МААМ-картинки

Система коррекционной работы с гиперактивными детьми в дошкольном учреждении.

ольга макеенко
Система коррекционной работы с гиперактивными детьми в дошкольном учреждении.
▼ Скачать + Заказать документы

Понятие детской гиперактивности, ее причины

Гиперактивность наиболее распространена среди детей дошкольного возраста, такие детки значительно энергичнее своих сверстников и выделяются среди остальных. При гиперактивности детям очень сложно концентрировать свое внимание и контролировать поведение.

Каждый специалист детского учреждения хотя бы однажды сталкивался с трудностями, которые возникают во время воспитания таких детей. Многие исследователи говорят о том, что в настоящее время количество детей с гиперактивностью неуклонно растет с каждым годом. Провоцирующими факторами для развития гиперактивности могут быть осложнения течения беременности или родов, неправильный образ жизни женщины в период беременности, генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в самые первые месяцы жизни и т. д.

Публикация «Система коррекционной работы с гиперактивными детьми в дошкольном учреждении,» размещена в разделах

Наряду с нарушениями в формировании высших психических функций у таких детей в двигательной сфере обычно обнаруживаются нарушения координации движений, несформированность мелкой моторики и праксиса. У них возникают сложности при завязывании шнурков, застегивании пуговиц и т. д. Недостаточная сформированность координации движений ведет к моторной неловкости, неспособности к спортивным занятиям и повышенному риску травматизма.

Детская гиперактивность — отклонение от возрастных норм развития онтогенетического, характерное отвлекаемостью, невнимательностью, импульсивностью в поведении социальном и деятельности интеллектуальной, повышенной активностью при нормальном уровне интеллектуального развития. Все это может привести к слабой успеваемости и низкой самооценке у ребенка.

К самым главным симптомам гиперактивности обычно относят невнимательность, значительно повышенную двигательную активность, импульсивность. Все это неизменно ставит педагогов перед трудной задачей работы с такими детьми в рамках группы. Такие детки не замечают деталей, также с трудом удерживают внимание, редко слушают говорящего человека, они испытывают сложности в организации выполнения задания, стараются сделать все быстрее, но часто переключаются, отвлекаются на другое задание или совсем другую деятельность, которая не относится к заданию.

Высокая активность не дает ребенку долго усидеть на месте, когда это необходимо, зачастую воспитанник лезет куда-либо, когда это не разрешается или же выкрикивает ответы с ходу, не дожидаясь своей очереди, он прерывает воспитателя и часто старается внести свои коррективы в ход занятия.

Работать с гиперактивными детьми очень сложно, это кропотливый труд, он требует много физических и душевных сил, чёткой организации, непосредственно такой, которая бы не угнетала активность ребёнка, а наоборот помогала ему в усвоении правил поведения, навыков и знаний.

Вся необходимая работа с гиперактивными детьми должна строиться, опираясь на два «не». Одно состоит в том, что нельзя «идти на поводу», допуская вседозволённость, так как это приводит только к усилению хаоса. И в то же время нельзя от ребенка требовать то, что ему не под силу, именно это и вызывает непослушание, протест, а самое неприятное – отношение к самому себе как непослушному и плохому.

Гиперактивный ребенок находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть, даже когда он устал, он все равно продолжает двигаться, а после того как выбьется из сил окончательно, он плачет и устраивает истерики. Такой ребенок много и быстро говорит, постоянно перебивает, не дослушивает, глотает слова. Он может задать миллион вопросов, очень редко выслушает ответ хоть на один из них. Также его трудно уложить спать, а если он спит, то очень беспокойно.

Для гиперактивных детей не редкость кишечные расстройстваи всевозможные аллергии. Ребенок, как правило, неуправляемый, привсе при этом он абсолютно не реагирует на ограничения и запреты, в любых условиях (дом, магазин, детский сад, детская площадка) ведет себя одинаково активно. Также он очень часто провоцирует конфликты, и не контролирует свою агрессию – дерется, толкается, кусается, причем пускает в ход подручные средства, такие как палки, камни и т. д. Из выше изложенного можно сделать вывод, что гиперактивные дети доставляют огромное беспокойство окружающим. К тому же родители очень часто наказывают такого ребенка, не могут найти с ним общего языка, кричат на него.

Подобные нарушения внимания могут рано или поздно привести к педагогической запущенности или другим, более серьезным интеллектуальным нарушениям. В любом случае, необходимо своевременно выявлять таких детей с целью оказания им коррекционной помощи.

Коррекционная работа с гиперактивными детьми осуществляется в двух направлениях:

Первое направление – это ежедневная работа по развитию движений и самоконтроля их поведения во время прогулок, использование двигательных упражнений в игровой форме индивидуально или с небольшой подгруппой. Такие игры упражнения направлены на развитие координации и внимания у детей. Им подробно объясняются правила, и демонстрируется каждое движение. В процессе усвоения правил и содержания игры дети должны все делать по инструкции взрослого и непосредственно под его наблюдением.

Второе направление - работа с семьей ребенка, задачей которой, является формирование у родителей положительной направленности на организацию эмоционально-насыщенного взаимодействия и общения со своим ребенком.

Коррекционные упражнения для гиперактивных детей

У гиперактивных детей наблюдается повышенный уровень мышечного напряжения, – особенно в области рук, лица,шеи, плеч, грудной клетки и живота. Частое и регулярное выполнение малышом релаксационных упражнений поможет стать ему более уравновешенным и спокойным, а также выработает саморегуляцию.

Упражнение «Дерево»(на релаксацию)

Дети стоят. Педагог предлагает им представить себя в образе могучего дуба: «Руки с напряжением вытянуть вперед, пальчики сжать в кулак, напрягая, кисти, руки и плечи. Потом по очереди расслабить кисти, затем руки и после этого плечи. Руки с напряжением медленно развести в стороны, пальчики растопырить, расслабить кисти, плечи и руки. Руки свободно уронить, покачать руками, как маятник, постепенно увеличивая, потом уменьшая ширину раскачивания, как будто ветки дуба раскачиваются на ветру».

Упражнение «Апельсин» (на релаксацию)

Ребенок лежит на спине или удобно сидит. Нужно попросить его представить, что в правой руке он держит апельсин. Пусть малыш попробует выжать из сочного фрукта как можно больше полезного сока (рука ребенка должна быть сжата в кулачок и очень сильно напряжена 8-10 секунд).

Затем ребенок разжимает кулачек и расслабляет руку. Далее апельсин оказывается в левой руке, и процедура выжимания из него сока повторяется. Упражнение желательно делать по два раза подряд. Так выжимая сок второй раз, апельсин можно заменить лимоном.

Упражнение «Сломанная кукла» (на развитие мышечной саморегуляции)

Педагог объясняет детям: «Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобразите куколку, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она разболталась, и с ней не хотят играть. Нужно потрясти всеми разломанными частями одновременно. Теперь собирайте, и укрепляйте веревочки — медленно, осторожно соедините голову и шею, выпрямите их, теперь расправьте плечи и закрепите ручки, подышите глубоко и ровно, тогда на месте будет туловище, потом выпрямите ножки. Всё —вы сами починили куклу, теперь кукла снова красивая, с ней все хотят поиграть!»

Игры для гиперактивных детей

Игра «Опиши игрушку одним словом»

Такая игра очень интересная и увлекательная для деток. Для нее нам понадобится любая мягкая игрушка. Участники игры усаживаются в круг. Один ребенок берет в руки игрушку и коротко ее описывает, потом он передает ее следующему участнику игры. Следующий ребенок описывает какое-нибудь другое качество этой игрушки,затем передает эстафету дальше. Очень важно объяснить деткам, что повторять описание нельзя, и кто повторит сказанное предложение, получит штрафной балл. Побеждает участник, который наберет самое маленькое количество штрафных баллов.

Игра «Запомни картинку»

Перед детьми нужно разложить пять картинок с изображениями овощей ( можно любой другой тематики: фруктов, транспорта, сказочных героев). Детям за три секунды нужно запомнить, в какой порядке они разложены, после чего воспитатель накрывает картинки, затем детки, по очереди называют, в каком порядке картинки были расположены. Тот, кто не ошибся, получает балл. Победитель игры определяется по количеству набранных баллов.

Игра «Узнай предмет»

Для этой игры берут предметы из разных материалов и раскладывают их перед ребенком. Можно взять кусочек ваты или деревянную игрушку, кусочек махровой ткани,или к примеру зеркальце. После того как ребенок рассмотрит все эти предметы, нужно завязать ему глаза. После этого берем любой предмет и осторожно прикасаемся им к руке ребенка, и он должен догадаться, что за предмет, и из чего он сделан.

После занятий для расслабления мышц очень важно проводить физминутку. К примеру, дети показывают, как ветер шатает деревья, как шелестит листва, как цветочки тянутся к солнышку и как дети приседают к травке. Эти простые и элементарные упражнения помогут им расслабиться.

Игра для развития волевой регуляции

Гиперактивные детки любят очень громко говорить и порой совсем не замечают, как повышают голос. Можно предложить ребенку поиграть в игру, которая поможет ему контролировать голос. Взрослый заранее оговаривает с ребенком условные знаки игры, которые разрешают делать определенное действие. Пальцы к губам – нужно говорить нужно шепотом, ладони на щеках – нужно молчать, а руки, поднятые вверх – можно громко разговаривать и даже кричать. Ребенку задается вопрос, на который он должен ответить в соответствии с указанным знаком.

Игра «Крокодил»

Взрослый рассказывает ребенку о тайном мире игрушек, где все игрушки по ночам оживают и передвигаются очень и очень тихо для того, что бы не напугать деток. Взрослый изображает какую-либо игрушку, а ребенок угадывает ее и ответ рисует на бумаге. После этого игроки меняются ролями: ребенок изображает игрушку, а взрослый уже угадывает и отвечает. "Замри"

В игре ребенку нужно быть внимательным, а также суметь преодолеть свой двигательный автоматизм, внимательно контролируя все свои действия.

Можно включить какую-нибудь танцевальную музыку. И пока она звучит, он может прыгать, танцевать, кружиться. Как только вы выключите музыку, ребенок должен замереть на месте в той позе, в которой его застала тишина.

Игра "Говори по сигналу"

В этой игре нужно просто общаться с ребенком, задавать ему любые вопросы. Но отвечать на них он должен не сразу, а тогда, когда увидит условный сигнал, например сложенные руки на груди или почесывание затылка. Когда мы задаем свой вопрос, но не делаем оговоренное движение, ребенок должен молчать, будто не к нему обращаются, даже когда ответ вертится у него на языке.

Игра "Узнай движение"

Для игры нужно собрать детей в круг. Воспитатель говорит детям, что хочет проверить, как они запомнили движения, которые разучили на занятиях по физкультуре. Воспитатель показывает движения, а дети их называют. Можно назвать все элементы движения: например, встать, прицелиться, замахнуться ( или: разбежаться, оттолкнуться, приземлиться на носки и т. п.). Дети называют движения, а воспитатель предлагает им показать отдельные элементы — к примеру, прицелиться, сделать замах, показать, как надо бросить мяч от груди, от плеча и т. д. За каждое правильное выполнение ребенок получает фишку. Кто больше наберет фишек, тот и будет победителем.

Игра "Зоркий Глаз"

Для игры нужна маленькая игрушка или предмет, который ребенку потом необходимо будет найти. Даем ему возможность запомнить этот предмет, тем более, если это какая – то новая вещь в доме. Потом просим ребенка выйти из комнаты. А когда он выйдет, ставим выбранный предмет на видное место, но как-нибудь так, чтобы он не сразу бросался ему глаза. Нельзя прятать выбранную вещь в ящик стола, или за шкаф и тому подобные места. Она должна стоять так, чтобы ребенок мог без особых усилий ее обнаружить, не касаясь предметов расположенных в комнате, а просто внимательно их рассматривая.

Когда ребенок нашел игрушку, то он достоин похвалы. Можно даже сказать ему о том, что, он родился они в племени индейцев, его, возможно, назвали бы гордым именем типа Зоркий Глаз. Для победы в этой игре, ребенку нужно быть очень внимательным, уметь не отвлекаться на посторонние вещи.

Игра "Дрессированная муха"

В этой игре нужно взять лист бумаги и расчертить его на шестнадцать клеток. Муху можно сделать самим на отдельном маленьком листочке или взять пуговку, которая будет выполнять роль мухи.

Помещаем "муху" на любую клетку игрового поля. Далее вы будете ей приказывать, на сколько клеточек и в каком направлении нужно перемещаться. Ребенку нужно мысленно представить себе все эти передвижения. Потом, когда вы отдали мухе несколько приказаний, просим ребенка показать то место, где теперь должна находиться ваша дрессированная муха. Если это место показано верно, то мы передвигаем муху в соответствующую клеточку.

Если вдруг, следя мысленным взором за движениями мухи, ребенок увидит, что она выползла за пределы игрового поля, то он должен немедленно сказать вам об этом. Договоритесь с ребенком, каким образом он может это сделать: возможно просто встать с места или поднять руку вверх, а кому -то нравятся более выразительные действия: вскрикнуть или подпрыгнуть, это помогает снять напряжение и усталость от пристального внимания.

Игра «Слушай хлопки»

Все идут по кругу или двигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста». Если ведущий хлопнет в ладоши два раза, играющие должны принять позу «лягушки», на хлопок три раза – играющие возобновляют ходьбу.

Рекомендации для педагогов, работающих с гиперактивными детьми

При взаимодействии с гиперактивными детками очень важно установление контакта. Нужно обращаться к ребенку, когда он спокоен – тогда он будет способен к восприятию ваших требований. Нельзя повышать голос, и тем более высказывать упреки ребенку, не нужно говорить, пока ребенок не начнет вас внимательно слушать. Необходимо продемонстрировать ребенку свою заинтересованность разговором с ним, тогда он тоже увлечется беседой с вами, старайтесь слушать такого ребенка с особенным вниманием, в противном случае он тоже не будет вас слушать.

Очень сложно бывает организовать развивающие и обучающие занятия для деток с гиперактивностью. В занятии с группой, где присутствуют гиперактивные детки, необходимо постараться организовать занятие в виде обучающей игровой деятельности или даже подразумевающее свободное перемещение по комнате. В случае, когда организовать подобное занятие не получается, то можно чередовать образовательную программу и игровую деятельность. На занятии нельзя пытаться усадить ребенка, если он этого не хочет, нужно постараться привлечь его данной деятельностью – «вовлечь его в этот процесс».

Работа с гиперактивными детьми ведется с целью коррекции гиперактивного поведения, развития концентрации и объема внимания, также формирования произвольности психических процессов, и развития самоконтроля.

В соответствии с этим, программа коррекционных занятий включает следующие задачи:

снижение излишней двигательной активности и эмоционального напряжения у ребенка;

обучение ребенка способам избавления от отрицательных эмоций и отрицательной энергии;

оказание психологической помощи в преодолении каких – либо негативных переживаний;

оказание помощи в преодолении страхов и комплексов;

помощь в обучении управлению собственным поведением и эмоциями;

развитие необходимых коммуникативных навыков и навыков взаимодействия в коллективе;

снижение агрессивности у ребенка;

воспитание уверенности в себе.

Все занятия должны проходить в игровой форме с обязательным использованием различных подвижных упражнений и игр, а также интеллектуальных игр и физминуток. Нужно использовать видео, аудио записи с привлечением разнообразных театральных, игрушечных или литературных персонажей. Общение с ребёнком должно быть ровным, позитивным, и обстановка психологически комфортной.

Рекомендации для родителей гиперактивных детей

Значительному повышению уровня энергичности способствует поддержание режима дня, установленного в детском саду. Рекомендуется приблизить режим дня ребенка дома к тому режиму, который установлен в дошкольном учреждении. Вместе с тем давать ребенку возможность израсходовать свою энергию с помощью посещения разнообразных спортивных секций, это может быть плаванье, легкая атлетика, футбол, и т. д. Для того, чтобы ребенок спокойно и быстро заснул, необходимо перед сном заниматься более спокойными видами детской деятельности (чтение сказок, раскрашивание, массаж, теплый душ).

Как родители могут «смягчить» проявления гиперактивности ребенка своими силами:

оберегать ребенка от переутомления, так как при нём гиперактивность усиливается;

в воспитании ребенка нужно избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему высоких требований, нельзя допускать вседозволенности, детям нужно четко разъяснять правила поведения в различных ситуациях, тем не менее, количество запретов и ограничений должно быть в пределах разумного;

нужно обязательно хвалить ребёнка при каждом его успехе;

поощрять активные виды спорта – ведь именно в них ребенок может освободиться от излишней активности;

ограничивать просмотр телевизора и увлечение компьютерными играми, потому как повышенное количество различных впечатлений перегружает чувствительную детскую психику;

также необходимо избегать частого повторения слов "нет" и "нельзя";

говорить надо спокойно и сдержанно;

следить за соблюдением ребёнком чёткого распорядка дня;

всячески поощрять те виды деятельности, которые подразумевают концентрацию внимания;

стараться ограничивать общение ребенка во время игр одним другом или партнёром, при этом избегать беспокойных приятелей и мест скопления большого количества людей;

ежедневно гулять на свежем воздухе.

Публикации по теме:

«Организация этнографического музея в дошкольном учреждении» Опыт работы «Организация этнографического музея в дошкольном учреждении» Опыт работы Козионовой Елены Алексеевны Руководитель музея МАДОУ №54 г. Кушва.

Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия.

Использование картотеки в работе с детьми в дошкольном учреждении Тема : Использование картотеки в работе с детьми в дошкольном учреждении Слайд 2-5 Так как детский сад новый, и развивающей среды не достаточно,.

Методическая разработка «Примерный план работы логопеда в условиях кружковой работы в дошкольном учреждении» Методическая разработка: «Примерный план работы в условиях кружковой работы в дошкольном учреждении» составители: учитель-логопед МБДОУ.

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Опыт работы «Организация и проведение Педагогического совета в дошкольном учреждении» Актуальность и значимость Педагогического совета в ДОУ. Актуальность выбранной темы обусловлена теоретическими предпосылками важности создания.

Опыт работы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию в дошкольном учреждении Тема патриотического и духовно нравственного воспитания – ныне актуальная тема для нашей страны, для русских людей и особенно нас –педагогов.

Особенности взаимодействия педагога с гиперактивными детьми в дошкольном возрасте. «Активный» - от лат. «actives» - деятельный, действенный. «Гипер» - от греч. «hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы. «Гиперактивность.

Презентации на тему «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении» Текстовое сопровождение слайдовой презентации на тему «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении» Подготовила: Татьяна.

Система коррекционной работы с гиперактивными детьми Система коррекционной работы с гиперактивными детьми. В последнее время родители, воспитатели и учителя все чаще сталкиваются с детьми,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система коррекционной работы с гиперактивными детьми в дошкольном учреждении.
Опубликовано: 13 октября 2016 в 21:09
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система коррекционной работы с гиперактивными детьми в дошкольном учреждении.» (включая файлы) размещена пользователем ольга макеенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД