Светлана Синкина
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы «Воспитываем патриотов»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы «Воспитываем патриотов»
Вид проекта: групповой, творческий, долгосрочный
Продолжительность: 9 месяцев (сентябрь – май 2017г.)
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители, педагоги дополнительного образования.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы „Воспитываем патриотов“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Необходимые материалы: пособия, методические разработки, литература о народно-прикладном искусстве, фото и видео материалы, картины и иллюстрации о Родине, столице, о Защитниках Отечества.
Актуальность: Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.
Цели и задачи проекта:
Цель проекта:
Формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей; сознания, построенного на приоритете национально-государственных ценностей
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская игра, проектно - поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество, общение, творческо – продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.
Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:
1. Воспитывать у детей:
• стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;
• стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру;
• воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.
• воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.
• Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.
2. Формировать у детей:
• чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
• представление о России как о родной стране;
• умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;
• стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры.
3. Развивать у детей:
• познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений;
• представления о национальной культуре, об образе жизни людей, населяющих Уральский Федеральный Округ.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в играх, в труду, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Предполагаемые результаты:
1. Создание системы занятий по патриотическому воспитанию дошкольников в процессе развития проектной деятельности (картотека материалов для воспитателей).
2. Подготовка методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области патриотического воспитания дошкольников на основе нравственного образования.
3. Фото- и видеотека для повышения компетентности воспитателей и родителей в области нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
4. Обогащение предметно – развивающая среда ДОУ по нравственно – патриотическому развитию детей.
5. Создание банка данных об оценке качества нравственно - патриотического развития детей в ДОУ.
Дети будут знать:
• домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом);
• место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
• место проживания: посёлок, область; достопримечательности родного посёлка и их значимость;
• государственную символику (знать флаг, герб РФ);
• представителей других национальностей, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
• природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
• название планеты, на которое мы живем;
• разные виды народно-прикладного искусства;
• приобщены к истокам народной культуры; традициям.
Основное содержание проекта.
Главные принципы работы по патриотическому воспитанию и условия работы по реализации проекта.
• Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
• Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
• Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т. п. ; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
• Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)
• Принцип интеграции различных видов детской деятельности. Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду).
В воспитательном процессе ДОУ патриотического воспитание осуществляется по разным направлениям: духовно-нравственное, эстетическое, социальное, трудовое, интеллектуальное, работа с семьей, взаимосвязь с социумом города и др.
Необходимым условием для реализации проекта по развитию патриотического воспитания дошкольников является создание благоприятного психологического климата в коллективе.
То есть каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
В холле ДОУ организован выставочный стенд, где регулярно проводятся выставки фотографий детских работ в соответствии с тематическим планированием образовательной деятельности, совместных работ детей и родителей.
Для создания и просмотра презентаций имеется мультимедийный проектор, также имеется телевизор, видео и фотоаппаратура, музыкальный центр.
Для реализации данного проекта:
- использовали художественно-развивающую среду в детском саду;
- разработали календарно- тематический план деятельности детей средней группы;
- изучили учебно - методические пособия;
- подобрали материалы и оборудования, необходимые для работы с детьми: детская художественная литература, энциклопедии, тематические картины, иллюстрации, русские народные костюмы для детей, игрушки;
- разработали дидактические пособия разной направленности (разработали самостоятельно игры, направленные на развитие умения определять народные промыслы, игру, знакомящую с государственной символикой «Собери флаг»);
- разработали дидактическую игру «Волшебные капли», опираясь на методику «Игр Воскобовича»;
- создали картотеку дидактических игр;
- использовали настольную игру «Государственные праздники России»;
У России тысячелетняя история, богатые традиции, огромный духовный потенциал. Необходимо воспитывать детское самосознание через знакомство с русской культурой, приобщать к фольклору, знакомить с национальными игрушками, праздниками, творениями художников, архитекторов, композиторов, значимыми событиями в истории страны, в том числе с государственными символами, которые являются частью культуры и истории страны.
Необходимо отметить, что герб и флаг несут в себе воспитательную функцию наряду со своим основным назначением — служить отличительным знаком государства.
Принципиально важным для ознакомления дошкольников с гербом и флагом России является сочетание познавательной деятельности с игровой и продуктивной.
На первом этапе знакомства мы формируем у детей положительное эстетическое отношение к государственным символам России.
В дальнейшем в работе с детьми старшего дошкольного возраста будем знакомить с историей происхождения, значением и функциями герба и флага.
Мероприятия с педагогами, родителями и детьми для реализации проекта
Для успешной реализации задач предусматривается взаимодействие с детьми, родителями и педагогами.
При работе с детьми использовались такие формы и методы работы:
• «Приглашение в путешествие»
• Создание проблемной ситуации.
• Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.
• Конкурсы рисунков и поделок.
• Беседа
• Природоохранная деятельность.
• Изготовление подарков.
• Выставки и экспозиции.
• Игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества).
• Развлечения, досуги, праздники, концерты.
• Инсценировки, театрализации.
• Коллажи, посвященные Дню защитника Отечества и Великой Отечественной войне.
При работе с родителями использовались такие формы работы как:
- Анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?»; «Как вы воспитываете своего ребенка?»
- совместные вечера с участием в них родителей наших воспитанников «Мамочка любимая моя», «Родительский клуб»
- Индивидуальные консультации, беседы.
- Круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина».
- Фотовыставки «Мой любимый посёлок», «Красивые места в Монино», «День Победы», «Наши Защитники Отечества», «Мой папа – Защитник отечества»
- Проведение праздников и развлечений в детском саду.
Совместное творчество родителей и детей выступает, как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций, поделок для конкурсов творческих работ к Осенинам, ко Дню Защитника Отечества, ко Дню Победы).
Оформление информационного стенда: рубрика «Русские народные сказки», «Художники о подвигах наших предков» (список детской художественной литературы о патриотическом воспитании).
Организация «Встреч с интересными людьми», например, встреча с композитором- песенником Татьяной Морозовой.
Перспектива дальнейшего развития проекта.
Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая даёт возможность не только использовать действительность, но и видоизменять её.
На этом наша работа не заканчивается, в дальнейшей работе мы планируем:
• разработать методические рекомендации по организации работы, перспективное планирование, конспекты интегрированной непосредственно - образовательной деятельности;
• подготовить консультации для родителей;
• участвовать в интернет конкурсах.
Художественная деятельность – это отражение окружающего в форме конкретных чувственно воспринимаемых образов. Созданный образ (в технике оригами из бумажного материала) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую).
Для художественного творчества можно использовать материалы разной фактуры, разного размера и разного цвета, нужно только развитие фантазии, увлеченность, терпение и трудолюбие.
Этот проект имеет все шансы на дальнейшее существование и расширение контингента участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Вывод:
Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.
На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.
Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.
Хочется закончить словами Сухомлинского В. А. :
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
Литература
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительность. Средняя группа. – М. Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004. – 128 с.
2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. Изд. 4-е доп. – М. : УЦ «Перспектива», 2008. – 248 с.
3. Богуславская Н. Е., Купина Н. А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2002. – 192 с.
4. Гербова В. В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в средней группе детского сада. Планы занятий. – М. : Мозаика – Синтез, 2012. – 80 с.
5. Гусарова Н. Н. Беседы по картинке: Времена года / Худ. И. Ф. Дукк. – 2-е издание, перерабатывание. – СПб. : ДЕТСВО – ПРЕСС, 2002. – 24 с.
6. Гриценко З. А. «Пришли мне чтения доброго…»Пособие для чтения и рассказывания детям 4-6 лет (с метод. рекомендациями)/ З. А. Гриценко. – М. : Просвещение, 2001. – 144с.
7. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Сперняя группа. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 96 с.
8. Как наши предки шили одежду. Наглядно-дидактическое пособие для детей младшего возраста. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013.
9. Карпухина Н. А. Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация»в средней группе детского сада. Практическое пособие для воспитателейи методистов ДОУ. – Воронеж: ИП ЛАКОЦЕНИНА Н. А., 2012. – 288 с.
10. Картушина М. Ю. Праздники здоровья для детей 4-5 лет. Сценарии для ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 96 с.
11. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя группа/ авт. - сост. З. А. Ефанова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 307 с.
12. Майорова Г. Игры и рассказы о космосе. Серия: «Через игру – к совершенству», М. : «Лист», 1999 г. – 144 с.
13. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
14. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-изд., испр. И доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 80 с.
15. Русские волшебные сказки. «ЗАО Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2006. – 240 с.
16. Русские сказки / ред. Губанова Г. Н., 2010. – 242 с.
17. Социальное развитие детей 3-7 лет: блочно-тематическое планирование/ сост. Н. Г. Фролова, О. П. Пустовалова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 147 с.
18. Умные сказки. Серия «Через игру – к совершенству». – М. : «Лист». 1997. – 168 с.
19. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 224 с.
20. Шишкина В. А. Прогулки в природу: Учеб. -метод. пособие для воспитателей ДОУ/ В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. – М. : Просвещение, 2002. – 112 с.
21. Шорыгина Т. А. Зелёные сказки: Экология для малышей. – М. : Прометей; Книголюб, 2002. – 104 с.
22. Шорыгина Т. А. Какие звери в лесу! Путешествие в мир природы и развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2002. – 96 с.