Ольга Тарасова
Программа кружка по ПДД для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5- 6 лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы.
В основу программы кружка для детей 5-6 лет положена парциальная программа дошкольного образования Даниловой Т. И. «Светофор». (обучение детей дошкольного возраста ПДД).
Публикация «Программа кружка по ПДД для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- «Ребёнок и дорога»
-«Я - пешеход»
-«Давай знакомиться – мы дорожные знаки»
-«Транспорт»
-«Я - будущий сотрудник ГИБДД»
-«Светофорик» - развлечение (итоговое)
Содержание программы оставляет за каждым дошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Проблема безопасности дорожного движения является в наше время одной из самых важных и актуальных. Ведь в условиях интенсивно-транспортной среды увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Попадание человека в дорожно-транспортное происшествие - всегда большое несчастье. Попадание ребенка - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил тяжелой травмы, - ведь это морально-психическое потрясение, какое он испытал, травмирует его на всю жизнь. Поэтому одна из наиболее важных задач для ребенка - научиться правилам жизни во взрослом мире - мире спешащих людей и машин.
Мы выбрали данное направление в работе с детьми, потому что считаем его актуальным, важным и необходимым, для формирования у детей навыков осознанного безопасного поведения на дорогах и готовности к эффективным и обоснованным действиям в постоянно меняющейся дорожной обстановке.
На практике эти задачи реализуются через занятия с детьми в кружке «Светофорик».
Цели программы : Систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдать и осознанно выполнять правила дорожного движения.
Задачи программы :
1. Воспитывать культуру поведения детей в условиях дорожного движения
2. Научить детей правильно и безопасно вести себя на улицах и дорогах города.
3. Познакомить с запрещающими и предписывающими знаками.
4. Формировать у детей умения свободно ориентироваться на дорогах согласно ПДД.
5. Закрепить и расширить знания о видах общественного транспорта и о труде водителя.
6. Познакомить с новыми видами специального транспорта.
Нормативный срок освоения программы 1 год. Она рассчитана на детей старшей группы, возраст 5- 6 лет
Условия:
• Создание среды
• Эмоциональный настрой педагога
• Творческий контакт со службой ГАИ
• Дидактические, сюжетно-ролевые, конструктивные игры
• Художественные произведения на соответствующую тематику
• Тесное взаимодействие педагогического коллектива детского сада, родителей, детей, общественности.
Принципы обучения:
Преемственность. Каждая новая ступень обучения должна опираться на уже усвоенные знания.
Последовательность и постепенность. Знания по дорожной тематике следует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации.
Принцип развивающего обучения. Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития. Не следует заставлять детей зазубривать сложные термины, определения, схемы и дорожные знаки. Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания детей смысла конкретных безопасных действий на улицах и дорогах. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат – осознанно вести себя в реальных дорожных условиях.
Доступность. Материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную дорожную информацию с детализацией общепринятых определений по ПДД.
Наглядность. Этот принцип традиционно используется в работе с детьми, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении дорожной безопасности необходимы наглядные средства: плакаты, макеты дорожных знаков, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы и т. д.
Принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на дорогах, в общественных местах и транспорте.
Принципы воспитания:
• Принцип индивидуального и дифференцированного подхода.
• Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда”.
• Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия.
• Принцип возрастной безопасности.
• Принцип социальной безопасности.
• Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания.
Программа предполагает проведения одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия 25 минут. Кружковая работа реализуется в совместной деятельности с детьми.
Общее количество занятий в год 33 (на усмотрение педагога). Целесообразно проводить занятия кружка во второй половине дня, в виде поучительной игры, т. к. в игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Именно в игровой форме дети хорошо усваивают правила безопасного поведения на улице, на проезжей части, в транспорте. С каждого игрового занятия дети должны вынести определенный урок, который запомнится им, будет применяться в нужный момент и, конечно, поможет сохранить здоровье.
Образовательный процесс строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Региональный компонент реализовывается через ознакомление детей с творчеством русских и мордовских писателей (стихи, сказки, художников, а также народными играми как часть совместной деятельности (беседы, физкультминутки).
Учебно-тематический план составлен с учетом требований программы, возрастных особенностей детей, материально- технической базы ДОУ и с учё том ФГОС ДО:
- передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- моделирования дорожных ситуаций и закрепление пройденного материала по средством детского творчества;
- использование стихов, загадок и т. п. ;
- использование подвижных игр, физкультминуток;
- рассматривание ситуаций в контексте различных природных явлений;
-ориентировка на местности, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;
- развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи;
В целях отслеживания динамики достижений детей предусмотрена система мониторинга:
первичная диагностика (выявление стартовых условий, проблем развития и достижений ребенка) – сентябрь; итоговая диагностика (оценка степени решения поставленных задач) – май.
2. Содержание рабочей программы.
Программа содержит перспективное тематическое планирование занятий кружка в старшей группе на один учебный год. Указывает источник, на основе которого определяется содержания очередного занятия. В программу включены материалы для практического применения в работе с детьми:
- пословицы и поговорки о правилах дорожного движения;
- дидактические игры;
- загадки об источниках на дорогах и мерах предосторожности;
- дорожные запрещающие и предписывающие знаки;
- символы экстренных служб «01»; «02»; «03»;
- картинки с видами специального транспорта;
- иллюстрации с изображением работника ГИБДД;
- атрибуты, символика работника ГИБДД;
- картинки с разными ситуациями на дороге;
- художественное слово о правилах поведения на дороге, в транспорте;
- художественное слово о светофоре и зебре.
Основные разделы программы
1. «Ребёнок и дорога»
2. «Я - пешеход»
3. «Давай знакомиться - мы дорожные знаки»
4. «Транспорт»
5. «Я - будущий сотрудник ГИБДД».
6. Итоговое занятие «Веселый Светофорик». Мониторинг знаний и умений детей.
Ожидаемый результат
В ходе работы дети:
- научатся более осознанно относиться к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- приобретут умение предвидеть возможную опасность и находить способы избегать ее;
- приобретут умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
- получат знания о правилах безопасного поведения на улицах города, о дорожных знаках и о труде всех участников дорожного движения (шофёров, работников дорожных служб, сотрудников ГИБДД и т. д.);
- научатся организовать свою деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
- приобретут способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
- будут иметь представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями
- общаясь друг с другом, будут воспитывать терпение, доброжелательность, любознательность, способность к сопереживанию; коллективная деятельность будет формировать умение быть чуткими, тактичными, терпимыми, учить умению слушать и слышать, что в дальнейшем позволит менее болезненно адаптироваться в новых условиях (в школе).
К концу года дети должны знать:
1. Что такое проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка. Виды пешеходных переходов (наземный, подземный, надземный);
2. Виды светофоров (транспортный, пешеходный, значение сигналов светофора.
3. Виды и названия транспорта. (Грузовые и легковые автомобили, спец. транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, поезд);
4. Опасные места на улицах и дорогах;
5. Что на проезжей части и вблизи нее нельзя играть, бегать, ездить на велосипеде, роликах, самокате;
6. Правила перехода дороги (посмотреть налево, направо и т. д.)
7. Знать виды и значения дорожных знаков (запрещающие и предписывающие);
8. Иметь представление о назначении поста ГИБДД и об особенностях работы сотрудников ГИБДД.
3. Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов.
Педагогическое обследование ребё нка предполагает:
- выявление знаний, умений, навыков в соответствии с возрастом и требованиями общеобразовательной программы;
- определение уровня сформированности учебных навыков;
- определение уровня развития познавательной деятельности у детей.
Программа включает следующие разделы:
1. Раздел 1 - «Ребенок и дорога»
Высокий уровень: Знает и понимает, что он участник дорожного движения (пешеход, умеет оценивать свои действия и действия других участников дорожного движения, знает правила передвижения на велосипеде, умеет правильно переходить улицу.
Средний уровень: ребенок справляется с заданием, допускает ошибки, но исправляет их самостоятельно.
Низкий уровень: ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
Раздел 2 - «Я – пешеход»
Высокий уровень: Знает правила поведения на улице, о двустороннем и одностороннем движении, о правилах перехода улицы, безопасный путь от детского сада до дома, знает, как правильно переходить нерегулируемый перекрёсток.
Средний уровень: ребенок справляется с заданием, допускает ошибки, но исправляет их самостоятельно.
Низкий уровень: ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
Раздел 3 - «Давай знакомиться – мы дорожные знаки»
Высокий уровень: Знает основные дорожные знаки для пешеходов и водителей, умеет различать информационно-указательные, запрещающие и предупреждающие дорожные знаки.
Средний уровень: ребенок справляется с заданием, допускает ошибки, но исправляет их самостоятельно.
Низкий уровень: ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
Раздел 4 - «Транспорт»
Высокий уровень: Знает основные правила безопасности на дороге, правила дорожного движения, знает знак «Регулируемый перекрёсток», основные значения сигналов регулировщика.
Средний уровень: ребенок справляется с заданием, допускает ошибки, но исправляет их самостоятельно.
Низкий уровень: ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
Раздел 5 – «Я будущий сотрудник ГИБДД».
Высокий уровень: Знает о безопасном поведении на улице, правила дорожного движения и назначение дорожных знаков, имеет представление о работе дорожной патрульной службы и регулировщике.
Средний уровень: ребенок справляется с заданием, допускает ошибки, но исправляет их самостоятельно.
Низкий уровень: ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
Раздел 6- «Веселый Светофорик» – итоговое занятие.
Высокий уровень: ребенок знает значение цветов светофора, о том, что светофоры управляют сложным движением транспорта и пешеходов на улицах города. Умеет самостоятельно переходить улицу на нужный цвет светофора.
Средний уровень: ребенок справляется с заданием, допускает ошибки, но исправляет их самостоятельно.
Низкий уровень: ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
4. Учебно-тематический план кружка «Светофорик»
(Старшая группа)
Месяц Название
раздела Количество
занятий Всего занятий по темам
Раздел 1
«Ребенок и дорога» Сентябрь -4
8
Октябрь- 4
Раздел 2
«Я - пешеход»
Ноябрь-4
11
Декабрь-4
Январь-3
Раздел 3
«Давайте знакомиться:
мы - дорожные знаки». Февраль-4
5
Март-1
Раздел 4
«Транспорт» Март-3
5
Апрель-2
Раздел 5
«Я - будущий сотрудник ГИБДД». Апрель-1
4
Май-3
Итого
33
Раздел 1.
«Ребёнок и дорога»
Сентябрь
Занятие 1. Тема: «Дорога в детский сад и домой».
Цель: формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность; учить выбирать наиболее безопасный путь в детский сад и дом.
Занятие 2. Тема: «Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром».
1. часть. Чтение Завойская К. «Ехал странный пассажир»
Цель: сформировать у дошкольников некоторые обобщённые понятия, добиться их понимания и осмысления; развить умение оценивать действия водителей, пешеходов и пассажиров как правильные, безопасные и неправильные – опасные; развивать речь детей, умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя.
Занятие 3. Тема: «Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром» .
2 часть. Чтение Завойская К. «Ехал странный пассажир»
Цель: развить умение оценивать действия водителей, пешеходов и пассажиров как правильные, безопасные и неправильные – опасные; развивать речь детей, умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя.
Занятие 4. Тема: «Правила поведения на улице».
Цель: сформировать элементарные правила поведения на улице; развивать внимание, наблюдательность.
Октябрь.
Занятие 5. Тема: Беседа по картине «Улица города». Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица»
Цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о видах транспорта, о правилах дорожного движения; учить вести беседу, отвечая на вопросы воспитателя, и задавать вопросы по содержанию картины; развивать активную речь дошкольников.
Занятие 6. Тема: «Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах». Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль»
Цель: формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах; закрепить правила поведения на улице.
Занятие 7. Тема: «Будь внимателен на дороге» (рисование)
Цель: Учить отображать впечатление от прочитанного произведения в рисунке.
Занятие 8. Тема: «Где можно и где нельзя играть». Чтение С. Михалков «Гололёд»
Цель: дать представления детям об опасных и безопасных местах для игр во дворе; научить их необходимым мерам предосторожности
Раздел 2.
«Я - пешеход»
Ноябрь
Занятие 1. Тема: «Улица, где все спешат».
Цель: дать представление о поведении пешеходов на перекрёстке, закрепить знания о транспорте, дорожных знаках, светофоре, учить детей сочинять и отгадывать загадки.
Занятие 2. Тема: «Опасности нашего двора».
Цель: обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома; развивать внимание, осторожность.
Занятие 3-4. Тема: «Особенности движения по скользкой дороге» (рисование). «Осторожно, гололёд!» Опыт «катание ластика по сухой и мокрой дощечке».
Цель: закрепить знания детей об особенностях передвижения человека и автотранспорта по скользкой дороге в зимнее время года; познакомить со свойствами скользкой дороги, о невозможности вовремя затормозить, уточнить представления детей о поведении резины на скользкой дороге.
Декабрь
Занятие 5. Тема: «Как правильно переходить улицу». Чтение О. Бедарев «Если бы».
Цель: продолжать детей знакомить с улицей, её особенностями; расширять кругозор; воспитывать дисциплинированного пешехода.
Занятие 6. Тема: «Ограждение опасных участков на пешеходной части улицы».
Цель: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы и с соответствующими мерами предосторожности; рассказать о различных способах ограждения опасных зон тротуара.
Занятие 7. Прогулка. Тема: «Прогулка пешехода в зимнее время года».
Цель: систематизировать представления детей о способах и особенностях передвижения человека и автотранспорта в зимнее время по скользкой дороге; развивать наблюдательность, внимание; расширять кругозор.
Занятие 8. Тема: «Будь осторожен!» Беседа по картине «Дорога зимой» которая изображает дорожное движение на улицах города в зимнее время.
Цель : познакомить с опасностями зимней дороги для пешеходов, закрепить знания о запрещающих и предупреждающих знаках. Закрепить знания о правилах перехода через дорогу зимой.
Январь.
Занятие 9. Тема: «Особенности движения по скользкой дороге». «Осторожно, гололёд!» Опыт «катание ластика по сухой и мокрой дощечке».
Цель: закрепить знания детей об особенностях передвижения человека и автотранспорта по скользкой дороге в зимнее время года; познакомить со свойствами скользкой дороги, о невозможности вовремя затормозить; уточнить представления детей о поведении резины на скользкой дощечке.
Занятие 10. Тема: «Стоп!»
Цель: закрепить знания о сигналах светофора, упражнять в умении быстро реагировать на его сигнал, особенно в зимнее время.
Занятие 11. Тема: «Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине». Чтение стихотворения О. Бедарева «Азбука безопасности».
Цель: сформировать у детей представление о значении новых слов: «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина»; учить правилам дисциплинированного поведения, умение предвидеть опасность; воспитывать наблюдательность, осторожность.
Раздел 3.
«Давайте знакомиться, мы - дорожные знаки».
Февраль
Занятие 1. Тема: «Дорожные знаки». Чтение В. Кожевникова «Песенка о правилах».
Цель: дать детям знания о дорожных знаках; научить различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки; закрепить знания о правилах дорожного движения; развивать логическое мышление, память, ориентацию в окружающей детей обстановке.
Занятие 2. Тема: «Будь осторожен!».
Цель: Познакомить детей с опасностями дороги, ранней весной для пешеходов. Дать знания о запрещающих и предупреждающих знаках.
Занятие 3. Тема: «Подумай и отгадай».
Цель: Активизировать процессы мышления, внимание и речь детей. Дать и закрепить знания о знаках сервиса: «Телефон», «Автозаправка», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи».
Занятие 4. Тема: «Где ремонтируют машины?».
Цель: Познакомить со знаком «Техническое обслуживание автомобилей» и игровыми действиями «осмотр машин», «закручивание гаек, мойка».
Уточнить знания о мастерских по ремонту автотранспорта.
Март
Занятие 5. Тема: «Ограждение опасных участков на пешеходной части улицы»
Цель: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы и с соответствующими мерами предосторожности; рассказать о различных способах ограждения опасных зон тротуара.
Раздел 4.
«Транспорт»
март
Занятие 1. Тема: «Мчаться по улице автомобили».
Цель: закрепить знания о видах общественного транспорта; расширить представление о правилах поведения в нём; познакомить детей с новыми видами специального транспорта - экскаватор, подъёмный кран, бульдозер, бетономешалка.
Занятие 2. Тема: «Какие бывают автомобили» (аппликация).
Цель: расширить знания детей о видах транспорта, сравнить по внешнему виду.
Занятие 3. Тема: «Куда пойдёшь - то и найдёшь».
Цель: Учить ориентироваться в пространстве: движения прямо,направо, налево, по кругу в соответствии с дорожными знаками «Движение прямо». «Движение направо», «Движение налево», «Круговое движение». Познакомить с подземным транспортом «Метро», его особенностями правилами поведения в нём пассажиров
Апрель
Занятие 4. Тема: «Транспорт» (конструирование)
Цель: учить создавать из строительного или бросового материала знакомые виды транспорта, закрепить правила безопасности движения.
Занятие 5. Тема: «Опасный перекрёсток».
Цель: расширять знания об особенностях движения транспорта на перекрёстке; «о регулируемом перекрёстке» и о работе регулировщика; продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью трёхцветного светофора.
Раздел 5.
«Я будущий сотрудник ГИБДД».
Апрель
Занятие 1. Тема: «Влиятельная палочка» Чтение С. Михалков «Дядя Стёпа - милиционер».
Цель: дать начальное представление о работе милиционера-регулировщика; объяснить, в каких условиях нужна его работа, что значат его жесты; разучить некоторые движения регулировщика; воспитывать уважение к окружающим, умение быть вежливым, внимательным.
Занятие 2. Тема: «К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице?».
Цель: ребёнок должен усвоить, что если он потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу; развивать внимание, память, осторожность.
Май
Занятие 3. Тема: ГИБДД - 1 часть.
Цель: воспитывать уважение к труду работников инспекции безопасности движения. Закрепить представление об их значении в жизни города, условиях труда, взаимоотношении (инспектор - водитель, инспектор - пешеход).
Занятие 4. Тема: ГИБДД – 2 часть.
Цель: Дать представление о назначении поста ГИБДД на дороге, познакомить с особенностями работы сотрудников ГИБДД. Закрепить правила дорожного движения, предназначенные для пешеходов и водителей в игре.
Занятие итоговое «Веселый Светофорик». Цель: Выяснить знания детей по всем темам кружка.
5. Методическое обеспечение
1. Пословицы и поговорки о правилах дорожного движения;
2. Дидактические игры;
3. Загадки об источниках на дорогах и мерах предосторожности;
4. Дорожные запрещающие и предписывающие знаки;
5. Символы экстренных служб «01»; «02»; «03»;
6. Картинки с видами спец. транспорта.
7. Иллюстрации с изображением работника ГИБДД;
8. Атрибуты, символика работника ГИБДД;
9. Картинки с разными ситуациями на дороге;
10. Художественное слово о правилах поведения на дороге, в транспорте;
11. Художественное слово о светофоре и зебре
12. Карандаши, фломастеры,клей, ножницы,кисточка. альбомные листы;
13. Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);
14 Плакаты;
15. Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
6. Список литературы
Методическая литература:
1. Н. С. Голицына «Перспективное планирование в детском саду старшая группа».
2. В. К. Полынова и др. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».
3. Т. П. Гарнышева «Как научить детей ПДД».
4. Данилова Т. И. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД. - СПб, издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
5. Козловская Е. «Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению» Дошкольное воспитание. 2011. №10.
Детская литература:
1. С. Михалков «Светофор», «Зайка-велосипедист», «Улица шумит», «Дядя Стёпа – милиционер», «Моя улица»;
2. Н. Носов «Автомобиль», «Кирюша попадает в переплёт», «Милиционер»;
3. Д. Денисова «Как перейти улицу»;
4. Шорыгина «Светофор»;
5. С. Маршак «Скверная история»;
6. Я. Пишумова «Посмотрите - постовой», «Говорящая машина»;
7. В. Кожевникова «Светофор».
8. Н. Кончаловская «Самокат»;
9. В. Семернин «Запрещается - разрешается».