Наталья Локияева
Программа кружка «Волшебные ладошки»
▼ Скачать +Заказ
по развитию творческих способностей
«Волшебные ладошки»
“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
Публикация «Программа кружка „Волшебные ладошки“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
(В. А. Сухомлинский)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
• желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
• желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из бумаги, картона, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, листьев, коробок, бутылок и т. д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
Новизной и отличительной особенностью программы “ Волшебные ладошки” является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.
Цель программы.
Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
Задачи программы.
1. Обучение детей различным приемам преобразования бумаги, природного и бросового материалов.
2. Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей.
3. Изготовление детьми атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использование детских поделок для оформления интерьера дошкольной группы детского сада.
4. Воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца.
Направления работы.
1. Развитие творческих способностей
2. Художественно-эстетическое развитие
3. Познавательное развитие
Работа с родителями
Успех работы с дошкольниками во многом зависит от взаимодействия с родителями. Чем теснее это взаимодействие, тем успешнее становится ребёнок.
Каждый успех ребёнка в творчестве и в личностном плане следует довести до сведения родителей, тем самым ребёнок имеет возможность получить похвалу не только от воспитателя, но и от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание».
В годовой план работы для сотрудничества с семьёй, включены следующие формы работы:
• Оформление наглядной агитации для родителей
• Проведение бесед
• Консультации
• Родительских собраний, с целью усвоения родителями определенных знаний, умений, помощи им в разрешении проблемных вопросов
• Совместное проведение мероприятий
• Совместное творчество родителей и детей
• Анкетирование
• Мастер – класс
• Семинар
Регулярно организую тематические выставки детских рисунков. Родители имеют возможность познакомиться с творчеством своих детей – с одной стороны, а с другой – повышается их интерес к продуктам художественного творчества. Взаимодействие с родителями проводится индивидуально и коллективно.
Гибкость программы позволяет использовать элементы из разных учебных пособий и методических журналов.
Стержневыми в программе являются три основных блока: «Аппликация»; «Скрапбукинг»; «Пуантилизм».
Скрапбукинг
Скрапбукинг, скрэпбукинг (англ. scrapbooking – scrapbook от scrap «вырезка» + book «книга, букв, книга из вырезок») – вид рукодельного искусства заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов.
Этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей, используя своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй с помощью особых визуальных и тактильных приёмов вместо обычного рассказа.
Основная идея скрапбукинга – сохранить фотографии и другие памятные вещи о каких либо событиях на длительный срок для будущих поколений.
Бумага
Бумага для скрапбукинга выпускается специальная, чаще всего в формате 30х30 см; это цветная и узорная бумага, которая может быть также украшена блёстками, лаковыми или бархатными деталями. Кроме бумаги, можно использовать кальку, (веллум) разных цветов и узоров, а также картон (в том числе гофрированный, цветную бумагу для пастели, акварельную бумагу, плёнку, крафт-бумагу (упаковочную).
Другие материалы
Для украшения скрап-страниц можно использовать как производимые промышленным способом наборы объёмных элементов (брадсы, люверсы, половинки «жемчужинок», готовые цветочки и заготовки к ним, объёмные буквы рамочки, чипборд, различные виды пуговиц, в том числе отдельные выпуски в виде пчёлок, сердечек, звёздочек, ракушек, чашечек, даже очков – такие пуговицы могут не иметь дырочек или ножки для пришивания, то есть существуют исключительно для декоративного приклеивания, так и найденный дома порванные цепочки, ракушки и плоские камешки с моря, колёсики от часов, плоские серёжки и термонаклейки для одежды, бантики от подарков и упаковки, бумажные салфетки с тиснением – всё идет в дело. А в специальных наборах для скрапбукинга в дополнение к бумаге и картону зачастую вкладываются готовые объёмные наклейки ярлычки, украшения и прочие декоративные элементы.
Можно разнообразить свою работу и картинками, узорами и надписями (обычных или в виде так называемых «натирок», переводных картинок).
Для разрезания бумаги используются ножницы и резаки разных видов. Ножницы бывают с фигурными краями, например волнообразными, зигзагообразными, в виде фестонов. Края бумаги можно оформить фигурными дыроколами, они могут фигурно обрезать край или сделать декоративные отверстия по краю, помогут добиться эффекта кружева или фотоплёнки. Кроме того, при помощи фигурных дыроколов можно быстро вырезать круг, листочек, сердечко, веточку и так далее. Из таких «надыроколенных» элементов легко сложить, например, букетик цветов для украшения скрап-страницы.
«От поделки до произведения искусства – один шаг»
Изобразительная деятельность старших дошкольников 5 - 6 лет имеет свои особенности. В этом возрасте они окрепли уже физически, укрепились крупные и мелкие мышцы рук, научились контролировать действия. Дети стали более усидчивыми, повысилось внимание и способность к запоминанию. Они уже могут самостоятельно определить форму и строение предмета, выделить мелкие детали и элементы оформления.
Необходимость данного тематического планирования обусловлена способностью и готовностью детей этого возраста создавать интересные художественные образы, что представляет собой одну из общечеловеческих способностей.
Комплексно - тематическое планирование содержания организованной деятельности детей художественному конструированию.
При планировании работы по обучению художественному конструированию я учитывала, что ребёнок должен приобретать опыт художественной деятельности, знакомиться с новыми техниками, развивать ручную умелость. Для работы по методической разработке составлено годовое комплексно – тематическое планирование:
• Комплексно – тематическое планирование по лепке и художественному конструированию (старшая группа 5 - 6 лет)
Основной формой работы являются занятия, которые проводятся один раз в неделю во второй половине дня. В год проводится 36 занятий.
Содержание работы.
Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.
Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом, бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.
Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.
Тематические циклы дают возможность создавать с детьми из разных материалов общие композиции, позволяющие использовать их в оформлении группы, дошкольного учреждения, дает возможность объединить детей в группы для коллективных работ. Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.
Количество занятий, входящих в любой из тематических циклов, не может быть четко фиксировано, оно во многом зависит от того, делается работа всей группой или же делается детьми одной возрастной группы. Использование тематических блоков позволяет переводить занятия из одной темы в другую, заменять одно задание другим, не меняя при этом основной цели – развитие художественно-творческих способностей детей во время работы с различными материалами. При проведении анализа работы использовать различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства и недостатки своих работ и поделок других детей.
Принципы построения педагогического процесса.
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.
Методы и приемы обучения.
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Этапы работы.
Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.
1 этап - знакомство со свойствами материалов.
2 этап - обучение приемам изготовления.
3 этап - изготовление поделок.
Ожидаемый результат.
Средняя группа.
• Познакомятся с различными материалами и их свойствами
• Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
• Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
• Научатся видеть необычное в обычных предметах
• Разовьют мелкую моторику рук.
Старшая группа
• Овладеют различными приемами преобразования материалов.
• Освоят обобщенные способы работы.
• Разовьют познавательные, конструктивные способности.
• Разовьют интерес к результату и качеству поделки.
Подготовительная группа
• Разовьется поисковая деятельность.
• Освоят умение анализировать поделку.
• Сформируется положительное отношение к труду.
• Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.
• Подготовится рука к письму.
Список литературы
1. Андреева Р. П., “Расписные самоделки”, Издательский дом “Литера”, Санкт - Петербург, 2000 г. ;
2. Брыкина Е. К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое общество России, М: 2002г. ;
3. Гомозова Ю. Б. “Калейдоскоп чудесных ремесел”, “Академия развития”, Ярославль, 1999 г. ;
4. Гульянц З. К., Базик И. Л. “Что можно сделать из природного материала, М: “Просвещение”, 1991 г. ;
5. Гершензон М. А. “Головоломки профессора Головоломки”, М: “Детская литература”;
6. Гульянц З. К. “Учите детей мастерить”, М: “Просвещение”, 1979 г. ;
7. Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками” (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ “Сфера”, 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)
8. Демина И. П. “Подарки из природных материалов”, Смоленск “Русич”, 2001 г. ;
9. “Делаем сами” - ежемесячный журнал;
10. “Дошкольное воспитание” - журнал 1995-1999, 2000-2005, 2006-2008 гг. ;
11. Кошелев В. М. “Художественный и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 2002 г. ;
12. Корчинова О. В. “Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях”, Серия “Мир вашего ребенка”. Ростов н/ Д: Феникс, 2002. – 320 с.
13. Куцакова Л. В. “Конструирование и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 1990 г. ;
14. Литвиненко В. М., Аксенов М. В. “Игрушки из ничего”, Издательство “Кристалл”, Санкт - Петербург, 1999 г. ;
15. “Мастерская” - подшивка из газеты “Труд”;
16. Машинистов В. Г., Романина В. И. “Дидактический материал по трудовому обучению”, М: “Просвещение”, 1991 г. ;
17. Нагибина М. И. “Чудеса из ткани своими руками”. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. – 208 с., ил. – ( Серия: “Вместе учимся мастерить”).
18. Нагибина М. И. “Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1997. – 224 с., ил. – ( Серия: “Вместе учимся мастерить”).
19. “Очумелые ручки” - телепередача “Пока все дома”;
20. “Субботник” - субботняя телепередача;
21. Тарабарина Т. И. “Оригами и развитие ребенка”, “Академия развития”, Ярославль, 1996 г.
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 35 «Звёздочка»