Наталья Дуплинская
Программа кружка «По дороге к азбуке» (коррекция и развитие речи)
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка «По дороге к азбуке»
(коррекция и развитие речи)
извлечение из основной общеобразовательной программы дошкольного образования
для детей 5 -6 лет
Пояснительная записка
Публикация «Программа кружка „По дороге к азбуке“ (коррекция и развитие речи)» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Программа кружка по коррекции и развитию речи детей 5-7 лет разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении детском саду «Родничок» с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей этого возраста.
Данная программа рассчитана на два года с детьми от 5 до 7 лет.
Актуальность: программа ориентирована на развитие устной речи детей, подготовку к обучению грамоте в начальной школе и предупреждение ошибок в чтении и письме.
^ Цель программы : развитие и коррекция умений говорения и слушания,
обогащение активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие грамматического строя речи, умений связной речи, фонетико-фонематических представлений с опорой на речевой опыт ребенка — носителя языка.
Задачи:
1. формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
2. развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;
3. формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;
4. развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления;
5. развитие учебных умений : умений работать в коллективе и взаимодействовать, доводить начатое до конца, работать внимательно и сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
6. развитие умений общения со взрослыми и сверстниками, умений видеть мир глазами другого человека;
7. развитие умения говорения и слушания (5-6 лет);
8. развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
9. обогащение активного, пассивного, потенциального словаря;
10. развитие и коррекция грамматического строя речи, связной речи с опорой на речевой опыт ребенка —носителя языка;
11. развитие умений оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;
12. развитие звуковой культуры речи;
20. расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.
Решение этих задач осуществляется в процессе занятий по развитию речи и подготовке к обучению грамоте с детьми 5-6 лет
^ Предмет коррекции : речь.
Объект коррекции : дети с 5 лет с низким и нижесреднего уровнем речевого развития
Форма проведения занятий: подгрупповая.
Методы: логопедические игры и упражнения, приемы дыхательной и артикуляционной гимнастики, физкультминутки.
^ Содержание кружковой работы (5-6 лет)
1. Лексическая работа:
-наблюдение за лексическим значением слов — название предметов, признаков, действий;
за многозначными словами, словами с противоположным значением в речи;
-обогащение словарного запаса детей словами тематических групп в соответствии с темами бесед;
-развитие умения делить слова на тематические группы по смыслу, группировать слова;
-создание условий для употребления новых слов в собственной речи.
2. Развитие грамматического строя речи :
-наблюдение за образованием слов приставочным и суффиксальным способами по определенным моделям, упражнение в образовании слов по образцу;
-наблюдение за однокоренными словами, выделение их из группы слов, подбор однокоренных слов;
-формирование навыка образования и употребления форм слов, согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
-практическое знакомство со словосочетанием и предложением;
-знакомство с предлогами; развитие умения выделять предлоги из словосочетания и предложения, подбор предлогов к словам* исправление ошибок и употребление предлогов.
3. Развитие связной устной речи :
-обучение ответам на вопросы, диалогической речи;
-обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов;
-обучение подробному пересказу текста;
-обучение составлению устной загадки-описания, рассказа-описания, рассказа по сюжетной картине, по серии картинок, по опорным словам и т. д.
4. Развитие простых форм звукового анализа:
-знакомство со звуками; гласные и согласные звуки; выделение звука в начале слова; твердые и мягкие согласные звуки.
Перспективный план кружковой работы в старшей группе
(одно занятие по 30 мин. в неделю по четвергам, всего занятий в течение учебного года - 28)
№ занятия Число Тема занятия
1 06.10 Осень.
2 13.10 Овощи-фрукты. Звуки [А], [О], [Э]
3 20.10 Геометрические фигуры. Звуки [Ы], [У], [И].
4 27.10 Дом. Семья. Согласные звуки
5 10.11 Посуда. Звуки [М], [М`].
6 17.11 Рабочие инструменты
7 24.11 Одежда. Обувь. Головные уборы.
8 01.12 Звуки [П], [П`].
9 08.12 Зима. Звуки [Н], [Н`].
10 15.12. Звери. Звуки [Л], [Л`].
11 22.12 Домашние животные. Звуки [В], [В`] и [Ф], [Ф`].
12 28.12 Птицы. Звуки [Т], [Т`].
13 20.01. Животные жарких стран. Звук [Ж].
14 26.01. Рыбы. Звук [Щ`].
15 02.02 Продукты. Звук [Б].
16 09.02. Магазины. Звук [Б`].
17 16.02 Транспорт. Звуки [Р], [Р`].
18 02.03. Профессии. Звуки [Х], [Х`].
19 16.03. Почта. Звук [Ч`].
20 23.03. Театр, музыкальные инструменты
21 30.03. Звуки[Ч`], [Щ`].
22 06.04. Спорт. Звуки [Ч`], [Щ`].
23 13.04. Весна. Звук [Ц].
24 20.04. Детский сад. Звук [Д].
25 27.04. Плоды, семена. Звук [Ш].
26 04.05 Цветы. Звуки [З], [З`].
27 11.05. Лето, насекомые. Звуки [Ж], [З].
28 18.05. Итоговое занятие
Оценочные и методические материалы (мониторинг)
За год каждый ребенок обследуется 2 раза: в начале и конце года, после завершения курса.
Используемые методы: наблюдение во время занятий, беседа, составление диаграмм,
диагностики:
• Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста (Злобенко М. П., Ерофеева О. Н.,
• Морозова И. В., Мишуткина Э. П.)
• Логопедическое обследование