Надежда Бурдуковская
Программа кружка «Воображалка» по развитию у детей 4–5 лет дошкольного возраста творческого воображения через технологию ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир,
когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной,
эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности:
коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется
способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации
жизни ребенка. В этом возрасте не только интенсивно развиваются все психические
Публикация «Программа кружка „Воображалка“ по развитию у детей 4–5 лет дошкольного возраста творческого воображения через технологию ТРИЗ» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
процессы, но и происходит закладка общего фундамента способностей.
Проблема интеллектуально - творческого развития детей – это одна из наиболее
сложных и актуальных, которой многие известные исследователи уделяли большое
внимание: Я. А. Коменский, Ж. Ж. -Пиаже, Л. С. Выготский, Л. А. Венгер.
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными
средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства:
сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер (модели,
схемы, планы и т. д.). Также психологи утверждают, что развитие ребенка происходит в
присущих ему деятельностях: конструировании, изобразительной деятельности и,
прежде всего в игре. Естественно, что и развитие способностей складывается в процессе
присущих дошкольнику деятельностей.
Образовательная программа нашего детского сад № 15 «Радуга», за основу которой
взята программа «Тропинки» под редакцией В. Т. Кудрявцевой, основана на развитие
воображения у детей дошкольного возраста, но очень сложно научить детей нестандартно
мыслить и высказывать эти мысли, так мы привыкли к шаблону. Изучив технологии
ТРИЗ, я сделала вывод, что они могут являться инструментарием для педагога в
стимулирование познавательных интересов у ребенка. Поэтому я решила разработать
план кружковой работы на год, для детей среднего возраста, использую игровые
технологии ТРИЗ, приемлемые для этого возраста.
Предлагая детям задания, воспитатель должен, с одной стороны широко варьировать
материал и приёмы его использования, а с другой стороны, оставаться в рамках
доступности заданий для детей данного возраста. Большое значение имеет
систематичность проведения игр, упражнений и занятий – всё это способствует
преодолению инерции мышления. Является гимнастикой для ума. Вопросы, задаваемые
детям должны быть поисковые, побуждающие детей обосновывать свои ответы,
суждения, активизировать мыслительную деятельность ребёнка. Эта программа,
рассчитана не только, для кружковых занятий два раз в месяц, но и для использования
игр во всем образовательном процессе.
Актуальность.
В современном мире, время неумолимо бежит вперед, и иногда мы не успеваем,
освоит ту или иную технологию, как на её смену приходит уже что новое. Поэтому
общество требует от нас людей с нестандартным мышлением, чтоб человек успевал
быстро перестраиваться. А значит, он должен мыслить не шаблонами. Мы педагоги
должны задуматься об этом, как научить детей с раннего возраста пользоваться знаниями
в разных направлениях, решая свои проблемы самостоятельно. В этой связи необходимо
развивать в ребенке качества активного созидателя, воображения, формировать навыки,
самостоятельно решать свои проблемы, учить думать.
Для этого нужно, прежде всего, научить различать объекты, познавать их через
признаки и проявления. Самые простые и привычные предметы таят в себе массу
необычного – нужно лишь уметь это видеть. Важно чтоб ребенок в дошкольном возрасте
приобрел не только какие-то знания о предметах, а научился думать, рассуждать,
доказывать, объяснять, обладал определенной речевой активностью.
Я думаю, что развивать речь невозможно, не включая ребенка в познавательную
деятельность, так как речь обогащает и сопровождает познавательную деятельность детей,
делая её осознанной. Познание процесс сложный и многообразный. Результат познания
является не только в изучении объекта, его признаков и действии, но и создании нового
объекта. Главным приобретением, на мой взгляд, является освоение моделей организации
познавательно-речевой, а значит и творческой деятельности. Поэтому возникает
необходимость в поиске и применении эффективных методов, для достижения
устойчивых и положительных результатов.
Одним из результативным способов для формирования познавательно-речевой
деятельности, для меня явился метод ТРИЗ - теория решения изобразительных задач.
Используя этот метод, я заметила, что у детей повысился уровень мыслительной
деятельности, интерес к исследовательской деятельности, умению рассуждать,
доказывать, объяснять. Познавательно-речевую деятельность я стараюсь строит с детьми
в форме диалога, использую игры по методу ТРИЗ. Эти игры предполагают
использование различных вопросов для сравнения предметов, их сходства и различия,
схемы и модели.
Цель программы: Формирование у детей поисковой активности, стремления к новизне,
склонности к творческому воображению, к умению думать, рассуждать и высказываться.
Задачи:
1. Воспитывать интерес ребенка к собственным открытиям;
2. Развивать творческое воображение, речь, любознательность, фантазию дошкольников
в процессе разнообразной деятельности;
3. Развивать у ребенка чувства уверенности, базирующегося на сознании самоценности
при безусловном понимании достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих.
4. Вовлекать родителей воспитанников в воспитательно-образовательный процесс по
развитию творческого воображения.
Ожидаемые результаты:
1. Дети не будут бояться ошибиться при высказывании своих мыслей.
2. Научатся нестандартно мыслить, самостоятельно находить выход из проблемных
ситуаций.
3. Подымется на более высокий уровень фантазия, воображение, мышление и речь.
5. Обогатится словарный запас, сформируется правильная речь.
6. Дошкольники смогут проявить свою индивидуальность.
Практические рекомендации по организации и проведению занятий
по технологии ТРИЗ
В проведение занятий по Технологии ТРИЗ имеется немало специфических
моментов, отличающихся от проведения обычных учебных занятий. Здесь недостаточно
овладеть теорией, необходимы ещё и длительные целеустремлённые упражнения, чтобы
постепенно сформировать, воспитать стиль творческого мышления, выработать
«Поисковое мышление». Мой опыт проведения занятий по ТРИЗ показывает, что успех
занятия определяется не только их содержанием, но и формой. Для воспитания у детей
уверенности в своих творческих возможностях, нужно продумывать стиль проведения
занятий, взаимодействие с детьми, с группой.
1. Стиль проведения занятий по развитию творческого воображения – свободная беседа с
детьми, вовлечение всех, даже самых пассивных в рассуждения, в работу.
2. Обеспечение на занятии непринуждённости, возможности спокойно высказаться,
шутить, смеяться.
3. Задания, проблемные ситуации и формы их подачи должны быть интересными,
требующими мыслительной, поисковой, творческой работы.
4. Использовать больше комплексных занятий, в которых воспитательные и обучающие
задачи реализуются средствами разных видов деятельности.
5. Со стороны воспитателя необходимо: безоговорочное уважение к любому ответу
ребёнка; внимательное отношение к детским вопросам; быть равноправным партнёром
«первооткрывателем» выступать как в роли ведущего, так и ведомого.
6. На занятиях по ТРИЗ всегда должно быть:
• интересно, таинственно, доброжелательно, нравственно, понятно; лично полезно
сейчас и потом; весело, эмоционально; должны разбираться жизненные ситуации, в
быстром темпе, разнообразно, без повторов, с большим количеством сопоставлений и
противопоставлений, с большим уважением к личности ребенка и к его
самостоятельности.
Игры используемые во всем образовательном процессе.
Игра "Да-Нетки” или "Угадай, что я загадала”
Например: воспитатель загадывает слово "Машинка”, дети задают вопросы (Это игрушка?
Это можно катать? Это можно бросать? У нее есть колеса, воспитатель отвечает только "
да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.
Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это
могут быть объекты: "Часы”, "Машина”, "Роза”, "Гриб”, "Береза”, "Вода”, "Радуга” и т. д.
Игра "Хорошо-плохо"
Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и
отрицательные стороны
Ход игры:
В: Зима это – хорошо. Почему?
Д: Потому, что можно играть со снегом, кататься с горки и т. д.
В: Зима это - плохо. Почему?
Д: Можно замерзнуть, надо много одевать одежды и т. д.
То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо -
почему?".
Игра «Составь загадку в сравнении», например: Мяч
Разноцветный, как радуга, но не радуга.
Круглый, как шар, но не шар
Прыгает, как заяц, но не заяц.
Игра «Волшебная дорожка»
Задачи:
- способствовать формированию у детей осознанного отношения к анализу строения
объектов и их создания с помощью сочетания новых частей;
- формировать действия познавательного характера;
- создавать условия для оценки ребенком полученных им идей;
- развивать связную речь.
Сначала предлагаем детям простые задания: два вертикальных объекта (какой-либо герой)
и не более трех объектов – горизонтальных (цвет, форма). Герой путешествует по
дорожке, и с ним происходят самые невероятные изменения. Например, цыпленок решил
прогуляться по волшебной дорожке. Отправился он в путешествие и оказался на дорожке
с синим квадратом. Какой формы и цвета стал цыпленок? (цыпленок стал синим и
квадратным). Затем цыпленок оказался на дорожке с желтым треугольником. Каким по
форме стал цыпленок?
"На что похоже"
Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.
Ход игры: ведущий называет объект, а дети называют другие объекты, похожие на него по
разным признакам. На этапе обучения игре можно пользоваться предметными
картинками.
Пример: - На что похожа улыбка? (на радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду, на
маму)
Игра «Кольца Луллия»
Упражнения направлены на формирование у детей понятие «объект» -«признак» -
«проявление признака»; на развитие воображения. Гибкость мышления; на формирование
способности увидеть суть проблемы.
Например: «Семья животных»
• На первом кольце мама
• На втором папа
• На третьем детеныш
Ребенок должен соединить все кольца в одну семью и назвать всех членов семьи.
Дидактические материалы:
1. Морфологические таблицы
2. Кольца Луллия
3. Фланелеграф
4. Карточки схемы для составления рассказов.
5. Чудесный мешочек.
6. Картинки:
Растения – деревья, кустарники, трава
Рукотворный мир – игрушки, посуда, мебель, одежда, обувь, головной убор
Природный мир – животные домашние и дикие, овощи, фрукты, птицы и др.
Рост ребенка
Рост птенца, бабочки
Геометрические фигуры, цифры, цвета, материал
Работа с родителями.
1. Знакомство с игровыми технологиями ТРИЗ. Создание буклетов.
2. Поддержание творческой инициативы в детском саду и дома.
3. Совместные выезды на экскурсию, в туристические походы.
4. Помощь родителей в организации выставок, праздников, конкурсов и
развлечений.
5. Проведение семейных прогулок
Список литературы:
1. Гин А. А. Триз-педагогика. Учим креативно мыслить. – М. : Изд-во «Вита-Пресс», 2016.
2. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е
изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007.
3. Кашкаров А. П. Развиваем нестандартное мышление. ТРИЗ для детей. – Изд-во
«СОЛОН-ПРЕСС», 2017.
4. ЛелюхС. В. Составление детьми творческих рассказов – М. :АРКТИ, 2014.
6. Сидорчук Т. А. Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия - М. :АРКТИ, 2015
6. Сидорчук Т. А. Я познаю мир – Ульяновск, 2014.
7. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В Методика формирования у дошкольников
классификационных навыков. - М. :АРКТИ, 2015