Ширманова Людмила Николаевна
Программа кружка по физическому развитию «Школа мяча» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ Школа № 1591 Дошкольное отделение корпус №7
физическому развитию
«Школа мяча»
(для детей 4-5 лет)
Инструктор по физическому воспитанию
Ширманова Людмила Николаевна
2017- 2018г.
Аннотация
Актуальность:
Публикация «Программа кружка по физическому развитию „Школа мяча“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Мяч, мячик
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Физкультура, уроки по физической культуре
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Факты из медицинской практикии данные статистики говорят о том,что многие дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к выраженным функциональным нарушениям в организме: снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры влечёт за собой нарушение осанки, координации движений,выносливости, гибкости и силы,плоскостопие, вызывает задержку возрастного развития.
Чтобы удовлетворить потребность детей в двигательной активности в детском саду необходимо проводить дополнительные кружки по физическому развитию.
Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячом различного объёма развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработки хорошей осанки. Поэтому упражнения и игры с мячом занимает одно из главных мест в физкультурно - оздоровительной работе и Навыки ловли успешно формируются в индивидуальной работе с детьми. Хорошему владению мячом способствуют разнообразные индивидуальные упражнения в «Школе мяча», которые проводятся два раза в неделю в течение всего учебного года. В таких упражнениях, как подбрасывание мяча вверх и ловля его с хлопком, с поворотом вокруг себя, формирую у детей навык подбрасывать мяч повыше и прямо над собой, чтобы успеть похлопать в ладоши или повернуться вокруг себя и поймать мяч.
В работе со старшими дошкольниками имеют место и упражнения в бросании, ловле и отбивании мяча одной рукой. Эти упражнения постепенно усложняются с увеличением высоты подбрасывания, количество подбрасываний подряд. Подбрасывание и ловля мяча требует дифференцированных действий: захвата мяча, силы замаха, согласования со способами бросания (снизу, от груди, от плеча, сбоку, сзади). При разучивании этих движений обращаю внимание детей на фазы : приготовиться, прицелиться, бросить. В игровых заданиях движения выполняются слитно. Необходимо следить, чтобы дети проделывали упражнения правой и левой руками. При ловле мяча одной рукой его встречают кончиками пальцев, ладонью, после чего рука с мячом плавным движением отводится немного назад, если мяч летит навстречу, или вниз, если мяч падает сверху. Движения рук и кистей смягчают прием мяча. Во время ловли мяча ребенку необходимо смотреть на мяч, пока он не возьмет его в руки. Такими же мягкими и плавными движениями осуществляется отбивание мяча об пол как на месте, так и с продвижением вперед. Последнее называется ведением мяча. Поступательное движение мячу придают кисти и предплечья.
Задания для старше- ловкости, точности, быстроты, чувства ритма, силы, выносливости. Например (для развития ловкости) : подбрасывание и ловля мячей из разных положений – стоя на коленях, сидя по –турецки, другие упражнения из «Школы мяча».
На занятиях и в самостоятельных играх у детей шестого года совершенствуются и закрепляются навыки всех способов катания, бросания и ловли. Значительно улучшается владение мячом. Широко используются упражнения из «Школы мяча». К концу учебного года ребята осваивают технику перебрасывания мяча друг другу двумя руками снизу, от груди, сверху, а также двумя руками с отскоком от земли. Дети упражняются в перебрасывании мяча и во время передвижения в парах. Стоя на месте, из разных исходных положений, через сетку.
Совершенствуются навыки ведения мяча правой и левой руками. Становится возможным ведения мяча на большой скорости, на значительном расстоянии (20-30м, выполнение при этом дополнительных заданий. В результате упражнений движения ребенка становятся координированными, он овладевает умением управлять мячом, мягко отталкивая его кистью. Чтобы проверить степень владения мячом, предлагаю ребятам игровые варианты «Ведения мяча с закрытыми глазами», например: вести низко у самого пола. Дети могут выполнять сложные точные движения с мячом, развивая ловкость : удары об стенку с заданиями, «Вперед с мячом», «Не теряй мяч», «Передай мяч», «Пройди с мячом». Игры с мячом развивают товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Они требуют выдержки, решительности, смелости. Дети учатся управлять своими движениями в разнообразных условиях, в различных игровых ситуациях. Считаю, что упражнения и игры с мячом являются средствами, гармонически развивающими ребенка, дающими значительный оздоровительный и воспитательный эффект, обеспечивают необходимую физическую нагрузку на все группы мышц. Обязательное обучение детей спортивным играм : «Пионербол», «Баскетбол», «Волейбол»
Поэтому владение детьми мячом занимает одно из ведущих мест в моей физкультурно – оздоровительной работе с дошкольниками.
Цель программы : стимулировать интерес детей к занятиям физической культурой и спортом, предусматривает воспитание чувства ответственности за свое здоровье.
Проблема:
Поверхностный интерес родителей и детей к мячу,играм с ним. Дефицит движений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
1. учить детей передавать — ловить мяч, развивать умения согласовывать действия с товарищами;
2. развивать глазомер, контролировать траекторию полета мяча; 3. обучать основным способам ведения и владения мяча в игровых формах;
4. учить детей передавать двумя руками от груди, ловить его;
при ведении мяча не бить по нему, а толкать его вниз, вести мяч вперед — сбоку, а не прямо перед собой, смотреть вперед, а не вниз перед собой (это сложная техника, которую дети осваивают постепенно).
Оздоровительные задачи:
сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
создавать условия для удовлетворения естественной потребности детей в движении;
дозировать физическую нагрузку с учетом состояния здоровья детей и их функциональных возможностей.
Воспитательные задачи:
развивать у детей интерес к подвижным играм и физическим упражнениям с использованием разных предметов;
формировать у детей умение играть дружно, согласовывая свои действия с действиями других;
побуждать детей к самостоятельности и умению проявлять активность в играх и упражнениях.
Место проведения : спортивный зал, спортивная площадка.
Форма обучения:специально организованные занятия; игровые упражнения,групповые,подгрупповые и индивидуальные упражнения по овладению техникой игры с мячом.
Занятия кружка «Школа мяча» проводятся для детей старшего дошкольного возраста 2 раза в неделю в вечернее время инструктором по физическому воспитанию. Общее количество занятий за учебный год – 72
Продолжительность занятия для детей 4-5 лет– 20-25 минут.
Педагогический анализ знаний, умений, навыков детей (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный – в октябре, итоговый – в апреле)
Требования к уровню подготовки воспитанников в результате освоения
программы по физическому воспитанию «Школа мяча».
В результате освоения данной программы воспитанник должен уметь:
- бросать мяч вверх, об землю и ловить его несколько раз подряд одной и двумя руками;
- прокатывать набивные мячи из разных исходных положений: стоя, сидя, стоя на коленях;
- перебрасывать мяч из разных положений, во время ходьбы и бега;
- перебрасывать мяч друг другу через сетку;
- передавать мяч с отскоком от пола из одной руки в другую стоя и в движении;
- отбивать мяч одной рукой от пола на месте и в движении;
- вести мяч, продвигаясь вперед бегом, прыжками, между предметами;
- бросать мяч в цель из положений стоя, на коленях, сидя;
- забрасывать мяч в баскетбольное кольцо
Организация образовательной деятельности
На занятиях и вне занятий:
- Проведение бесед об истории и правил спортивных игр с мячом
-Дети должны освоить технику игры в пионербол, волейбол, баскетбол
-Действия с мячом: ловля,передача,ведениеи забрасывание в корзину, подача мяча
-Перемещение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, поворотами
Обучения способам действия:
- Верхняя подача мяча
-Передача сверху двумя руками
-Приём мяча снизу двумя и одной рукой
-Отбивание мяча об пол
-Перебрасывание мяча через сетку
-Ведение мяча ногой
Перспективное планирование
на 2017-2018 учебный год
Дата Тема занятия Программное содержание Количество часов
Сентябрь
1. Диагностика
2. Броски мяча
Выявить уровень физической диагностики.
Учить бросать мяч вверх с хлопками
Упражнять в перебрасывании мяча
1
2
Октябрь 1. Катание мяча
2. Ведение мяча Учить катать мяч между предметами и в цель.
Научится управлять мячом,чувствовать его.
Бросание мяча друг другу разными способами.
2
2
Ноябрь 1. Передача мяча
2. Подбрасывание мяча Передача мяча двумя руками от груди,ловля мяча в парах, развивать глазомер, внимание и ориентировку в пространстве.
Броски мяча вверх и ловля его на месте
не менее 10 раз,
Воспитывать ловкость
4
4
Декабрь 1. Отбивание мяча.
2. Метание мяча в цель
3. Обучение подвижным играм с мячом. Учить отбивать мяч двумя руками на месте и в движении.
Учить отбивать мяч правой,левой рукой.
Воспитывать ловкость и координацию.
5
4
Январь 1. Перебрасывание мяча
2. Отбивание мяча Учить перебрасывать мяч через сетку
Совершенствовать метание набивного мяча.
Воспитывать выдержку.
4
3
Февраль 1. Подбрасывание и отбивание мяча
2. Забрасывние мяча Учить отбивать мяч одной рукой на месте.
Упражнять в быстрой смене движений.
Учить забрасывать мяч в кольцо.
3
4
Март 1. Перебрасывание мяча
2. Обучение подвижной игре «Кувшинчик» Контролировать мяч в движении.
Подготовить детей к подвижной игре, приучать выполнять правила игры.
5
5
Апрель
1. Отбивание мяча в процессе подвижной игры.
Отрабатывать технику ведения мяча
8
Май 1. Передача мяча.
2. Перебрасывание мяча.
Обучение техники приёма и передачи мяча.
Поощрять у детей ловкость,быстроту реакции во время игры.
8
8
Всего 72
Календарно-тематическое планирование курса
1-й год обучения
№ п/п Тема
Содержание
1 Вводная
Инструктаж по технике безопасного поведения в спортивном зале. -Знакомство с залом, с оборудованием
2 Определение уровня физической подготовленности детей -Отбивание мяча (не менее 10 раз не теряя мяча)
-Подбрасывание и ловля мяча двумя руками
-Броски мяча об пол и ловля
3 Броски мяча -Броски мяча в корзину, об пол, о стенку; двумя руками, одной рукой
4 Подбрасывание мяча -Учить бросать мяч вверх с хлопками перед грудью,за спиной, под ногой, «щёчки»
5 Перебрасывание мяча в парах -Перебрасывание мяча через сетку друг другу разными способами.
6 Отбивание мяча Отрабатывание техники ведения мяча.
7 Перекатывание мяча Перекатывание мяча в парах,в кругу, в разных направлениях
8 Передача мяча Передача мяча в парах на месте, в движении, в беге во время игры
9 Забрасывание мяча в корзину, в ворота Забрасывание мяча в корзину с трёх шагов,издалека Забрасывание с точностью,мяча в ворота
10 Метание мячом в цель Метание мяча в вертикальную цель, сбивание кеглей, любых предметов.
Расписание занятий
Дни занятий Время занятий Возраст группы
Вторник 1 занятие
15.45-16.05
2 занятие
16.15-16.45
Средняя
Старшая
Четверг 1 занятие
15.45-16.05
2 занятие
16.15-16.45
Средняя
Старшая
При создании программы опиралась на нормативные документы:
1. Закон об образовании
2. Устав ГБОУ
3. Комплексную программу «Истоки»
4. Основную общеобразовательную программу ГБОУ
Используемая литература:
1. Николаева Н. И. «Школа мяча» - издательство «Детство- пресс», 2008.
2. Воротилкина И. М. «Физкультурно- оздоровительная работа в ДОУ»- издательство НЦ ЭНАС,2004.
3. Сочеванова Е. А. «Подвижные игры с бегом для детей 4-7 лет»- «Детство –пресс», 2009.
4. Филиппова С. О. под ред. «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения» - «Детство –пресс», 2005.
5. Хабарова Т. В. «Развитие двигательных способностей старших дошкольников» - издательство «Детство- пресс», 2010.
Приложение№1
Игра в «Пионербол»
1. Две команды. Состав команды от 3 до 8 человек
2. Подача выполняется броском одной рукой через сетку
3. С мячом можно делать не более трёх шагов по площадке, после чего его необходимо либо передать игроку по команде, либо перебросить через сетку.
4. Разрешается совершать не более одного паса в атаке.
5. Игра проводится из двух или трёх партий до 25 очков. Если счёт в партии достигнет равный, то игра в ней продолжается до разницы в два очка.
Команда теряет право на подачу если:
1. Мяч не долетел до сетки, пролетел под сеткой.
2. Мяч коснулся пола на своей площадке.
3. Сделано более трёх шагов с мячом в руках.
Подвижные игры с мячом для воспитателей и родителей
1. Обман
Дети становятся в круг, руки за спину. Один ребенок с мячом становится в центр круга. Он кидает мяч одному из стоящих, и тот должен вытянуть руки вперед, чтобы поймать мяч. Однако ведущий может сделать обманный выпад. И тот, кто вытянет руки вперед, меняется с ним местами.
2. Чудеса ловли мячей
Один или несколько детей становятся рядом друг с другом на стартовую линию. Цель в зависимости от пожеланий может находиться в нескольких метрах позади них. Перед детьми становится ведущий, который кидает им по очереди мяч. Тот, кто поймает мяч, и бросит его обратно ведущему, может сделать шаг назад. Тот, кто уронит мяч, остается стоять на прежнем месте. Ведущий не меняет свое положение, соответственно, расстояние между ним и детьми постоянно увеличивается. Тот, кто первый дойдет до цели, становится ведущим
3. Дальний бросок
Ребенок становится прямо перед стеной дома. Он бросает мяч и ловит его. Затем отступает на шаг и снова бросает. Действие необходимо повторять до тех пор, пока мяч поймать не удастся. Неплохо будет усложнить игру и попросить ребенка, чтобы он перед тем, как поймать мяч, хлопал в ладоши.
4. Попади мячом в цель
Перед стеной дома начертите мелком на земле круги. Они должны находиться на расстоянии примерно три метра от стены дома. Ребенок кидает мяч в стену так, чтобы он при приземлении попал в один из кругов.
5. Свободный мяч
Дети становятся в круг, ноги на ширине плеч так, чтобы ступни соприкасались со ступнями соседа. Ведущий стоит в центре круга и пытается бросить мяч между широко расставленными ногами. Дети должны любыми способами, помогая себе и руками и ногами, не позволить мячу выкатиться из круга. Тот, кто упустит мячик, становится ведущим.