Юлия Петрова
Программа индивидуальной работы с ребенком дошкольного возраста «Развитие речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность программы
«Первоначальная функция речи коммуникативная. Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания»
(Л. С. Выготский)
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта актуальным становится внимание к одной из задач деятельности воспитателя - это развитие речи детей.
Публикация «Программа индивидуальной работы с ребенком дошкольного возраста „Развитие речи“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Одним из важнейших средств познания окружающего мира для детей 3 лет является возможность понимать речь и говорить. У ребенка возникает потребность спрашивать взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира, что служит основой для развития диалогической речи. Вместе с тем в речевых возможностях детей данного возраста наблюдаются большие индивидуальные различия.
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст.
Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. Таким образом, при систематической работе по развитию речи у детей активизируются познавательные процессы, расширяется активный и пассивный словарь, формируется культура речевого общения. Развитие памяти, восприятия, мышления, внимания позволяет развивать у детей интеллектуальные и творческие возможности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в РФ ориентирует работников дошкольного профиля при выборе задач и содержания работы не столько на приобретение дошкольниками определенной суммы знаний, сколько на открытие перед ними «науки жизни», которая способствовала бы формированию творческих личностей с развитым чувством собственного достоинства. В соответствии с образовательным стандартом до конца дошкольного периода ребенком должны быть усвоены литературные нормы и нормы культуры речи, культура общения на родном языке.
В конце учебного года на основе результатов диагностирования детей выяснилось, что у Ивана Ф. есть проблемы по развитию речи.
В связи с этой проблемой разработала программу индивидуальной работы с Иваном Ф. по развитию речи.
Цель
- создать условия для развития речи у ребёнка.
Задачи
- Расширение и уточнение словаря;
- совершенствования грамматического строя речи;
- привлечение внимания детей к собственной речи;
- развитие речевого аппарата.
Содержание деятельности
1) Расширение и уточнение словаря:
- введение в активный словарь новых слов и понятий;
- реализация обиходного словаря через создание игровых ситуаций.
2) Развитие грамматического строя речи :
- формирование навыка согласования слов в словосочетании;
- формирование навыка образования имен существительных суффиксальным способом («Назови ласково», форма числа имен существительных («Скажи со словом много»);
- развитие умения употреблять предлоги в речи.
3) Работа над звуковой культурой речи :
- развитие артикуляционного аппарата;
- знакомство со звуками русского языка.
4) Развитие связной речи :
- рассказывание о предмете;
- рассказывание о себе по вопросам педагога;
- рассказывание по сюжетным картинкам, по серии картинок совместно с воспитателем и другими детьми.
месяц Мероприятие: форма, название Задачи мероприятия Участники
сентябрь Предварительная педагогическая диагностика Проверить уровень сформированности речи у ребёнка
Ребёнок, воспитатель
октябрь Упражнение "Домик открывается-закрывается"
Беседа по картине с животными "Кто как кричит?" Развивать артикуляционную моторику
Учить отвечать на вопросы по содержанию сюжетной картинки
ноябрь
Упражнение "Дождик"
Игра "Кап-кап и куп-куп" Развитие мелкой моторики
Способствовать развитию слухового
восприятия, внимания, памяти
декабрь Упражнение "Подуем на горячую картошку"
"Как нам транспорт помогает" Развитие артикуляционной моторики
Побуждать рассказывать об изображенном на картинке
январь "Что бывает зимой?"
Игра "Что звучит в коробочке"
Развитие грамматического строя речи
Способствовать развитию слухового
восприятия, внимания, памяти
февраль Игра "Угадай игрушку"
"Мишка спрятался в берлоге" Развитие слухового
восприятия, внимания, памяти
Развитие грамматики
март Рассказы о своей семье
Рисование горизонтальных линий "Дорожка для Вани" Побуждать правильно отвечать на вопросы
Развитие графических навыков
апрель Педагогическая диагностика ребёнка Проанализировать результаты работы
Предполагаемые результаты
- расширен словарный запас у ребёнка;
- грамматический строй речи соответствует возрастным особенностям;
- динамическое развитие речевого аппарата.
Материально-техническое обеспечение
- игрушки;
- дидактические игры;
- картины, демонстрационный и раздаточный материал;
- произведения художественной литературы;
- использование видеоматериалов (слайды, мультфильмы).
Список использованной литературы
- Диагностика речи дошкольников. В. Н. Макарова. - М., 2008.
- Занятия по развитию речи в детском саду. О. С. Нианова
- Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф. А. Сохина. - М., 1990.
- Хрестоматия для детей раннего возраста.