Распопова Людмила Васильевна
Программа кружка по развитию речи во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка по развитию речи во второй младшей группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 31»
Рабочая программа кружка
по развитию речи «Говорушки»
во 2 младшей группе
срок реализации программы 2020-2021 учебный год
Составила: воспитатель МБДОУ д/с №31»
Публикация «Программа кружка по развитию речи во второй младшей группе» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Распопова Людмила Васильевна
г. Михайловск
Содержание программы
I Целевой раздел
1 Пояснительная записка
1.1 Введение
1.2 Актуальность программы
1.3 Принципы и подходы к формированию программы
1.4. Информационная карта программы студии «Говорушки»
1.5. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации образовательной программы студии по речевому развитию «Говорушки»
1.6. Приоритетные направления деятельности группы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
1.7. Ожидаемые результаты деятельности студии «Говорушки».
II. Содержательный раздел
2. Содержание и формы работы по реализации образовательной области «Речевое развитие» с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных интересов.
2.1. Пути и методы реализации программы студии «Говорушки».
2.2. Перспективное планирование работы с воспитанниками.
2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
III Организационный раздел
3. Учебный план во 2 младшей группе
3.1. Расписание занятий в студии
3.2 Материально-технические условия реализации программы
3.3. Годовой календарный график
3.4 Распорядок и режимы дня (холодный период, теплый период)
3.5 Организация развивающей предметно-пространственной среды
3.6. Использованная литература
Приложения
1 Список воспитанников 2 младшей группы на 2020-2021 учебный год посещающих студию
2 Диагностика речевого развития
3 План работы с родителями на 2020-2020 учебный год
Целевой раздел
1 Пояснительная записка
Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения ладошек. Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики. Ребенку в этом возрасте необходимы гимнастика рук и пальчиковые игры, они в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребенка.
Пальчиковые игры – новое направление в дошкольном воспитании. Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Физиологией установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики. Если движения развиты, то и речь будет в норме.
В работе используется основной принцип дидактики: от простого к сложному, подбора занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав (то есть количество упражнений, игр и степень их сложности, варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей.
Движения конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. Текст упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев рук оказывают игры с предметами; мозаика, пирамидки, застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, игры с карандашами и крупой, «пальчиковый» бассейн.
1.1 Введение
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры.
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревании речевой функции.
Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, сказки, пальчиковые игры, игры «Расскажи стихи руками», пальчиковый театр. Исходя из этого, я выбрала тему моей студии: «Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» под названием «Говорушки».
1.2 Актуальность программы
Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества.
Речь является с одной стороны орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой - средством к их обогащению и расширению. Владеть, по возможности, в совершенстве всеми видами и проявлениями речи - значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человечества. Ничто не отражается так отрицательно на общем развитии, как отсталость языка.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий его природный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии, формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, своё «Я», постигает духовные и материальные ценности общества, знакомится с его культурными нормами и традициями, обретает круг значимых других людей, выступая при этом активным субъектом взаимодействия.
Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребёнка с не развитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст. Общение выступает тем инструментом культуры, который приспособлен для развития и становления сознания личности, её мировосприятия, для воспитания гуманного отношения к окружающему его природному, предметному и социальному миру.
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
1.3 Принципы и подходы к формированию программы «Говорушки»
Рабочая программа «Говорушки» для второй младшей группы сформирована в соответствии с принципами и подходами, определё нными Федеральными государственными образовательными стандартами:
• полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащения (амплификации) детского развития;
• индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержку инициативы детей в различных видах деятельности; партнерство с семьей;
• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
• учёт этнокультурной ситуации развития детей.
• обеспечение преемственности дошкольного общего и начального общего образования. Принципы, сформулированные на основе особенностей Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Радуга» в соответствии с ФГОС:
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.
1.4 Информационная карта программы «Говорушки»
Тип: образовательная
Уровень: развивающий
Форма проведения занятий: подгрупповая
Интеграция образовательных областей:
1. Речевое развитие
2. Социально – коммуникативное развитие
3. Познавательное развитие
4. Художественно – эстетическое развитие
5. Физическое развитие
1.5. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации образовательной программы по речевому развитию «Говорушки»
Цель: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста. Формирование умения выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр.
Задачи:
Обучающие:
- Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором.
- Обогащать, активизировать речь детей.
- Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры.
- Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль. - Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки.
- Учить подражать движениям взрослых.
- формировать социальные навыки (навыки совместных групповых действий, желание сотрудничать и взаимодействовать с детьми и взрослыми).
- Повышать эмоционально-положительный фон, создавая благоприятные условия для речевого развития;
Развивающие :
- развивать речь, коммуникативные качества;
- воображение, фантазию;
- память;
- мелкую, артикуляционную моторику.
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость детей;
- любовь к художественным произведениям;
- доброжелательные отношения друг к другу.
1.6. Приоритетные направления деятельности группы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Приоритетными направлениями деятельности ДОУ по реализации программы являются речевое и познавательно – речевое развитие детей. Эти направления работы реализуется через образовательную программу студии «Говорушки», которая имеет речевую направленность и призвана способствовать созданию условий для развития речи ребенка.
Занятия проводятся по 10- 15 минут, во второй половине дня, один раз в неделю по четвергам.
Педагогический анализ проводится 2 раза в год (в начале года - вводный, в конце года - итоговый).
1.7. Ожидаемые результаты деятельности «Говорушки».
Кружковая работа позволит занять детей в свободное от организованной образовательной деятельности время, раскрепостить детей, снять «установку» на образовательную деятельность, способствовать развитию фантазии, воображения, памяти детей, научить их передавать различные эмоциональные состояния.
Повышение уровня словарного запаса, речевых навыков детей, а также уровня сформированности базовых психических процессов; овладение разнообразными речевыми умениями, средствами языковой выразительности. Повышение уровня сформированности умений и навыков звукового и слогового анализа слова. Повышение уровня развития артикуляционной, общей и мелкой моторики рук.
II. Содержательный раздел
2. Содержание и формы работы по реализации образовательной области «Речевое развитие» с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных интересов.
Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Формы:
1. Художественное слово;
2. Пальчиковая гимнастика;
3. Артикуляционная гимнастика;
4. Речевые игры;
5. Подвижные игры.
2.1. Пути и методы реализации программы студии «Говорушки».
1. Правильный образец педагога.
2. Показ картинок, стихов, сказок, загадок руками.
3. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.
4. Правильный подбор мебели, освещения.
5. Гимнастика для глаз.
6. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).
7. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.
Методы:
1. Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр);
2. Наглядный - показ действий.
3. Действия руками ребёнка.
4. Самостоятельные действия ребёнка.
2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
Установления взаимосвязи ДОУ и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного образования. Основной целью установления взаимоотношений ДОУ и семьи является создание единого пространства семья – детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса будет комфортно, интересно, безопасно, полезно и эмоционально благополучно. С целью построения эффективного взаимодействия семьи и ДОУ педагогическим коллективом были создали следующие условия:
• Социально-правовые: построение всей работы основывается на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, а также с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения;
• Информационно-коммуникативными: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ;
• Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнейшую перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для педагогов и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов, программ и выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка;
• Потребностно-стимулирующие: взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения строится на результатах изучения семьи. В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
• единый подход к процессу воспитания ребёнка;
• открытость дошкольного учреждения для родителей;
• взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
• уважение и доброжелательность друг к другу;
• дифференцированный подход к каждой семье;
• равно ответственность родителей и педагогов.
На сегодняшний день в ДОУ осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей: - с семьями воспитанников; - с будущими родителями.
Задачи:
1. формирование психолого- педагогических знаний родителей;
2. приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
3. оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей; 4. изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система взаимодействия с родителями включает:
• ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, с анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
• ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
• участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета
• целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
• обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
III Организационный раздел
3. Учебный план кружка во 2 младшей группе
Возраст Продолжительность занятий Количество занятий в неделю Количество занятий в месяц Количество занятий в год
Вторая младшая группа 10 - 15 мин.
1 раз в неделю 4
34
3.1. Расписание занятий
День недели Время
Четверг
15: 30 - 15:45
3.2. Материально-технические условия реализации программы
1. Иллюстрации
2. Раздаточный материал
3. Природный материал (семена, крупы)
Календарно – тематическое планирование кружка
№ занятия содержание
сентябрь
1 1) Пальчиковая игра «Осенние листья»
2) «Листик» - раскрась по образцу.
2 1) Потешка «Здравствуйте».
2) «Украсим бабочке крылышки» - аппликация.
3 Русская народная сказка «Теремок» (инсценировка)
4 1) Пальчиковая игра «Апельсин»
2) Рисование в нетрадиционной технике рисования — ватными палочками "Капельки дождя»
Октябрь
1 1) Пальчиковая игра «Перелётные птицы»
2) Заштрихуй тучку по образцу.
2 1) Потешка «Тили-бом! Тили-бом!»
2) Самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальчиком камушки.
3 Русская народная сказка «Колобок» (настольный театр)
4 1) Пальчиковая игра «Засолка капусты»
2) Упражнение «Помоги Золушке» - рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно).
Ноябрь
1 1) Потешка «Зайка серенький сидит»
2) Упражнение «Что тонет, что не тонет?» - выбрать из группы то, что тонет.
2 1) Потешка «Сидит белка на тележке»
2) Самомассаж гранеными карандашами.
3 Украинская народная сказка «Рукавичка» (инсценировка)
4 1) Пальчиковая игра «Котик»
2) Упражнение «Маленький конструктор» - выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем.
Декабрь
1 1) Потешка «Как на горке снег»
2) Самомассаж бусинками – катать по очереди каждым пальчиком бусинки.
2 1) Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.
2) «Зеленый лужок» - рисуем травку для коровки.
3 1) Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр).
2) Упражнение «Домашние животные» - найти в сухом бассейне (мешочке) фигурки животных на ощупь.
4 Пальчиковая игра «Новый год»
Январь
1 1) Потешка Ты, мороз, мороз, мороз»
2) Игра с резиновыми ребристыми мячиками (ежиками) .
2 Пальчиковая игра «Варежка»
Самомассаж каштанами.
3 1) Пальчиковая игра «Ладушки»
1) 2) Упражнение «Похлопаем» - хлопаем в ладоши тихо игромко, в разном темпе.
4 Русская народная сказка «Репка» (драматизация)
Февраль
1 1) Потешка «Снежинки»
2) Игра с прищепками «Наряжаем елочку».
2 1) Загадывание загадок о зиме
2) Упражнение «Собери снежинку» - выкладывание узора счетными палочками.
3 Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса» (настольный театр)
4 1) Пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать»
2) Упражнение «Клубочки для бабушки» - смотать нитки вклубочки.
Март
1 1) Считалка «Зайчик»
2) Лабиринт, «К какому растению летит бабочка»
2 1) Потешка «Мыши»
2) Упражнение «Бусы для мамы»- нанизывание макарон наленту.
3 Русская народная сказка «Заюшкина избушка» (инсценировка)
4 1) Пальчиковая игра «Моя семья»
2) Упр. «Дорисуй железную дорогу» - дорисовать шпалы к железной дороге.
Апрель
1 1) Потешка «Солнышко»
2) Упр. «Похлопаем» - хлопаем в ладоши тихо, громко и в разном темпе.
3) Упражнение «Арбуз» - нарисовать побольше черных зернышек – семян.
2 1) Потешка «Пекла кошка пирожки»
2) Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами руки ходить по столу сначала медленно, затем быстро.
3 Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр)
4 1) Пальчиковая игра «Дом»
2) Упражнение «Что внутри» - подушечки с различным наполнением (фасоль, рис, греча).
Май
1 1) Песенка «Жили у бабуси»
2) Упражнение «Животные хотят пить» - наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой.
2 1) Русская народная сказка «Гуси-лебеди» (рассказывание с использованием иллюстраций)
2) Упражнение «Накорми птичек» - отрывать кусочки бумаги, скомкать бумагу в маленькие крошки.
3 1) Пальчиковая игра «Дружба»
1) Фигурки из счетных палочек «Лодка», «Парусник», “Ракета”.
4 1) Пальчиковая игра «Сказки»
2) Угостим медвежонка медом – рисование сот пальчиковыми красками.
3.6 Список использованной литературы
1. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2004.
2. Красненкова С. В. Пальчиковые игры. Авторское пособие для воспитателей. - г. Липецк 2012г.
3. Шмелева. Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста. -М. : Ювента, 2013г.
4. Бардышева Т. Ю. Учебное пособие. Вышли пальчики гулять. М. : Карапуз, 2013г.
5. Калинина Т. В. Пальчиковые игры и упражнения для детей Издательство: Учитель М. : 2015г.
6. «Методика развития речи детей»- Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохина, А. М. Бородич;
7. «Воспитание правильной речи»- В. Рождественская, Е. Радина;
8. «Словесные игры в детском саду» - А. К. Бондаренко;
9. Сборник потешек «Прилетели гули» - составитель К. М. Скопцов;
10. Сборник русских народных песен «Колокольчик нам поет» - составитель Н. Френкель, В. Карасева;
11. «Учите детей отгадывать загадки» - Ю. Г. Илларионова
12. «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников» Е. А. Савельева.
7. Ожидаемый результат:
1. Обогащение активного и пассивного словаря детей;
2. Знакомство детей с фольклором;
3. Освоение детьми невербальных средств общения;
4. Способность выражать свои чувства и понимать чувства других;
5. Уверенность в себе, преодоление робости; 6. Интерес к фольклору, пальчиковым играм.
7. Знакомство родителей с особенностями развития мелкой моторики рук у детей, с ролью развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений детей.