Татьяна Васильевна Ивашина
Программа коррекционных занятий с подростком педагога-психолога «Я все могу!»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа индивидуальных коррекционных занятий с подростком.
"Я все могу"
Педагог-психолог : Ивашина Т. В.
Актуальность программы.
Публикация «Программа коррекционных занятий с подростком педагога-психолога „Я все могу!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Психология подростка
- Психология школьников
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа психолога. Программы
- Темочки
Чувство нестабильности и незащищенности, переживание эмоционального дискомфорта в суровых условиях современного общества, несоответствие между уровнем самооценки и притязаниями – эти и другие факторы влияют на формирование тревожности как устойчивой черты личности.
Школьная тревожность - одна из типичных проблем, с которыми сталкиваются школьный психолог и учитель. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, для которых характерны повышенная тревожность, неуверенность в себе и эмоциональная нестабильность.
Повышенная тревожность может возникнуть на любом этапе школьного образования, поскольку проблема усвоения учебного материала, проблема взаимоотношений в классе, смена коллектива могут возникнуть как в начале школьного обучения, так и на более поздних этапах.
Проблема тревожности приобретает наиболее острые динамические характеристики в подростковом возрасте. Это связано со многими психологическими особенностями подростков, благодаря которым тревожность может закрепиться в структуре личности как устойчивая характеристика. Стремление студентов к самоактуализации, критическому осмыслению окружающего, формированию образа "Я" и "внутренней позиции" личности создают условия для развития тревожности. Подросток постоянно оказывается в ситуации дискомфорта, его эмоциональная сфера фрустрируется, т. е. он реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые вызывают тревогу.
Актуальность данной разработки обусловлена острой необходимостью создания специальной коррекционно-развивающей программы для работы с учащимися-подростками и недостаточной практической проработкой данной проблемы в рамках общеобразовательного учреждения.
Цель: снизить личностную тревожность у подростков и повысить самооценку.
Задачи:
1. развитие у подростка навыков психофизической саморегуляции (снятия мышечного и эмоционального напряжения) и навыков самоконтроля в критических ситуациях;
2. формирование коммуникативных компетенций: навыков и умений конструктивно строить общение, избегать эмоциональных конфликтов;
3. повышение самооценки подростка.
Ожидаемые результаты: снижение личностной тревожности; улучшение психоэмоционального благополучия подростка; осознание собственной индивидуальности, принятие себя как личности.
Продолжительность программы : рассчитана на подростка в возрасте 11-14 лет, общее время - 40 минут, 11 занятий. Занятия проводятся один раз в неделю (по 40 минут).
Тематический план урока
Тема урока - содержание урока
Повысьте самооценку, избавьтесь от тревожности.
Упражнение "Полюбить себя"
Упражнение "5 ситуаций"
Упражнение "Мусорное ведро"
Упражнение "Раскрась свои чувства"
Упражнение "Что я знаю о себе"
Тема обсуждения "Самая-самая".
Техника "Моя вселенная".
Медитация "Страна чувств"
Упражнение "Лес"
Упражнение "Письмо любимому человеку"
Проективный рисунок "Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем"
Упражнение "4 символа"
Проективная техника "Дорисуй"
Упражнение "Конверт откровений"
Упражнение "Мои сильные стороны"
Упражнение "Узнаешь ли ты меня?"
Упражнение "Девиз"
Упражнение "Без маски"
Упражнение "Автопортрет"
Упражнение "Диалог с самим собой"
Упражнение "Я - подарок человечеству"
Упражнение "Письмо себе, любимому человеку"
Упражнение "Рисование чувств"
Упражнение "Настроение"
Коммуникативные навыки, уверенное поведение, Упражнение "Зубы и мясо".
Упражнение "Три портрета"
Упражнение "Перспектива"
Список литературы.
Афанасьев, С. Каморин "300 творческих конкурсов для детей, подростков, взрослых" М. "Аст-пресс СПД" 2001
Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми. – Санкт-Петербург : Речь, 2001.
Психологические тренинги с подростками / Л. Ф. Энн -Санкт-Петербург: Питер, 2003/ Серия "Эффективные тренинги"
К. Фопель Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое руководство / Пер. с англ. с немецкого: В 4-х томах. Том 1. -М. : Генезис, 2003.
К. Фопель Уловил энергию паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое руководство / Пер. с немецкого. в 4-х томах, т. 3. 2-е изд., Стер. -М. : Генезис, 2003.
Повышение самооценки, снятие тревожности.
Урок № 1
"Психологические игры и упражнения".
цель игры - научить подростка быть внимательным к себе, уважать и принимать себя.
Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…
Представьте зеркало. Огромное-пребольшое зеркало в светло-красной раме. Возьмите носовой платок и протрите зеркало как можно чище, чтобы оно все блестело. …
Представьте, что вы стоите перед этим зеркалом. Можете ли вы увидеть себя? Если да, то подайте мне знак рукой. (Подождите, пока большинство учеников подадут вам знак.)
Посмотри на свои губы и цвет своих глаз… Посмотри, как ты выглядишь, когда слегка покачиваешь головой… Посмотри на свои плечи и грудь. Посмотри, как ты опускаешь и поднимаешь плечи…
Видишь ли ты свои ноги? Посмотри, как высоко ты можешь подпрыгнуть… Ты молодец! Теперь представьте, что ваше отражение улыбается и с нежностью смотрит на вас…
Посмотрите на свои волосы! Какого они цвета? Возьмите расческу и расчешите волосы, глядя в зеркало перед собой. Причесывайтесь как обычно…
Взгляните в улыбающиеся глаза своего отражения. Пусть ваши глаза сияют радостью, когда вы смотрите на себя в зеркало. Наберите в легкие побольше воздуха и пустите в глаза несколько искорок света. (При этих словах сделайте глубокий вдох и громко и отчетливо выдохните. Повторите свою просьбу к детям, чтобы они добавили блеска своим глазам.) Постарайтесь увидеть золотистое сияние вокруг своих глаз. Пусть ваши глаза выглядят совершенно счастливыми.
Теперь посмотрите на свое лицо в зеркало. Скажите себе: "Мое лицо улыбается. Мне нравится улыбаться. Это помогает мне чувствовать себя лучше". Если ваше лицо по-прежнему серьезное, превратите его в широкую и довольную улыбку. Покажите зубы зеркалу. У тебя это здорово получилось!
Теперь посмотрите на свое тело в зеркало и увеличьте его. Пусть ваши плечи станут очень прямыми. Постарайтесь почувствовать, как приятно стоять так гордо и нравиться себе. И, оглядев себя с головы до ног, повторяйте за мной: "Я люблю себя! Я люблю себя! Я люблю себя!" (Произносите эти слова с большим энтузиазмом и очень эмоционально.) Чувствуете, как это приятно? Вы можете повторять эти слова про себя всякий раз, когда захотите почувствовать себя счастливым и удовлетворенным. Постарайтесь ощутить всем телом, как вы произносите: "Я люблю себя!" В какой части тела вы это ощущаете? Направьте руку в то место, где вы чувствуете свое "Я люблю себя!" Хорошенько запомните, как ваше тело отражает ваше "я люблю себя!" Сейчас мы это обсудим.
А теперь вы можете снова вернуться к занятиям. Немного потянитесь, напрягите и расслабьте свое тело и откройте глаза…
Отражение:
Почему некоторые люди любят себя?
Почему некоторые люди не любят себя?
Почему некоторым людям редко приходят в голову приятные мысли о себе?
Что вы можете сделать, чтобы чаще думать о себе хорошо?
Что делает вас счастливыми?
Домашнее задание.
Психолог. Выполните дома следующее задание. Нарисуйте рисунок под названием "Я на солнце". Нарисуйте круг и напишите букву "I" в центре. Нарисуйте лучи от границ круга: их количество должно соответствовать отмеченным совпадениям в вашей характеристике. Соответствия положительных качеств следует обрисовать красным карандашом, а отрицательных - синим.
Урок № 2
Упражнение "5 ситуаций"
Назовите 5 ситуаций, которые вызывают чувство: "Мне хорошо". Воспроизведите их в своем воображении, запомните чувства, которые возникнут. Теперь представьте, что вы спрятали эти чувства в надежном месте и можете доставать их, когда захотите.
Нарисуйте это место и назовите эти чувства.
Упражнение "Мусорное ведро"
Психолог показывает иллюстрацию с изображением мусорного ведра и просит подростка объяснить, что, по его мнению, символизирует мусорное ведро. Подростка просят нарисовать мусорное ведро на бумаге. Психолог направляет обсуждение таким образом, чтобы у подростка была возможность выбросить что-то из своей жизни, и предлагает ребенку представить, что он выбрасывает что-то за ненадобностью. Это может быть человек, предмет, место или чувство. Это должно быть изображено так, как будто оно выпадает из вашей руки в мусорное ведро.
Ученик описывает негативные моменты своей жизни так, как они были изображены на рисунке.
Упражнение "Раскрась свои чувства"
Заранее готовятся листы со схематичным изображением человека. Ученику предлагается приготовить цветные карандаши: желтый, оранжевый, зеленый, синий, красный, коричневый, черный. После того как ведущий убедился, что все готовы к работе, он дает указания:
Представьте, что этот маленький человечек — сказочный герой, в которого вы превратились. Этот маленький человечек, как и сказочный герой, может испытывать разные чувства, и его чувства живут в разных частях его тела. Раскрасьте эти чувства:
радость - в желтый цвет;
Счастье - в оранжевый;
Удовольствие - в зеленый;
Гнев, раздражение - ярко-красного цвета;
Чувство вины - коричневого цвета;
страх - черного.
После того, как "человечки" раскрашены, подросток показывает свой рисунок и рассказывает, почему он использовал тот или иной цвет.
Затем ведущий просит подписать рисунки и собирает их для дальнейшего анализа.
Анализ чертежей
Внимание! Желательно проанализировать рисунки вместе со школьным психологом. Данные анализа являются конфиденциальной информацией, которая не обсуждается с детьми. Результаты анализа рисунков можно использовать для индивидуальной работы, а также ориентироваться на них при выборе партнеров и ролей в упражнениях во время занятий.