкольном возрасте, дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мышление, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. В связи с этим, экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.
Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду мною разработана программа кружка «Экспериментирование» для детей старшего дошкольного возраста.
1.4. Цель
Целью данной программы является развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста путем обогащения опыта экспериментально – исследовательской деятельности.
1.5. Задачи
1. Обучать детей исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.
2. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей, продолжать работу по развитию мелкой моторики.
4. Формировать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении опытов и экспериментов.
5. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных качеств, закреплять культурно-гигиенические навыки.
1.6. Возраст детей
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 5-7 лет.
Это определяется фазовым характером собственной активности ребенка. Его особенной восприимчивостью к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого – носителя высшей формы развития. Тем содержательнее становится собственная активность ребенка.
1.7. Продолжительность реализации программы
Рабочая программа составлена с учетом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.
2. Содержание работы
2.1. Организация занятий кружка.
Основное требование в работе кружка – это организация познавательной среды таким образом, чтобы инициатива исходила от самого ребенка, а взрослый закладывает его интерес в основу для дальнейшего познавательного процесса.
2.2. Требования к содержанию обучения в системе опытно-экспериментальной деятельности :
1. Новые представления должны быть такими, чтобы дети ясно представляли их содержание.
2. Новые представления должны быть правдоподобными в восприятии детей: они должны воспринимать эти представления как максимально допустимые, сочетающиеся с представлениями о мире. Воспитанники должны быть в состоянии связать новое понятие с уже имеющимися.
3. Новые понятия и представления должны быть плодотворными: иначе говоря, чтобы дошкольники отказались от более привычных представлений, нужны серьезные причины. Новые идеи должны быть полезнее старых.
Организация познавательно-исследовательской деятельности идет по семи взаимосвязанным направлениям:
- живая природа;
- неживая природа;
- физические явления;
- рукотворный мир.
Программа реализуется на занятиях кружка
«Юный экспериментатор». Занятия проводятся один раз в неделю с детьми старшего дошкольного возраста по 25-30 минут. Работа проводится с небольшими подгруппами (по 6-8 детей, с учетом уровня познавательных интересов детей.
Ожидаемый результат:
- у детей сформируются навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, творчества, самостоятельности,
- сформируется уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие - развитие личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
- научатся планировать свою деятельность, работать в коллективе,
- активное развитие речевой деятельности, пополнение словарного запаса.
3. Формы организации НОД
Формы работы:
- занятия,
- проведение опытов,
- игры-эксперименты
Методические приемы обучения:
- информационно-познавательный: беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, уточнение, сравнение, анализ, вопросы и ответы;
- игровой: создание игровых ситуаций, игры с пальчиками, игры малой подвижности;
- наглядный: иллюстрации, показ, оборудование для экспериментальной работы;
- практический: выполнение практических действий детьми.
Принципы обучения:
- доступность (использование доступного материала детям)
- наглядность (использование наглядных пособий для обучения)
- последовательность изложение материала идет последовательно)
- систематичность (в определенной последовательности, системе)
- индивидуальность (осуществляется индивидуальный подход к детям).
4. Этапы реализации деятельности кружка
4.1. Разработка планирования экспериментальной деятельности с детьми.
Разработка и составление перспективного плана основано на использовании методических рекомендаций Костюченко М. П, Камалова Н. Р. «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории».
4.2. Создание условий для детского экспериментирования
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.
Основное оборудование центра экспериментирования :
• приборы - помощники (увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, микроскопы);
• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
• природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.);
• утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.);
• технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.);
• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.);
• красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
• медицинские материалы (пипетки, колбы. деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др.);
• прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.).
•
Материалы для организации экспериментов :
• камни, морская и речная галька;
• разнообразие морские и речные раковины;
• образцы песка, глины, почвы;
• цветные прозрачные кусочки пластика;
• семена разных растений;
• кусочки коры разных деревьев;
• деревянные дощечки, бруски, кубики;
• магниты разного размера;
• разные виды картона и бумаги;
• разные виды тканей, различающиеся цветом, текстурой, толщиной, степенью промокаемости, марля, бинт, вата, ватные шарики, губки, мочалки.
5. Формы проведения итогов реализации рабочей программы :
- Организация выставок детских работ, полученных в процессе опытно-экспериментальной деятельности детей.
- Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете, на родительском собрании.
- Оформление развивающей среды в группе.
- Презентация детской проектной деятельности родителям (сотрудникам, детям);
Список используемой литературы
• Дыбина О. В. Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О. В. Дыбиной - 2-е изд., испр. - М. : ТЦ Сфера, 2010. -192 с. (Ребенок в мире поиска).
• Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России, 2007.
• Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы» Под ред. О. В. Дыбиной -ООО «ТЦ Сфера», 2010.-124с.
• Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. - Волгоград: Учитель, 2011.-333
• Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников: - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.-64 с.
• «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. - М. : АРКТИ, 2007.-64 с.
• Переверзева А. Н. Что значит экспериментирование для дошкольника? (Текст)/ А. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.) – СПб. : Реноме, 2012.- С. 51-54
• Костюченко М. П, Камалова Н. Р. «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории».