Марина Аркадьевна Самарина
Программа коррекционного курса психологического сопровождения детей с УО
▼ Скачать + Заказать документы
Программа коррекционного курса психологического сопровождения
«Коррекция и развитие коммуникативной, эмоционально-волевой, личностной и мотивационной сферы для детей с УО», вариант 9.1
Составила:М. А. Самарина
Пояснительная записка
Публикация «Программа коррекционного курса психологического сопровождения детей с УО» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Актуальность программы : интеллектуальную недостаточность связывают с нарушениями интеллектуального развития, которая возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от внутриутробного до трех лет). У детей с лёгкой и умеренной степенью интеллектуальной недостаточности поверхностное, диффузное поражение коры головного мозга. Нарушена синтетическая функция, например, они затрудняются сделать вывод из прочитанного рассказа, установить логику событий на картинке. Относительно сохранен анализ (оптический, звуковой). Нарушено взаимодействие сигнальных систем. Словесная система плохо выполняет организационную и контрольную функции. Эмоциональная сфера относительно сохранна, они адекватно реагируют на похвалу и порицание. Не отмечаются выраженные нарушения письма, речи; отсутствуют апраксии, агнозий. Однако сложные движения нарушены.
Дети исполнительны, старательны, сравнительно критичны, работоспособны. Почти не конфликтуют. Но могут конфликтовать, так как не понимают отдельных ситуаций или понимают их буквально.
Для детей с интеллектуальной недостаточностью, которые отличаются от нормально развивающихся сверстников, период школьного развития необычайно важен – это формирования интеллектуального ресурса ребенка, освоение общественных отношений, социализации и развития личностных качеств. Отличиями могут быть такие параметры, как искаженные представления об окружающем мире, отсутствие широты опыта, замедленный темп восприятия, трудности выделить главное, не понимание внутренних связей между частями и целым, слабость в обобщении, трудности восприятия пространства и времени, что мешает ориентироваться в окружающем мире.
Основные процессы памяти — запоминание, сохранение и воспроизведение — дети с особенностями лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки; труднее запоминаются внутренние логические связи, позже формируется произвольное запоминание. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Наряду с указанными особенностями психических процессов отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности.
Интеллектуальная недостаточность проявляется и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. Отмечаются недоразвитие и неустойчивость эмоций, нет оттенков переживаний. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех — слезами и т. п. Переживания их могут быть неглубокие, поверхностные. У некоторых детей эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния — эйфория, дисфория, апатия).
Данная программа психологического сопровождения по развитию эмоционально-волевой сферы состоит, как из уже разработанных ранее занятий, так и самостоятельно разработанных, учитывая специфику каждого конкретного случая.
Занятия включают в себя разнообразные упражнения: развивающие, тестовые, игровые, рисуночные и другие задания - в зависимости от поставленных целей.
Цель: создать условия для раскрытия всего природного потенциала возможностей и способностей ребенка, расширить их, обеспечив в перспективе успешную учебную и социальную адаптацию. А так же развитие навыка самоисследования и самосознания подростков для предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений.
Задачи программы :
1. Развитие у подростка умений и навыков психофизической саморегуляции и навыков владения собой в критических ситуациях;
2. Формирование коммуникативных компетенций: умений и навыков конструктивно строить общение, избегать эмоциональных конфликтов;
3. Повышение самооценки подростка.
4. Создание условий для эффективной социально-психологической адаптации школьников к новым условиям жизни, помощь в решении проблем социального взаимодействия, улучшение климата межличностных взаимоотношений,
5. Выявить отношение подростка к собственному здоровью и повысить мотивацию к выбору здорового образа жизни.
Сроки выполнения программы : программа рассчитана на подростка в возрасте 13-16 лет. Занятия проводятся в групповой форме. Состав групп постоянный.
Продолжительность и интенсивность коррекционно-развивающих занятий по программе определяется допустимыми для конкретного ребенка (или группы детей) нагрузками, а также тяжестью состояния ребенка и его возрастом.
Общая характеристика коррекционно-развивающего курса.
Принципы реализации программы :
1. Ненасильственность общения. При объяснения правил игры, при выборе водящего психолог исходит, прежде всего, из желания детей, избегая принуждения.
2. Самодиагностка, т. е. самораскрытие детей, осознание и формулирование ими личностно значимых проблем.
3. Положительный характер обратной связи. Поскольку большинство детей в группе нуждаются в поддержке и характеризуются выраженной ориентацией на одобрение окружающих, необходимо использовать положительную обратную связь, которая является надежным средством помощи ребенку в преодолении застенчивости и повышении самооценки, снятии напряжения и релаксации.
4. Неконкурентный характер отношений. Этот принцип будет соблюден в том случае, если удалось создать в группе атмосферу доверия, психологической безопасности.
5. Дистанцирование и идентификация. Ситуации неуспешности неизбежны. Иногда они бывают полезными, т. к. побуждают ребенка отказаться от каких-либо стереотипов, принять положительный опыт других детей, но в других случаях такие ситуации могут послужить причиной отказа участия ребенка в игре или в занятиях вообще. В таких случаях ребенку нужно помочь дистанцироваться от его неудачи.
Реализуемые направления психологического сопровождения
1. Психолого-педагогическая диагностика – заключается в проведении первичного обследования школьников, организованного в рамках комплексного изучения развития учащихся специалистами школы, и дальнейшего динамического наблюдения за развитием учащихся. Носит обширный характер, предусматривается плановая диагностика, которая проводится 3 раза в год: сентябрь – январь - май. А также внеплановая диагностика по запросу педагога, родителя или по результатам плановой диагностики. Проводится диагностика уровня психического развития. Плановое психологическое сопровождение проводится в виде коррекционно-развивающих занятий, в рамках часов школьного компонента.
2. Коррекционно-развивающее и аналитическое направления – Коррекционная деятельность проводится в двух направлениях: индивидуальная развивающая и работа в группах. Вся работа направляется на развитие у учащихся необходимых качеств для более успешной адаптации и преодоления трудностей в эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах.
3. Консультативное направление – обеспечивает оказание помощи родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка, предполагает разработку рекомендаций в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья.
Психолого-педагогическое консультирование родителей организуется по запросу родителей или инициативе психолога для оказания консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия.
1. Информирование родителей о школьной проблеме ребёнка.
2. Психологическая поддержка родителей в случае обнаружения серьёзных психологических проблем ребёнка, либо в связи с серьёзными эмоциональными переживаниями и событиями в семье.
Организационные формы коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков:
При формировании коммуникативных навыков используются индивидуальная и подгрупповая формы работы. Переход от одной формы к другой осуществляется по ситуации.
1. Индивидуальная. На этом этапе осуществляется формирование каждого коммуникативного навыка в индивидуальной форме на занятиях.
2. Групповая. Осуществляется закрепление навыка в группе. Дети учатся использовать коммуникативный навык в присутствии другого ребенка. Специалист в данном случае находится в роли организатора и координатора коммуникативного акта.
Используются различные методы и приемы: игры, упражнения, беседа, изучение рисунков, тестов, опросников, дискуссия, «мозговой штурм», ролевые игры. Применение оценок нецелесообразно, психолог может отметить активность учащихся, оригинальность их ответов, высказать восхищение или недоумение в форме «Я-высказывания».
Структура занятия:
Приветствие;
Теоретическая (информационная) часть;
Упражнения или групповая дискуссия;
Рефлексия.
Календарно-тематическое планирование
I Ознакомительное занятие. Диагностика
II Знакомство, с чего начать разговор
Кто я такой
Формирование умений выражать эмоции, чувства и сообщать о них
Эмоции и цвет
Мой темперамент
III Выражение страха
Выражение обиды, гнева, ревности
Выражение тревожности
Я в трудных ситуациях
Я в конфликтных ситуациях
Дружба
IV Промежуточная диагностика
V Формирование социального поведения «Мы умеем общаться» : Устанавливаем контакт
Как вызвать симпатию
Границы
Слышать и слушать
Мотивация, сила воли и лень
Я и мое тело
VI Мир вокруг меня
Цикл на тему Семья: беседы, практические упражнения
VII Я и мое здоровье
Мои творческие способности
Я и мои желания
Мои представления о будущей профессии.
Тест на профориентацию
VIII Заключительное. Итоговая диагностика
Планируемый результат освоения коррекционно-развивающего курса :
Формирование адекватной самооценки;
Развитие способности к самоанализу и контролю за собственные поступки;
Формирование позитивных жизненных целей и чувства ответственности за свое здоровье и состояние собственного тела;
Развитие творческого потенциала подростков;
Повышение стрессоустойчивости подростка, снижение уровня тревожности;
Осознание собственной индивидуальности, принятие себя как личности.
Система оценки достижений планируемых результатов.
Эффективность работы определяется при сравнении результатов входящей и заключительной диагностики, показывающей динамику развития, в ходе наблюдения за обучающимися в процессе работы по программе. Кроме того, эффективность может быть установлена при анализе отзывов классного руководителя и родителей о позитивных изменениях в поведении ребенка.
Критерии положительной оценки:
наличие положительной динамики в развитии качественных характеристик коммуникативных способностей и повышении содержательности коммуникативной деятельности;
повышение психологической компетентности подростков в понимании характеров и психологических проблем, обусловленных особенностями характеров;
сформированность умения правильно выражать свои чувства, понимать и оценивать отношение к себе других людей, сверстников;
формирование положительной «Я-концепции», адекватной самооценки;
повышение психологической компетентности подростков в особенностях взаимодействия окружающих людей и их влиянии на поведение, учебную деятельность, личностный рост;
сформированность навыков конструктивного взаимодействия с окружающими.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Для проведения занятий необходимо просторное помещение, наличие материально-технического оснащения кабинета:
мебель и оборудование: стол и стул для психолога; шкаф для пособий и техники; рабочие места для детей; технические средства обучения – компьютер, аудио-видеотека, доска;
канцелярские изделия, используемые подростками во время занятий (бланки с заданиями, бумага белая и цветная, фломастеры, ватманы, ручки, цветные карандаши, клей и т. д.);
учебный материал: методики с необходимым стимульным материалом для диагностики эмоциональной сферы, личности, поведения; методики с необходимым оснащением для проведения психо-коррекционной работы по отдельным направлениям.
Информационно-методическое обеспечение включает:
Нормативно-правовую базу (Закон об образовании РФ; Конвенция о правах ребёнка; Федеральная программа развития образования);
Характеристики предполагаемых участников образовательного процесса;
Доступная литература и информация в сети Интернет, в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных.
Список литературы:
1. Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью: Сборник научных трудов / Под ред. Лебединской К. С. М. : НИИ дефектологии, 1976.
2. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста : Учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Генезис, 2008.
3. Ефимова И. А., Котисова С. В., Кочетова А. А., Титов В. В., Филиппова М. Г. Диагностика и мониторинг ученического самоуправления и социализации школьников: Методическое пособие / Под ред. А. А. Кочетовой / Из опыта инновационной деятельности школы № 287 Санкт-Петербурга. – СПб. : Изд-во «КультИнформПресс», 2017.
4. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования : Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М. : ТЦ Сфера при участии «Юрайт – М», 2001.
5. Психологические тесты / Под. ред. Карелина А. А. : В2т. - М. : Гукманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
6. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога : Учебное пособие: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приёмы и упражнения. в 2 кн. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.
8. Особенности образовательного процесса в классах коррекции : технологии, уроки развития / Афанасьева Л. В., Гордеюк Т. Н. -Волгоград: Учитель, 2010.
9. Психолого-педагогические инновации в коррекционных классах : диагностика, рекомендации, разработки уроков и внеклассных занятий / Афанасьева Л. В., Гордеюк Т. Н., Егошкина Л. И. – Волгоград: Учитель, 2009.