Елена Водясова
Программа кружка по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики» для детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка по развитию мелкой моторики для детей 2–3 лет
Составитель:
воспитатель МАДОУ «ЦРР-д/с №8»
Водясова Елена Валерьевна
г. о. Саранск 2019 – 2020г.
1. Паспорт программы
Наименование программы Программа кружка по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики»
Руководитель программы Воспитатель Водясова Елена Валерьевна
Публикация «Программа кружка по развитию мелкой моторики „Ловкие пальчики“ для детей 2–3 лет» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Организация-исполнитель МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №8» г. о. Саранск
Адрес организации-исполнителя г. о. Саранск, Т. Бибиной, д. 3
Цель программы Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев
рук; развитие двигательных и познавательных способностей детей;
развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно-практических действий.
Направленность программы Познавательная
Срок реализации программы 1 год
Вид программы, уровень реализации программы Адаптированная, дошкольное образование
Система реализации контроля над исполнением программы Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения
Ожидаемые результаты программы 1. Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.
2. Овладение разными видами ручной умелости.
3. Овладение приемами работы с разными предметами.
Актуальность.
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития
мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа
речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики
помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым
позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в
дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления
ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной
умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения
письмом.
Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают
работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к
познавательной и творческой активности. Высокое развитие
познавательных процессов является актуальным и значимым в современном
обществе.
Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы,
но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить
коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной
деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных
процессов - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к
начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе
выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые
во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на
занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою
успешность
Пояснительная записка.
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на
развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения
предметно-практических действий Методика программы позволяет детям
интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов
деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие
познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не
утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения
внимания. Программа позволяет посещать занятия не только здоровым
детям, но и детям с отклонениями в развитии.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры,
максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит
естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания
безопасны для жизни и здоровья детей.
Программа описывает курс по развитию мелкой моторики для детей
2 – 3 лет. В ДОУ ведется кружковая работа, занятия проводятся 1 раз в неделю по 10 минут.
Цель: Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев
рук; развитие двигательных и познавательных способностей детей;
развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно-практических действий.
Задачи:
Обучающие:
1. Учить детей владеть графическими навыками:
раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставлять не закрашенных мест.
2. Учить работать с бумагой.
3. Обучать приемам работы с пластилином обогащать тактильный опыт детей : учить узнавать на ощупь предметы и материалы.
Развивающие :
1. Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
2. развивать способности координированной работы рук со зрительным
восприятием.
3. Развивать творческую активность.
4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе
предметно-практических действий;
Воспитывающие:
1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное
отношение к работе.
2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
3. Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
Основные направления работы для развития мелкой моторики рук.
Пальчиковый игротренинг
Массаж кистей рук.
Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
Ручная умелость.
Работа с пластилином, бумагой.
Развитие графических навыков.
Рисование.
«Игры с предметами».
Игры и действия с мелкими предметами.
Узнавать предметы на ощупь.
Работа с крупой, фасолью, горохом.
Нанизывание бус, пуговиц на проволоку.
Выкладывание узоров из семян.
В разделе «Пальчиковый игротренинг» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой лепки, знакомятся со свойствами бумаги. Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения. В разделе «Графические навыки» дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш. В разделе «Игры с предметами» у детей совершенствуются двигательные навык, развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу.
Результатом работы по данной программе должно стать :
1. Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня,
соответствующего данному возрасту.
2. Овладение разными видами ручной умелости.
3. Овладение приемами работы с разными предметами.
Перспективное планирование.
Тема занятий
Цель занятий
Содержание
Сентябрь
«Детский сад и
игрушки».
Развивать мелкую
моторику пальцев,
тактильную
чувствительность.
Формировать графические
умения и навыки.
1. Пальчиковая гимнастика
«Дружат пальчики».
2. Катание ребристого
карандаша между ладонями (массаж)
3. Раскрашивание игрушек.
Октябрь
«Осень». Развивать уровень мелкой
моторики и тактильной
чувствительности.
Закрепить умение
придавливать шарики,
добиваясь изображения
листьев. 1. гимнастика
«Мы осенние листочки».
2. «Листопад»- лист желтой бумаги порвать на мелкие кусочки.
3. Пластилинография. Коллективная работа-панно «Осеннее дерево».
Ноябрь
«Огород. Овощи».
Развивать координацию
движений пальцев рук.
Учить раскрашивать
не выходя за контур.
1.«Дид. Игра «Чудесный
мешочек». Назвать
овощи.
2. Пальчиковая гимнастика «Капуста».
3. Рисование «раскрась овощи»
Декабрь
«Зима».
Развивать мелкую
моторику пальцев;
Учить составлять дом из 2 частей, развивать координацию кистей рук. 1. изготовление снежных комков из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями.
2. Дидактическая игра «Сложи домик»
Январь
«Зимние Забавы» Продолжать работать над развитием мелкой моторики.
Учить составлять целое из 3 частей, развивать координацию кистей рук 1. Пальчиковая игра «1,2,3,4 мы с тобой снежок лепили»
2. Дидактическая игра «Веселый снеговик».
Февраль
«Зимующие
птицы».
Развивать мелкую
моторику пальцев.
Упражнять в рисовании тычком, развивать координацию. 1. Угощение для птиц.
Сортировка семян: фасоль, горох.
2. Пальчиковая игра «Снегири»
3. рисование «рябина для птиц»
Март
«Дом. Семья».
Развивать мелкую
моторику пальцев;
ориентировку на
плоскости.
Развивать навыки лепки 1. Пальчиковая гимнастика «семья»
2. «Мой дом» построить высокую башню-дом из кубиков
3. Лепка «Пирог»
Апрель
«Весна» Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.
Учить работать с крупой. 1. «Потекли ручейки» -рисование пальцами на манке.
2. Нанизывание пуговиц, бусин ( чередование: маленькая, большая.)
Май
«Лето» Продолжать работать над
развитием мелкой
моторики
Совершенствовать память,
внимание, логическое
мышление. 1. «Быстрые ножки» -«ходьба» указательным и средним пальцами
2. Пальчиковая игра «Пчелы»
3. Коллективная работа-панно
«Лето».