Виктория Чагина
Программа кружка «Творческая мастерская»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Пояснительная записка
- введение;
- направленность;
- новизна;
- актуальность;
- педагогическая целесообразность;
- принципы построения программы;
- цель и задачи программы;
- возраст детей, участвующих в реализации данной программы;
- сроки реализации программы;
- формы и режим занятий;
- методы, приемы, средства воспитания, обучения и развития детей;
- ожидаемые результаты и способы определения их результативности
- формы подведения итогов
2. Содержание работы кружка
Публикация «Программа кружка „Творческая мастерская“» размещена в разделах
2.1. Учебно-тематический план
2.2. Календарно-тематический план
3. Методическое обеспечение программы
3.1. Дидактические материалы
3.2. Материально-техническое обеспечение программы
3.3. Список использованной литературы
1. Пояснительная записка
Художественная деятельность является неотъемлемой частью эстетического воспитания дошкольников. Совершенствование личности ребенка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной деятельности. Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Основные направления программы. Программа составлена с учё том реализации интеграции образовательных областей:
Познавательное развитие: осуществляется знакомство с природой, с явлениями общественной жизни. Идет исследовательская образовательная деятельность.
Социально-коммуникативное развитие: развивается общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности и целенаправленности, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Речевое развитие: осуществляется обогащение словаря, звуковой культуры речи, развитие речи, общение.
Физическое развитие: дети выполняют упражнения пальчиковой гимнастики, способствующие развитию мелкой моторики обеих рук, выполняют гимнастику для глаз.
Художественно-эстетическое развитие: используются произведения познавательной направленности, все виды образовательной деятельности направлены на решение эстетических задач.
Новизна программы - заключается в том, что нетрадиционные техники рисования, лепки и аппликации демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Нетрадиционные художественные техники доставляют детям множество положительных эмоций, раскрывают новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Актуальность программы.
Актуальность данной программы в том, что продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Художественно-творческая деятельность – ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей. Программа воплощает новый подход к художественно – творческому развитию дошкольников через обучения нетрадиционным техникам рисования, лепке и аппликации.
Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе изобразительной и продуктивной деятельности.
Педагогическая целесообразность программы. Объясняется тем, что нужно закладывать в детях чувство прекрасного, которая способна вызвать у человека чувство эстетического наслаждения, радости.
Цель программы. Развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе изобразительной деятельности, формировать психические процессы, развивать художественно – творческие способности и положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира.
Задачи программы :
Обучающие:
• Учить приемам нетрадиционных техник рисования, лепки, аппликации.
• Учить работать на заданном пространстве.
• Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
• Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
Развивающие:
• Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
• Развивать изобразительную деятельность детей.
• Развивать сюжетно - игровой замысел.
• Развивать интерес к процессу и результатам работы.
• Развивать интерес к коллективной работе.
Воспитывающие:
• Воспитывать навыки аккуратной работы.
• Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
• Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах
Программа рассчитана на детей 5-6 лет.
Программа реализуется за 1 учебный год.
Формы организации деятельности:
Индивидуальная форма.
Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
Групповая форма.
Занятия в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т. е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.
Режим занятий
Занятие проходит 1 раз в неделю, по 25 минут.
Методы, приемы, средства воспитания, обучения и развития детей
Наглядные методы включают в себя:
• наглядно - слуховые (слушание музыки в аудиозаписи);
• наглядно - зрительные (дидактический материал);
• тактильно - мышечные (индивидуальная помощь, помощь других детей, совместное выполнение, подражательное выполнение);
• элементы психогимнастики (релаксация, контактный массаж, дыхательные упражнения, тактильные обследования).
Словесные методы:
• объяснение (краткое, четкое, эмоциональное);
• указания (даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально);
• вопросы четкие, понятные. (Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память)
• Пояснения, уточнения.
Практические методы:
• метод упражнений (связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала);
• игра (занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции).
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
• у ребёнка развит интерес к творческой деятельности;
• усвоены основные приёмы работы в нетрадиционных техниках рисования, лепки, аппликации;
• мелкая моторика развита на достаточном уровне;
• ребёнок проявляет аккуратность при работе, умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.
Форма подведения итогов:
Фотовыставки и видеоотчеты.
2. Содержание программы
2.1. Учебно-тематический план
№
п/п Перечень разделов, тем Количество часов (занятий)
всего теория практика
1 Лепка (платилинография) "Корзина с фруктами" 1 0,5 0,5
2 Аппликация (из крупы) "На лесной полянке выросли грибы" 1 0,5 0,5
3 Рисование (восковыми мелками и акварелью) "Вспомним лето" 1 0,5 0,5
4 Аппликация (из природного материала) "Ежик" 1 0,5 0,5
5 Лепка " Мишка косолапый" 1 0,5 0,5
6 Рисование (отпечатком листа)«Осенний лес» 1 0,5 0,5
7 Аппликация "Зонтик с каплями дождя" 1 0,5 0,5
8 Лепка с элементами рисования"Листопад" 1 0,5 0,5
9 Рисование (кляксография) "Чудесные превращения кляксы" 1 0,5 0,5
10 Аппликация (объемная) "Горный пейзаж" 1 0,5 0,5
11 Лепка-экспериментирование с худ. материалами "Пернатые, мохнатые, колючие…" 1 0,5 0,5
12 Рисование (напылением краски) "Букет для мамы" 1 0,5 0,5
13 Аппликация (из фольги и фантиков) "Звёздочки танцуют" 1 0,5 0,5
14 Лепка из слоеного теста "Новогодняя елка" 1 0,5 0,5
15 Рисование (декоративное на объёмной форме) "Новогодняя елка" 1 0,5 0,5
16 Аппликация (торцевание и вата) "Пингвин" 1 0,5 0,5
17 Лепка рельефная "Теремок" 1 0,5 0,5
18 Рисование (метод монотипия) "Снежинка" 1 0,5 0,5
19 Аппликация коллективная " Зимний лес" 1 0,5 0,5
20 Лепка "Снежный кролик" 1 0,5 0,5
21 Рисование (поролоном) "Зима в лесу" 1 0,5 0,5
22 Аппликация (с элементами рисования и конструирования)"По морям, по волнам…" 1 0,5 0,5
23 Лепка "Кружка для папы" 1 0,5 0,5
24 Аппликация (крупа) " Солнышко, улыбнись!" 1 0,5 0,5
25 Рисование (штампирование) "Фантастические цветы для мамы" 1 0,5 0,5
26 Лепка " Наши любимые игрушки" 1 0,5 0,5
27 Рисование (в технике "по мокрому") "Весеннее небо" 1 0,5 0,5
28 Аппликация (из бумаги и палочек от мороженного) "Насекомые" 1 0,5 0,5
29 Лепка (папье-маше) "Муравьишки в муравейнике" 1 0,5 0,5
30 Аппликация "Пасхальная корзинка" 1 0,5 0,5
31 Рисование (с аппликацией) "Ветка сирени" 1 0,5 0,5
32 Аппликация (использование цветного песка) "Салют Победы!" 1 0,5 0,5
33 Рисование (штампирование) "Зелёный май" 1 0,5 0,5
34 Лепка (плетение из жгутиков) "Весенний ковер" 1 0,5 0,5
35 Итоговое занятие 1 0,5 0,5
Итого
35 17,5 17,5
2.2. Календарно-тематический план
№ занятия п/п Тема занятия Программное содержание
Кол-во часов
(занятий)
1 "Корзина с фруктами" Закреплять разнообразные приё мы действий с пластилином: разминание, отщипывание, сплющивание. Воспитывать аккуратность, интерес к работе с пластилином, желание создавать необычные композиции. 1
2 "На лесной полянке выросли грибы" Познакомить с нетрадиционным материалом для аппликации. Воспитывать аккуратность. 1
3 "Вспомним лето" Познакомить с новой техникой рисования. Продолжать развивать образное восприятие, образные представления. Учить детей отражать в рисунке впечатления, полученные летом. 1
4 "Ежик" Создание предметных и сюжетных композиции из природного материала – засушенных листьев, лепестков, семян 1
5 "Мишка косолапый" Закреплять умение детей лепить зверька, передавая его характерные особенности. Развивать образное восприятие, образные представления, умение оценивать изображения. 1
6 «Осенний лес» Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Учить смешивать краски прямо на листьях. Развивать чувство композиции. 1
7 "Зонтик с каплями дождя" Закрепление приема складывания бумаги «гармошкой», закрепление приемов вырезания по контуру. Развивать воображение, чувство формы и пропорций. Координировать движение глаз и рук. Закреплять навыки использования. 1
8 "Листопад" Развивать творческое мышление, фантазию, воображение, эстетический вкус.
Воспитывать аккуратность, интерес к работе с пластилином, желание создавать необычные композиции. 1
9 "Чудесные превращения кляксы" Познакомить детей с техникой – кляксография, учить детей дуть в трубочку и делать разводы зубочисткой.
Уметь наносить веет на цвет, развивать мелкую моторику рук, фантазию, воображение. Воспитать у ребенка художественный вкус. 1
10 "Горный пейзаж" Формировать навыки создания объемной композиции из мятой, жатой бумаги. Воспитывать интерес к природе. Расширить спектр технических приемов работы с бумагой. 1
11 "Пернатые, мохнатые, колючие…" Экспериментирование с пластическими материалами для передачи особенностей покрытия тела разных животных (перья, шерсть, колючки, чешуя) 1
12 "Букет для мамы" Знакомство с техникой «набрызг». Продолжать развивать умение рисовать деревья. Развивать чувство цвета. 1
13 "Звёздочки танцуют" Закреплять умение детей вырезать звёздочек из красивых фантиков и фольги, сложенных дважды по диагонали и составлять из них изображение. 1
14 "Новогодняя елка" Учить создавать образ дерева (объёмных полых (пустых внутри) поделок из солёного теста)
Развивать воображение, творчество. Формировать умение, использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов. 1
15 "Новогодняя елка"(продолжение) Учить детей расписывать изделия из слоеного теста, используя для этого цветовую гамму. Развивать эстетическое восприятие. 1
16 "Пингвин" Познакомить детей с новой техникой аппликации-тычкование. Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость, терпение. Воспитывать волевые качества, учить доводить начатое до конца. Вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа. 1
17 "Теремок" Развивать и закреплять разнообразные приё мы действий с пластилином: разминание, отщипывание, сплющивание и скатывание в жгуты. Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца. 1
18 "Снежинка" Познакомить детей с новой техникой рисования. Развивать воображение, аккуратность при выполнении работы 1
19 " Зимний лес" (коллективная) Закреплять умение создавать части коллективной композиции. Упражнять в симметричном расположении изображений. Развивать эстетические чувства (композиции, цвета, ритма) и эстетическое восприятие. 1
20 "Снежный кролик" Развивать воображение, творчество. Формировать умение лепить зверя, учить видеть красоту создаваемого объекта. Совершенствовать навыки работы с пластилином. 1
21 "Зима в лесу" Познакомить с рисованием с помощью поролона. Развивать мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. 1
22 "По морям, по волнам…" Учить детей создавать из бумаги кораблики, построение аппликативной композиции, развивать композиционные умения (размещать кораблики "в море" по всему листу бумаги 1
23 "Кружка для папы" Изготовление подарков папам своими руками. Закреплять умения и навыки работы с пластилином, повторить приемы и правила лепки 1
24 " Солнышко, улыбнись!" Изготовление праздничного сувенира нетрадиционным материалом для аппликации; воспитывать самостоятельность, аккуратность; вызывать желание сделать подарок своими руками. 1
25 "Фантастические цветы для мамы" Учить рисовать цветы, расширить знания о цветах, развивать эстетическое отношение к окружающему миру; формировать нравственные основы: внимание и любовь к близким, желание делать подарки. 1
26 " Наши любимые игрушки" Продолжать учить детей лепить игрушки, передавать форму, цвет и соотношение частей, передавая характерные особенности внешнего вида игрушек. 1
27 "Весеннее небо" Учить рисовать «по – мокрому» Развивать чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать желание восхищаться явлениями природы. 1
28 "Насекомые" Формировать умение создавать насекомых из частей, передавая характерные особенности строения. 1
29 "Муравьишки в муравейнике" Познакомить детей с новой техникой папье-маше (лепкой из бумажной массы). Учить лепить мелких животных (насекомых, передавая характерные особенности строения и окраски. Показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей (для усиков использовать проволоку, спички, зубочистки; для глазок - бисер, пуговички); 1
30 "Пасхальная корзинка" Расширять знания о русских праздниках и обычаях. Развивать умения самостоятельно выбирать тот или иной способ цветового решения и декорирования работы. Закрепить умение аккуратно наклеивать детали аппликации, создавать из отдельных элементов гармоничную композицию. 1
31 "Ветка сакуры. " Продолжать учить изображать цветущие деревья, строение дерева. Учить наносить рисунок с помощью пластиковой бутылки. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту. 1
32 "Салют Победы!" Учить детей отражать в поделке впечатления от праздника Победы. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение готовить нужные цвета, смешивая песок. Воспитывать чувство гордости за свою Родину. 1
33 "Зелёный май" Упражнять детей в рисовании цветущих весенних деревьев и кустарников гуашью, восковым мелком. Совершенствовать умение в рисовании цветов на деревьях и кустарниках - тычком из мятой бумаги. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на весенние проявления природы, вызывать ассоциации с собственным опытом восприятия их. 1
34 "Весенний ковер" Закреплять умение создавать композицию. Упражнять в симметричном расположении изображений на квадрате и полосе, в различных приемах вырезывания. Развивать эстетические чувства (композиции, цвета, ритма) и эстетическое восприятие. 1
35 Итоговое занятие Развивать умения понимать словесную инструкцию педагога. Формировать навыки контроля и самооценки. 1
Итог
1
3. Методическое обеспечение программы
3.1. Дидактические материалы.
• Учебно-методическая литература
• Мелкие игрушки для сюжетного обыгрывания
3.2. Материально-техническое обеспечение программы.
• Центр художественного творчества
• Наборов разнофактурной бумаги.
• Дополнительного материала (природного, бытового, бросового).
• Художественно-изобразительного материала.
• Нетрадиционных инструментов для художественного творчества.
• Образцов рисунков по различным нетрадиционным техникам.
• Демонстрационного наглядного материала.
3.3. Список использованной литературы.
• Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», Москва, «Карапуз – дидактика», 2006г.
• Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
• Казакова Р. Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М. : ТЦ Сфера, 2005. «Скрипторий 2003г», 2006.
• Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М. : Издательство
«Скрипторий 2003г», 2008.