Cветлана Шмакова
Программа кружка «Творческая мастерская» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка «Творческая мастерская» для детей 5-6 лет.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным связующим понятием в системе эстетического воспитания. Овладение техникой при этом понимается не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способов передачи обобщений о нем в конкретном продукте.
Публикация «Программа кружка „Творческая мастерская“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Новизной программы заключается в ее инновационном характере. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Достоинством таких техник является универсальность их использования. Поэтому, такие методики очень привлекательны для детей, так как открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов изобразительной деятельности, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях
Возрастная характеристика, детей старшего дошкольного возраста
В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов. Дети называют основные цвета и промежуточные цветовые оттенки.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменять детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз; из природного материала.
В изобразительной деятельности 5-6 летний ребенок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. Расширяются представления о цвете. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию. Изображение человека становится детализированным и пропорциональным. В \
лепке детям не трудно создать более сложное по форме изображение. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы разных пропорций. Старших дошкольников отличает яркая эмоциональная реакция на музыку.
В трудовой деятельности освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Активно развиваются планирование и самооценивание своей деятельности.
Цель программы: формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения и художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности.
Задачи:
Ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами художественно-образной выразительности.
Знакомство детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.
Обогащение индивидуального художественно-эстетического опыта.
Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
Формирование эстетической картины мира и основных элементов.
Принципы построения и реализации программы.
Общепедагогические принципы:
принцип культуросообразности: построение содержания программы с учетом региональных культурных традиций;
принцип сезонности: построение содержания программы с учетом особенностей данной местности;
принцип систематичности и последовательности: постановка задач в логике «от простого к сложному»;
принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
принцип развивающего характера художественного образования;
принцип природосообразности: постановка задач с учетом возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
принцип интереса: построение программы с опорой на интересы отдельных детей и группы детей в целом.
Специфические принципы:
принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
принцип культурного обогащения содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей старшего дошкольного возраста;
принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности;
принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
принцип естественной радости (радости эстетического восприятия).
Формы работы: непосредственно – образовательная деятельность, беседы, игры, выставки, занятие-путешествие, фотоколлажи.
Темы планируются в соответствии со временем года, а так же с учетом сопутствующих праздников.
Музыкальное сопровождение формирует настроение детей. Используется в зависимости от построенного сюжета.
Одно занятие в неделю по 30 минут для данной возрастной группы.
Формы проведения итогов реализации программы:
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Тематические выставки в ДОУ.
Участие в городских выставках и конкурсах в течение года.
Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
Оформление эстетической развивающей среды в группе.
Ожидаемые результаты.
Свободно ориентируются в получении новых цветов и оттенков.
Самостоятельно выбирают средства выразительности для изображения более точного образа.
Владеют навыками рисования и лепки.
Владеют первичными навыками дизайнерского искусства.
Свободно ориентируются в жанрах живописи.
Получают эмоциональное удовлетворение от занятий рисованием, лепкой и аппликацией.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
На практике эти задачи реализуются через занятия дополнительного образования «Творческая мастерская».
Перспективный план кружка по изодеятельности "Творческая мастерская" в старшей группе
Сентябрь
Рисование сюжетное "Веселое лето" Пр. задачи. Создавать условия для отражения в рисунке летних впечатлений. Учить рисовать простые сюжеты, передавая движения человека. Вовлекать детей в коллективный разговор, в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Подводить к описанию изображений на рисунках.
(И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. с. 20)
Рисование по замыслу "Посмотри в свое окно" (коллективная композиция для оформления интерьера) Продолжать учить детей рисовать сюжеты по замыслу, оформлять картины аппликативными рамочками и составлять коллективную композицию - панно. Выявить уровень развития графических умений и композиционных способностей. Формировать навыки сотрудничества. Воспитывать любознательность, интерес к познанию окружающего мира и его отражению в рисунках.
(И. А. Лыкова Изобразительное творчество в детском саду. с. 38)
Аппликация силуэтная с элементами рисования "Цветные ладошки" Познакомить с возможностью создания образов, символов на основе одинаковых элементов. Формировать умение вырезать изображение по сложному контуру (кисть руки). Вызвать интерес к собственной руке. Развивать воображение.
Лепка предметная из цветного соленого теста Осенний натюрморт Учить детей создавать объемные композиции (натюрморты) из соленого теста. Совершенствовать изобразительную технику (самостоятельно выбирать способ и прием лепки). Развивать композиционные умения - размещать несколько объектов, создавая гармоничную композицию (крупные в центре или на переднем плане, мелкие сверху или сбоку).
(И. А. Лыкова с. 40)
Октябрь
Рисование по содержанию загадок и стихов Загадки с грядки Учить передавать форму и характерные особенности овощей по их описанию в загадках; создавать выразительные цветовые и фантазийные образы; самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка; уточнять представления о хорошо знакомых природных объектах. (И. А. Лыкова Старшая группа. с. 20)
Рисование Осенний лес (Оттиск листьями, смешивание акварельных красок) Учить детей рисовать с натуры, предавая форму и окраску осенних листьев. Совершенствовать изобразительную технику (смешивать акварельные краски для получения сложных оттенков и передачи осеннего колорита). Познакомить с новым способом получения изображения - оттиск листьев на бумаге (учить наносить краску на листья и "печатать" ими на бумаге). Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства. Вызвать желание передавать характерные признаки объектов и явлений природы; поддерживать творческие проявления.
Рисование Деревья под окошко (Пуантилизм) Учить рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны, цвета; развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами. Познакомить детей с новым видом изобразительной техники - пуантилизм. Совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения.
(И. А. Лыкова Старшая группа. с. 32)
Аппликация с элементами бумажной пластики "Веселые портреты" Учить составлять портрет из отдельных частей (овал - лицо, полоски или комки мятой бумаги - прическа). Познакомить с новым способом вырезания овала из бумаги, из бумаги, сложенной вдвое (по самостоятельно нарисованному контуру). Развивать цветовое восприятие (подбирать цвет бумаги и карандаша в соответствии с цветом волос и глаз).
(И. А. Лыкова Путешествие в тапочках, валенках. с. 30)
Лепка декоративная рельефная Листья превращаются в деревья Вызвать у детей желание делать лепные картины. Познакомить с техникой рельефной лепки. Предложить на выбор приемы декорирования лепного образа: рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой, кистевая роспись. Развивать чувство формы и композиции.
(И. А. Лыкова Старшая группа. с. 46)
Ноябрь
Рисование Игрушки не простые - глиняные, расписные Беседа Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок. Обратить внимание детей на образную выразительность предметов искусства. Формировать представление о некоторых художественных ремеслах, знания о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера (для изготовления игрушек нужны: глина, гончарный круг, особая палочка или кисточка, чтобы рисовать узор, печь, чтобы обжигать изделие, особые краски для росписи).
(И. А. Лыкова Старшая группа. с. 58)
Рисование "Посиделки" (Пуантилизм) Создать условия для раскрытия творческих способностей детей, повышать уровень эстетического восприятия декоративно-прикладного искусства. Прививать интерес и любовь к народному творчеству. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, формировать умение создавать узоры из кругов и точек. Упражнять в рисовании «тычком» ватной палочкой. Развивать эстетические чувства: чувство цвета, чувство ритма, умение придумывать декоративный узор. Воспитывать самостоятельность, уверенность и желание заниматься изодеятельностью.
Лепка из соленого теста по мотивам народных игрушек "Лошадки" Уточнить представления детей о специфике дымковской игрушки: из чего, как, кем сделана; как украшена (оформлена); какая по характеру (веселая, праздничная). Познакомить детей с многообразием игрушек и спецификой декора - характерными элементами и цветосочетаниями. Создать условия для творчества детей по мотивам дымковской игрушки. Формировать обобщенные способы создания образов (лепка фигурок).
(И. А. Лыкова Старшая группа. с. 60)
Рисование Дымковская роспись игрушек из соленого теста Продолжить учить детей украшать элементами декоративной росписи (кругами, точками, прямыми линиями и штрихами) силуэты лошадок. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству. Развивать глазомер, чувства цвета, формы, ритма, пропорций. Учить уверенно (без отрыва) проводить прямые и волнистые линии, петли, спирали.
Декабрь
Рисование Зимние узоры (Восковые мелки и акварель) Познакомить учащихся с новой техникой изображения воском и акварелью, научить преобразовывать реальную форму в сказочную, выражать свои чувства, изображать красоту окружающего мира. Развивать внимание, восприятие, творческое воображение, фантазировать, умение видеть вокруг себя прекрасное. Воспитывать художественный вкус, интерес к произведениям искусства, окружающему миру.
Рисование Наша елочка Рисование новогодней елки гуашевыми красками с передачей особенностей ее строения и размещения в пространстве. Передача фактурности ели жесткой кистью и украшение елочки новогодними игрушками с помощью ватных палочек.
Аппликация Новогодний венок Научить детей изготавливать поделки из ткани в технике торцевание. Способствовать развитию у детей мышления, внимания, памяти, глазомера, мелкой моторики рук. Воспитывать у детей эстетический вкус, радость от творчества. Приучать детей делать подарки своими руками.
Лепка из соленого теста Снеговик Закреплять умения детей работать с соленым тестом, изготавливать мелкие детали, используя разнообразные приемы лепки для создания целостного образа снеговика; развивать мелкую моторику рук, творческие способности; уточнять знания детей о геометрических фигурах, закреплять умение распознавать фигуры, независимо от их расположения; отражать в речи детей пространственное расположение (слева, справа, вверху, внизу); воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.
Январь
Рисование Волшебные снежинки Учить рисовать снежинки способом кляксография, раздувая из кляксы лучики через трубочку. Развивать чувство цвета (находить красивые сочетания цветов и оттенков в зависимости от фона, воображение, фантазию, чувство композиции, творческую активность; мелкую моторику и координацию движений рук. Формировать эмоциональное отношение к действительности.
Рисование Зима Учить детей передавать в рисунке картину зимы в поле, в лесу, в городе. Закреплять умение рисовать разные дома и деревья. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: цветные восковые мелки и акварель. Развивать образное восприятие, образные представления, творчество.
Аппликация Веселые картинки Закреплять умения детей выполнять мозаику одной из предложенной картинки методом торцевания из бумаги. Устанавливать последовательность работы по изготовлению мозаики. Воспитывать интерес к творческой деятельности.
Лепка Снежинки Учить придумывать и воплощать на горизонтальной основе узор «снежинки», передавая её природные особенности посредством пластилина. Развивать умения и навыки работы в технике пластилинография – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, приплющивание. Расширять знания о природных явлениях, активизировать речь, развивать память, внимание, мышление, фантазию, общую и мелкую моторику. Воспитывать уверенность, самостоятельность в художественном поиске и при воплощении замыслов.
Февраль
Рисование «Знакомство с городецкой росписью» Познакомить детей городецкой росписью. Учить выделять ее яркий, нарядный колорит (розовые, голубые, сиреневые цветы, композицию узора (в середине большой красивый цветок – розан, с боков его бутоны и листья, мазки, точки, черточки – оживки (черные или белые). Учить рисовать эти элементы кистью. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, чувство прекрасного. Вызывать желание создавать красивый узор.
Декоративное рисование Учить детей расписывать шаблон по мотивам городецкой росписи. Учить выделять декоративные элементы росписи, их композиционное расположение, колорит. Развивать чувство ритма, цвета, композиции.
Лепка из соленого теста "Козлик" Продолжать учить детей лепить фигуру по народным (дымковским) мотивам; использовать прием раскатывания столбика, сгибания его и разрезания стекой с двух концов (так лепятся ноги). Развивать эстетическое восприятие.
Рисование Роспись козлика Украшение объемной фигуры элементами городецкой росписи Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, умение видеть и понимать красоту окружающих вещей. Учить детей выполнять узор на объемных формах, формировать чувство цвета при самостоятельном подборе красок для передачи колорита городецкой росписи. Упражнять в составлении оттенков цвета (добавляя в белую краску понемногу краску нужного цвета, чтобы получился нужный оттенок). Развивать художественный вкус, чувство ритма.
Март
Рисование "Весеннее небо" Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Учить изображать небо способом цветовой растяжки "по мокрому". Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение.
Рисование Рыбки играют, рыбки сверкают Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о природе разными изобразительно-выразительными средствами. Вызвать интерес к изображению рыбок в озере ватными палочками. Развивать графические навыки и способности к формообразованию. Воспитывать эстетическое отношение к природе.
Лепка рельефная "Ветер по морю гуляет. " Познакомить детей с новым приемом лепки - цветовой растяжкой (вода, небо, показав его возможности для колористического решения темы и усиления ее эмоциональной выразительности; обеспечить условия для свободного выбора детьми содержания и техники (закат на море или лунная ночь, буря или легкий бриз, кораблик крупным планом или вдали; объемная или рельефная лепка, скульптурный или комбинированный способ, свободное сочетание разных приемов); поиск способов решения художественной задачи: передать движения ветра, т. е. показать, как он по морю гуляет.
Бумажная пластика "По морям, по волнам. " Учить детей создавать из бумаги разные кораблики, самостоятельно комбинируя освоенные приемы силуэтной и рельефной аппликации: освоение аппликативной композиции на тонированном фоне; оформление аппликации графическими средствами. Развивать композиционные умения (размещать кораблики "в море" по всему листу бумаги).
Апрель
Рисование Космические просторы Вызвать интерес к созданию космического пространства различными нетрадиционными способами. Создать условия для экспериментирования с разными художественными материалами и инструментами. Развивать воображение, чувство ритма и композиции; создать условия для творческого применения освоенных умений; учить детей договариваться и планировать коллективную работу.
Лепка, аппликация или рисование (по выбору) "Летающие тарелки и пришельцы из космоса" Вызвать интерес к изображению разных пришельцев и средств их передвижения в космическом пространстве. Направить детей на самостоятельный поиск способов создания фантастических образов (пластическими, графическими или аппликативными средствами). Развивать воображение и умение переносить знакомые способы работы в новую творческую ситуацию. Формировать познавательный интерес.
(И. А. Лыкова Изобразительное творчество в детском саду. Путешествие в тапочках, валенках, ластах. с. 126)
Рельефная лепка "В далеком космосе, или звездное небо" Продолжать освоение техники рельефное лепки; предложить детям создать вместе рельефную картину, включающую разные космические объекты (солнце, планеты, звезды, кометы); инициировать самостоятельный поиск средств и приемов изображения (скручивание и свивание удлиненных цилиндров для хвоста кометы, наложение слоев в солнечной короне); напомнить о возможности смешивания цветов пластилина, о пластилиновой растяжке для эмоционально-цветового решения; развивать чувство композиции.
(И. А. Лыкова Лепим, фантазируем, играем. с. 75)
Аппликация "Звезды и кометы" Учить детей вырезать пятилучевые звезды: складывать квадратный лист бумаги по схеме и делать срезы (более острые или более тупые). Вызвать интерес к созданию образа кометы состоящей из головы - звезды, вырезанной по схеме, и хвоста, составленного из полос рваной, мятой и скрученной бумаги или лоскутков ткани.
(И. А. Лыкова Изобразительное творчество в детском саду. Путешествие в тапочках, валенках. с. 122)
Май
Рисование "Белая береза под моим окном" Учить рисовать березу весной восковыми свечами (белый ствол с черными пятнами, тонкие изогнутые ветки, весенняя окраска листвы). Продолжать учить рисовать способом действия полусухой жесткой кистью при изображении листвы. Развивать эстетическое восприятие;
- продолжать развивать детское изобразительное творчество. Воспитывать любовь к природе, к родному краю.
Рисование Волшебная бабочка С помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности. Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному летнему настроению. Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.
Превращение камешков Учить детей создавать художественный образ на основе природных форм (камней). Познакомить с разными приемами рисования на камешках разной формы. Совершенствовать изобразительную технику (выбирать художественные материалы в соответствии с поставленной задачей и реализуемым замыслом). Развивать воображение.
Лепка коллективная "Чудо-дерево" Вызвать интерес к созданию коллективной композиции по мотивам литературного произведения. Продолжать освоение пластических материалов лепки - раскатывать пласт соленого теста и вырезать с помощью формочек рельефные фигурки для размещения на чудо-дереве. Создать условия для экспериментирования (отпечатки на тесте). Развивать способности к формообразованию (чувство формы, чувство юмора. Формировать навыки сотрудничества (договариваться, обсуждать замыслы, размещать свои поделки на общей композиционной основе). Воспитывать любознательность, самостоятельность, доброжелательность.
(И. А. Лыкова Изобразительное творчество в детском саду. Путешествие в тапочках, валенках. с. 158)