Юлия Авдошкина
Программа кружка для подготовительной группы «Народная кукла»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Без "духовной осёдлости”, без ощущения корней, без любви,
без интереса к собственной истории, далёкой и близкой,
не может быть полноценного человеческого счастья.
Культурная среда также необходима для нравственной жизни,
как растительный и животный мир для нашего
биологического существования.
академик Д. С. Лихачёв
Программа кружка «Народная кукла» имеет художественно-эстетическую направленность. Данная программа рассчитана для детей подготовительной группы.
Публикация «Программа кружка для подготовительной группы „Народная кукла“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Актуальностью программы является приобщение ребёнка к народной культуре через изготовление традиционной народной куклы.
Цель: приобщить детей к истокам русской культуры, национальным традициям через знакомство с традиционной тряпичной куклой.
Издавна ребёнок рос, развивался и воспитывался в условиях традиционной культуры. Учителями ребёнка, его этическими воспитателями были родители, а нормы морали, знания и навыки переходили «из поколения в поколение». Со временем историческая закономерность развития общества, а также ряд изменений в социальной среде стали одной из причин разрушения связей между поколениями, утрачивания общечеловеческих ценностей.
Народная педагогическая практика имеет глубочайшие исторические корни. Она выработала многочисленные педагогические нормы, приемы, традиции воспитания. Слыша еще в колыбели песни матери, сказки и потешки, загадки и поговорки, ребенок естественным образом усваивал народный музыкально-поэтический язык, постигал основы традиционной культуры. Взрослея, ребенок также естественно включался в систему трудовой и празднично-обрядовой жизни взрослых, крестьянской общины. Связь ребенка с родителями, с семьей, общиной была тесной и глубокой. При этом отношение взрослого населения общины к детям отличалось любовью, заботой и терпимостью.
Современные же условия жизни приводят все к большей разобщенности детей и родителей. Основное время дети проводят среди сверстников. Уходят из жизни детей и «живой» фольклор, дети не слышат ни колыбельных песен, ни «сказок на ночь», утрачиваются и традиционные детские игры, столь необходимые для разностороннего, полноценного развития личности ребенка.
Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. Закладывая в школе знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры.
Воспитание детей на основе народных традиций, обычаев и нравов - одна из актуальных задач этического и эстетического становления общества.
Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.
Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка – культурное орудие, посредством которого в «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушки – носитель сакральных ценностей, родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла.
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и
характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Наиболее распространенной игрушкой в России еще в первые десятилетия ХХ века была тряпичная кукла. Она известна с глубокой древности. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.
Тряпичная кукла в старину играла большую роль:
- она была участницей многих праздников и обрядов
- являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода;
- была оберегом;
- в игре ребенок приобщался к культуре своего народа. В нем формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы;
- самодельная кукла дает большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка, развития фантазии.
В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости:
- сам процесс изготовления приносит радость;
- работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности;
- при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев,
что связано с развитием мышления, происходит массаж рук (развитие речи);
- изготовив игрушку, ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает, т. е. осваивает различные социальные роли);
- застенчивый, имеющий комплексы ребенок в игре часто заменяет куклой себя.
Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию.
Данная программа направлена на возрождение традиций изготовления народной куклы и приобщению детей к народным истокам кукольного мира, развитие творческих способностей, художественного вкуса, создание условий для самореализации личности ребенка.
Программа вводит ребенка в удивительный мир народной культуры, творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности.
Задачи программы :
Обучающая: изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы, научить работать с тканью при создании выразительных образов.
Развивающая: способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов.
Воспитательная: на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. История тряпичной куклы.
Введение. Что мы знаем о куклах.
История тряпичной куклы и её назначение.
Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы.
Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда. Организация рабочего места.
Раздел 1. Игровая кукла
Кто делал первую куклу для ребёнка. Почему у куклы не было лица. Знакомство с игровыми куклами. Демонстрация кукольных образцов.
• Кукла Зайчик на пальчик
Знакомство с куклой Зайчик на пальчик. Показ образцов.
Практическая работа: изготовление куклы Зайчик на пальчик.
• Кукла Бабочка
Назначение куклы Бабочка. Загадки. Показ образцов.
Практическая работа: изготовление куклы Бабочка.
• Кукла Девочка
Назначение кукол. Показ образцов. Обыгрывание.
Практическая работа: изготовление куколки - Девочки.
• Лоскутные Лошадки
История кукол. Загадки. Демонстрация образцов.
Практическая работа: изготовление тряпичной лошадки.
• Кукла на ложке
Показ образцов.
Практическая работа: изготовление куклы на ложке.
• Торохкольце – кукла – погремушка
Назначение куклы Торохкольце. Показ образцов. Обыгрывание.
• Выставка игровых кукол.
Раздел 2. Куклы материнства и детства.
Беседа о детских возрастных куклах. Их назначение. Показ образцов.
• Кувадки
Рассказ о куклах Кувадки. Демонстрация образцов.
Практическая работа: изготовление куколки Кувадка.
• Пеленашка
Кукла Пеленашка. Показ образцов. Практическая работа: изготовление куклы Пеленашка.
• Кукла Бессонница
Кукла – оберег Бессонница. История куклы. Рассматривание образцов.
Практическая работа: изготовление куклы Бессонницы.
• Кукла Кормилка
Беседа о кукле Кормилка. Показ образцов.
Практическая работа: изготовление куклы Кормилки.
• Выставка детских возрастных кукол.
Раздел 3. Осенние куклы
Рассказ об осенних праздниках на Руси. Осенние обрядовые куклы. Фотоматериал.
• Крупеничка
Знакомство с куклой Крупеничка. Их назначение. Сказка о Крупеничке.
Показ образцов. Фотоматериал.
Практическая работа: изготовление куклы Крупенички.
• Кукла-закрутка
Знакомство с куклой –закруткой. Показ образцов. Фотоматериал.
Практическая работа: изготовление куклы-закрутки.
• Неразлучники
Познакомить с обрядом «свадьба», его традициями. Объяснить назначение обрядовой куклы.
Практическая работа: изготовление куклы Неразлучники.
• Кукла-десятиручка
Рассказ о кукле. показ образцов.
Практическая работа: изготовление куклы-Десятиручки.
Раздел 4. Зимние куклы
Знакомство с традициями встречи Нового года на Руси. Рассказ о Рождестве, колядках. История кукол Ангел, Колокольчик, Благополучница, Коляда. Показ образцов и фотоматериала.
• Ангел
Беседа о кукле Ангел.
Практическая работа: изготовление куклы Ангел.
• Отдарок на подарок
Благодарственная кукла. Демонстрация образцов. Обыгрывание.
Практическая работа: изготовление куклы.
• Выставка «Рождественский ангел».
Раздел 5. Весенние куклы
Рассказ об обычаях встречи весны нашими предками. Весенние обрядовые куклы. Разучивание закличек про весну.
• Мартинички
Демонстрация образцов. Различные варианты техники изготовления.
Практическая работа: изготовление Мартиничек.
• Весенние куклы Птички
Показ образцов кукол Птичек.
Практическая работа: изготовление куклы Птички.
• Кукла Веснянка
Куклу Веснянку дарили со словами: «Чтобы день ото дня молодеть и хорошеть». Поэтому это подарок мамам, девочкам. Игровая кукла.
Практическая работа: изготовление куклы Веснянка.
• Выставка весенних обрядовых кукол
Раздел 6. Летние куклы
История праздника Ивана Купалы. Обрядовая кукла Купавка. Показ образцов.
Обрядовые куклы Кукла-капустка, Зольная кукла, Кубышка-травница.
Рассказ о летних обрядовых куклах. Рассматривание образцов кукол.
• Итоговая выставка кукол
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Каждое занятие обязательно включает в себя:
1. Этнографию и историю:
- вводный разговор о Русской Народной кукле;
- рассказ об областях и местах бытования изучаемой куклы;
- обычаи и обряды, связанные с изучаемой куклой;
- рассказ о материалах, из которых делалась кукла.
2. Прикладную часть:
- инструктаж по технике безопасности;
- подготовка материала для изготовления куклы;
- изготовление куклы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п Тема занятий Количество занятий Итого
Теорит. Практ.
1. Введение. История тряпичной куклы. Знакомство с инструментами. 1 1 1
2. Раздел 1 Игровая кукла 1 11 12
3. Раздел 2. Куклы материнства и детства 1 7 8
4. Раздел 3. Осенние куклы 1 9 10
5. Раздел 4. Зимние куклы 4 4
6. Раздел 5. Весенние куклы 6 6
7. Раздел 6. Летние куклы 1 8 9
8. Выставки 6 6
50 занятий