Михайлова Надежда
Программа кружка по развитию мелкой моторики с детьми в младшей группе «Говорящие пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка по развитию мелкой моторики с детьми в младшей группы "Говорящие пальчики"
Выполнил: воспитатель первой квалиф. категории Михайлова Н. П.
Пояснительная записка
Кружок «Говорящие пальчики» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игры и упражнения:
Темочки:
- Мелкая моторика
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2024
• самомассаж кистей рук;
• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
• выполнение движений с мелкими предметами: (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
• рисование пальчиками, закрашивание,
Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и навыков ручной умелости.
Цель:
Научить детей переключать внимание, улучшать координацию мелкой моторики, воздействуя на умственное развитие ребенка. Формировать правильное звукопроизношение, развивать умение быстро и четко говорить, совершенствовать память и способность согласовывать движения и речь.
Задачи:
Обучающая – познакомить детей с разнообразием стихотворных строк, одновременным движением пальцев и формировать правильное звукопроизношение. Учить детей сложным упражнениям пальчиковой гимнастики, работа с каждым пальчиком.
Развивающая– стимулировать развитие речи, игровые способности через пальчиковые игры.
Воспитывающая – воспитывать у детей желание, заинтересованность к пальчиковым играм. Формировать положительно эмоциональный настрой.
Формы работы:
-пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
-игры-экспериментирования с предметами и материалами;
-самомассаж кистей рук;
-упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук.
Организация работы кружка:
Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Форма работы может быть разной: с подгруппами, индивидуально.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 3-4 года.
Необходимые материалы и оборудования:
- резиновые игрушки, мячики;
- конструктор, шнуровки, мозаика, прищепки, счетные палочки, крупы, мелкие игрушки, пуговицы, бусины;
- фигурки пальчикового театра;
- картотека пальчиковых игр;
- картотека художественного слова (стихи, загадки).
ПЕРСПЕКТИВНО-КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА
Сентябрь 1.«Дружные ребята»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
2. Статистическое упражнение «Пальчики здороваются».
3. Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять».
4. Игра «Чудесный мешочек» - определить на ощупь игрушки.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Познакомить детей с простейшими приемами массажа рук и пальчиковыми
играми.
- Вызывать радость от игр.
2 «Мой дом»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
2. Статические упражнения «Стол», «Стул».
3. Пальчиковая игра
«Я хочу построить дом».
4. «Домик для Мишутки» - строим из конструктора
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать внимание, память, вырабатывать усидчивость,
совершенствовать ловкость и точность движений.
- Знакомить детей с простейшими приемами массажа рук и пальчиковыми
играми.
3 «Моя семья»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
2. Статистическое упражнение «Очки».
3. Пальчиковая игра «Моя семья».
4. Игра с мелкими предметами.
- Учить детей запоминать и воспроизводить текст игр, обогащать лексику
детей.
- Развивать мелкую моторику рук творческие способности детей,
воображение, фантазию.
- Вызывать радость от игр.
4 «Я -человек»
1.. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.
2. Пальчиковая игра «Я весёлый человечек».
3. Игра «Части лица»
4. Выкладывание ручек, ножек из счетных палочек нарисованному
человеку.
- Учить детей запоминать и воспроизводить текст игр, обогащать лексику
детей.
- Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, внимание и
зрительную память.
- Продолжать учить выкладывать изображения с помощью счетных
палочек.
.
Октябрь 1 «Осень»
1. Массаж ладошек «Орех»
2. Пальчиковая игра «Осень»
3. Игра «Чудесный мешочек» - овощи определить на ощупь.
4 «Разноцветные листья» - раскраски.
. - Развивать мелкую моторику рук.
- Познакомить детей с простейшими приемами массажа рук и пальчиковыми
играми.
- Вызывать радость от игр с пальцами.
- Стимулирование тактильных ощущений.
2 «Транспорт»
1. Массаж ладошек «Орех»
2. Игра «Светофор».
3. Разучивание песни «Машина».
4. Рисование больших и маленьких колёс для машины.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать внимание, память, вырабатывать усидчивость,
совершенствовать ловкость и точность движений.
- Знакомить детей с простейшими приемами массажа рук и пальчиковыми
играми.
- Закреплять умения ритмично наносить точки и рисовать круги,
3 «Овощи»
1. Упражнения для кисти и пальцев рук.
2. Пальчиковая игра «Капустка».
3. Разучивание потешки «Огуречик - огуречик»
4. Лепка: пластилинография «Овощи»
- Учить детей запоминать и воспроизводить текст игр, обогащать лексику
детей.
- Развивать мелкую моторику рук
- Развивать речь и память.
- Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе
- Вызывать радость от игр.
4 «Ладушки-ладушки»
1. Массаж ладоней при помощи мяча-ёжика.
2. Пальчиковая игра «Сорока-белобока», «Ладушки».
3. Игры с мелкими игрушками
4. Игра с рамкой вкладышем сказка «Репка»
- Учить запоминать и воспроизводить текст игр, обогащая словарный запас
детей.
- Учить детей управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе
«телесных координат».
- Развивать мелкую моторику рук.
- Закреплять умение выкладывать изображение по образцу.
.
Ноябрь 1 «Чистюли»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.
2. Пальчиковая игра «Чистюля»
3. Игра «Водичка, водичка»
4. Игры с водой
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать внимание, память, вырабатывать усидчивость,
совершенствовать ловкость и точность движений.
- Знакомить детей с простейшими приемами массажа рук и пальчиковыми
играми.
2 «Гости»
1 Массаж ладошек «Орех» Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
2. Пальчиковая игра «Пальчики здороваются», «Как живёшь?»
3. Пальчиковая гимнастика «Посуда».
4. Упражнение «Конфеты к чаю» - из бумаги сминаем комочки и складываем в вазочку.
- Учить детей запоминать и воспроизводить текст игр, обогащать лексику
детей.
- Развивать мелкую моторику рук, творческие способности детей.
- Вызывать радость от игр с пальцами.
3 «Шум дождя»
1. Упражнения с сомкнутыми ладонями.
2. Пальчиковая игра «Шум дождя», «Паучок».
3. Музыкальная игра «Солнышко и дождик»
4. Игры с мелкими игрушками
- Учить детей запоминать и воспроизводить текст игр, обогащать лексику
детей.
- Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, внимание и
зрительную память.
- Вызывать радость от игр.
4 «Домашние животные»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
2. Пальчиковая гимнастика «Кошка», «Мышка»
3. Игровое упражнение «Домашние животные» - найти в сухом бассейне фигурки животных на ощупь.
4. «Зеленый лужок» рисуем травку для коровки.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать внимание, память, вырабатывать усидчивость,
совершенствовать ловкость и точность движений.
- Обучать детей рисованию с помощью штриховки.
- Развивать тактильные ощущения.
- Воспитывать любовь к животным.
.
Декабрь 1 «Зима»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук теннисным шариком.
2. Упражнение «Снежинки»
3. Пальчиковая игра «Снежок»
4. «Снежинки» -выложить из счетных палочек.
- Учить детей запоминать и воспроизводить текст игр, обогащать лексику
детей.
- Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, внимание
зрительную память.
- Вызывать радость от игр с пальцами.
- Тренировать навык создавать изображение с
помощью геометрических фигур
2 «Зимние забавы»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом «Скольжение», «Горка».
2. Пальчиковая игра «Зимние забавы»
3. Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять»
4. Поделка «Новогодняя игрушка»
- Развивать творческие способности детей, пробуждать воображение,
фантазию.
- Совершенствовать ловкость и точность движений, улучшать внимание,
память, вырабатывать усидчивость.
- Вызывать радость, желание играть в пальчиковые игры.
3 «Холодно»
1. Самомассаж ладоней при помощи карандаша с ребристой поверхностью.
2. Пальчиковая игра «Маша варежку надела».
3. Игра на развитие речевого дыхания «Снежинки».
4. Разучивание стихотворения «Маша варежку надела»
- Учить детей запоминать и воспроизводить текст игр, обогащать словарный
запас детей.
- Учить детей управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе
«телесных координат».
- Развивать мелкую моторику рук.
- Учить детей запоминать и воспроизводить текст, обогащать лексику детей.
4 «Маленькой ёлочке холодно зимой»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
2. Пальчиковая игра «Ёлочка»
3. Игра «Чудесный мешочек» - определить на ощупь игрушки.
4. «Наряжаем ёлку» - рисуем с пластилином ёлочные игрушки.
- Развивать творческие способности детей, пробуждать воображение,
фантазию.
- Совершенствовать ловкость и точность движений, улучшать внимание,
память, вырабатывать усидчивость.
- Вызывать радость, желание наряжать Новогоднюю ёлочку.
- Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе.
Январь 1 «Зимушка-зима»
1. Самомассаж мячиками-«ежиками».
2. Пальчиковая гимнастика «Погреемся», «Зимняя прогулка».
3. Разучивание песни "Вот зима кругом бело"
4.«Лыжник» рисование на манке пальчиками
- Развивать мелкую моторику.
- Формировать умение координировать речь с движениями, умение
договаривать слова и словосочетания.
- Закреплять умение проводить прямые горизонтальные линии.
- Развивать тактильные ощущения.
2 «Птичья столовая»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук теннисным шариком.
2. Пальчиковая игра «Птичья столовая»
3. «Птичьи следы на снегу» - рисуем на манке пальчиками.
4. Лепка» Зёрнышки для птичек»
- Учить детей, играя осваивать начала геометрии, как на плоскости, так и в
пространстве.
- Совершенствовать ловкость и точность движений, развивать внимание,
память.
- Учить от большого комочка отщипывать мелкие кусочки пластилина
3 «Зайчики»
1. Сжимание и разжимание пальцев рук.
2. Пальчиковая игра «Зайчик в норке», «Зайчики», «Зайка и ушки», «Зайка и барабан».
3. Музыкальная игра «Зайка беленький сидит»
4.«Заячьи следы» - рисуем на манке пальчиками.
- Учить запоминать и воспроизводить текст игр, обогащать лексику детей.
- Совершенствовать ловкость и точность движений, улучшать внимание,
память, вырабатывать усидчивость.
- Вызывать радость от игр.
4 «Звери зимой»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук. Игра «Колючий ежик».
2. Пальчиковая игра «Зимой в лесу»
3. Дорисуй «Иголочки для ёжика»
3. Игра «Мишка Топтыжка»
- Учить детей запоминать и воспроизводить текст игр, обогащать
словарный запас детей.
- Учить детей управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе
«телесных координат».
- Развивать мелкую моторику рук.
- Вызывать радость от игр.
Февраль 1 «Весёлые гномы»
1. Самомассаж пальцев с использованием сухого бассейна.
2. Пальчиковая игра «Весёлые гномы».
3. Игры с мелким конструктором.
4. Упражнение «Маленький конструктор» выкладывание из геометрических фигур
- Учить детей запоминать и воспроизводить текст игр, обогащать лексику
детей.
- Развивать мелкую моторику рук, творческие способности детей,
воображение, фантазию.
- Вызывать радость от игр.
2 «Жили у бабуси два весёлых гуся»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Сухой бассейн».
2. Пальчиковая игра «Гуси»
3. Упражнение «Накорми гусей» - отрывать кусочки бумаги, скомкать бумагу в маленькие крошки.
4. Обыгрывание песни «Жили у бабуси два весёлых гуся"
- Развивать мелкую моторику рук.
- Продолжать знакомить детей с приемами массажа пальцев и
пальчиковыми играми.
- Совершенствовать ловкость и точность движений, улучшать внимание,
память, вырабатывать
- Вызывать радость от игр с пальцами.
3 «Папины помощники"
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Сильные пальчики».
(нажимаем на резиновый мяч с силой)
2. Пальчиковая игра «Гвозди»
3. Игра «Чудесный мешочек»- деление предметов на мягкие и твёрдые
4. «Салют» - рисуем пальчиками.
- Учить детей запоминать и воспроизводить текст игр, обогащать лексику
детей.
- Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, внимание
зрительную память.
- Вызывать радость от игр с пальцами.
- Совершенствовать умение наносить мазки пальцами.
4 «Конец зимы»
1. Самомассаж «Покатай, покатай». (Катание крупных бусин по столу).
2. Пальчиковая гимнастика «Снеговик».
3. «Веселый снеговик» - рисуем карандашами круги разного размера.
4. Игры с рамкой вкладышем «Мишкины наряды»
- Развивать мелкую моторику рук.
- Совершенствовать ловкость и точность движений, улучшать внимание,
память, вырабатывать усидчивость у детей.
- Вызывать радость от игр с пальцами.
- Упражнять детей в рисовании карандашами.
Март 1 «Цветок для мамы»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Колечко».
2 Пальчиковая игра «Цветочек для мамочки»
3. Разучивание стихотворения «Мамочка»
4. «Платочек для мамы» - украшаем платочек, рисуем пальчиками.
- Учить детей управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе
«телесных координат».
- Учить, играя, осваивать начала геометрии, как на плоскости, так и в
пространстве.
- Вызывать радость от игр с пальцами.
- Обогащать и пополнять словарный запас детей новыми словами.
- Развивать чувство формы, цвета, композиции.
2 «В гостях у сказки»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук крупными бусинами.
2. Упражнение «Дом»
3. Пальчиковая игра «Терем-теремок»
4. Инсценировка сказки «Теремок»
- Учить детей катать между ладошками (движение по кругу) грецкий орех.
- Учить детей раскатывать пластилиновые шарики и сплющивать их.
- Учить детей запоминать и воспроизводить текст игр, обогащать лексику
детей.
- Совершенствовать ловкость и точность движений, улучшать внимание,
память, вырабатывать
- Вызывать радость от игр.
3 «Птицы»
1. Упражнения для пальцев «Цепочки».
2. Пальчиковая игра «Птичка».
3. Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».
4. Разучивание потешки «Сидит ворон на дубу».
- Учить детей запоминать и воспроизводить текст игр, обогащать лексику
детей.
- Развивать мелкую моторику рук, внимание, зрительную память.
- Вызывать радость от игр.
4. Деревья»
1. Самомассаж ладоней карандашами с гранями
2. Пальчиковая гимнастика «Я по веточке шагаю».
3. Игра «Веселые ладошки» -
завязываем узелки, бантики.
4. «Листочки на деревьях» - рисование пальчиками.
- Развивать мелкую моторику.
- Учить изображать простейшие предметы с помощью ладони и пальцев.
- Учить детей завязывать узелки, бантики.
- Формировать умение координировать речь и движения.
- Развивать тактильные ощущения.
Апрель 1 «Пришла весна»
1. Самомассаж ладоней и пальцев. Катание карандаша между ладошками
2. Упражнение «Пришла весна
3. Пальчиковая игра «Весенний дождик»,
4. Игра с мозаикой «Весенняя полянка» - выкладываем солнышко, цветы.
- Учить детей запоминать и воспроизводить текст игр, обогащать лексику
детей.
- Учить детей управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе
«телесных координат».
- Развивать мелкую моторику рук.
- Вызывать радость от игр.
2 «Отправляемся в полёт»
1. Упражнения для пальцев «Цепочки».
2. Пальчиковая игра «Космос».
3. Выложить из палочек ракету
4. Раскраска «Планета»
- Учить детей запоминать и воспроизводить текст игр, обогащать лексику
детей.
- Учить детей управлять своим телом, развивать мелкую моторику рук.
- Упражнять детей в рисовании карандашами.
- Вызывать радость и желание играть в пальчиковые игры.
3 «Фрукты»
1. Массаж подушечек пальцев рук.
2. Пальчиковая игра «Апельсин».
3. Рамка – вкладыш «Фрукты»
4. Игры с мелким конструктором.
- Учить детей запоминать и воспроизводить текст игр, обогащать лексику
детей.
- Учить детей управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе
- «телесных координат».
- Развивать мелкую моторику рук.
- Упражнять детей в умении выбирать предметы по размеру
самостоятельно обследуя их.
4 «Травка зеленеет»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.
2. Упражнение «Птенчики в гнезде»
3. Рисуем травку для коровы
4. Упражнение «Цветочный лужок» - с помощью мозаики сделать цветы
- Учить детей запоминать и воспроизводить текст игр, обогащать лексику
детей.
- Развивать мелкую моторику рук, творческие способности детей, внимание,
зрительную память.
- Обучать детей ритмичному нанесению штрихов
. - Развивать мелкую моторику рук.
Май 1 «Солнышко»
1. Упражнения для кисти и пальцев рук «Ножницы».
2. Пальчиковая игра «Солнышко».
3. Разучивание потешки «Солнышко-вёдрышко!».
4. Упражнение «Солнышко лучистое» - выложить из счетных палочек солнечные лучи вокруг желтого круга.
- Учить детей запоминать и воспроизводить текст игр, обогащать лексику
детей.
- Учить детей управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе
- «телесных координат».
- Развивать мелкую моторику рук.
- Упражнять детей в умении выбирать предметы по цвету, самостоятельно
обследуя их.
- Вызывать радость от игр с пальцами.
2 «Дружба»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук. Катание карандаша между ладошками
2. Пальчиковая игра «Дружба»
3. Собери пирамидку
4. Упражнение «Прятки» - найди игрушки в сухом бассейне.
- Учить детей запоминать и воспроизводить текст игр, обогащать лексику
детей.
- Учить детей управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе
«телесных координат».
- Развивать мелкую моторику рук.
- Упражнять детей в умении выбирать предметы по размеру, самостоятельно
обследуя их.
- Вызывать радость от игр.
3 «Насекомые»
1. Самомассаж. Катание карандаша между ладошками.
2. Пальчиковая игра «Насекомые»
3. Музыкальная игра «Жук рогач»
4. «Вот такие ножки у сороконожки» - рисуем на манке.
- Учить детей запоминать и воспроизводить текст игр, обогащать лексику
детей.
- Учить детей управлять своим телом, развивать мелкую моторику рук.
- Вызывать радость и желание играть в пальчиковые игры.
4 «Вот и лето наступило»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Покатай, покатай» теннисные шарики.
2. Пальчиковая игра «Лето»
3. Упражнение «Арбуз» – нарисовать побольше чёрных семечек (семян)
4. «Украсим бабочке крылышки» - аппликация
- Учить детей управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе
«телесных координат».
- Учить, играя, осваивать начала геометрии, как на плоскости, так и в
пространстве.
- Вызывать радость от игр с пальцами.
- Обогащать и пополнять словарный запас детей новыми словами.
- Воспитывать фантазию, чувство прекрасного,
любовь к природе.