Анжелика Мысливченко
Рабочая программа кружка по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа.
Содержание
Раздел 1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка …. 2
1.2. Возрастные особенности детей 3-4 лет…. 4
1.3. Планируемые результаты по освоению детьми программы дополнительного образования «Обучение рисованию с использованием нетрадиционных техник» ….…. ….…5
Раздел 2. Содержательный раздел
2.1. Формы, способы, методы и средства реализации программы ….7
2.2. Примерное годовое планирование…. 8
2.3. Календарно-тематическое планирование. …. 9
Публикация «Рабочая программа кружка по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
Раздел 3. Организационный раздел
3.1. Распределение режимных моментов в течение дня в холодный период …. 28
3.2. Расписание работы дополнительной услуги «Обучение рисованию» …29
3.3. Используемая литература…. 30
Целевой раздел
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствие с примерной основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой Т. С. Комаровой, в соответствии с требованиями ФГОС ДО от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ, с учётом Основной образовательной программыМАДОУ «ЦРР Д/С№ 12»
Продолжительность реализации программы — 1 года. Содержание программы кружка составлена с учетом возрастных особенностей и в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13
(требования к организации режима дня и учебных занятий, предназначена для детей 3-5 лет, реализуется она через кружковую работу и выставки.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
-Закон РФ «Об образовании»;
-Конвенция о правах ребенка (1989г);
-Концепция дошкольного воспитания;
- СанПиН 2.4.1.3049-13
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», составляющая часть которого - изобразительное творчество. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Изобразительное творчество располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Программа дополнительной развивающей услуги по нетрадиционной технике рисования для детей имеет художественно-эстетическую направленность.
Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной).
Актуальность программы: НОД в кружке позволяет развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.
Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование самое любимое и доступное занятие у детей. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес. Именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Принципы и подходы к формированию Программы
Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Развивающие:
• Развивать у детей коммуникативные, речевые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
• Развивать интерес к нетрадиционным техникам рисования, воображение.
• Развивать формо- и цветовосприятие, чувство композиции, мелкую моторику рук, ассоциативное мышление, воображение.
• Развивать творческую активность, поддерживать потребность в самовыражении.
Образовательные:
• Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (с использованием разных материалов).
• Учить получать различные оттенки красок основных цветов.
• Учить использованию различных материалов
• Учить понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.
• Учить отображать впечатления от окружающего мира в изодеятельности.
• Побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создаватькомпозиции, образы. Поощрять и поддерживать детские творческие находки.
Воспитательные:
• Формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира.
• Воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
• Воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
При составлении данной программы учитывались основные принципы:
• Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
• Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
• Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
• Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу,нельзя миновать предыдущий);
• Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
• Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
• Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
• Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями);
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые, для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Возрастные особенности детей 4 – 5 лет
В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей. Обнаруживается разница в предпочтениях, связанных с художественно-эстетической деятельностью, у мальчиков и девочек. Важным показателем развития ребенка-дошкольника является изобразительная деятельность. К 4 годам круг изображаемых предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать кисть по окончании работы, смешивать на палитре краски. Начинают использовать цвет для украшения рисунка. Могут раскатывать пластические материалы круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые части друг с другом, украшать вылепленные предметы, используя стеку и путем вдавливая. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети задумывают конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения. Могут изготавливать поделки из бумаги, природного материала. Начинают овладевать техникой работы с ножницами.
Составляют композиции из готовых и самостоятельно вырезанных простых форм. Изменяется композиция рисунков: от хаотичного расположения штрихов, мазков, форм дети переходят к фризовой композиции – располагают предметы ритмично в ряд, повторяя изображения по несколько раз.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.
Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.
Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Планируемые результаты по освоению детьми программы дополнительного образования
• развитие мелкой моторики рук
• обострение тактильного восприятия
• улучшение цветовосприятия
• концентрация внимания
• повышение уровня воображения и самооценки
• расширение и обогащение художественного опыта
• формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом
Планируемые результаты освоения программы детьми 4-5 лет
• самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты, владеют навыками нетрадиционной техники рисования и применяют их;
• самостоятельно передают композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
• выражают свое отношение к окружающему миру через рисунок;
• дают мотивированную оценку результатам своей деятельности;
• проявляют интерес к изобразительной деятельности друг друга.
Планируемые результаты освоения программы детьми 6-7 лет
• уверен в действиях и ответах;
• активен в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;
• уверенно использует способы нестандартного раскрашивания;
• умеет экспериментировать с изобразительными материалами;
• проявляет фантазию, художественное творчество;
• умеет передавать личное отношение к объекту изображения;
• умеет штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;
• умеет наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
• умеет узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;
• умеет правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;
• умеет использовать трафареты и печати при работе;
• умеет убирать за собой рабочее место.
Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу.
Ф. И.
ребенка Техника работы
с материалами Предметное и сюжетное изображение Декоративная
деятельность Итог
Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года конец года
В диагностической таблице используется следующее обозначение: высокий уровень - В, средний - С, низкий - Н.
На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.
Содержательный раздел
Форма организации детей на занятии: групповая.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
Форма работы
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изодеятельности. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).
Возраст детей 4-5 года, количество 15 детей человек, время занятий 20 мин. Возраст детей 6-7 лет, количество детей 15 человек, время занятий 35 мин. Занятия кружка начинаются с октября и заканчиваются в мае.
Срок реализации: 1 года
Методы проведения занятия:
словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
наглядные
практические
игровые
• Используемые методы дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
• формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
• способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Материально-техническое обеспечение.
Помещение для занятий: групповая комната.
Уголок художественного творчества в группе;
Технические средства: мультимедийные презентации. CD и аудио материал
Инструменты и приспособления: акварельные краски, гуашь; восковые мелки, свеча; ватные палочки; поролоновые печатки; зубочистки, коктельные трубочки; салфетки; природный и бросовый материал; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти, цветная бумага, ножницы, крупа, нитки, пластилин.
Наглядный материал: презентации и иллюстрации; дидактические игры, педагогические эскизы.
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
Средний дошкольный возраст:
тычок жесткой полусухой кистью,
печать поролоном;
печать пробками;
пластилинография;
свеча + акварель; рисунки из салфеток;
рисование ватными палочками;
отпечатки листьев;
печать овощная;
трафаррет
Подготовительный к школе возраст:
Рисование солью, крупой;
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой;
печать по трафарету;
монотипия предметная;
восковые мелки + акварель кляксография обычная;
ниткография
по – сырому;
набрызг;
тычок жесткой кистью
по – оттиску;
пластилинография
Формы подведения итогов реализации программы
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Тематические выставки в ДОУ.
Участие в выставках и конкурсах в течение года.
Оформление эстетической развивающей среды в группе и т. д.
КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2018-2019 учебный год
Тема Период
Осень 01.10-19.10
Мой город 22.10-02.11
В мире животных 05.11-16.11.
День матери. День отца. 19.11-30.11
В гостях у сказки 03.12.–14.12.
Новый год у ворот 17.12.-28.12
Зима 09.01–25.01.
Моя семья. 28.01.-08.02
День защитника Отечества 11.02 –22.02
Международный женский день 25.02-08.03
Народная культура и традиции 11.03–22.03.
Весна 25.03–12.04.
День театра 15.04-26.04
День Победы 29.04–10.05
Лето 13.05–31.05
Организационный раздел
Режим дня в ДОУ
Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня в детском саду организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.
При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:
время приёма пищи;
укладывание на дневной сон;
общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию.
Режим дня для дошкольниковот 4 до 5 лет в холодное время года.
Деятельность Время
Приход детей в детский сад, свободная игра, самостоятельная деятельность, дежурство. 7.00 - 8.00
Утренняя гимнастика. 8.00 - 8.20
Гигиенические процедуры. 8.20 - 8.25
Завтрак. 8.25 - 8.45
Игры. Подготовка к ООД. 8.45 – 9.00
ООД (индивидуальная, групповая, подгрупповая) 9.00 - 10.20
Второй завтрак 10.20 – 10.30
Подготовка к выходу на прогулку. Прогулка. Самостоятельная деятельность. Игровая деятельность. Реализация образовательных областей в режимных моментах. 10.30 - 12.10
Возвращение с прогулки. Подготовка к обеду. Обед. 12.10 –12.35
Гигиенические процедуры, подготовка ко сну. 12.35 – 12.45
Дневной сон. 12.45 – 15.00
Постепенный подъём, гимнастика после сна, закаливающие мероприятия. 15.00 –15.20
Подготовка к полднику. Полдник. 15.20 –15.40
Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность. Индивидуальная работа. 15.40-16.00
Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельная деятельность, работа с семьей. 16.00 – 17.30
Группа кратковременного вечернего пребывания. 17.30 – 20.00
Режим дня для дошкольников
от 6 до 7 лет в холодное время года.
Деятельность Время
Приход детей в детский сад, свободная игра, самостоятельная деятельность, дежурство. 7.00 - 8.00
Утренняя гимнастика. 8.00 - 8.30
Подготовка к завтраку. Завтрак. 8.30 - 8.50
Игры, самостоятельная деятельность детей 8.50 – 9.00
ООД (индивидуальная, групповая, подгрупповая) 9.00 - 10.50
Второй завтрак 10.50 – 11.00
Подготовка к выходу на прогулку. Прогулка. Реализация образовательных областей в режимных моментах. 11.00-12.40
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность 12.40 –12.50
Подготовка к обеду. Обед 12.50-13.15
Гигиенические процедуры, подготовка ко сну. Дневной сон 13.15 – 15.00
Постепенный подъём, гимнастика после сна. 15.00 –15.25
Полдник. 15.25 –15.40
Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность 15.40-16.40
Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельная деятельность, работа с семьей 16.40 – 17.30
Расписание работы дополнительной платной развивающей услуги
«Обучение рисованию с использованием нетрадиционных техник»
Список использованной литературы
1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки" – Ярославль: Академия развития, 2007 г.
2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками": Стрекоза, 2012 г.
3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М., 2007г.
4. И. А. Лыкова "Цветные ладошки" – М. ,1996г.
5 .А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»; КАРО, 2010 г.
6. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»; Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2009
7. М. В. Кудейко «Необычные способы рисования»; Содействие, 2007 г.
9. О. Соловьёва «Необыкновенное рисование», М. : Мозаика-Синтез, 2004 г.
8. Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники рисования»; ТЦ: Сфера, 2006 г.
10. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.
11. Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
12. ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.
13. Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.