Ирина Дементьева
Кружок «Радуга красок» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Использование детьми нетрадиционных техник в рисовании актуально и значимо в практическом и теоретическом отношении.
Актуальность проблемы заключается в том, что рисование является тем методом обучения, который позволяет формировать в ребёнке такие личностные качества, как:
• Умение одухотворять живую и неживую природу
• Способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы и окружающего мира
• Готовность чувствовать боль и радость других, сопереживать им
• Стремление заботиться о других
Публикация «Кружок „Радуга красок“ для средней группы» размещена в разделах
• Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном значительное и в неказистом выразительное
• Способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним
• Готовность эмоционально переживать образную форму произведений искусства
С другой стороны ребё нок набирается опыта изодеятельности:
• Учится быть оригинальным
• Учится использовать средства выразительности
• Учится давать оценку своей и чужой деятельности
• Учится проявлять инициативу, самостоятельность
• Развивает индивидуальность, используя умения и навыки в применении различных техник.
Известно утверждение, что рисование – «это глубоко своеобразная сфера духовной жизни детей, самовыражения и самоутверждения, в которой ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребёнка» (Н. А. Ветлугина)
Но для полноценного воспроизведения на листе окружающего мира, детям необходим запас наблюдений и опыта.
Глаз ребёнка, воспитанный на наблюдении многообразных форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к обучению техникам рисования. Ведь, чем больше опыт наблюдений, тем ярче видит ребёнок конечный результат своего рисунка, тем правильней он будет использовать навыки владения материалами и инструментами.
Поэтому, педагогическую работу по обучению нетрадиционным техникам рисования следует начинать с организации чувственного познания, созерцания детьми эстетики природы, наслаждения ею, переживания её красоты.
Научить детей видеть – значит сделать их глаз восприимчивым к красоте цвета и формы, способным замечать изящное в предметах и явлениях и удерживать их в памяти.
Так же важно стимулировать проявление детьми самостоятельности в творческом процессе, который предполагает:
• Развивать художественно-эстетического восприятия
• Способность замысливать, представлять будущий рисунок
• Освоение технических и изобразительных навыков
• Опыт общения с миром изобразительного искусства
Только после такой подготовки можно ждать от ребёнка полной реализации его художественных возможностей. Также нужно приложить не мало усилий для обучения пользованию материалами и инструментами, доступными в дошкольном возрасте. Необходимо готовить руку ребёнка для более точной передачи красоты и изящества форм, цветовых созвучий.
Многообразие техник помогает детям искать себя в материале. По своей природной сути кто-то больше график, кто-то живописец и, безусловно, выразит себя наиболее адекватно в предпочтительной технике.
Чтобы это произошло, и возникает необходимость в поиске нового подхода, новых способов, новых техник рисования. И тогда каждый ребёнок сумеет реализовать свой неповторимый способ самовыражения.
Для работы можно использовать различные материалы и инструменты т. к. фантазия детей и взрослых даёт всё новые и новые возможности уверенного овладения изобразительными средствами.
Результатами работы должны стать:
• Активность и самостоятельность детей в рисовании
• Умение находить новые способы для художественного изображения
• Умение передавать в работе свои чувства с помощью различных средств выразительности
Цель и задачи программы
Целью данной программы является использование детьми дошкольного возраста нетрадиционных техник в рисовании.
На основе данной цели определены следующие задачи:
• Передача и накопление опыта использования в рисовании нетрадиционных техник
• Обучение с учётом возрастных особенностей детей, опираясь на их желание и стремление реализовать себя через художественные образы
• Знакомство детей со способами работы с нетрадиционными материалами и инструментами
• Проведение диагностики детей
• Обработка полученных данных для того, чтобы выявить уровень художественного развития детей
3. В работе с детьми по программе необходимо:
• Научить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке
• формировать способы зрительного и тактильного обследования объектов, для уточнения и обогащения восприятия
• наблюдать в природе и уголке природы, для обогащения и уточнения зрительных впечатлений
• создавать условия для освоения детьми способов и приёмов изображения знакомых предметов на основе знакомых и нетрадиционных средств художественно – образной выразительности
• побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя при этом освоенные техники
• учить ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество
• стараться вызвать интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций
Программа составлена на возрастную группу 4-5 лет, в количестве 20 человек и рассчитана на год обучения.
Режим занятий:
Средняя группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия, в год 36 занятий. Длительность занятия в средней группе -20 мин
Форма занятий – тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы
Диагностика.
Методы и приёмы диагностики
Для достижения основной цели было проведено обследование детей, оно проходило в форме диагностики и строилось на основе коммуникативного подхода к развитию художественной деятельности через нетрадиционные техники.
Использовала разнообразные, в том числе, игровые приемы.
При общении с детьми использовала демократичный стиль общения, который позволял мне создать оптимальные условия для формирования положительного эмоционального микроклимата в группе.
Применяла мягкие формы руководства: совет, предложение, просьба, опосредованное требование.
Во время выполнения работы детьми, наблюдала за их настроением, активностью, умением пользовать материалами и инструментами, умением применять полученные ранее знания и навыки работы в нетрадиционных техниках рисования.
Цель проведения диагностики:
1. Выявить уровень художественного развития детей
2. Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения
Характер диагностики: естественный педагогический.
Обследование проводилось по следующим направлениям:
1. Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков
2. Рисование предметное: ребёнок изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов
3. Рисование сюжетное: ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники
4. Рисование декоративное: ребёнок украшает силуэт предмета с помощью знакомых нетрадиционных техник
Методика проведения:
• Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми
• На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми
• Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла.
• По ходу фиксировать: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа. № п/п Ф. И. ребенка Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник
Начало года Конец года
Для анализа была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений.
Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник
Низкий (1 балл)
• интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен
• эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого
• ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности
• узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке
• основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет
• ребёнок рисует только при активной помощи взрослого
• знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими
• не достаточно освоены технические навыки и умения
Средний (2 балла)
• у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем
• он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний
• знает способы изображения некоторых предметов и явлений
• правильно пользуется материалами и инструментами
• владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого
• проявляет интерес к освоению новых техник
• проявляет самостоятельность
Высокий (3 балла)
• ребёнок видит средства выразительности : яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки
• быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках
• владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования
• передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом
• обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках
• умеет создать яркий нарядный узор
• может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками
• может объективно оценивать свою и чужую работу (для детей старшего дошкольного возраста)
Годовое перспективное планирование кружка
(Тема занятия, нетрадиционные техники, задачи, материал)
Сентябрь
1
Диагностика. Совершенствовать различные умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
2
«Мухомор» Рисование пальчиками, фон – монотипия. Упражнять в рисовании пальчиками. Познакомить с техникой монотипии для создания фона. Воспитывать аккуратность. Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, пластиковые доски, салфетки.
3
«Ветка рябины» Рисование пальчиками Развивать чувство композиции, цветовосприятия. Воспитывать аккуратность. Листы бумаги, гуашь, пастель, трафарет листьев рябины, фломастеры или карандаши (для закрашивания листьев, салфетки.
4
«Яблочный компот» Штамп, рисование ватной палочкой. Учить украшать вырезанную из белого картона банку, используя печатание яблоками. Учить использовать в рисовании ватные палочки для изображения ягод смородины. Учить украшать поделку. Вырезанные силуэты банок из белого картона, гуашь, яблоки, ватные палочки, кисти. Для украшения: салфетки, тесьма.
Октябрь
1
«Укрась платочек». Оттиск пробкой. Рисование пальчиками Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма.
2
«Красивый букет» Печатание растений Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность. Засушенные листья, краска, кисти, бумага.
3
«Разноцветные бабочки». Монотипия, обведение ладони и кулака. Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак - маленькая). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки. Силуэты симметричных, ассиметричных предметов. Лист бумаги, гуашь, кисть, простой карандаш, принадлежности для рисования.
4
«Осенние листочки». Отпечаток листьев. Набрызг. Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях ил тампонах при печати. Лист черного цвета, гуашь, поролоновые тампоны трафареты, принадлежности для рисования
Ноябрь
1
«Два петушка». Рисование ладошкой Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус. Цветные карандаши, листы бумаги
2
«По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли» Рисование смятой бумагой. Учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику. Газета, листы бумаги, разноцветные краски.
3
«Первый снег». Оттиск печатками из салфетки Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Листы бумаги, цветные краски, салфетки
4
«Цыпленок» Рисование с помощью риса, ватные палочки Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок, аккуратно окрашивать рис, «оживлять» работу с помощью ватной палочки. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Шаблон, клей, ПВА, рис, ватные палочки, гуашь
Декабрь
1
«Снежная семья». Рисование способом тычка. Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком. Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.
2
«Елочка». Пластилинография. Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне. Рисунок с изображением елочки;
пластилин.
3
«Елочка» (продолжение). Пластилинография. Продолжить мозаику из пластилина. Рисунок с изображением елочки;
пластилин.
4
«Ёлочка пушистая, нарядная». Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Листы бумаги, цветная гуашь,
жёсткие кисти
Январь
1
«Узоры на окнах». Раздувание капли Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. Тонированная бумага,
белая бумага, гуашь, пипетка
2
«Мои рукавички». Оттиск пробкой, картофелем рисование пальчиками Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Лист бумаги с изображением рукавички,
пробки, цветная гуашь.
3
«Снеговичок» Комкание бумаги (скатывание) Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т. д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей ПВА.
4
«Дед Мороз». Аппликация из ваты. Учить скатывать ватные шарики и наклеивать на основу рисунка. Цветной картон синего цвета (по количеству детей, комочки ваты, клей, рисунок на картоне Деда Мороза.
Февраль
1
«Мое любимое дерево». Рисование мазком, монотипия, набрызг. Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные техники: сентябрь-монотипия, октябрь - мазки, ноябрь - набрызг. Учить соотносить количество листьев и цвет. Развитие чувства композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках. Пейзажи, гуашь, набор кистей, трафареты и принадлежности для рисования.
2
«Зимний пейзаж». Кляксография. Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение. Черная и цветная гуашь, лист,
пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.
3
«На что похоже?» Техника монотипии Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки
4
«Подарок папе». Разные Вызвать желание порадовать пап и дедушек. Материал для аппликации
Март
1
«Букет для мамы». Рисование ладошками. Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику. Листы бумаги с заготовками вазы и стебля цветка, гуашь, кисти.
2
«Какого цвета весна». Монотипия. Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки.
3
«Берег реки». Рисование по сырому фону Закрепить умение рисовать по сырому фону, смешивать краски прямо на листе, развивать творчество, фантазию. Литы бумаги формата А4, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки.
4
«Волшебная страна – подводное царство». Рисование ладошками Учить передавать образ, продолжать работу по смешению цветов. Листы бумаги круглой формы (тарелочки); гуашь.
Апрель
1
«Звездное небо». Печать поролоном по трафарету; набрызг Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, паралон.
2
«Расцвели одуванчики». Метод тычка. Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы, умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о весенних цветах. Тонкая кисточка, листы бумаги, гуашь.
3
«Хмурый день». Пластилиновая живопись Учить детей наносить тонкий слой пластилина на основу, смешивать пластилин на картоне; воспитывать аккуратность и творчество в работе. Картон, доска, пластилин, стеки,губка, смоченная водой.
4
«Совушка - сова». Пластилиновая живопись Учить наносить тонкий слой пластилина на основу, печатками рисовать контур совы, учить рисовать сову с помощью штрихов, упражнять в передаче выразительности образа птицы, через нанесение штрихов (глаза смотрят в сторону, вверх, вниз). Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой, печатки
Май
1
«Попугаи». Рисование ладошками. Закреплять умение рисовать ладошками, повторение сочетание цветов. Лист белой бумаги, гуашь, салфетки.
2
«Цветочная поляна». Рисование ватными палочками Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки.
3
«Цветущая веточка». Смешенная техника. Рисование зелени методом тычка, изображение цветов ватными палочками. Листы бумаги с изображением веток с листочками; гуашь, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, салфетки; ветка с цветами черёмухи или жасмина.
4
«Салют». Акварель или гуашь, восковые мелки Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка. Все принадлежности для рисования.
Используемая литература.
1. Учебно-методическое пособие. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» для средней группы группы.
2. Г. С. Швайко Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: подготовительная группа. Программа, конспекты. – М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003
3. Г. Н. Давыдова Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Москва 2013г.
4. Т. А. Цквитария Нетрадиционные техники рисования Интегрированные занятия в ДОУ
5. Е. В. Баранова, А. М. Савельева От навыков к творчеству Обучение детей от 2-7 лет технике рисования.
6. Г. С. Швайко Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: подготовительная группа. Программа, конспекты. – М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003