Люба Абрамова
Программа кружка по изонити «Волшебная ниточка» для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №69 «Дюймовочка» комбинированного вида»
дополнительного образования
кружка «Волшебная ниточка»
(для детей дошкольного возраста 5-6 лет)
Срок реализации 1 год
Разработала: Белинская О. Г.
воспитатель МБДОУ № 69 «Дюймовочка»
Введение.
Рукоделие всегда и у всех народов было в большом почете. Один из самых распространенных и любимых его видов – вышивание. Вышивка отражала жизнь конкретного народа, украшала одежду, жилище, быт.
Публикация «Программа кружка по изонити „Волшебная ниточка“ для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Очень интересным представляется плетение с помощью нитки и иголки, похожее на вышивку, – нитяная графика или изонить – это один из видов искусства, в котором изображение дается в виде рисунка, нанесенного нитями на какую-либо плоскость в линейных формах.
Изонить – оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии.
Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. В Америке с ниточным дизайном знакомят учащихся в некоторых школах. Ряд оригинальных работ можно увидеть в музеях. Картины можно купить в магазинах, как в готовом виде, так и в виде наборов типа "сделай сам". В Швейцарии, например, продают изящные открытки (выполненные на плотной бумаге шелковыми нитками) на благотворительных распродажах при монастырях.
В настоящее время искусство изонити находит широкое применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров. Техника выполнения изонити проста и доступна человеку любого возраста. Каждый свою первую работу может выполнить аккуратно, красиво и правильно с первого раза. Сочетая треугольники, окружности, прямые линии, овалы, ромбы, прямоугольники и т. д. получают множество узоров и картин.
Работа по развитию творческих способностей в детском саду тесно связана со
всеми сторонами воспитательного процесса, формы её организации разнообразны и результаты проявляются в различных видах деятельности: игре, лепке, аппликации, рисовании, ручном труде и пр. Один из способов развития творческих способностей: занятия изонитью. Создание произведений нитяной графики связано с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной стороной жизни ребенка, свойственных ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение особенности интеллекта и характера.
Актуальность программы :
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее тдет разносторннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов детской деятельности является изобразительная и художественно – продуктивная, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что - то красивое, необычное.
Изонить – это техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Эта техника привлекает своей простотой исполнения и, в то же время оригинальностью. Основное назначение рограммы - развитие творческой личности ребенка, где в основе лежит практическая деятельность, развивающая глаза и пальцы, координацию движения и речь, формирует и направляет эмоции, возбуждает фантазию, расширяет кругозор. Данная программа предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторские навыки, художественно – эстетический вкус, логическое мышление. Автор данной технологии Н. Н. Гусарова.
Этой технике нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на педагога – воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания. Программа разработана по запросам родителей (законных представителей) и с учетом интересов детей на занятиях по художественно – эстетической направленности. В качерестве актуальности предлагаемой программы можно отметить использование в работе с детьми интересных, современных технологий для развития творческой личности ребенка в частности применение оригинальной техники ниточного дизайна - вышивки на картоне (Изонить).
Новизна:
Новизной программы является создание художественного образа путем вышивания (пересечения) цветными нитями на картоне.
Актуальность данной программы заключается в том, что занятия изонитью помогают личности открыть в себе творческие способности, почувствовать постоянное желание заниматься рукоделием, развить технологическую, коммуникативную, социальную компетенции; освоить формирование самостоятельных навыков и методов исследовательской работы; способствует развитию самопознания, пониманию индивидуальных особенностей других людей.
Адресат программы
Дети 5 – 6 лет (старша группа). Это возраст активного развития физических и познавательных способностей у ребенка, общения со сверстниками. Дети стремятся к большей самостоятельности, хотят и могут многое делать сами, но им еще трудно соредоточиться на том, что им интересно. Развивается интерес к изобразительной деятельности и ручному труду, органы восприятия: зрение, слух, осязание, чувство цвета, формы, пропорций. Развиваетмся эстетическое восприятие и умение созерцать красоту окружающего мира. Совершенствуются изобразительные навыки и умения, формируется художественно - творческие способности. Дети могут рассматривать работы и радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения избражений.
Объём программы :
Программа предусматривает один год обучения в количестве 12 учебных часов.
Цикл программы предусматривает – овладение техникой изоноти : изображение углов, моделирование с использованием образов.
Формы организации образовательного процесса:
Коллективная – дети учатся совместно планировать свою деятельность, добиваться намеченной цели и предвидеть результат своей работы. При вышивании изонитью дети учатся самостоятельно подбирать нитки для вышивки, чтобы работы были яркими, непохожми одна на другую. Оформлять работы в небольшое панно. Индивидуальная – используется для работы с детьми, которые в достаточной мере не овладели навыками шитья (затрудняются в закреплении нити, в применении на практике шва и т. д., которые пропустили занятия по вышиванию изонитью по уважительной причине.
Наполняемость группы 8 – 10 человек. Это определено тем, что дети работают с колющими и режущими предме5тами и необходимо строгое соблюдение правил техники безопасности.
Срок освоения программы :
Для освоения программы необходимо 28 недель (с октября по апрель включительно)
Режим занятий:
1 год обучения – 1 занятие в неделю во второй половине дня по 25 минут. Цель программы : развитие творческих способностей ребёнка средствами изонити.
Задачи: -вовлечь детей в художественно-творческую деятельность; - научить технике выполнения изонити;
- развивать навыки обращения с инструментами и материалами (иглой, нитью, ножницами, трафаретом и т. п.);
- формировать эстетический вкус.
Интеграция образовательных областей.
Образовательная область - ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. Дать детям понятие о разных углах: величине, длине сторон.
• Дать понятие об окружности, хорде разной длины и её направлении.
• Упражнять детей в количественном и порядковом счёте.
• Дать детям понять, что количество не зависит от расстояния.
• Закрепить понятие, что результат количественного счёта не зависит от начала отсчёта и направления счёта.
• Дать понятие о точке отсчёта.
• Закрепить знание направлений: вверху, внизу, слева, справа.
• Дать понятие о середине, центре, вершине, крае.
• Развивать абстрактное мышление.
• Обучить плоскостному моделированию – умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций.
• Закрепить понятие «зеркальное изображение».
Образовательная область -ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
• Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и тёплых тонах, научить подбирать цвет к фону.
• Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.
• Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности.
• Воспитывать эстетический вкус.
• Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга.
• Прививать умение использовать знания, полученные в других видах изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации).
Образовательная область - СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ.
• Воспитывать внимательное и заботливое отношение к окружающим (изготовление подарков к праздникам).
• Формировать навыки общения, труда и творчества в коллективе.
• Научить владеть иголкой, ниткой, шилом.
• Научить работе с трафаретом.
• Научить технике изонити.
• Формировать навыки безопасного обращения с ножницами, иглой, нитью.
• Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность. Образовательная область - ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
• Развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения.
• Развивать координацию движений рук под контролем глаз Образовательная область - РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
• Развивать активный и пассивный словарь детей.
• Развивать объяснительную и доказательную речь.
• Способствовать введению в активный словарь детей математических терминов, прилагательных, наречий; сложных синтаксических конструкций.
Учебно – тематический план
№ Название темы Количество часов
Октябрь
1 - 2 «Волшебная иголочка» (педагогическая диагностика) 2часа
3 -4 «Грибок» 2часа
Ноябрь
1 «Зонтик» 1 час
2 «Морковка»
3 «Рыбка» 1 час
4 «Ваза с фруктами» 1час
Декабрь
1 «Новогодняя елочка» 2 часа
2
3 «Узор на полосе» 1 час
4 «Узор на закладке» 1 час
Январь
1 «Наряди клоуна» (шапочк и бантик) 1 час
2 «Домик» 1 час
3 «Птичка» 1 час
Февраль
1 «Закладка с двумя тупыми углами» 1час
2 «Телевизионная башня» 1 час
3 «Парусник» 1 часа
4 «Фонарик» 1 час
Март
1 «Ваза» 1 час
2 «Загадка» 1 час
3 «Кленовый лист 1 часа
4 «Снежинка» 1 час
Апрель
1 «Сказочный домик» 1 час
2 «Звезда» 1 час
3 - 4 «Композиция из звезд» 2часа
5 Педагогическая диагностика 1 час
6 Итого 28 часов
Содержание изучаемого курса
Занятия проводятся в групповой комнате, при наличии наглядно – демонстрационного материала (схем и готовые изображения, а также инструментов, необходимые для работы:
Наглядые методы: показ иллюстраций, рассматривание образца готовой работы.
Детям старшег возраста образец (готовая схема) дается лишь для того чтобы показать на нем последовательность выполнения работы, познакомить с каким – то новым конструктивным приемом.
Словесные приемы: объяснения, игровые упражнения, беседы.
Художественное слово: загадки, чтение стихотворений, рассказывание сказки.
Чтобы создать интерес к определенному занятию используются данные методы и приемы. Образное меткое и мудрое народное слово должно стать постоянным спутником ребенка: «Дело – мастера боится», «Старанье и труд – все перетрут», «Торопливый – дважды одно дело делает», «Не диво дело начать – диво кончить», «Глазам страшно – а руки делают». Чтобы заинтересовать детей, можно использовать загадки: «Уточка ныряет, хвост теряет», «Птичка – невеличка, носик стальной, хвостик льняной». С ними вместе будут учиться вышивать интересные игрушки. Когда дети овладевают трудовыми умениями и навыками, по мере накопления опыта самостоятельного выполнения задания, достаточно подсказать ребенку, как следует действовать в данной ситуации («С чего начненшь выполнять свою работу?», «Какой метод заполнения будешь использовать?»).
Практические приемы : отмерять нить,вдеть нить в иглу, завязывание уголка, работать с трафаретом, умение заполнять угол, окружность, оформлять свою вышивку в картину (панно).
Овладение приемами выполнения трудовых действий, операций, их правильной последовательностью позволяет приобрести необходимые умения для выполнения различных по содержанию работ.
Дидактический материал:
Иллюстрации;
Образцы работ;
Схемы (техника заполнения фигур);
Стихи, загадки.
На занятиях дети приобретают практические навыки (владение иглой, ножницами, фигурными трафаретами). Важно научить ребенка различать лицевую и изнаночную сторону изделия.
Работу в технике «изонить» следует начинать с изображения угла. Сначала надо научить детей изображать один угол, зетем композицию из двух и трех отдельных углов. При этом дети определяют вершину угла, его стороны. На лицевой стороне, в результате переплетения нитей получается подобие треугольников, а с изнаночной – только стежки, идущие по сторонам угла. При изображении двух углов дети узнают, что два угла могут иметь одну общую вершину, что углы бывают разной величины, тупые и острые.
Далее дети знакомятся с двумя, тремя и четырьмя смежными углами, имеющими одну общую вершину.
Первый год обучения заканчивается тем, что дети осваивают технику наложения одних углов на другие.
Последовательность заполнения углов:
С изнаночной стороны в нижнее отверстие вводим иглу с ниткой. С лицевой стороны направляем иглу в вершину угла.
С изнаночной стороны вводим иглу во второе отверстие от вершины правой стороны угла, с лицевой стороны вводим иглу во второе отверстие внизу справ.
С изнаночной стороны, из второго нижнего отверстия левой стороны вводим иглу в третье снизу отверстие левой стороны, на лицевой стороне из третьего нижнего правого отверстия направляем иглу в третье сверху отверстие на левой стороне.
С изнанки, из третьего верхнего отверстия на правой стороне вводим иглу в четвертое ртверстие на правой стороне. На лицевой стороне из четвертого сверху отверстия направляем иглу в четвертое отверстие снизу на правой стороне и т. д.
Таким образом, получается изображение угла.
Ожидаемые результаты:
Овладение техникой «Изонити».
Повышение у детей, уровня развития мелкой моторики пальцев рук.
Обогащение активного и пассивного словаря детей.
Развитие творческих способностей детей.
Формы подведения итогов:
Оформление выставочного стенда в учреждении.
Участие в городских выставках и конкурсах.
Оформление выствки на «итоговом» родительском собрании.
Календарно – тематическое планирование в старшей группе
№ п\п Тема занятия Задачи Оборудование Кол – во часов Дата проведения
Октябрь
1-2 Педагогическая диагностика Изучить технику работы изонитью.
Учить детей держать иглу вертикально, вставлять в неё нить. Учить различать лицеввую и изнаночную стороны изделия, закреплять нить скотчем в начале и в конце работы. Развивать мелкую моторику рук при рабоьк с иглой Игла, нить, ножницы, картон, скотч. 1 час
1 час
08.10.2020
15.10.2020
3-4 Тема «Грибок Продолжать знакомство с техникой изонити, различать лицевую и изнаночную стороны изделия. Познакомить детей с линейкой – прямоугольным треугольником.
Дать понятие: прямой угол, тупой угол, острый угол, левая и правая сторона изделия (показать, что нити пересекаются на лицевой стороне, а на изнаночной видны только стежки).
Упражнять детей вдевать нить в иголку и закреплять нить скотчем Игла, нить ножницы, картон, скотч, линейка.
1 час
1 час
20.10.2020
29.10.2020
Ноябрь
1 «Зонтик» Продолжать обучение технике изонити, научить выполнять тупой уугол (на примере зонтика). Учить прокалывать отверстия на картоне по отметкам. Продолжать закрепление знаний правил работы с изонитью и закрепление нити скотчем. Научить подбирать цвета нитей.
Игла, нить, ножницы, скотч, картон.
1 час
04.11.2020
2 «Морковка» Упражнять в выполнении изонитью острого угла (морковка, закрепление нити скотчем. Закреплять название овощей и их внешний вид. Повторить последовательность работы в соответствии с правилами. Игла, нить, ножницы, скотч, картон. 1 час 12.11.2020
3 «Рыбка» Продолжать обучение технике изонити и закрепление нити скотчем. Научить выполнять прямой угол (хвост рыбки). Закрепить знание последовательности работы в соответствии с правилами Игла, нить, ножницы, скотч, картон. 1 час 18.11.2020
4 «Ваза с фруктами» Упражнять в заполнении изонитью тупого угла, закрепление нити скотчем. Закрепить название фруктов и их внешний вид. Закрепить знание последовательности работы в соответствии с правилами. Дополнить изображение аппликацией. Игла, нить, ножницы, скотч, картон, клей, кисти, салфетки, клеенки, силуэты фруктов. 1 час 27.11.2020
Декабрь
1-2 “Новогодняя елочка» Упражнять в выполнении в технике изоноть трех углов разной величины, украшение пайетками. Повторить последовательность работы в соответствии с правилами Игла, картон, ножницы, скотч, пайетки, клей ПВА. 1 час
1 час
03.12.2020
10.12.2020
3. «Узор на полосе» Закрепить умение выполнять два острых угла в технике «изонить» на полоске цветного картона. Повторить последовательность работы в соответствии с правилами. Игла, нить, ножницы, скотч. 1 час 16.12.2020
4 «Узор на закладке» Закрепить навыки выполнения углов на узкой полосе картона, состоящих из трех углов. Учить определять напрвавление углов. Повторить последовательность работы в соответствии с правилами. Игла, нить, ножницы, скотч. 1 час 23.12.2020
Январь
1 «Наряди клоуна» (шапочка и бантик) Закрепить понятие об остром угле и его выполнения в технике изонить. Повторить последовательность работы в соответствии с правилами.
Игла, нить, ножницы, скотч. 1 час 12.01.2021
2 «Домик» Закреплять выполнение тупого угла (крыша дома»). Научить подбирать цвета нити для своей работы. Воспитывать усидчивость, старание, желание доводить начатое дело до конца Игла, нити, картон, ножницы, скотч. 1 час 21.01.2021
3 «Птичка» Учить детей работать с трафаретом, подбирать нужный угол у рисунку. Учить протыкать шилом отверстия в картоне по отметкам на трафарете. Воспитывать усидчивость, и желание доводить начатое дело до конца. Повторить последовательность работы в соответствии с правилами. Игла, скотч, ножницы, картон. 1 час 28.01.2021
Февраль
1 «Закладка с двумя тупыми углами» Закрепить понятие об острых и тупых углах. Учить анализировать образцы. Закрепить умение выполнять изонитью тупые углы. Повторить последовательность работы в соответствии с правилами. Игла, нить, ножницы, картон, скотч. 1 час 03.02.2021
2 «Телевизионная башня» Показать что рисунок может состоять из двух треугольников, иметь общую серединв и одну общую сторону.
Предложить сравнить треугольники. Повторить последовательность работы в соответствии с правилами.
Игла, нить, скотч, картон, ножницы. 1 час 11.02.2021
3 «Парусник» Закрепить технику выполнения прямого угла. Повторить последовательность работы в соответствии с правилами Игла, скотч, нить, картон, ножницы. 1 час 15.02.2021
4 «Фонарик» Прказать что рисунок может состоять из четырех треугольников, иметь общую середину и по две соединительных стороны. Повторить последовательность работы в соответствии с правилами. Ножницы, скотч, картон, игла 1 час
25.02.2021
Март
1 «Ваза» Закрепить технику выполненич тупого угла. Повторить последовательность работы в соответствии с правилами. Игла, нить, картон, скотч 1 час 03.03.2021
2 «Загадка» Показать, что рисунок может состоять из четырех и более треугольников, имея общую середину и по две соединительных стороны. Закрепить кмение детей подбтрать цвета. Повторить последовательность работы в соответствии с правилами. Ножницы, картон, скотч, игла. 1 час 11.03.2021
3 «Кленовый лист» Продолжать обучение детей изображению предметов (лист клена – пять треугольников, имеющих общую середину и по две соединительных стороны. Анализировать образец, подбирать цвет. Закрепить последовательность работы в соответствии с правилами. Игла, картон, ножницы, скотч 1 час 16.03.2021
4 «Снежинка» Продолжать обучение детей изображению предметов (снежинка – шесть треугольников) имеющих одну общую середину и по две соединительных стороны. Анализировать образец, определять направление углов. Закрепить последовательность работы в соответствии с правилами. Игла, нить, картон, скотч. 1 час 29.04.2021
Апрель
1 «Сказочный домик» Учить создавать образ домика в технике изнити путем наложения углов друг на друга. Продолжать анализировать образец. Закрепить последовательность работы в соответствии с правилами. Игла, скотч, картон, ножницы. 1 час 02.04.2021
2 «Звезда» Закрепить изображение углов с общими сторонами треугольников, и наложениями треугольников друг на друга. Продолжать анализировать образец. Закрепить последвательность работы в соответствии с правилами. Игла, нить, картон, скотч. 1 час 07.04.2021
3 - 4 «Композиция из звезд» Закрепить изображения углов (острых, прямых, тупых, наложения треугольников друг на друга, с общей серединой1 и общими сторонами треугольников, подбором цвета нитей и составлением композиции. Картон, нить, игла, скотч. 1 час
1 час 14.04.2021
20.04.2021
5 Педагогическая диагностика Выявить знания и умения детей в работе с изоннтью 1 час 29.04.2021
Список литературы
1. Гусарова Н. М. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. Санк – Петербург Издательство «Детство – Пресс» 2000;
2. Торгашова В. Н. Рисуем нитью. Занятия для дошкольников. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010 – 24с. :
3. Бурундукова Л. Волшебная изонить. АСТ – Пресс Книга,2010 г. ;