Ирина Терехова
Программа коррекционной работы с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Программа коррекционной работы с детьми ОВЗ
Подготовила
Терехова И. А.
Пояснительная записка
Цель: создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Задачи:
1. Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ
2. Осуществление индивидуальной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ
3. Помощь детям с ОВЗ в освоении образовательной программы начального общего образования и интеграции в образовательном учреждении
Публикация «Программа коррекционной работы с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
4. Отслеживание динамики развития детей с ОВЗ
Длительность занятий: 25-40 минут.
Количество занятий и их тематика определяется глубиной нарушений, степени развитости отдельных психических познавательных процессов. При групповой форме работы сроки реализации программы с сентября по март учебного года.
Целевая группа: дети с ОВЗ в возрасте 5-10 лет.
Режим проведения: по необходимости.
Все упражнения и игры, используемые в программе, направлены на:
• снятие напряжения и раскрепощение детей, чтобы дети могли проявлять свою индивидуальность;
• обучение адекватно относиться к своим ошибкам и неудачам;
• формирование уверенности в себе и стремления к самостоятельной реализации своих способностей;
• снятие школьной тревожности, страхов;
• развитие произвольности, самостоятельности составления и выполнения плана действия;
• развитие интеллектуальных способностей.
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком ОВЗ:
Мероприятие
Ознакомление
Цель/Задачи Ознакомиться с проблемами новоприбывших детей
Форма работы Изучение мед. карт вновь поступивших детей для определения направлений индивидуальной работы
Сроки Ближайшая неделя со дня прибытия ребенка
Примечание Индивидуальная консультация с педагогом – психологом, соц. работником
Развитие внимания
Мероприятие
Словесная игра «Угадай по описанию»
Цель/Задачи
• развивать способность к переключению внимания;
• развивать концентрацию внимания;
• развивать произвольное внимание;
• развивать объём внимания;
Форма работы
Педагог описывает предмет, находящийся в комнате, обращая внимание на его отличительные свойства и признаки. Дети угадывают. Затем дети все по очереди загадывают свой предмет
Сроки
Сентябрь
Мероприятие
Словесная игра «Угадай по описанию».
Цель/Задачи
• Социальная адаптация ребенка с ОВЗ в обществе.
• Развитие социально-эмоционального благополучия ребенка через формирование чувства внутренней устойчивости
Форма работы
Усложнение: загадывается предмет, не находящийся в комнате.
Сроки
По мере усвоения предыдущей игры
Мероприятие
Игры вида «Найди отличия»
Цель/Задачи
• развивать объём внимания
• развивать концентрацию внимания
Форма работы
Педагог предлагает ребенку две на первый взгляд одинаковые картинки, предлагает посмотреть внимательно и найти в них отличия
Сроки
В течение года
Примечание
С возрастом картинки усложняются
Мероприятие
Ситуативная игра «Что неправильно?
Цель/Задачи
• Развитие социально-эмоционального благополучия ребенка через формирование чувства внутренней устойчивости;
• развивать произвольное внимание
Форма работы
Педагог предлагает ребенку выслушать ситуацию и пути ее решения. Если ответ неверный, то педагог объясняется последствия данного выбора. Так до получения верного ответа и пояснения ребенком данного выбора.
Сроки
В течение года
Примечание
В зависимости от возраста предлагаются разные ситуации
Мероприятие
Игра «Делай по заданию»
Цель/Задачи
• развивать концентрацию внимания;
• развивать объём внимания
Форма работы
Педагог называет детям различные слова: стол, чашка, банан, змея, ручка и т. д. Дети должны, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Например, хлопнуть, когда встретится слово, обозначающее растение.
Сроки
В течение года
Примечание
С возрастом задания усложняются
Развитие восприятия
Мероприятие
Настольная игра «Лабиринты»
Цель/Задачи
• развивать восприятие геометрических фигур
• развивать восприятие длительности временного интервала
• развивать наблюдательность
Форма работы
Детям дается карточка с изображением лабиринта (у каждого своя карточка). Необходимо выполнить задание, оно у каждого лабиринта свое.
Сроки
1 раз в месяц
Мероприятие
Математическая игра «Угадай, что хотел нарисовать художник?»
Цель/Задачи
• развивать математические навыки ребенка
• развивать цветоразличение
• развивать восприятие геометрических фигур
Форма работы
Педагог дает ребенку рисунок, на котором написаны примеры, которые нужно решить, или цифры, которые нужно закрасить соответствующим цветом.
Сроки
Один раз в неделю или по просьбе ребенка
Мероприятие
Устная игра «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!»
Цель/Задачи
• развивать восприятие длительности временного интервала
• развивать точность восприятия
Форма работы
Педагог называет дни недели, ребенок повторяет, запоминает, повторяет самостоятельно.
Сроки
Начиная с сентября.
Примечание
С возрастом задание усложняется: дни недели будут написаны. Затем можно будет перейти на иностранный язык
Мероприятие
Дидактическая игра «Разложи по порядку».
Цель/Задачи
• развивать наблюдательность
• развивать точность восприятия
Форма работы
Детям раздаются серии карточек с рисунками. Надо выложить их перед собой в заданной логической последовательности.
Сроки
В течение года
Мероприятие
Слушаем музыку
Цель/Задачи
• Развивать логическое мышление, воображение, креативность, речь.
Форма работы
Дети прослушивают запись музыкального отрывка и рассказывают о своих впечатлениях. Можно зарисовать.
Сроки
Можно попробовать один раз в месяц
Примечание
Зависит от индивидуальных предпочтений ребенка
Мероприятие
Комбинированное занятие «Приметы времен года»
Цель/Задачи
• развивать восприятие длительности временного интервала
• развивать представления о временах года
Форма работы
Дети рассказывают о приметах всех времен года – включена музыка.
Сроки
Первый и последний месяцы времени года
Мероприятие
Дидактическая игра «Зашиваем ковер»
Цель/Задачи
• развивать точность восприятия
• развивать наблюдательность
Форма работы
У каждого ребенка карточка-коврик с дырками и несколько «заплаток». Надо выбрать только те заплатки, которые могут закрыть дырки на ковре
Сроки
Один раз в квартал или по желанию ребенка
Примечание
Для дошкольников и младших школьников
Развитие памяти
Мероприятие
Упражнение «Воспроизведите по памяти»
Цель/Задачи
• увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях
Форма работы
Детям последовательно показываются карточки с изображением геометрических фигур (время предъявления – 10 секунд). После демонстрации каждой карточки дети зарисовывают в тетрадь увиденные геометрические фигуры в том же порядке. Карточки предъявляются от простого к сложному.
Сроки
Один раз в неделю.
Примечание
В зависимости от возраста фигуры могут меняться на буквы, слова, картинки и т. д.
Мероприятие
Игра «Двигательная память».
Цель/Задачи
• развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности
Форма работы
Взрослый в течение 15 секунд должен показывать детям танцевальные движения. Затем дети повторяют их как можно точнее.
Сроки
Один раз в месяц, или подготовка к какому – либо событию в учреждении
Мероприятие
Игра «Рисуем по памяти узоры»
Цель/Задачи
• увеличивать объём памяти в зрительной модальности
Форма работы
На листе бумаги нарисован узор. Дети две минуты смотрят на этот узор. После этого рисунок убирается, и дети воспроизводят его по памяти в тетрадях.
Сроки
Один раз в месяц
Примечание
С возрастом узоры могут меняться на изображения, цвета и т. д.
Мероприятие
Комбинированная игра «Я положил в мешок»
Цель/Задачи
• развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности
Форма работы
Педагог берет мешочек и начинает складывать туда разные предметы.
Сроки
На усмотрение педагога
Примечание
В зависимости от возраста предметы могут меняться в функциональном плане
Развитие тонкой моторики рук
Мероприятие
Гимнастика
Цель/Задачи
развивать тонкую моторику рук
Форма работы
выпрямление кисти, сжимание пальцев, присоединение пальцев друг к другу и т. д.
Сроки
Как разминка в течение сложных занятий
Мероприятие
Рисование
Цель/Задачи
развивать тонкую моторику рук
Форма работы
«Обведи контур», «Угадай, кто я», «Самолёты за облаками» и т. д.
Сроки
Можно использовать как подготовку к основному занятию
Развитие словарного запаса и общей осведомленности
Мероприятие
Заучивание стихотворений
Цель/Задачи
• развивать точность восприятия
• развивать восприятие длительности временного интервала
• развивать представление о частях суток
• развивать представления о временах года
Форма работы
Педагог должен выбрать и помочь ребенку выучить стихотворение
Сроки
Один раз в месяц или по возможности ребенка
Примечание
Стихотворения зависят от возраста и от грядущих мероприятий в учреждении
Мероприятие
Игра-беседа «Беседа по картинкам»
Цель/Задачи
• развивать восприятие длительности временного интервала
• развивать представление о частях суток
• развивать пространственные представления
Форма работы
Педагог дает ребенку картинки, которые соответствуют возрастным особенностям поставленным целям
Сроки
Один раз в неделю
Мероприятие
Воспроизведение рассказа
Цель/Задачи
• увеличивать объём памяти в слуховой модальности
Форма работы
Детям рассказывается текст. Они знакомятся с ним в течение 5 минут. Затем пересказывает текст.
Сроки
Один раз в месяц
Примечание
С возрастом текст может быть написан на карточке.
Развитие логического мышления
Мероприятие
Дидактическая игра «Классификация предметов»
Цель/Задачи
• развивать сообразительность
• развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков
Форма работы
Каждому ребенку дается набор картинок с изображением цветов, овощей, фруктов. Нужно разложить их на три части и объяснить, почему именно так разложил. Можно использовать и другие картинки – мебель, посуда, одежда, транспорт, дикие и домашние животные и т. д.
Сроки
Один раз в месяц или как закрепление какой-то темы
Мероприятие
Дидактическое задание «История в картинках»
Цель/Задачи
• развивать гибкость ума и словарный запас
• развивать сообразительность
Форма работы
При первом проведении игры каждому ребенку дается 3-4 картинки, а он должен разложить их так, чтобы получился связный рассказ.
Сроки
Один раз в квартал или по необходимости
Мероприятие
Дидактическое задание «Поиск закономерностей».
Цель/Задачи
• развивать сообразительность
• развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков
Форма работы
Каждый ребенок получает карточки с изображением фигур в 8 клетках поля. 9-ую фигуру он должен найти сам из предложенных внизу.
Сроки
В течение года
Примечание
В зависимости от возраста фигуры и количество их меняются
Мероприятие
Дидактическое задание «Нелепицы»
Цель/Задачи
• развивать гибкость ума и словарный запас
• развивать сообразительность
Форма работы
Работа в парах или тройках. Каждой группе дается картинка с изображением нелепиц. Дети называют их и объясняют
Сроки
В течение года
Заключительный этап программы
Мероприятие
Ознакомление
Цель/Задачи
• Ознакомиться с положительной или отрицательной динамикой детей с ОВЗ
• Увидеть слабые стороны
• Составить план, отталкиваясь от проблемной стороны ребенка
Форма работы
Индивидуальная консультация с педагогом – психологом, соц. работником
Сроки
Конец марта – начало апреля
Мероприятие
Коррекция
Цель/Задачи
• Корректировать выявленные проблемы, отталкиваясь от определенных разделов
Форма работы
Индивидуальные занятия с учащимися, не вышедшими на средний уровень развития интеллектуальных способностей по определенным разделам
Сроки
Апрель – май
Примечание
Совместная работа с педагогом - психологом