Получи документы

Программа коррекционной работы с детьми с ОВЗ

Ирина Терехова
Программа коррекционной работы с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Программа коррекционной работы с детьми ОВЗ

Подготовила

Терехова И. А.

Пояснительная записка

Цель: создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Задачи:

1. Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ

2. Осуществление индивидуальной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ

3. Помощь детям с ОВЗ в освоении образовательной программы начального общего образования и интеграции в образовательном учреждении

Публикация «Программа коррекционной работы с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

4. Отслеживание динамики развития детей с ОВЗ

Длительность занятий: 25-40 минут.

Количество занятий и их тематика определяется глубиной нарушений, степени развитости отдельных психических познавательных процессов. При групповой форме работы сроки реализации программы с сентября по март учебного года.

Целевая группа: дети с ОВЗ в возрасте 5-10 лет.

Режим проведения: по необходимости.

Все упражнения и игры, используемые в программе, направлены на:

• снятие напряжения и раскрепощение детей, чтобы дети могли проявлять свою индивидуальность;

• обучение адекватно относиться к своим ошибкам и неудачам;

• формирование уверенности в себе и стремления к самостоятельной реализации своих способностей;

• снятие школьной тревожности, страхов;

• развитие произвольности, самостоятельности составления и выполнения плана действия;

• развитие интеллектуальных способностей.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком ОВЗ:

Мероприятие

Ознакомление

Цель/Задачи Ознакомиться с проблемами новоприбывших детей

Форма работы Изучение мед. карт вновь поступивших детей для определения направлений индивидуальной работы

Сроки Ближайшая неделя со дня прибытия ребенка

Примечание Индивидуальная консультация с педагогом – психологом, соц. работником

Развитие внимания

Мероприятие

Словесная игра «Угадай по описанию»

Цель/Задачи

• развивать способность к переключению внимания;

• развивать концентрацию внимания;

• развивать произвольное внимание;

• развивать объём внимания;

Форма работы

Педагог описывает предмет, находящийся в комнате, обращая внимание на его отличительные свойства и признаки. Дети угадывают. Затем дети все по очереди загадывают свой предмет

Сроки

Сентябрь

Мероприятие

Словесная игра «Угадай по описанию».

Цель/Задачи

• Социальная адаптация ребенка с ОВЗ в обществе.

• Развитие социально-эмоционального благополучия ребенка через формирование чувства внутренней устойчивости

Форма работы

Усложнение: загадывается предмет, не находящийся в комнате.

Сроки

По мере усвоения предыдущей игры

Мероприятие

Игры вида «Найди отличия»

Цель/Задачи

• развивать объём внимания

• развивать концентрацию внимания

Форма работы

Педагог предлагает ребенку две на первый взгляд одинаковые картинки, предлагает посмотреть внимательно и найти в них отличия

Сроки

В течение года

Примечание

С возрастом картинки усложняются

Мероприятие

Ситуативная игра «Что неправильно?

Цель/Задачи

• Развитие социально-эмоционального благополучия ребенка через формирование чувства внутренней устойчивости;

• развивать произвольное внимание

Форма работы

Педагог предлагает ребенку выслушать ситуацию и пути ее решения. Если ответ неверный, то педагог объясняется последствия данного выбора. Так до получения верного ответа и пояснения ребенком данного выбора.

Сроки

В течение года

Примечание

В зависимости от возраста предлагаются разные ситуации

Мероприятие

Игра «Делай по заданию»

Цель/Задачи

• развивать концентрацию внимания;

• развивать объём внимания

Форма работы

Педагог называет детям различные слова: стол, чашка, банан, змея, ручка и т. д. Дети должны, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Например, хлопнуть, когда встретится слово, обозначающее растение.

Сроки

В течение года

Примечание

С возрастом задания усложняются

Развитие восприятия

Мероприятие

Настольная игра «Лабиринты»

Цель/Задачи

• развивать восприятие геометрических фигур

• развивать восприятие длительности временного интервала

• развивать наблюдательность

Форма работы

Детям дается карточка с изображением лабиринта (у каждого своя карточка). Необходимо выполнить задание, оно у каждого лабиринта свое.

Сроки

1 раз в месяц

Мероприятие

Математическая игра «Угадай, что хотел нарисовать художник?»

Цель/Задачи

• развивать математические навыки ребенка

• развивать цветоразличение

• развивать восприятие геометрических фигур

Форма работы

Педагог дает ребенку рисунок, на котором написаны примеры, которые нужно решить, или цифры, которые нужно закрасить соответствующим цветом.

Сроки

Один раз в неделю или по просьбе ребенка

Мероприятие

Устная игра «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!»

Цель/Задачи

• развивать восприятие длительности временного интервала

• развивать точность восприятия

Форма работы

Педагог называет дни недели, ребенок повторяет, запоминает, повторяет самостоятельно.

Сроки

Начиная с сентября.

Примечание

С возрастом задание усложняется: дни недели будут написаны. Затем можно будет перейти на иностранный язык

Мероприятие

Дидактическая игра «Разложи по порядку».

Цель/Задачи

• развивать наблюдательность

• развивать точность восприятия

Форма работы

Детям раздаются серии карточек с рисунками. Надо выложить их перед собой в заданной логической последовательности.

Сроки

В течение года

Мероприятие

Слушаем музыку

Цель/Задачи

• Развивать логическое мышление, воображение, креативность, речь.

Форма работы

Дети прослушивают запись музыкального отрывка и рассказывают о своих впечатлениях. Можно зарисовать.

Сроки

Можно попробовать один раз в месяц

Примечание

Зависит от индивидуальных предпочтений ребенка

Мероприятие

Комбинированное занятие «Приметы времен года»

Цель/Задачи

• развивать восприятие длительности временного интервала

• развивать представления о временах года

Форма работы

Дети рассказывают о приметах всех времен года – включена музыка.

Сроки

Первый и последний месяцы времени года

Мероприятие

Дидактическая игра «Зашиваем ковер»

Цель/Задачи

• развивать точность восприятия

• развивать наблюдательность

Форма работы

У каждого ребенка карточка-коврик с дырками и несколько «заплаток». Надо выбрать только те заплатки, которые могут закрыть дырки на ковре

Сроки

Один раз в квартал или по желанию ребенка

Примечание

Для дошкольников и младших школьников

Развитие памяти

Мероприятие

Упражнение «Воспроизведите по памяти»

Цель/Задачи

• увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях

Форма работы

Детям последовательно показываются карточки с изображением геометрических фигур (время предъявления – 10 секунд). После демонстрации каждой карточки дети зарисовывают в тетрадь увиденные геометрические фигуры в том же порядке. Карточки предъявляются от простого к сложному.

Сроки

Один раз в неделю.

Примечание

В зависимости от возраста фигуры могут меняться на буквы, слова, картинки и т. д.

Мероприятие

Игра «Двигательная память».

Цель/Задачи

• развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности

Форма работы

Взрослый в течение 15 секунд должен показывать детям танцевальные движения. Затем дети повторяют их как можно точнее.

Сроки

Один раз в месяц, или подготовка к какому – либо событию в учреждении

Мероприятие

Игра «Рисуем по памяти узоры»

Цель/Задачи

• увеличивать объём памяти в зрительной модальности

Форма работы

На листе бумаги нарисован узор. Дети две минуты смотрят на этот узор. После этого рисунок убирается, и дети воспроизводят его по памяти в тетрадях.

Сроки

Один раз в месяц

Примечание

С возрастом узоры могут меняться на изображения, цвета и т. д.

Мероприятие

Комбинированная игра «Я положил в мешок»

Цель/Задачи

• развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности

Форма работы

Педагог берет мешочек и начинает складывать туда разные предметы.

Сроки

На усмотрение педагога

Примечание

В зависимости от возраста предметы могут меняться в функциональном плане

Развитие тонкой моторики рук

Мероприятие

Гимнастика

Цель/Задачи

развивать тонкую моторику рук

Форма работы

выпрямление кисти, сжимание пальцев, присоединение пальцев друг к другу и т. д.

Сроки

Как разминка в течение сложных занятий

Мероприятие

Рисование

Цель/Задачи

развивать тонкую моторику рук

Форма работы

«Обведи контур», «Угадай, кто я», «Самолёты за облаками» и т. д.

Сроки

Можно использовать как подготовку к основному занятию

Развитие словарного запаса и общей осведомленности

Мероприятие

Заучивание стихотворений

Цель/Задачи

• развивать точность восприятия

• развивать восприятие длительности временного интервала

• развивать представление о частях суток

• развивать представления о временах года

Форма работы

Педагог должен выбрать и помочь ребенку выучить стихотворение

Сроки

Один раз в месяц или по возможности ребенка

Примечание

Стихотворения зависят от возраста и от грядущих мероприятий в учреждении

Мероприятие

Игра-беседа «Беседа по картинкам»

Цель/Задачи

• развивать восприятие длительности временного интервала

• развивать представление о частях суток

• развивать пространственные представления

Форма работы

Педагог дает ребенку картинки, которые соответствуют возрастным особенностям поставленным целям

Сроки

Один раз в неделю

Мероприятие

Воспроизведение рассказа

Цель/Задачи

• увеличивать объём памяти в слуховой модальности

Форма работы

Детям рассказывается текст. Они знакомятся с ним в течение 5 минут. Затем пересказывает текст.

Сроки

Один раз в месяц

Примечание

С возрастом текст может быть написан на карточке.

Развитие логического мышления

Мероприятие

Дидактическая игра «Классификация предметов»

Цель/Задачи

• развивать сообразительность

• развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков

Форма работы

Каждому ребенку дается набор картинок с изображением цветов, овощей, фруктов. Нужно разложить их на три части и объяснить, почему именно так разложил. Можно использовать и другие картинки – мебель, посуда, одежда, транспорт, дикие и домашние животные и т. д.

Сроки

Один раз в месяц или как закрепление какой-то темы

Мероприятие

Дидактическое задание «История в картинках»

Цель/Задачи

• развивать гибкость ума и словарный запас

• развивать сообразительность

Форма работы

При первом проведении игры каждому ребенку дается 3-4 картинки, а он должен разложить их так, чтобы получился связный рассказ.

Сроки

Один раз в квартал или по необходимости

Мероприятие

Дидактическое задание «Поиск закономерностей».

Цель/Задачи

• развивать сообразительность

• развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков

Форма работы

Каждый ребенок получает карточки с изображением фигур в 8 клетках поля. 9-ую фигуру он должен найти сам из предложенных внизу.

Сроки

В течение года

Примечание

В зависимости от возраста фигуры и количество их меняются

Мероприятие

Дидактическое задание «Нелепицы»

Цель/Задачи

• развивать гибкость ума и словарный запас

• развивать сообразительность

Форма работы

Работа в парах или тройках. Каждой группе дается картинка с изображением нелепиц. Дети называют их и объясняют

Сроки

В течение года

Заключительный этап программы

Мероприятие

Ознакомление

Цель/Задачи

• Ознакомиться с положительной или отрицательной динамикой детей с ОВЗ

• Увидеть слабые стороны

• Составить план, отталкиваясь от проблемной стороны ребенка

Форма работы

Индивидуальная консультация с педагогом – психологом, соц. работником

Сроки

Конец марта – начало апреля

Мероприятие

Коррекция

Цель/Задачи

• Корректировать выявленные проблемы, отталкиваясь от определенных разделов

Форма работы

Индивидуальные занятия с учащимися, не вышедшими на средний уровень развития интеллектуальных способностей по определенным разделам

Сроки

Апрель – май

Примечание

Совместная работа с педагогом - психологом

Публикации по теме:

Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» В предыдущей работе я предложила Вашему вниманию проект. Наш детский сад посещают дети с особенностями в развитии. Трудно начинать работать.

Использование интерактивной системы «ОптиМьюзик» в организации коррекционно-реабилитационной работы с детьми с ОВЗИспользование интерактивной системы «ОптиМьюзик» в организации коррекционно-реабилитационной работы с детьми с ОВЗ Екатеринбург ГБОУ «Речевой центр» Учитель-логопед С. В. Дюндина Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами.

Использование кроссвордов в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы) Принцип активности ребенка в процессе обучения является одним из основных в дидактике. Ребенок прекрасный слушатель и собеседник при условии.

Конспект занятия в коррекционной группе для работы с детьми с РПР старшего дошкольного возраста по лексической теме «Лето» Конспект занятия в коррекционной группе для работы с детьми с РПР старшего дошкольного возраста по лексической теме «Лето». Цель: уточнение,.

Основные аспекты коррекционной работы с неговорящими детьми Основные аспекты коррекционной работы с неговорящими детьми Слайд №1 В начале своего выступления хочу кратко остановиться на характеристике.

План методической работы коррекционной школы на 2016–17 учебный год «ФГОС для обучающихся с ОВЗ — возможности и перспективы» План методической работы Шмо ГБОУ укши на 2016–2017 учебный год Методическая тема: «ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» ЦЕЛЬ: Приобщение родителей к развитию.

Реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в работе с детьми с ОВЗ (из опыта работы) Одной из важных задач, стоящих перед родителями и педагогами дошкольных учреждений для детей с ОВЗ, является развитие у воспитанников мелкой.

Система коррекционной работы с гиперактивными детьми Система коррекционной работы с гиперактивными детьми. В последнее время родители, воспитатели и учителя все чаще сталкиваются с детьми,.

Система коррекционной работы с гиперактивными детьми в дошкольном учреждении. Понятие детской гиперактивности, ее причины Гиперактивность наиболее распространена среди детей дошкольного возраста, такие детки значительно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа коррекционной работы с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 13 ноября 2016 в 20:10
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа коррекционной работы с детьми с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Терехова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД