Наталья Нохрина
Программа кружка по правилам дорожного движения «Зелёный огонёк» на 2017–2018 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЛОЖЕНИЕ
кружка по правилам дорожного движения «Зелёный огонёк»
в МБДОУ ЦРР детский сад № 31 «Улыбка»
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1. Настоящее положение, разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «Конвенции о правах ребёнка», инструктивного письма Минобразования РФ от 31.01.01 - № 90 (30-16) регулирует и регламентирует функционирование кружка, организованного в МДОУ Центр развития ребенка первой категории № 31 «Улыбка» (далее -ДОУ)
Публикация «Программа кружка по правилам дорожного движения „Зелёный огонёк“ на 2017–2018 учебный год» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
1.2. Настоящее положение регламентирует деятельность педагогов при организации дополнительных занятий с детьми.
1.3. Деятельность педагогов осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 12 2012 года № 273 - ФЗ
•Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
•СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
•Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО).
• Основная общеобразовательная программа МБДОУ ЦРР № 31 №Улыбка»
• Уставом ДОУ и настоящим Положением.
1.4. Основными принципами организации кружковой работы являются :
постепенность, последовательность и вариативность.
1.5. Срок действия данного положения не ограничен и действует до принятия нового.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
2.1. Цель: Формирование у детей углубленных знаний Правил дорожного движения через вовлечения в число активных пропагандистов законопослушного поведения на улицах и дорогах.
2.2. Задачи:
2.2.1. Обучающие:
• изучение правил безопасного поведения на дорогах
• овладение специальной дорожной терминологией ознакомление с методами и формами пропаганды безопасного дорожного движения
2.2.2. Развивающие:
• формирование и развитие навыков безопасного поведения на дорогах
• формирование умения предвидеть опасные ситуации на дороге, избегать их, принимать грамотные решения в соответствии с ситуацией
• развитие организаторских способностей и общей культуры личности
2.2.3. Воспитательные:
• социализация личности ребёнка через включение его в различные виды социальных отношений в общении, в игре, творческой деятельности
• объединение детей на основе овладения знаниями и умениями безопасного поведения на дорогах
• воспитание у ребёнка дисциплинированности и ответственности за свои действия на дороге
• формирование сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих
• выработать культуру поведения в транспорте и дорожную этику.
III. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
3.1. Руководитель кружка разрабатывает перспективный план организации дополнительных занятий с детьми на год и предоставляет его на согласование старшему воспитателю до 1 сентября текущего года.
3.2. В перспективном плане кружковой работы указывается :
- пояснительная записка, которая отражает актуальность тематики кружка;
- цель;
- задачи;
- формы организации занятий;
- учебно – тематический план (отражает тематику занятий в кружке и количество отведенных часов на каждую тему);
- список используемой литературы.
3.3. В конце учебного года руководитель кружка проводит мониторинг показателей уровня навыков и умений детей, составляет отчет о своей деятельности.
3.4. Руководитель кружка должен :
- обладать творческими способностями, увлечениями в данной области;
- вариативно использовать образовательный материал, позволяющий развивать творческий потенциал дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников;
- сотрудничать с семьей воспитанников в вопросах воспитания и
обучения дошкольников.
IY. ПРАВА УЧАСТНИКОВ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ.
4.1. Отношения дошкольников и руководителя кружка строятся на основе
сотрудничества, уважения к личности ребенка и предоставления ему
свободы развития с учетом индивидуальных особенностей.
4.2. Ребенок имеет право :
- на уважительное отношение к результатам своего творчества;
- заботу о здоровье и эмоциональном благополучии.
4.3. Руководитель кружка имеет право :
- планировать организацию кружковой работы, используя парциальные программы, утвержденные министерством образования и науки РФ;
- на разработку авторской программы с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Y. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ.
5.1. Руководитель кружковой работы несет персональную ответственность:
- за жизнь и здоровье дошкольников;
- выполнение плана кружковой работы;
- качественную подготовку и проведение занятий с детьми;
- за добросовестное ведение документации и своевременное предоставление отчетов.
YI.ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В КРУЖКЕ
6.1. Работа кружка осуществляется на базе ДОУ в соответствии с расписанием занятий.
6.2. Кружковая деятельность не может быть оказана взамен основной образовательной деятельности.
6.3. Кружковая работа проводится руководителем кружка в свободное от основной работы время с детьми подготовительной группы.
6.4. При проведении кружковой деятельности необходимо руководствоваться действующими санитарными правилами и нормами (СанПин 2.4.1.3049-13, требованиями техники безопасности.
6.5. Кружковая деятельность определяется на учебный год (с сентября по май, зависит от запросов детей и их родителей (лиц их заменяющих)
6.6. Кружковая работа проводится 1 раз в неделю; длительность занятий минут; количество детей не должно превышать 14 человек;
6.7. Ответственными за комплектование состава является руководитель кружка.
6.8. Деятельность кружка осуществляется в соответствии с планом - программой кружковой работы, утвержденным руководителем МБДОУ.
6.9. Кружковая работа проводится в учебный год с 15 сентября по 15 мая
V II. ДОКУМЕНТАЦИЯ
7.1. Для функционирования кружка ведется следующая документация:
7.2. Перспективное планирование с пояснительной запиской;
7.3. Список участников кружка;
7.4. Журнал учёта посещаемости.
7.5. Методический материал (консультации для педагогов и родителей, анкеты, мониторинг, конспекты занятий, досугов, презентаций и пр;)
VIII. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
8.1. МБДОУ имеет право :
8.1.1. На изучение и распространение положительного опыта кружковой работы;
8.1.2. Внесение корректировок в план работы кружка в зависимости от возникающих проблем, интересов и запросов участников;
8.1.3. Предоставление возможности руководителю кружка выступать с опытом работы на различных мероприятиях ДОУ, района, области.
8.2. Руководитель кружка имеет право :
8.2.1. В получении практической помощи в организации работы кружка;
8.2.2. В выборе форм организации кружковой деятельности.
8.2.3. Взаимодействовать в работе с педагогами и родителями ДОУ
8.2.4. Вносить коррективы в план работы кружка.
8.3. Руководитель кружка обязан :
8.3.1. Вести документацию о работе кружка;
8.3.2. Предъявлять отчет о работе кружковой деятельности два раза в год;
8.4. Воспитанники обязаны:
8.4.1. Бережно относиться к оборудованию и пособиям ДОУ;
8.4.2. Понимать и выполнять элементарные правила по технике безопасности в соответствии с возрастом.
IX. КОНТРОЛЬ
9.1. Осуществляется администрацией ДОУ;
9.2. Анализ о дополнительной предметной деятельности осуществляется на итоговом педсовете.
Пояснительная записка:
Обеспечение здоровья детей - основная цель. Главная задача цивилизованного общества.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача взрослых – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
К сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров – детей, которых уже за дверью собственной квартиры подстерегают серьёзные трудности и опасности.
Основные причины несчастных случаев и аварий с детьми: переход улицы в неположенном месте; езда на велосипедах, роликовых коньках, самокатных средствах по проезжей части дороги; игра на улицах; несоблюдение сигналов светофоров и требований дорожных знаков; хождение по проезжей части дороги при наличии тротуара или обочины.
Предоставленные около дома самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями. Дети дошкольного возраста ещё не вполне осознают, что такое вообще опасность. Объясняется это тем, что они не умеют правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, у них ещё не выработалась способность предвидеть опасность. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу, играя в мяч, или выезжают навстречу автомобилю на детском велосипеде.
Следовательно, дошкольников необходимо целенаправленно, на основе психолого-педагогического подхода воспитывать и обучать правилам безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях.
С целью повышения дорожной грамотности детей старшего дошкольного возраста была создана программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма под названием «Зелёный огонёк».
Актуальность проблемы:
По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей.
Каждый взрослый должен знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях. Ведь правила дорожного движения едины для детей и взрослых.
Поэтому главная задача родителей и педагогов – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Основные направления деятельности :
Создание условий; работа с детьми; работа с родителями.
Ресурсное обеспечение кружковой работы :
1. Уголок “Дорожного движения” в групповом помещении (настольный)
2. Наглядный материал:
- транспорт различного функционального назначения;
- настольно-печатные игры;
- дидактические игры по ПДД;
- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры “Транспорт”;
- дорожные знаки.
3. Методический инструментарий.
4. Библиотечка “Школы светофорных наук”.
Задачи работы с детьми:
Обучающие:
• изучение правил безопасного поведения на дорогах
• овладение специальной дорожной терминологией ознакомление с методами и формами пропаганды безопасного дорожного движения
• Разъяснить правила дорожной безопасности в условиях плохой погоды.
• Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД.
• Продолжать знакомить с назначением дорожных знаков.
• Систематизировать знания детей о Правилах дорожного движения путем проигрывания проблемных ситуаций.
Развивающие:
• формирование и развитие навыков безопасного поведения на дорогах
• формирование умения предвидеть опасные ситуации на дороге, избегать их, принимать грамотные решения в соответствии с ситуацией
• развитие организаторских способностей и общей культуры личности
Воспитывающие
• социализация личности ребенка через включение его в различные виды социальных отношений в общении, игре, творческой деятельности
• объединение детей на основе овладения знаниями и навыками безопасного поведения на дорогах.
• воспитание у ребенка дисциплинированность и ответственности за свои действия на дороге;
• формирование сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
• выработать культуру поведения в транспорте и дорожную этику
•
Основными целями изучения правил дорожного движения, и поведения на улице являются:
- снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;
- развитие психофизиологических качеств ребенка;
- формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.
-воспитание личностных качеств - осторожности, наблюдательности, дисциплинированности, которые помогут детям адаптироваться к дорожной среде.
Формы работы с детьми:
Занятия в кружке по ПДД.
Беседы-диалоги
Целевые прогулки.
Чтение литературы.
Изготовление и ремонт атрибутов и пособий.
Игровые тренинги.
Просмотр видеофильмов.
Определены следующие задачи работы с родителями:
- повышение педагогической культуры родителей;
- изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
Формы работы с родителями:
- консультации;
- буклеты;
-стенгазеты;
- родительские собрания;
- организация совместной деятельности;
- анкетирование.
Организация образовательного процесса:
• Обучение проводится с группой воспитанников. Возраст детей 6-7 лет.
• Сроки реализации программы – 1 год.
• Количество детей в группе –14 человек.
• Периодичность занятий: 1 раз в неделю.
• Количество часов в месяц 4 ч, в год -33
• Форма организации занятий: доп. занятие во 2-ой половине дня, КВН, досуги, викторины, встречи с инспекторами ГИБДД, практические занятия, выступление агитбригады, автодискотеки, флешмобы, показ театрализованных представлений.
Форма подведения итогов:
1. Досуги, викторины, КВН.
2. Выставки детских работ.
3. Участие в конкурсе: «Я- пешеход».
4. Дни презентации для родителей.
5. Выступление агитбригады.
6. Создание стенгазет.
7. Принятие участия в акции: «Засветись в темноте».
Дидактический материал:
• Сборник Правил дорожного движения.
• Плакаты с изображением дорожных ситуаций и знаков.
• Макеты дорожных знаков и улицы города.
• Учебная площадка с дорожной разметкой.
• Ситуативные картинки, дидактические настольно-печатные игры.
• Дидактический материал для разыгрывания различных дорожных ситуаций
• Средства для оказания первой медицинской помощи.
• Технические средства.
• Дидактические и настольно-печатные игры.
Показатели развития:
Дети умеют определять опасные дорожные ситуации и пути их безопасного решения.
Умеют дать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира в опасных ситуациях.
Сформирован навык выбора наиболее безопасного пути к детскому саду.
Сформирован навык восприятия дорожной информации при взаимодействии с другими явлениями (автомобиль быстро передвигается, в тумане расстояние до автомобиля кажется далеким, а на самом деле близко, на скользкой дороге тормозной путь увеличивается).
Знают основные знаки и термины дорожного движения.
Перспективный план работы кружка по правилам дорожного движения «Зелёный огонёк»
на 2017-2018 учебный год.
Месяц Тема совместной деятельности Задачи Работа с родителями
Сентябрь 1. История правил дорожного движения.
Познакомить с историей и развитием правил дорожного движения. Дать информацией о первом светофоре, автотранспорте, дорожных знаках…
1. 2. Кто есть кто на дороге». Расширять знания детей о том, что каж-дый человек может быть участником дорожного движения в качестве пеше-хода, водителя, пассажира и при этом обязан выполнять определённые правила. Памятки для родителей по ПДД.
«Обучение детей наблюдательности на улице».
3. «Дорога и ее основные части».
Познакомить детей с понятием дорога и ее частями.
Октябрь 1. «Знакомство с улицей и доро-гой». (экскурсия)
Расширять представления детей об улице Познакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, с понятиями: «пешеход», «переход
2. «Как устроен светофор» (беседа + рисование светофора)
Познакомить детей с историей появления светофора, объяснить, почему были выбраны определённые цвета, рассказать какие бывают светофоры.
3. «Наш новый друг». «Наблюдение за работой сотрудника ГАИ».
Уточнить знание детей о работе сот-рудника ГАИ, объяснить значение его жестов; воспитывать внимание, сосредоточенность, умение ориентироваться на сигналы регулировщика. Встреча с инспектором ГИБДД.
4. «Регулировщик» (беседа +леп-ка)
Познакомить детей с понятием регули-ровщик, показать его важность на доро-ге.
Формировать у детей умение выделять и передавать в лепке характерные осо-бенности фигуры человека, дополняя её характерными деталями (жезл, фураж-ка)
Ноябрь 1. Подготовить сценку на тему: «Правила дорожного движения» Через театрализованную деятельность донести до всех детей важность знания и соблюдения ПДД. Буклеты о соблюдении ПДД.
1. 2. Просмотр мультфильма по пдд «Тетушка Сова»
Закрепить знания детей о ПДД, развивать логическое мышление, память, связную и диалогическую речь; формировать умение делать вывод из просмотренного мультфильма; формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам; воспитывать уважение друг к другу и к собственному здоровью.
Анкета для родителей (законных представителей) : «Обучение дошкольников правилам дорожного движения».
3. Разучивание стихов по ПДД.
Закреплять знания о том, как нужно вести себя на проезжей части.
4. Чтение рассказа И. Серякова «Улица, где все спешат».
Расширять у детей представления о бе-зопасном поведении на улицах города; закреплять знания детей о правилах до-рожного движения и о назначении доро-жных знаков. Памятка родителям (законным представителям) «Знай и выполняй правила уличного движения».
Декабрь 1. Доверительная беседа с детьми «Умеешь ли ты переходить ули-цу?» Формировать навыки безопасного пове-ления на улице.
2. Создание стенгазеты: «Засветись в темноте». Продолжать формировать у детей навы-ки безопасного поведения.
3. «Транспорт на улицах города города»
Продолжать знакомить детей с особен-ностями передвижения всех видов об-щественного транспорта и правилами поведения в нем; закрепить представле-ния о таких дорожных знаках, как «Же-лезнодорожный переезд со шлагбау-мом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума».
4. Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства». Упражнять детей в правильном реше-нии проблемных ситуаций. ю связанных с ПДД.
Январь 1. Игры по ПДД
«Узнай дорожный знак».
«Дорожные знаки» Упражнять в различении дорожных зна-ков, самостоятельном пользовании ими.
2. Праздник по ПДД в детском са-ду: «Баба Яга в стране дорожных знаков».
Закрепление знаний о правилах дорож-ного движения, развитие физических качеств: ловкость, быстрота, выносли-вость.
3. «Загадки».
Закреплять знания детей о видах тран-спорта через художественное слово; - развивать у детей смекалку и сообрази-тельность; - воспитывать внимание, терпение при отгадывании загадок.
Февраль 1. Дидактические игры по обуче-нию детей ПДД.
«Цветные автомобили».
«Светофор». Упражнять детей в умении реагировать на цвет, развиваем внимание, закрепля-ем правила дорожного движения. Зак-реплять представление детей о назна-чении светофора, о его сигналах.
2. Чтение произведенияДорохова «Зелёный, жёлтый, красный».
Развивать у детей умение внимательно слушать произведение, отвечать на воп-росы, продолжать знакомить с прави-лами ДД и дорожными знаками. Консультация для родителей (законных представителей) : «Рекомендации родителям по обучению детей ПДД».
3. Акция «Мы за безопасное движение». Продолжать знакомить детей с элемен-тарными правилами поведения на ули-це.
4. Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль».
Расширять у детей представления о бе-зопасном поведении на улицах, рядом с транспортом.
Март 1. Игра-викторина по ПДД: «Соблюдайте правила дорожного движения». Закреплять ранее полученные знания.
Воспитывать внимательность, умение ориентироваться при переходе улицы
2. «Безопасный перекрёсток». Дополнить представления детей о дви-жении машин на перекрестке; закрепить знания детей об особенностях движения транспорта и пешеходов на регулируе-мом перекрестке; знакомить со знаком «Регулируемый перекресток»; соверше-нствовать знания детей о значении сиг-налов регулировщика.
3. Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам. Закреплять знания о светофоре, дорож-ных знаках. Конкурс портфолио «Моя семья знает ПДД».
4. Сюжетно - ролевые игры.
«Правила дорожного движения».
«К остановке пассажирского транспорта».
Продолжать закреплять знания детей о дорожных знаках, светофоре. Закрепить основы дорожной грамоты; познако-мить с основными дорожными знаками, их классификацией, назначением; спо-собствовать развитию внимания, памя-ти, мышления.
Апрель 1. Викторина по ПДД: «Дорожная азбука» Закреплять знания детей совместно с родителями о работе светофора, о дорожных знаках и их назначении, о светоотражающих фликерах.
2. «Общие правила поведения пассажиров».
Формировать у детей знание и умение соблюдать правилам поведения в автобусе, троллейбусе и метро. Родительское собрание «Научи ребенка правильно вести себя на дорогах».
3. Просмотр видеофильмов по правилам дорожного движения.
Показать детям, как правильно поступать в тех или иных ситуациях, связанных с правилами дорожного движения.
4. Участие в конкурсе рисун-ков по правилам дорожного движения. Через изобразительную деятельность, закреплять уже знакомые детям ПДД.
Май 1. Экскурсия к школьной останов-ке. Закреплять знания о том, как правильно обходить автобус. Тест для родителей (законных представите-лей) : «Насколько я заботливый родитель»
2. Просмотр мультимедийных презентаций по ПДД. Обобщать знания детей по безопасному поведению в транспорте.
3. Викторина по ПДД: «Правила дорожного движения». Расширять знания о правилах дорожного движения.