татьяна погудина
Программа кружка «Здоровячок»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
В. А. Сухомлинский
Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья. Нельзя не согласиться с утверждением Н. М. Амосова: «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя».
Публикация «Программа кружка „Здоровячок“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Всем нам хочется видеть детей здоровыми, жизнерадостными, счастливыми. Как сделать, чтобы ребёнок жил в ладу с самим собой, с окружающим миром? Секрет этой гармонии прост: здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Общепризнанным считается тот факт, что именно образ жизни определяет здоровье человека на 50-55%. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но в современных условиях проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма. Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.
Система дошкольного образования обладает достаточным потенциалом для реализации основ воспитательной системы индивидуально – творческой ориентации ребёнка на процесс здоровье сбережения. Поэтому необходимо в дошкольном учреждении создание программы по сохранению здоровья ребёнка.
Дошкольнику необходимо познать особенности собственного организма, основы управления здоровьем. Он должен иметь основы знаний, которые помогут ему в дальнейшей жизни. До сих пор слабо проводится пропаганда здорового образа жизни. Программа Т. Н. Дороновой «Радуга» предусматривает формирование у детей ценностей здорового образа жизни, приобщение их к ежедневным занятиям физкультурой и спортом.
В целях реализации права каждого ребенка на получение дополнительного образования в ДОУ организуется работа кружка «Здоровячек».
Основной целью работы кружка является развитие навыков здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье.
В программе кружка выделены цели, задачи, принципы валеологического воспитания, предусматривается совершенствование функций организма детей, их физическое развитие.
Цель и задачи программы
Цель. Воспитание у детей валеологической культуры; создание мотивации для формирования, сохранения и укрепления здоровья.
Задачи.
1. Воспитывать валеологическое сознание детей.
2. Учить детей использовать валеологические знания для своего здоровья.
3. Воспитывать оценочные суждения о факторах, ухудшающих или улучшающих здоровье.
4. Способствовать пониманию детьми сущности здорового образа жизни.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
Рассказ, беседа, иллюстрация, игры, информационно-коммуникативные технологии; групповая работа, практическая работа, экскурсии, индивидуальный подход к ребёнку.
Принципы
1. Доступность (соответствие учебного материала возрасту детей)
2. Наглядность (использование методических пособий и атрибутов)
3. Развивающая и воспитательная направленность содержания
4. Индивидуализация деятельности
5. Позитивность.
6. Целостное развитие.
7. Совместная творческая деятельность.
Содержание программы
Занятия проводятся с группой «Капелька» с 5-7 лет 1 раза в неделю. Продолжительность занятий не более 25 мин.
Ожидаемые результаты:
1. Осознание родителями и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
2. Повышение уровня адаптация к современным условиям жизни.
3. Овладение навыками самооздоровления и самомассажа.
Ожидаемые результаты:
1. Владение навыками здорового образа жизни (чистить зубы утром и вечером; выполнять утреннюю зарядку; есть здоровую пищу; выполнять правила безопасного поведения на улицах города, на дорогах, на природе, в повседневной жизни; жить в гармонии с собой и окружающим миром);
2. Создание условий для повышения уровня качества образования на основе внедрения здоровьесберегающих технологий;
3. Формирование отношения детей и их родителей к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
4. Повышение уровня физического, а отсюда – психического и социального здоровья детей.
К концу года дети должны:
- знать и называть основные системы организма человека;
- иметь представления о том, что полезно и вредно для здоровья;
- осознанно относится к своему здоровью;
- делать оценочные суждения о факторах, ухудшающих и улучшающих здоровье;
- использовать полученные знания в повседневной жизни.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
• Алямовская В. Г. «Как воспитать здорового ребенка». – М. : «Линка – Пресс». 1993. -112с.
• «Дети – наше будущее. Здоровые дети – здоровое будущее!» Пособие. – Курган. ИМЦ: 2006. – 55с.
• 3. Зайцев Г. «Уроки Мойдодыра». – С-Пб. : «Детство-Пресс». 2003. -252с.
• 4»Здоровье и гармония личности ребенка». – Курган. ИМЦ: 2002. – 72с.
• Программа «Здоровячок». – Курган, ИМЦ: 2002. – 72с.
• Тарасова Т. А., Власова Л. С. Пособие «Я и мое здоровье» - Челябинск. 1997. – 69с.
• Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. «Тридцать уроков здоровья для первоклассников». Методическое пособие. – М. : ТЦ «Сфера». 2002. – 56с.
• Холден А. «Это Я!» Серия «Веселые уроки» - М. : ООО «Издательский дом ОНИКС 21 век». 2001. – 31с.
• Шишкина С. Е. «Я и мое тело». Пособие. – М. : «Школьная пресса». 2004. – 48с.
Месяц Тема раздел №1. ГИГИЕНА
Тема «Дружи с водой» Задачи
Октябрь
1 неделя
Спешим на помощь Колобку.
Обобщать имеющиеся знания у детей о функции органов, уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы, тренировать способность приобретать знания путём экспериментирования, формировать умение объяснять полученные данные. Развивать разговорную речь, используя прилагательные, пополнять словарный запас словосочетаниями “орган слуха, орган зрения”, осязания, расширять кругозор. Закреплять гигиенические навыки, умение бережного отношения к органам чувств. Воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать.
2 неделя
Советы доктора Воды.
Убедить детей в важности гигиенических знаний и культурно-гигиенических знаний. Познакомить с правилами мытья рук, ног, тела, смены белья.
Развивать ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.
3 неделя.
Друзья Вода и Мыло.
Развивать умение детей правильно пользоваться водой и мылом; развивать умение внимательно слушать сказки, уметь кратко передать содержание. Совершенствовать умение передавать в рисунке, персонажи литературных произведений; формировать элементарные знания детей, как укреплять свое здоровье.
«Забота о коже»
4 неделя.
Зачем нужна кожа и как сохранить кожу здоровой
Дать представление о значении кожи и защитных свойствах кожи. Учить понимать механизм приспособления кожи к окружающей среде. Уточнить и закрепить некоторые навыки ухода за кожей. Учить детей экспериментированию.
Учить детей выслушивать друг друга и аргументировать свои суждения.
Ноябрь
1неделя
Если кожа повреждена.
Закрепить с детьми умение правильно ухаживать за кожей, развивать умения
оказывать первую элементарную помощь при травмах.
«Как закаляться. Обливание и обтирание»
2 неделя
Если хочешь быть здоров.
Воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться,
заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням.
3 неделя.
Сохрани свое здоровье сам.
Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью; привычку соблюдать правила личной гигиены; потребность употреблять в пищу полезные для здоровья продукты. Формировать представления о здоровом образе жизни. Прививать интерес физическим упражнения, самомассажу, пальчиковой гимнастике.
4 неделя
Я здоровье сберегу и другим я помогу»
Закрепить с детьми знания о том, как заботиться о своём здоровье; формировать привычки здорового образа жизни; развивать способность к умозаключениям; воспитывать у детей стремление быть здоровым.
«Как следует питаться?»
5неделя
Питание необходимое условие для жизни человека.
Знакомить детей с правильным питанием, развивать чувство меры.
Декабрь
1 неделя
Таблетки растут на грядке.
Уточнять и расширять представления о том, что овощи можно есть в сыром и вареном виде, воспитывать интерес к своему здоровью, желание поддерживать и беречь его, уточнить представления детей о пользе овощей для организма человека.
2 неделя
Здоровая пища для всей семьи. Мои друзья витамины.
Познакомить с понятием «витамины», закрепить знания о необходимости
наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины, воспитывать у детей культуру питания, чувство меры.
3 неделя
Что и как нужно есть.
Каша – сила наша.
Расширить знания детей о продуктах питания, воспитывать желание быть аккуратным при приеме пищи.
Раздел №2 СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.
«Наши глаза – зеркало души»
4 неделя
Глаза главные помощники человека.
Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств
человека, познакомить детей со строением глаза, привести к пониманию, что зрение
необходимо беречь.
Январь
1неделя
Что могут глаза.
Осознание детьми возможностей зрительного анализатора по признакам цвета.
«Уход за ушами»
2 неделя
Чтобы yши слышали
Дать знания об органах слуха, уточнить, что уши у всех разные, учить при
помощи опытов различать силу, тембр звука, дать знания о правилах ухода за ушами.
3 неделя
Что могут наши уши
Формировать восприятие отдельных свойств явлений и предметов с помощью
слухового анализатора.
«Уход за зубами»
4 неделя
Сохраним улыбку красивой.
Почему болят зубы?
Продолжать знакомить с правилами личной гигиены, дать представление о
детской зубной щетке и зубной пасте, подвести к пониманию их назначения и
функции. познакомить детей с методами ухода за зубами. Дать представление о том, что продукты бывают полезными и вредными для зубов.
Февраль
1 неделя
Чтобы зубы были здоровыми.
Познакомить детей с методами ухода за зубами, учить основам правил личной гигиены; расширять кругозор детей о предметах личной гигиены, чистоте и аккуратности.
«Драгоценные клады»
2 неделя
Что может нос?
Способствовать формированию у детей представлений о строении и функциях носа; продолжать знакомить с правилами профилактики заболеваний органов дыхания; помогать овладению навыками дыхательной гимнастики; развивать обонятельное восприятие.
3 неделя
Что может язык?
Осознание детьми возможностей вкусового анализатора по признакам
определения вкуса объекта.
4 неделя
Наши органы чувств.
Систематизировать знания детей о возможностях органов чувств в исследовании
свойств объектов.
«Уход за руками и ногами»
Март
1 неделя
«Рабочие инструменты» человека.
Дать понятие о важности человеческой руки, о тесной связи рук и мозга, о том,
что развивая руку, мы развиваем речь. Учить сознательно относиться к развитию своей руки, изображать предметы символами.
«Мышцы, кости и суставы»
2 неделя
Скелет — наша опора.
Продолжать формировать у детей элементарные знания о строении человеческого тела, познакомить детей со строением скелета и его основной функцией. Закрепить понятия «скелет», «череп», «грудная клетка», «осанка». Прививать детям осознанное отношение к своему здоровью, закрепить правила правильной осанки.
3 неделя
Осанка - стройная спина!
Учить детей следить за своим здоровьем, побуждать к выполнению физических
упражнений, радоваться достигнутому результату.
4 неделя
Мозг — центр управления организмом.
Приобщать ребенка к ценностям здорового образа жизни. Обратить внимание на
сложность, хрупкость головного мозга.
Апрель
1 неделя
Спорт — это здоровье. з
Закрепить знания о различных видах спорта, учить пантомимой изображать
знакомые виды спорта, развивать интерес к видам спорта, желание заниматься спортом.
«Как сделать сон полезным?»
2 неделя
Сон лучшее лекарство.
Объяснить детям значение сна в жизни человека
Раздел №3 ОБЖ
«Вредные привычки»
3 неделя
Вредные привычки
Объяснить детям, какой вред здоровью могут принести вредные привычки,
выяснить у детей, все ли они делают для того, чтобы сохранить свое здоровье.
4 неделя
Чтобы нам не болеть.
Воспитывать доброе отношение к тем, кто заботится о нашем здоровье, формировать осознанное отношение к необходимости укреплять здоровье с помощью зарядки, витаминов.
Май
1 неделя
Друг заболел.
Учить детей понимать эмоциональное и физическое состояние своего сверстника, поощрять стремление оказать помощь. Формировать в сознании детей важность и значимость проявления сочувствия заболевшему другу.
2 неделя
Как вести себя во время болезни.
Научить детей правильно определять признаки болезни.
3 неделя
Осторожно лекарство.
Учить детей не пользоваться лекарством без присмотра взрослых.
4 неделя
Скорая помощь
Учить детей в случае заболевания реагировать на ситуацию: не теряться, позвать взрослого или вызвать скорую помощь.
Лучше не рисковать.
Проверить детей: достаточно ли осторожно они ведут себя в различных ситуациях.
Опасные предметы в быту.
Закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с
которыми они встречаются в быту.