Галина Жигалова
Программа кружка эколого-краеведческой направленности для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа эколого-краеведческой направленности «Мои корни» для детей 5-6 лет
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы :
Данная программа реализуется в рамках социально – личностного развития дошкольника, учитывает возрастные особенности усвоения программного материала детьми дошкольного возраста в образовательной области «Социально – коммуникативное развитие».
Публикация «Программа кружка эколого-краеведческой направленности для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
В основе лежит познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность детей. В процессе реализации программы происходит интеграция с образовательными областями: социально – коммуникативное, речевое, художественно – эстетическое и физическое развитие.
Основными документами, регламентирующими, методологические основы данной программы являются :
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно –эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
4. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы)»).
5. Постановление Правительства Российской Федерации № 666 от 12 сентября 2008 г. «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;
6. Федеральным государственным общеобразовательным стандартом дошкольного образования ;
7. Конвенцией ООН оправах ребенка;
8. Декларацией прав ребенка;
9. Санитарно- эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.
10. Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
Актуальность программы.
В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности.
В период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых.
В современных условиях в наш быт активно внедряется инородная культура, а наша родная культура незаслуженно забывается. Поэтому нам, работникам образования необходимо уделять больше внимания русской народной культуре, т. к. именно она способствует формированию чувства национальной принадлежности и национального достоинства, чувства патриотизма и любви к своей Родине.
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Актуальность программы определяется стремлением расширить знания детей о природе, истории, культуре нашей малой Родины.
Отличительные особенности.
Особенностью программы является то, что ее содержание построено на основе эколого - краеведческого материала. В программу включены темы о природе родного края. В усвоении программы большое значение имеют знакомство с календарными и семейными обрядами. Особенностью программы является и то, что кружок предоставляет больше возможностей для раскрытия творческих способностей детей.
Новизна.
Новизна программы заключается в том, что занятия помогут дошкольникам раскрыть неразрывную связь прошлого и настоящего, помогут почувствовать причастность к этому семьи, каждого человека; формировать в них потребностей в изучении родного края.
Педагогическая целесообразность программы.
Значимость образовательной области программы заключается в развитии личности ребёнка путём активизации познавательных способностей детей и реализации их устойчивого интереса к истории родного края. Средства краеведения необычайно богаты, так как включают в себя все виды знаний и деятельности человека. Это документы семей, альбомы, газеты, архивные и музейные документы и экспонаты, книги о природе, истории и культуре родного края. Это все объекты природы и социума, которые окружают ребенка, а, прежде всего – его семья, род, детский сад, школа, замечательные люди, общаясь с которыми можно чрезвычайно обогатить свою личность.
Адресат программы образовательного процесса.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 5-6 лет. Дети 5-6 лет проявляют большой интерес к истории родного края, традициям, различным природным явлениям и др. Дети этого возраста любят наблюдать явления природы, устанавливать причинно-следственные связи при знакомстве с фольклором и обычаями родного края. В этом возрасте совершенствуются умственные способности детей : более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольными – память и внимание, появляется способность анализировать и обобщать, продолжает развиваться образное мышление и интенсивно формируется логическое мышление. Дети лучше понимают речь взрослого, символическое обозначение предметов и явлений; начинают рассуждать, делать умозаключения, строить предположения. Все это позволяет усложнять содержание патриотического воспитания.
Практическая значимость.
Вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность; реализация индивидуального подхода; формирование и апробация блока диагностических методик, позволяющих управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников.
Преемственность программы.
Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
Объем и срок освоения программы.
Сроки реализации программы - 1 год.
Программа реализуется в кружковой работе.
Режим занятий: 1 занятие в неделю, в год 36 часов. Продолжительность одного занятия 25-30 минут во второй половине дня через совместную деятельность педагога и детей.
Особенности организации образовательного процесса.
Подходами к построению образовательной деятельности стали:
– гуманитарный подход, как основа учета индивидуального процесса освоения ребенком данной программы, как основа учета потребностей ребенка в самовыражении в процессе выполнения творческих заданий;
– краеведческий (региональный) подход, как основа формирования у детей нравственно – патриотического воспитания, любви к своему родному краю;
– культурологический подход, как основа формирования общей культуры ребенка, приобщение к истокам культуры малой Родины;
– непрерывность и преемственность педагогического процесса;
– дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
– системно – деятельный подход, как основа учета ведущего вида деятельности – игровой. Действия в игре – способ познания, переживания, сопричастности, как со стороны ребенка, так и со стороны педагога;
– развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Программа предполагает индивидуальные, групповые, коллективные формы деятельности; активные формы деятельности: беседы, ролевые игры, экскурсии, практические работы.
Методы обучения и воспитания.
1. Объяснительно-иллюстративный – восприятие и усвоение детьми информации.
2. Репродуктивный – воспроизведение детьми полученных знаний.
Данные методы конкретизируются по трем группам:
Словесные: рассказ, беседа, объяснение.
Наглядные: показ изделий, иллюстраций.
Практические: игры, самостоятельная работа.
Методы воспитания: поощрение, мотивация, создание проблемных ситуаций, убеждение, стимулирование.
Форма обучения: очная.
Цель и задачи программы.
Цель: дать детям целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к поселку, в котором они живут, поддерживать познавательный интерес к традициям и обычаям родного края.
Задачи воспитания:
Воспитывать осознанно-бережное отношение к человеку, к растениям, к животным, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае.
Воспитывать у детей понимание красоты природы родного края и нравственного отношения к ней.
На примере жизни людей родного края воспитывать чувства гражданской ответственности, гордости за трудовые и боевые подвиги своих земляков.
Задачи развития:
Развитие умений взаимодействовать с окружающим миром, природой Кезского района.
Развитие навыков исследовательской и познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Развитие таких качеств, как социальная активность, нравственность.
Расширять знания детей о родном поселке, как частице Удмуртской Республики.
Задачи обучения:
формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений (добро, семья, Родина и др.);
Формирование умения набирать необходимую информацию.
Результатом успешной работы по данной программе можно считать следующее:
Дети:
• Ребенок проявляет осознанно-бережное, экологически-целесообразное отношение к человеку, к растениям, к животным, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае.
• Понимает красоту природы родного края и нравственного отношения к ней.
• Проявляет чувства гражданской ответственности, гордости за боевые подвиги своих земляков.
• Знает место работы родителей, значимость их труда; испытывает гордость и уважение к труду взрослых.
• Проявляет знания детей о родном поселке, как частице Удмуртской Республики. Знает свою нацию, удмуртскую культуру, традиции.
• Сформированы первичные ценностные представления (добро, семья, Родина и др.) : испытывает любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожит своей семьей, домом; с удовольствием идет в детский сад.
• Сформированы некоторые умения набирать необходимую информацию.
• Развиты навыки исследовательской и познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
• Знает домашний адрес, название района, республики, страны. Знает флаг, герб, гимн своего района, республики.
• Знает столицу нашей Родины – Москву. Ее достопримечательности, знает флаг, герб, гимн России.
• Знает столицу Удмуртской Республики – Ижевск.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности (старшая группа) по программе «Мои корни»
1. Вводное занятие.
Ц: Определение первичного уровня знаний детей.
Теория: Беседы с детьми. Наблюдение за взаимоотношениями детей в группе.
Практика: Тестирование. Дидактические игры.
2. Осень в нашем крае.
Ц: Развивать у детей любовь к родной природе, её красоте. Пробуждать эстетические чувства. Воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними.
Теория: Беседы об осенних приметах в родном поселке. Чтение произведений об осени.
Практика: Рисование осенних пейзажей. Дидактическая игра: «Когда это бывает».
3. Транспорт наших предков.
Ц: Знакомить детей с развитием транспорта у наших предков. Расширение знаний о лошадях как о первых помощниках в работе крестьян.
Теория: Чтение литературы о развитии транспорта.
Практика: Знакомство с презентации «Транспорт наших предков».
4. Деревни рядом с нами.
Ц: Познакомить детей с особенностями жизни людей в деревне, характером их занятий. Формировать интерес и любовь к своей малой родине.
Теория: Беседы о жизни людей в деревне, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений, литературы о жизни в деревне, красоте русской природы.
Практика: Дидактические игры: «В городе, в деревне», «Деревня городу».
5. Моя улица.
Ц: Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам. Закреплять знание домашнего адреса. Учить правилам безопасного перехода через дорогу.
Теория: Беседы о родной улице. Загадки о правилах дорожного движения. Презентация «Улицы Кеза»
Практика: Рисование: «Моя дорога в детский сад».
6. Хлеб всему голова
Ц: Дать детям знания об истории появления хлеба, его разновидностях и особенностях выращивания.
Теория: Презентация «Откуда пришел хлеб» Беседа с детьми «Чем отличается пшеница и рожь»
Практика: Дидактическая игра «Угадай из чего сделан хлеб»
7. История Кезского района.
Ц: Побуждать интересоваться историей родного края. Расширять знания детей о родном поселке. Познакомить с историей появления поселка.
Теория: Рассматривание карты Кезского района. Беседа о родном районе.
Практика: Дидактическая игра «Угадай достопримечательность Кеза»
8. Животный мир Удмуртии.
Ц: Расширять представления детей о животном мире края. Формировать основы экологического мировоззрения.
Теория: Беседы о животных нашего края. Рассматривание альбомов с изображением животных, птиц, насекомых.
Практика: Дидактические игры: «У кого какой домик», «Узнай по описанию».
9. Птицы Удмуртии.
Ц: Знакомить с многообразием мира птиц родного края. Систематизировать знания о зимующих и перелётных птицах. Расширять знания о птицах живущих рядом с нами и ждущих помощи от нас.
Теория: Знакомство с презентацией «Птицы рядом с нами». Рассматривание фотоальбомов с различными птицами. Беседы о зимующих и перелётных птицах.
Практика: Загадывание загадок, чтение стихов и рисование птиц.
10. Человек без роду, что дерево без корней.
Ц: Закреплять представление детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях. Дать представление о родословной.
Теория: Беседы о членах семьи, семейных праздниках, семейном отдыхе.
Практика: Рисование: «Мои бабушка и дедушка».
11. «Красна изба углами»
Ц: Познакомить детей с устройством крестьянской избы, с мудростью предков, с продуманностью быта людей.
Теория: Знакомство с презентацией «Крестьянская изба». Рассматривание альбомов на тему «Быт крестьянина».
Практика: рассматривание экспонатов в музее (в детском саду).
12. «Щи да каша пища наша»
Ц: Познакомить со спецификой еды наших предков, с особенностями её приготовления.
Теория: Беседа о национальных блюдах удмуртов. Презентация «Кухня удмуртов».
Практика: Знакомство с разнообразными крупами. Рассматривание посуды для приготовления пищи.
13. Забавы вокруг печки.
Ц: Знакомить детей с бытом русского народа, с печкой – главной частью избы. Формировать образную речь с использованием пословиц и поговорок.
Теория: Беседы о самом важном предмете дома – печке. Анализ знакомых сказок, в которых упоминается о русской печи.
Практика: Рассматривание макета печи и печной утвари.
14. Видео-экскурсия по улицам города.
Ц: Закрепление знаний о родном поселке, его окружении, водоёмах. Формировать патриотические чувства.
Теория: Рассматривание альбомов, фотографий с видами родного города.
Практика: Составление рассказов о Кезе. Рисование «Мой поселок».
15. Что делали в старину зимой?
Ц: Расширять знания детей о быте удмуртского народа. Знакомить с понятиями «зимние посиделки», «зимние гулянья». Развивать интерес к прошлому.
Теория: Рассматривание сюжетных картин. Рассказ воспитателя.
Практика: Рисование и чтение литературы на тему «Зимние забавы».
16. Проведение промежуточного мониторинга.
Ц: Выявление уровня знаний детей.
Теория: Беседы, игры с детьми.
Практика: Дидактические игры.
17. Рождественские праздники, народные традиции и культура края.
Ц: Дать представление о народных традициях и культуре удмуртского народа. Воспитывать чувства любви и гордости за свою Родину.
Теория: Рассказ воспитателя о народных традициях и праздниках. Рассматривание иллюстраций.
Практика: Продуктивная деятельность «Поздравительная открытка».
18. О древних именах удмуртов.
Ц: Познакомить детей древними именами удмуртов. Знакомить значениями имен.
Теория Рассказ воспитателя. Беседа.
Практика: Дидактическая игра «Придумай имя».
19. Детский фольклор.
Ц: Познакомить детей с колыбельными удмуртскими песнями, учить разучивать наизусть закличку или дразнилку.
Теория: Чтение и заучивание пословиц, поговорок и дразнилок, колыбельные песни на удмуртском языке.
Практика: Заучивание заклички или дразнилки на удмуртском языке.
20. Деревья нашего края.
Ц: Знакомить детей с природой родного края, его лесами.
Теория: Рассказ воспитателя. Рассматривание иллюстраций и фотографии с изображением деревьев.
Практика: Дидактическая игра «Угадай дерево»
21. Народный костюм.
Ц: Знакомить детей с национальным костюмом удмуртского народа, его цветовой гаммой, способами украшения.
Теория: Рассматривание предметов одежды, иллюстраций с изображением костюма жителей Удмуртии.
Практика: Аппликация «Украшаем фартук удмуртским орнаментом»
22. Масленица.
Ц: Знакомить с традициями удмуртского народа, его фольклором, традициями. Воспитывать любовь к природе, уважение к традициям.
Теория: Рассказ воспитателя. Беседа. Рассматривание иллюстраций «Народные гулянья».
Практика: Разучивание закличек, обрядовых песен.
23. Как наши предки защищали Родину.
Ц: Знакомство с боевыми традициями нашего народа, воспитывать уважение к защитникам Родины. Знакомить с былинными героями.
Теория: Беседы. Чтение художественных произведений и защитниках Родины.
Практика: Рисование на тему «Наши Защитники».
24. День Защитников Отечества.
Ц: Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства.
Теория: Чтение худ. литературы, произведений о подвигах наших соотечественниках в годы ВОВ.
Практика: Изготовление подарков для пап и дедушек.
25. Знаменитые люди нашей республики.
Ц: Познакомить детей со знаменитыми земляками. Воспитывать уважение к труду и подвигам.
Теория: Рассказ воспитателя.
Практика: Рассматривание книги «Кезский район».
26. Музыкальная жизнь края.
Ц: Познакомить детей с историей развития музыкального искусства края.
Теория: Рассказ воспитателя о музыке края и музыкальной жизни.
Практика: Прослушивание народных песен.
27. Чтение сказок удмуртского народа.
Ц: Воспитывать любовь к литературе родного края.
Теория: Чтение сказок. Рассматривание иллюстраций к произведению. Беседы по содержанию.
Практика: Рисование иллюстраций.
28. Легенды и мифы, сказки и былины.
Ц: Познакомить с богатством удмуртской народной культуры – сказками, понимать их глубокий смысл.
Теория: Чтение легенд и былин удмуртского народа.
Практика: Рисование героев мифов, былин.
29. Символы нашего поселка, республики и страны.
Ц: Знакомство детей с символами поселка. Формировать уважительное отношение к государственным символам, познакомить с символическим значением герба, цветом флага.
Теория: Рассказ воспитателя. Рассматривание государственного герба и флага РФ, герба и флага родного поселка. Рассматривание герба на монетах, документах.
Практика: Дидактические игры: «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг».
30. Удмуртские народные игры.
Ц: Познакомить детей с народными играми удмуртов.
Теория: Беседа, рассказ воспитателя.
Практика: игры с детьми в удмуртские народные игры.
31. Что делали в старину весной?
Ц: Расширять знания детей о быте удмуртского народа. Знакомить с работами проводимыми весной, с растениями которые сажают в нашем крае. Развивать интерес к прошлому.
Теория: Рассказ воспитателя. Рассматривание сюжетных картин.
Практика: Рисование на тему «Что можно делать весной?».
32. Растительный мир родного края.
Ц: Расширять представления детей о природе родного края. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы.
Теория: Беседы о растениях родного края. Рассматривание альбомов, фотографий, открыток с видами родной природы. Загадки про растения, деревья.
Практика: Решение экологических задач. Дидактические игры: «Кто больше назовёт деревьев?»
33. Лекарственные растения родного края.
Ц: Расширять представления детей о природе родного края. Познакомить с лекарственными растениями, их использовании в лечебных целях.
Теория: Рассматривание альбомов с иллюстрациями лекарственных растений.
Практика: Дидактическая игра: «Зелёная аптека».
34. Насекомые нашего края.
Ц: Продолжать знакомить детей с природой и насекомыми удмуртского края, напоминать о бережном отношении к ним.
Теория: Чтение книг о насекомых. Беседа.
Практика: Рассматривание насекомых на прогулке. Рисование насекомых.
35. Малая Родина (итоговая)
Ц: Формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как родители, родная природа, родной город, Родина. Воспитывать любовь к «малой» Родине и Отечеству.
Теория: Беседа. Чтение стихотворений, литературных произведений о Родине.
Практика: Дидактические игры.
36. Проведение итогового мониторинга.
Ц: Определение уровня знаний детей.
Теория: беседы с детьми.
Практика: дидактические игры, тестирование.
Условия реализации программы.
Кадровое обеспечение: для успешной реализации программы необходим педагог, знающий удмуртский язык, педагогику и возрастную психологию, отвечающий всем требованиям профессионального стандарта.
Материально-техническое обеспечение:
1. Помещение группы, кабинет музея
2. Компьютер, проектор. Информационное обеспечение: книги.
Мониторинг.
Оценка усвоения проекта проводится с помощью мониторинга в форме бесед с детьми, наблюдений за играми, самостоятельной деятельностью, образовательным процессом, анализа продуктивных видов деятельности. В ходе бесед используются наглядные пособия в виде иллюстраций, фотографий, видео материалов, которые являются подсказками ответов на вопросы.
Отслеживание личностного развития дошкольников осуществляется методом наблюдения и собеседования.
Оценочные материалы
Уровни усвоения Программы
Чтобы выявить уровень знаний детей о родном крае, мы определили основные критерии нравственно – патриотической воспитанности:
Отношение к окружающим : сверстникам, друзьям, членам семьи и ближайшим родственникам, к взрослым в детском саду.
Знания о родном доме (улица, двор, квартира); детском саде (особенности здания детского сада, его помещений, их элементарное назначение).
Знания о родном городе: название некоторых улиц, основные предприятия и учреждения, транспорт, знаменитые земляки.
Отношение к природе родного края.
Знание государственных символов города, области, страны.
Отношение к народному творчеству.
Высокий.
Ребенок знает, в каком поселке, в какой стране он живет; знает, как называется улица, на которой он живет, улица, на которой находится детский сад, объясняет, почему она так называется. Знает и называет животных родного края. Имеет представления о предметах материальной культуры, достопримечательностях поселка, района, о предметах местного производства. Знает и различает государственную символику (флаг, герб) района, Удмуртии и России, объясняет значение цвета на флаге, изображений на гербе. Знает гимн России (музыкальное сопровождение гимна, песни о родном крае.
Средний
Ребенок имеет представление о родном крае, его природе, растительном и животном мире, достопримечательностях, чем богат родной край. Узнает и называет достопримечательности поселка. Имеет достаточное представление о стране, столице нашей Родины, узнает символику своей страны (флаг, герб) и своей малой Родины. Знает название улицы, на которой он живет.
Низкий.
Ребенок имеет примитивное представление о родном крае, о его природе, растительном и животном мире. Неохотно рассказывает о поселке, его достопримечательностях, не проявляет интереса к беседе. Отвечает на вопросы педагога с затруднением, не может аргументировать свои высказывания, не имеет представления о стране, столице нашей Родины, не знает государственные символы (флаг, герб) России.
Способы проверки результата – отзывы детей и родителей, наблюдения педагога, творческая деятельность детей, анкетирование, тестирование и т. д.