Махонина О В
Программа кружка по изодеятельности «Радуга красок» для работы с детьми 4 до 5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Махонина О. В.
Содержание
1. Пояснительная записка….2
2 Учебно-тематический план работы кружка «Радуга красок»…. … .6
3. Содержание изучаемого курса….…. 11
4. Методическое обеспечение программы…. 11
5. Список литературы…11
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии
со следующими нормативно- правовыми документами:
Публикация «Программа кружка по изодеятельности „Радуга красок“ для работы с детьми 4 до 5 лет» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Радуга, радужные идеи
- Средняя группа
- Темочки
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано
в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
3.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных организациях».
СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая
2013 года № 26.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
13.08.2013г. №1014"Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования".
5.«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности»
(утверждён приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте
26.09.2013)
6. Образовательная программа МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 г. Шебекино Белгородской области»
7. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». Лыковой И. А.
Программа «Радуга красок» направлена на художественно-эстетическое развитие, развитие творческих способностей и воспитание личности ребенка.
Занятия по программе «Радуга красок» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому каждый ребенок сможет активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами различных видов изобразительного искусства в эстетической деятельности.
Актуальность состоит в том, что современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития индивидуальных качеств личности. Одно из первых мест в ряду целей образовании принадлежит подготовке подрастающего поколения к творческому труду. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение.
Воспитатель призван пробудить в ребенке потребность к творчеству, открытиям, поиску нестандартных решений той или иной задачи или проблемы, общению на деловом уровне, а также формированию личностных качеств.
Изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника, так как лежащая в её основе предметно-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом.
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Кружковая работа по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Отличительные особенности данной дополнительной программы состоят в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального рисунка, в котором гармонирует всё : и цвет, и линия, и сюжет. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
При распределении разделов программы обучения учитывались основные принципы:
Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу нельзя миновать предыдущий);
Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями);
Программа «Радуга красок» составлена на основе авторской программы И. А. Лыковой «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки» и рассчитана на год обучения.
Программа содержит систему занятий по рисованию.
Цель программы :
Формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности. Развитие художественно – творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
Задачи:
• Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира как эстетических объектов.
• Развитие художественно – творческих способностей детей.
• Развитие у детей способностей передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках.
• Знакомство детей со свойствами изображаемых предметов,
• Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
• Обучение передаче пространственных взаимоотношений между предметами.
• Обучение приёмам зрительного и тактильного обследования формы.
• Обучение анализу и передаче характерных особенностей изображаемых предметов в рисовании.
• Знакомство детей с цветовой гаммой.
•Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами.
Срок реализации программы
Кружок «Радуга красок» рассчитан на детей среднего дошкольного возраста (4- 5 лет). Срок реализации кружковой работы : учебный год.
Форма и режим занятий
Занятия проходят 1 раз в неделю в среду во второй половине дня с 17.00 до 17.20 часов, начиная с17 октября и в течение учебного года.
Ожидаемые результаты
-Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
-Расширение и обогащение художественного опыта.
-Формирование умения взаимодействовать друг с другом.
-Овладение простейшими приемами рисования, развитие мелкой моторики рук.
Педагогическая диагностика
Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в октябре, итоговый - в мае).
Используются критерии, разработанные Т. Г. Казаковой, И. А. Лыковой.
Формы подведения итогов реализации рабочей программы :
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Тематические выставки в ДОУ.
Оформление эстетической развивающей среды в группе. И т. д.
Учебно- тематический план работы кружка «Разноцветные ладошки»
№п/п Наименование разделов и тем Количество часов
1
2 «Храбрый петушок» 1
«Яблоко – спелое, красное, сладкое» 1
3 «Кисть рябинки, кисть калинки» 1
4 «Вот ёжик – ни головы, ни ножек…» 1
5 «Мышь и воробей» 1
6 «Перчатки и котятки» 1
7 Рисование морозных узоров в стилистике кружевоплетения. 1
8 «Наша ёлочка» 1
9 «Снеговики в шапочках и шарфиках» 1
10 «Кто – кто в рукавичке живёт» 1
11 «Как розовые яблоки, на ветках снегири» 1
12 «Мышка и мишка» 1
13 «Зимний лес» 1
14 «Храбрый мышонок» 1
15 «Весёлые матрёшки» 1
16 «Ваза для цветов» 1
17 «Красивые салфетки» 1
18 «Подарим маме цветы» 1
19 «Подснежники» 1
20 «Рыбки играют, рыбки сверкают» 1
21 «Котенок» 1
22 «Корабли на море» 1
23 «Ракеты в космосе» 1
24 «Весна» 1
25 «Радуга-дуга, не давай дождя!» 1
26 «Одуванчики» 1
27 «Волшебный дождик» 1
28 «Цыплята». 1
Содержание программы
Тема Содержание
«Храбрый петушок»
Рисование петушка гуашевыми красками. Учить свободно и уверено вести кисть по ворсу, повторять общие очертания силуэта.
«Яблоко – спелое, красное, сладкое»
Рисование многоцветного (спелого) яблока гуашевыми красками и половинки яблока цветным карандашом.
«Кисть рябинки, кисть калинки»
Создание красивых осенних композиций с передачей настроения. Свободное сочетание художественных материалов, инструментов и техники.
«Вот ёжик – ни головы, ни ножек…» Учить создавать изображение ежа, используя оттиск мятой бумагой. Учить дополнять изображение дополнительными деталями.
«Мышь и воробей»
Создание простых графических сюжетов по мотивам сказок. Понимание обобщённого способа изображения разных животных.
«Перчатки и котятки» Изображение и оформление «перчаток» по своим ладошкам – правой и левой. Создание орнамента (узор на перчатках)
Рисование морозных узоров в стилистике кружевоплетения.. Творческое применение разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, листок, волны)
«Наша ёлочка» Рисование новогодней ёлочки гуашевыми красками с передачей особенностей её строения и размещения в пространстве.
«Снеговики в шапочках и шарфиках» Рисование нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Освоение приёмов декоративного оформления.
«Кто – кто в рукавичке живёт» Создание интереса к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительно-выразительными средствами. Рисование по содержанию произведения.
«Как розовые яблоки, на ветках снегири» Рисование снегирей на заснеженных ветках. Создание простой композиции. Передача особенности внешнего вида снегиря.
«Мышка и мишка» Самостоятельный отбор содержания рисунка. Решение творческой задачи: изображение контрастных по размеру образов с передачей взаимоотношений между ними.
«Зимний лес» Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью печатания или рисования пальчиками. .развивать чувство композиции.
«Храбрый мышонок» Передача сюжета литературного произведения: создание композиции, включающей героя - храброго мышонка - и препятствий, которые он преодолевает.
«Весёлые матрёшки»
Знакомство с матрёшкой как видом народной игрушки. Рисование матрёшки с натуры с передачей формы, пропорций и элементов оформления «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке). Воспитание интереса к народной культуре.
«Ваза для цветов»
Учить изображать вазу, используя нетрадиционную технику «знакомая форма- новый образ». Развивать воображение.
«Красивые салфетки»
Рисование узоров на салфетках круглой и квадратной формы. Гармоничное сочетание элементов декора по цвету и форме (точки, круги, пятна, линии прямые и волнистые). Понимание зависимости орнамента от формы салфетки.
«Подарим маме цветы»
Учить рассматривать живые цветы, их строение, форму, цвет; рисовать стебли и листья зелёной краской, лепестки- ярким, красивым цветом (разными приёмами).Закреплять умение использовать в процессе рисования разнообразные формообразующие движения.
«Подснежники» Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
«Рыбки играют, рыбки сверкают»
Изображение рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников). Развитие чувства композиции и цвета.
«Котенок»
Тычок полусухой жесткой кистью, трафарет котенка. Закреплять навык печати кистью по трафарету. Воспитывать у детей умение работать индивидуально
«Корабли на море»
Расширять представление детей о морском транспорте. Учить задумывать композицию рисунка, его содержание. Развивать творческое воображение, эстетические чувства.
«Ракеты в космосе»
Учить рисовать ракеты, летающие тарелки, используя печать по трафарету.
«Весна»
Развивать у детей эстетическое восприятие. Воспитывать любовь к природе, желание передавать ее в рисунке. Закреплять умение использовать разные приемы рисования.
«Радуга-дуга, не давай дождя!»
Самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами. Создание интереса к изображению радуги. Формирование элементарных представлений по цветоведению (последовательность цветовых дуг в радуге, гармоничные цветосочетания на цветовой модели). Развитие чувства цвета. Воспитание эстетического отношения к природе
«Одуванчики» Учить создавать выразительный образ одуванчика. Развивать чувство композиции.
«Волшебный дождик» Закреплять технику рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Учить рисовать тучу с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус.
«Цыплята»
Учить изображать цыплят, используя нетрадиционную технику. Развивать чувство цвета, фактурности, объемности, композиции.
Методическое обеспечение.
Наглядно – дидактические пособия
Серия «Мир в картинках» : «Транспорт», «Бытовая техника», «Посуда», «Деревья и листья», «Кустарники», «Домашние животные и птицы», «Насекомые», «Овощи и фрукты», «Игрушки», «Музыкальные инструменты», «Профессии», «Инструменты», «Одежда», «Животные России», «Алфавит», «Герои Сказок», «Обитатели Африки», «Времена года», «Грибы», «Уроки безопасности», «Безопасность дома и на улице», «Правила маленького пешехода», «Уроки поведения для малышей».
Методические пособия: «Бытовые электроприборы», «Головные уборы», «Грибы», «Дом», «Домашние животные», «Деревья», «Злаки», «Инструменты», «Какие звери в лесу», «Какие месяцы в году», «Кустарники», «Мебель», «Насекомые», «Овощи», «Посуда и столовые принадлежности», «Птицы», «Профессии», «Рыбы», «Травы», «Транспорт», «Фрукты», «Цветы», «Ягоды».
Серия «Мир искусства» : «Пейзаж», «Натюрморт», «Портрет», «Знакомство с гжельской росписью», «Знакомство с хохломской росписью», «Знакомство с городецкой росписью», «Знакомство с дымковской росписью», «Знакомство с филимоновской росписью»,
Серия «Рассказы по картинке» : «Кем быть?», «Мой дом», «Профессии», «Весна», «Зима», «Лето», «Осень».
Серия «Расскажите детям о …» : «Расскажите детям о домашних животных», «Расскажите детям о лесных животных», «Расскажите детям о фруктах», «Расскажите детям об насекомых».
Плакаты: «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Осень», «Зима», «Весна», «Безопасность на дороге», «Учитесь ухаживать за больным», «Животные России», «Правила поведения за столом», «Во саду ли в огороде».
Список литературы.
1. Занятия по рисованию с дошкольниками / Под ред. Р. Г. Казаковой–М. :ТЦ Сфера, 2008.-128 с.
2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. - М. : «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2006.- 144 с., 16л. вкл.
3. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». –М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. -144 с., 16 л. вкл., переиздание дораб. и доп.