Екатерина Самофалова
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе «В гости к дедушке»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Создание оптимальных условий для развития речи детей младшего возраста средствами малых фольклорных форм.
Задачи:
1. Познакомить с фольклорными произведениями (устным народным творчеством и некоторыми видами народного искусства: потешки, пословицы, загадки и т. д.); приучать детей к интонационному строю родной речи; вызвать радость общения с образным языком произведений.
2. Систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества для формирования у малышей речевой активности, первоначальных навыков речевой деятельности, интереса к фольклорным произведениям.
3. Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа;
Публикация «Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе „В гости к дедушке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
окружить малышей теплотой добрых чувств.
4. Вызвать у детей радость от повторения знакомых потешек, песенок, хороводных игр вместе с воспитателем.
5. Совершенствовать умение детей отгадывать загадки, понимать их иносказательный смысл; развивать умение поддерживать беседу; активизировать в речи детей знакомые пословицы и поговорки.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, ознакомление детей с народным фольклором (песни, частушки, пословицы, загадки, скороговорки, потешки,сказки).
Группа оформлена в русском народном стиле. В «русскую избу» входят дети, их встречает Хозяйка избы.
Хозяйка: Здравствуйте, дети! Как я рада, что вы ко мне в гости пришли. Надоело одной коротать долгие вечера, хочется праздника, веселья. Надеюсь, что у меня вам не скучно будет. Рассаживайтесь, гости дорогие.
Дети садятся на лавочки, скамеечки. Хозяйка помогает каждому гостю найти место по душе.
Хозяйка. Как приятно, что сегодня
Гости к нам сюда пришли,
И не глядя на заботы
Час свободный все нашли.
Раздается стук в дверь, вносят сундучок.
Хозяйка: Ребята, нам принесли посылку. Кто мог её передать? Давайте откроем и узнаем, от кого она.
Хозяйка вместе с детьми открывает посылку и достает из неё платок и записку.
Хозяйка. Вот чудеса! Посмотрите, какой красивый платок! Да здесь еще и записка: «Здравствуйте, дорогие внучата! Я очень скучаю и жду вас к себе в гости. А чтобы вы не сбились с пути, вам помогут разноцветные стрелки. Вас ждут интересные задания. Желаю вам удачи, в добрый час! До встречи! Ваш дедушка».
Хозяйка: Ребята, вы знаете, что это за дедушка? Ответы детей. Я тоже не знаю. А хотите узнать? Тогда отправляемся в гости к дедушке. Путь наш нелегкий и неблизкий.
Хозяйка: Сейчас мы найдем нашего дедушку. Посмотрите, куда показывает первая стрелочка?
Дети: Стрелка показывает, что надо подойти к большому столу.
Все подходят к столу и находят на нем конверт, на котором крупными буквами написано «Загадки».
Хозяйка: Очевидно, дедушка хочет, чтобы мы эти загадки отгадали.
1. Каким музыкальным инструментом можно щи хлебать? (Ложка)
2. Дышит дымом,
Дышит паром,
С жаром,
А зовётся (Самоваром)
3. В разнаряженной девице
Перепрятались сестрицы.
(Матрешка)
Хозяйка: Молодцы! Все загадки отгадали. Можно идти дальше. Куда показывает следующая стрелочка?
Дети: на столик, украшенный хохломской росписью.
Хозяйка: На столике – записка. Что теперь хочет от нас дедушка?
Хозяйка читает записку, из которой дети узнают, что дедушка просит произнести знакомые заклички весны. Как зазывали весну раньше на Руси?
(закличками,)
Давайте вспомним заклички весны.
Встанем в круг и позовём весну, как это делали русские люди в хороводе.
1) Весна, весна красная
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с огромною милостию:
Со льном большим,
С корнем глубоким,
С хлебом великим.
2) Жавороночки-перепелочки
Прилетите к нам,
Принесите весну-красну!
Хозяйка: Хороши, детки, ваши язычки, справились с заданием. А теперь идем дальше.
Дети: Стрелочка показывает на окна.
Дети с Хозяйкой подходят к окнам и видят, что на полу стоит корзинка с подснежниками. Хозяйка раздает по одному цветку детям, на лепестках которых написаны пословицы и поговорки.
Хозяйка: Смотрите, здесь написаны пословицы и поговорки, но не полностью. Пословица недаром молвится. Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы или поговорки. Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы – окончание,
Хозяйка :
1) Что посеешь. (то и пожнешь,
2) Любишь кататься –. (люби и саночки возить,
3) При солнышке тепло. (при матушке добро)
4) Слово – не воробей.. (вылетит – не поймаешь,
5) Хорошо в гостях, (а дома лучше)
6) Сделал дело - (гуляй смело)
7) Как аукнется, … (так и откликнется)
8) Без труда не вытащишь (и рыбку из пруда)
9) Старый друг… (лучше новых двух)
Хозяйка: Молодцы, ребята! Пословицы и поговорки вы знаете, справились и с этим заданием. Теперь можно идти дальше. Куда же показывает стрелочка?
Дети: На колыбельку.
Хозяйка и дети подходят к колыбельке (люльке) и находят в ней записку. Дедушка просит девочек вспомнить, какую колыбельную песенку они знают. Девочки исполняют по желанию любую колыбельную песенку:
Ночь пришла,
Темноту привела,
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Вышла маменька,
Закрыла ставеньку.
Засыпай,
Баю-бай.
Хозяйка: Какая красивая песенка, молодцы.
Хозяйка: Ребята, хотите поиграть в игру «Карусель»?
Проводится игра «Карусель»
Описание: Воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит:
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите, карусель остановите,
Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!
Дети останавливаются.
Следующая стрелка направляет детей к сундуку, в нём дети находят игрушки (котенок, петушок, птичка-невеличка) и записку. Детям предлагается вспомнить знакомые потешки с найденными персонажами.
Дети: Утром, выйдя на лужок,
кукарекал петушок:
— Просыпаться всем пора,
Новый день пришел, ура!
Дети: Хорошо живёт коток,
котик – маленький роток.
Дремлет котик на печи,
ждёт с ванилью калачи.
Дети: Птичка-птичка,
Вот тебе водичка,
Вот тебе крошки
На моей ладошке.
Когда это задание будет выполнено, последняя стрелочка подводит детей к печке, где в чугунке они находят еще одну записку: «Наша встреча близка. Для того чтобы она произошла, вы должны выполнить последнее задание».
Хозяйка: Ну как, ребята, готовы к последнему заданию? Тогда будьте внимательны. Речь пойдет о сказках. Нужно правильно ответить на вопросы-загадки нашего дедушки.
Вопросы дедушки (Ответы детей сопровождаются показом слайдов).
1) В какой сказке есть пень, где сесть мохнатому не лень, но только вот беда – не мог он скушать пирожка? (Русская народная сказка «Маша и медведь»)
2) Хитрый гость: когда уходит, что-нибудь с собой уносит. Полежит, переспит и хозяев перехитрит. (Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»)
3) Назовите имя сказочной героини, которая путешествует в ступе, помогая движению метлой. (Баба Яга)
4) Петеньку, братца украла Лиса.
Тащит за горы, несёт за леса.
Кот за пропажей бежит, догоняет.
Петю спасает. Лису прогоняет!
Та убегает, от страха дрожа,
Вновь Петя и Котик живут не тужа. (Кот, петух и лиса)
Хозяйка: Ребята. Эту сказку написала известная сказительница Анна Николаевна Королькова, которая много лет назад жила в одном из сёл нашей Воронежской области. Её сказки известны во многих странах. Они наполнены мудростью и добротой. Также Анна Николаевна любила сочинять частушки, былины, пословицы, которые учат различать добро и зло, порядочность и хитрость. В честь бабушки Корольковой названа улица в нашем Левобережном районе. С её творчеством мы будем знакомиться и дальше.
5) Дом построили друзья,
Жили весело, пока
Не пришел под вечерок
Мишка-Мишенька – дружок.
Был не низок, не высок
Расчудесный. («Теремок»).
Хозяйка: Что произошло с теремком?
Ответы детей
Хозяйка: Дети, дедушка просит нас построить новый теремок для зверей.
Из палочек Кюизенера дети строят свои теремки.
Как только дети выполнили все задания, из-за печки появляется довольный дедушка из сказки «Репка».
Дедушка: Здравствуйте, дорогие внучата! Вы отлично справились со всеми моими заданиями! Я очень рад нашей встрече!
Хозяйка: Ребята, вы узнали дедушку? Ответы детей.
Дедушка:Не закончилось веселье,
Пришло время угощенья!
Не робейте, не стесняйтесь,
Сластями угощайтесь!
Дети благодарят дедушку!