Анна Тройнятникова
Программа кружка «Воображайка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Красносельского»
Структурное подразделение дошкольного образования
с. Граничного
Программа кружка
«Воображайка»
в старшей подгруппе
на 2024-2025 учебный год.
с. Граничное
Воспитатель:
Тройнятникова А. В.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка…. 3
2. Учебный план кружка…. 5
3. Календарно – тематическое планирование…. 7
4. Список литературы….9
5. Приложение…10
1. Пояснительная записка.
Актуальность
Кружковая работа «Воображайка» разработана воспитателем МКОУ СОШ с. Красносельского СПДО с. Граничного по развитию у дошкольников творческих способностей через различные игровые приёмы. Содержание программы рассчитано на 1 год обучения детей старшего дошкольного возраста и включает в себя 30 занятий согласно перспективному планированию.
Деятельность дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.
В первой половине дошкольного детства у ребёнка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные ребёнком в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивания рассказов, стихотворений, сказок, просмотра видео и кинофильмов.
В старшем дошкольном возрасте главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, совершенствуются все познавательные процессы, становятся сюжетно-ролевые игры.
Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируя процесс воплощение замысла. Они намечают план достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование. Целенаправленное развитие воображение у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации. Причём в первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, то есть там, где деятельность протекает с использованием реальных объектов и ситуаций и требует согласованности действий её участников.
Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Создание новых образов - это не умозрительный, а тесно связанный с действительностью процесс. Фантазия – важное условие нормального развития личности ребёнка, она необходима для свободного выявления его творческих возможностей. Новые образы в словесном творчестве дошкольника оказываются не менее реалистичными, чем в игре. Ребёнок наделяет героев действиями и характерами в соответствии с их реальными особенностями, поведением и образом жизни. Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющими определённые характеристики и действующими в соответствующих ситуациях. Дошкольник, например, придумывает себе друга - маленького человечка, который участвует во всех его играх и вместе с которым ребёнок как будто переживает приключения.
Руководство воображением требует от взрослого создания проблемных ситуаций, которые не имеют однозначного решения, и ситуаций, когда средства решения не определены.
Особенности развития воображения в дошкольном возрасте:
· воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;
· оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;
· ребёнок осваивает приемы и средства создания образов;
· воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
Цель: развитие творческих способностей детей 5-6 лет.
Задачи:
• Провести с детьми 5-6 лет начальную и конечную экспресс диагностику познавательных процессов.
• Развивать у детей познавательные процессы:
• развивать творческое и пространственное воображение у детей 5 – 6 лет,
• развивать зрительное и слуховое восприятие,
• способствовать развитию у детей графических навыков, мелкой моторики пальцев рук,
• развивать наглядно-образное мышление, элементов словесно-логическое мышления,
• развитие волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т. п.).
• формировать у детей умения трудится в коллективе, помогать друг другу, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться совместным успехам,
• воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему, способствовать формированию эстетического вкуса.
2. Учебный план кружка.
Время проведения:
с 1 октября по 31 мая – 8 месяцев (согласно сетке работы кружков).
Количество занятий в неделю – 1.
Количество занятий в месяц – 4.
Количество занятий в год - 30 (согласно перспективному планированию)
Длительность занятий:25 минут.
Базовая образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.
Количество детей: 10 человек старшей подгруппы.
Мониторинг: «Экспресс диагностика познавательных процессов» автор: М. А. Панфилова. Конец сентября 2024 года и конец мая 2025 года.
Для реализации программы, в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические, чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.
Формы работы с детьми:
• игра
• импровизация
• объяснение
• рассказ и рассказ детей
• чтение
• показ
• личный пример
• беседа
• обсуждение
• наблюдения
• словесные и подвижные игры
Занятия с детьми проводятся по следующей схеме.
• Начало занятия – загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.
• Демонстрация образцов, правил игры, способов выполнения и их анализ.
• Объяснение приемов создания. Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы, замысел.
•Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
• Самостоятельное работа.
• Анализ готовых рисунков, сюжетов своих и детей.
• Уборка рабочих мест.
Ожидаемые результаты:
В конце года дети будут иметь:
-развитое воображение;
-развитую мелкую моторику пальцев рук;
-сенсорное восприятие;
-логическое мышление;
Уметь:
- творчески подходить к решению определённых задач, находить оригинальные варианты, способы работы,
- словесно объяснить свой выбор, логически строить свои фразы,
- различать и отличать яркие работы, явления и окружающие предметы,
- быть активным и быстрым в играх,
- быть внимательным и аккуратным.
Овладеть:
- волевыми качествами (усидчивость, терпение, умения доводить работу до конца и т. п.);
-эмоционально-ценностным отношением к окружающему миру.
3. Календарно – тематическое планирование.
месяц неделя дата Тематика занятий
октябрь 1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя 04.10.2024 15.40-16.05
10.10.2024 15.40-16.05
18.10.2024 15.40-16.05
24.10.2024 15.40-16.05 Придумай и нарисуй.
Разрисуй предмет.
На что это похоже.
Волшебные картинки.
ноябрь 1 неделя
1 неделя
3 неделя
4 неделя 01.11.2024 15.40-16.05
07.11.2024 15.40-16.05
15.11.2024 15.40-16.05
21.11.2024 15.40-16.05 Придумай и нарисуй.
Кляксы.
Какого цвета буквы.
Где мы были, мы не скажем, а что делаем покажем.
декабрь 1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
29.11.2024
15.40-16.05
05.12.2024
15.40-16.05
13.12.2024
15.40-16.05
19.12.2024
15.40-16.05 Где, чей дом?
Интересные предметы.
Кто больше заметит небылиц.
Море волнуется.
январь 1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
10.01.2025
15.40-16.05
16.01.2025
15.40-16.05
24.01.2025
15.40-16.05
30.01.2025
15.40-16.05 Пифагор.
Волшебный круг.
Три поросёнка.
Путешествие в страну «Вообразилию».
февраль 1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
07.02.2025
15.40-16.05
13.02.2025
15.40-16.05
21.02.2025
15.40-16.05
27.02.2025
15.40-16.05 Режиссёры.
Фотограф.
Фантазёры.
Рисуем себя.
март 1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя 07.03.2025
15.40-16.05
13.03.2025
15.40-16.05
21.03.2025
15.40-16.05
27.03.2025
15.40-16.05 Придумай действие и оживи позу.
Весёлый рассказ.
Если бы я был…
Как в зеркале.
апрель 1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя 04.04.2025
15.40-16.05
10.04.2025
15.40-16.05
18.04.2025
15.40-16.05
24.04.2025
15.40-16.05 У каждого бывает день рождения.
Комната смеха.
Воображаемая лепка.
Свой собственный каталог игрушек.
май 1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя 02.05.2025
15.40-16.05
15.05.2025
15.40-16.05
23.05.2025
15.40-16.05
29.05.2025
15.40-16.05 Возьми и передай.
В путешествии с друзьями.
Катер.
Необычный транспорт.
4. Список литературы.
1. Бачурина В. Новые развивающие игры для дошкольников / В. Бачурина – М. : ООО «ИДРИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. 21 век», 2007. – 176 с.
2. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1974. – 96 с.
3. Забрамная С. Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга для родителей / С. Д. Забрамная. – 2 – е издание – М. : Педагогика – Пресс, 1993. – 48 с.
4. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для восп. Детского сада / Л. А. Венгер и др. – М. : Просвещение, 1989. – 127 с.
5. Коваль И. Учимся мыслить. Развивающие игры для детей от 4 до 9 лет /
И. Коваль. – Харьков: Книжный клуб «Клуб Семейного Досуга»; Белгород: ООО «Книжный клуб», 2008. – 256 с.
6. Козак О. Н. Путешествие в страну игр / О. Н. Козак. – СП б. : Союз, 1997. – 112 с.
7. Кравцова Е. Развитие воображения и коррекция детей с трудностями в поведении: Методические рекомендации для психологов школ и детских садов/ Е. Кравцова // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября».- 2004. - № 46. – с. 8 – 10.
8. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада / З. А. Михайлова. - М. : Просвещение, 1985. – 96с.
9. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для учителя / М. Н. Перова. 2 – ое изд., перераб. – М. : Просвещение, Учебная литература, 1996. – 144 с.
10. Чего на свете не бывает? / В. В. Брофман и др. под ред. О. М. Дьяченко и др. – М. : Просвещение, 1991. – 64с.