Получи документы

Программа коррекционно-развивающих занятий по изодеятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Ирина Копылова
Программа коррекционно-развивающих занятий по изодеятельности для детей старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы

Приложение к обобщению опытом - "Использование нетрадиционных техник в коррекционно- развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста2

Пояснительная записка.

Работа с ребенком – это процесс, требующий осторожности и деликатности, процесс, при котором происходящее в душе педагога взаимодействует с происходящим в душе ребенка. Главная цель для педагога – это психологическое здоровье каждого ребенка. Если ребенок испытывает какие – либо затруднения (неуверенность, незащищенность, агрессивность, нестабильность, беспокойство и тревога, то это отражается в его рисунке. Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В тоже время у наблюдается снижение интереса к окружающему, их реальному миру. Таким образом, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным Изобразительное творчество – это мощное средство самовыражения, помогающее осуществить самоидентификацию и обеспечивающее путь для проявления чувств. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование кистью, карандашом, требует определенными навыками умения. Очень часто. недостаточное овладение этими навыками быстро отвращает ребенка от рисования. Пальцы рук неловки, малоподвижны, движения их неточны и несогласованны. Использование в изобразительном искусстве нетрадиционных техник рисования позволяет ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

Публикация «Программа коррекционно-развивающих занятий по изодеятельности для детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется для психологической коррекции детей с невротическими, психосоматическими нарушениями. Число методов, облегчающих детям выражение их чувств при использовании изотерапии, бесконечно. Быстро растущий интерес к разнообразным направлениям терапии творчеством объясняется эффективностью ее применения. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Цель данной программы : развитие изобразительного творчества, Умение выразить свои эмоции, реализовать свои возможности. Развитие и коррекция эмоционально – волевых процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством изотерапии.

Задачи:

1. Развитие чувственности, воображения, ассоциативного мышления и творческой деятельности:

— формирование чувственного аппарата (слуха, зрения, осязания, вкуса и обоняния) на основе сенсорных этапов;

— расширение эмоционального опыта ребенка;

— формирование представлений о цвете, звуке, движении, линии, форме, пространстве и их свойствах на основе природного и неприродного материалов.

2. Научение взаимодействию и восприятию искусства:

— формирование отношения к цвету, звуку, движению, линии, форме;

— развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами, запечатленными в произведениях искусства;

— реализация ребенком своих ощущений, чувств и образов;

— формирование умения выразить свое переживание и ощущение телом, мимикой, взглядом, словом и с помощью изобразительных средств;

— развитие умения осознавать свои внутренние переживания, навыков самоанализа, способности экспериментировать

Решение названных выше задач приводит к развитию навыков саморегуляции или, по-другому, к расширению возможности управлять эмоционально-волевыми процессами.

Осознавать — значит, чувствовать, что с тобой происходит в данный момент: что ощущает твое тело, какие эмоции ты испытываешь, о чем думаешь. Поэтому на занятиях по цвету предлагается чувствовать цвет, ощущать, какое настроение он создает, какие ассоциации пробуждает. Осознавая, что чувствуют губы, язык, небо, когда во рту кусочек яблока или орех, осознавая, что ощущают руки, ноги, разные части тела во время расслабления, осознавая свои симпатии и антипатии по отношению к цвету или какому-то образу, осознавая свои мечты и фантазии, ребенок расширяет границы общения с миром. Он становится более внимательным, терпеливым и радостным.

Программа предназначена для детей с логоневрологическими нарушениями, детей имеющих проблемы в психическом развитии, детей имеющих низкие познавательные возможности.

Занятия укрепляют психику ребенка, развивают его мышление и эмоционально – волевую сферу, снимают остроневротические реакции, нейтрализуют страхи и эмоционально – отрицательные переживания.

Система работы состоит из 36 занятий и рассчитана на два года: старшая, подготовительная группы (по 18 занятий в год).

Занятия с подгруппой детей (6 – 8 человек) проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 25 минут (дети 5-6 лет, 30 минут (дети 6-7 лет).

Организация занятия

На занятии ребенок последовательно проживает несколько этапов взаимодействия: с миром искусства, с детьми, с педагогом.

1 этап — психологическое вхождение в занятие.

II этап — познавательный, или знакомство с неизвестным новым) : игры, релаксация и медитация, работа с наглядными пособиями, слайд-фильмы, элементы арт-терапии.

III этап — практический, или работа в материале.

IV этап — завершающий, или психофизическая разгрузка: арт-и психотерапевтические игры, аудиотренинги, взаимодействие с родителями и т. п.

Важно учитывать при планировании занятий, что I и IV этапы необходимы на каждом занятии, так как успехи ребенка напрямую зависят от того, насколько плавно, незаметно, тонко педагог введет его в особый мир искусства, царящий на занятии. Завершающий этап должен способствовать удовлетворению потребности ребенка на данный момент.

Во время занятия этапы могут меняться местами, могут появляться новые или поочередно повторяться между собой — все зависит от прогнозирования результата деятельности.

Показатели результативности программы

Обучение считается успешным, если дети:

Старшая группа.

• Анализируют и описывают свойства объектов и предметов;

• Находят в любом изображении и репродукции цветовое пятно, характерную линию, мелодию и звук, движение и т. д.

• Передают пластикой движений, интонацией голоса, рисуемое изображение;

• Взаимодействуют друг с другом, угадывают настроение друг друга и настроение музыки.

• Понимают свою индивидуальность, свой внешний и внутренний мир;

• Улавливают тонкие переходы одного цвета в другой, нюансы характера звука и формы, чувственно воспринимают окружающий мир и явления природы.

Подготовительная группа.

• Имеют опыт эмоционально – чувственного восприятия цвета, формы, пространства музыки, мимики и движения;

• Умеют свободно выражать свое «Я» с помощью цвета, линии, звука, пластики движений;

• Имеют опыт взаимодействия друг с другом и с педагогом (доверительные отношения);

• Способны нестандартно мыслить, работая с разными материалами, выстраивая творческие замыслы и реализуя их;

• Свободны и раскованы в личностном плане.

Литература

1. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб. : Речь, 2006

2. Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М. : ТЦ Сфера, 2002

3. Погосова Н. М. Цветовой игротренинг. – СПб. : Речь, 2002

4. Л. А. Солдатова Особенности развития цветового восприятия у детей старшего дошкольного возраста. – Сыктывкар 2009.

5. Л. А. Ремезова играем с цветом. - М, 2004.

Календарно – тематический план

СТАРШАЯ ГРУППА

сентябрь

1. Путешествие по горам

Цель:Сопереживать настроению художественного произведения, желание любоваться, высказывать личные оценки и суждения.

Соотносить увиденное на картине с собственным настроением и опыта восприятия произведения. Познакомить с детей с техникой объемного рисования, развивать умение рисовать разнообразные изображения предмет

ов.

Психологическое вхождение (смотрим картину художника с изображением природы)

Познавательный этап:

• рассматривание репродукции картин,

• релаксационные упражнения под музыку,

• прислушиваемся к своему настроению.

Практический этап (Объемное рисование – «А горы все выше.» обсуждаем свои чувства)

Психофизическая разгрузка- обсуждаем свои чувства Картины художников М. Чурнилениса, Н. Рериха, К. Моне, музыкальные произведения «Альпийская вьюга», «Солнечный луг».

Изоматериалы- пена для бритья, красители натуральные, стеки, картон, простые карандаши.

2. Волшебные цвета.

Цель:Расширять представление детей о разных цветах и развивать умение их различать (основные и цвета). Развивать умение эмоционально проявлять чувства при взаимодействии с цветом.

Закрепить умения и навыки рисования на воде, развивать цветовосприятие.

Психологическое вхождение (игра «Волшебный клубок»)

Познавательный этап:

Знакомимся с основными и дополнительными цветами (Сказка о волшебных цветах)

Практический этап (рисование на воде в технике эбру, смешивание цветов на поверхности воды, для получения нового)

Психофизическая разгрузка (релаксация под музыку, рассказываем о том, какие оттенки увидели в музыке) Музыкальное произведение «Солнечный цвет»

Изоматериалы для рисования в технике эбру.

октябрь

3. Теплое и холодное царство.

Цель: Расширять представление детей о цветах (теплые, холодные).

Развивать способности тонко чувствовать цвет, умение передавать их характер с помощью движений тела и звуков. упражнять в дифференсации теплых и холодных цветов.

Психологическое вхождение (слушаем сказку про Теплое и Холодное царства, про волшебные цвета, живущие в них).

Познавательный этап (Образовываем два царства – Холодное и Теплое, исполняем каждой группой танец своего царства, обсуждаем характер движений, настроение, трогаем в емкостях холодную и теплую воду)

Практический этап (С помощью метода рисования –набрызга, делаем фон для рисования Холодного и Теплого царства После высыхания приклеиваем картинки животных, живущих в разной климатической зоне).

Психофизическая разгрузка (Рассказать о своем настроении – какого оно цвета) Изоматериалы Листы А-4, Жидкая гуашь разных цветов, зубные щетки, стеки. клей, цветные изображения животных, вырезанные дома вместе с родителями.

4. Краски леса.

Цель: Расширение представления о зеленом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет.

Стабилизировать психические процессы, снимать эмоциональные и телесные напряжения.

Упражнять в дифференциации синего, зеленого, желтого цвета.

Психологическое вхождение (Изображение цветным пятном свое настроение)

Познавательный этап (Рассматриваем репродукции с картин со сказочным пейзажем и художников В. Васнецова, И. Билибина, Е. Ратчева)

Практический этап (Работа с акварельными красками. Смешиваем на палитре 2 цвета- синий и желтый для получения зеленого. Разбеливаем зеленый цвет до более светлого оттенка. Раскрашиваем контурные изображения).

Психофизическая разгрузка (Игра «Летите листочки» - снимаем напряженность, агрессию, тревожность). Репродукции картин со сказочным пейзажем и художников В. Васнецова, И. Билибина, Е. Ратчева.

Музыкальное произведение «Звуки леса».

Изоматериалы – акварель, палитры, контурные изображения предметов, кисти.

ноябрь

5. Смешные злючки.

Цель: Расширять представление детей о цветах (добрые и злые).

Развивать способности тонко чувствовать цвет, умение передавать характер и настроение с помощью цвета. Научить детей получать новые цвета. приглушая насыщенный цвет с помощью черной краски. Вспомнить кто такие художники портретисты.

Психологическое вхождение (Рассматриваем картины художников – портретистов.

Познавательный этап (Рассматриваем себя в зеркале, изучаем части лица, изображаем веселое и грустное лицо, смешное и злое, сердитое. Игра «Рассмеши или разозли»)

Практический этап (Изображаем в цвете «добрые» и «злые» цвета- два портрета.

Психофизическая разгрузка (Изображаем чувства мимикой) Картины художников – портретистов.

Изоматериалы : тонированные листы бумаги,кисточки, гуашь,баночки с водой.

6. Как «рассердить» («развеселить») цвет?.

Цель: Развивать умения передавать с помощью мимики, эмоций, пластики и цвета различное настроение, прислушиваться к своим чувствам и говорить о них.

Закрепить приемы получения новых цветов.

Психологическое вхождение (Песенка «Портрет»)

Познавательный этап (Изучаем «веселые» и «сердитые» цвета, находим их в репродукциях художников – портретистов, изображаем их характер с помощью движений и музыкальных инструментов).

Практический этап (Работа с палитрой. Сочиняем эти цвета на палитре)

Психофизическая разгрузка (Высказываем друг другу добрые пожелания). Песенка «Портрет»

Картины художников – портретистов.

Изоматериалы. Акварель, палитры, кисти, салфетки.

Музыкальные инструменты (дудки, ложки и т. д.)

декабрь

7. Натюрморт с рыбками

Цель:Вызвать у детей интерес к натюрморту, эмоциональный отклик, ассоциирование с собственным опытом, чувствами и представлениями.

Психологическое вхождение (Песенка «Если видишь на картине натюрморт)

Познавательный этап (Рассматриваем репродукции картин известных художников – натюрмортристов. Д/ игра «Оживший натюрморт»)

Практический этап (д/и «Рыбки в аквариуме» рисование восковыми мелками, заполнение фона методом по сы рому).

Психофизическая разгрузка (Релаксация под звуки моря) Песня «Если видишь на картине».

Репродукции натюрмортов.

Изоматериалы- кисти, гуашь, белые контурные изображения аквариума, восковые мелки.

8. Цветные брызги.

Цель:Расширение представления об оттенках зеленого и синего цвета, развитие способности тонко чувствовать цвет.

Стабилизировать психические процессы, снимать эмоциональные и телесные напряжения. Закрепить приемы рисования методом набрызга

Психологическое вхождение (Игра «Волшебный клубок»)

Познавательный этап (Игра с музыкой – звуки льющейся воды, журчащий ручей, бушующее море, гроза и ливень, прибой. Берем ткань и изображаем разный характер воды)

Практический этап (Делаем картину- «Волшебный дождь»- метод набрызга) .

Психофизическая разгрузка (Релаксация со звуками моря) Клубок ниток.

Звуки воды. Тушь основных цветов, зубные щетки, расчески, белые листы бумаги, фартуки.

январь

9. Красавица зима.

Цель:Расширять представление детей о холодных цветах. Упражнять в дифференциации холодных цветов.

Развивать способности тонко чувствовать цвет, умение передавать их характер с помощью белой краски. Психологическое вхождение (Слушаем и поем песенки о зиме)

Познавательный этап (Рассматриваем репродукции картин разных художников. На увиденных картинах перечисляем все зимние цвета.)

Практический этап д/и «Ледяная страна»-колеруем большие листы белой бумаги с помощью паралоновой губки- цветом зимы (холодными оттенками, работаем в цвете

Психофизическая разгрузка (Релаксация под «зимнюю», «снежную» музыку).

Репродукции картин разных художников с изображением зимы.

Изоматериалы-Большие листы голубой, розовой, серой бумаги, гуашь, паралоновая губка, блюдца.

Запись «Звуки зимы»

10. Зимние узоры.

Цель: Пробуждать в детях светлые и радостные чувства по отношению к «красавице зиме».

Развивать умения передавать «зимнее» настроение с помощью цветосочетания.

Психологическое вхождение (Игра «Снег идет и кружиться» Рвем на мелкие кусочки бумагу, складываем в любые емкости, подкидываем, наслаждаемся падением снега)

Познавательный этап (Рассматривание Вологодских кружев, морозных узоров на окнах, д/и «Составь узор»)

Практический этап ( Нетрадиционная техника -рисование свечей : «Морозные узоры»)

Психофизическая разгрузка (Релаксация под «зимнюю», «снежную» музыку).

Изоматериалы- белые листы бумаги, свечи. акварель, белые листы бумаги.

Материал для д/и Составь узор».

февраль

11. Чудесные превращения.

Цель: Познакомить с нетрадиционной техникой «Монотипия», показать ее изобразительные особенности, подбирать цветовую гамму соответствующую настроению.

Познавательно – практический этап

Техника «Монотипия» (на небольшое стекло, пластик или керамическую плитку наносим произвольно любые цвета; накладываем лист бумаги или белого картона, плотно прижимаем и снимаем; смотрим, что получилось; дополнить изображение элементами до создания образа)

Психофизическая разгрузка (Релаксация «Необычная радуга» Включить спокойную музыку.

Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.

Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящая вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощутите эту свежесть.

Следующий – желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.

Зеленый – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, если мы чувствуем себя неуверенно – зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.

Изоматериалы: Стекло, гуашь, листы белой бумаги, кисти.

Музыка для релаксации.

12. А что там в мешочке?

Цель: Развивать умения передавать с помощью изобразительных средств свои чувства и тактильные ощущения.

Стабилизировать психические процессы, снимать эмоциональные и телесные напряжения.

Закреплять умение рисовать методом тычка.

Психологическое вхождение (Детям раздаются завязанные, яркие, разноцветные мешочки с фигурками животных внутри).

Практический этап (Дети не глядя, опускают руку в мешочек, ощупывают фигурку, запоминая ее форму, стараются понять свои ощущения от прикосновения)

Практический этап (д/и «Узнай и отбери» рисование жесткой щетинной кистью- закрашиваем контурные изображения животных.)

Психофизическая разгрузка (Сопоставление нарисованного с объектом, следуя своим ощущения)

Мешочки с фигурками животных.

Изоматериалы- листы белой бумаги. Контурные изображения животных, гуашь, щетинные кисти, Материалы для д/и»Узнай и отбери".

март

13. Что нам подскажет запах?

Цель:Развивать умения передавать с помощью изобразительных средств свои обонятельные ощущения и чувства.

Стабилизировать психические процессы, снимать эмоциональные и телесные напряжения. Развивать цветовосприятие Психологическое вхождение (Предложить детям яркие разноцветные пузырьки с различными запахами)

Познавательный этап (Дети нюхают с закрытыми глазами все запахи, выбирают наиболее понравившийся, представляют зрительный образ).

Практический этап (работа со светофильтрами)

Психофизическая разгрузка (Рассказывают историю по рисунку)

Материалы:Баночки с различными запахами. Светофильтры.

14. Нарисуй вкус.

Цель:Развивать умения передавать с помощью изобразительных средств свои вкусовые ощущения.

Стабилизировать психические процессы, снимать эмоциональные и телесные напряжения.

Продолжать знакомить детей с техникой рисования эбру

Психологическое вхождение. Детям сообщается содержание занятия.

Познавательный этап («Молча скушай и представь» (завязываем глаза и кладем кусочек какого – либо продукта, лучше необычного; ребята пробуют и пытаются представить картину, соответствующую этому вкусу).

Практический этап (рисование в технике эбру)

Психофизическая разгрузка (Сопоставление нарисованного с продуктом, рассказываем о своих ощущениях от вкуса) Кусочки необычных продуктов с разными вкусами.

Изоматериалы для рисования на воде в технике эбру.

апрель

15. Волшебные цвета.

Цель:Развивать умения передавать с помощью изобразительных средств свое настроение.

Стабилизировать психические процессы, снимать эмоциональные и телесные напряжения. Экспериментирование с цветом- получение новых цветов методом вливания одного цвета с другим.

Психологическое вхождение (Игра «Волшебные цвета» перебрасываем мяч так, чтобы он побывал у всех, и называем любой цвет; тот, кто поймал мяч, изображает этот цвет движениями тела по своим ощущениям)

Познавательно – игровой этап (Релаксация под музыку, возбуждающую творческие силы и вдохновение (обсуждаем то, что представили).

Практический этап (получение нового цвета методом вливания).

Психофизическая разгрузка (Рассказываем какого цвета наше настроение и почему) Мяч.

Изоматериалы-Стаканчики с окрашенной водой в разные цвета, пустые баночки, пипетки, воронки, тряпочки, листы белой бумаги.

Музыка для релаксации.

16. Вот такой получился кот. Цель: Побуждать детей предавать через определенный образ свои чувства и эмоции, свое настроение.

Преодоление чувства страх, развитие наблюдательности, внимания, умение чутко относиться к окружающей обстановке.

Психологическое вхождение (слушаем и поем песенки о котах)

Познавательно – игровой этап. Техника направленной визуализации (Просмотр иллюстраций «Кошачий вернисаж», анализируем внешний вид кота: игра «Если я был бы котом, то каким? Изображаем кошек разного характера, с помощью движения тела и мимики. Дети придумывают себе кошачью кличку).

Практический этап (рисование ладошкой – разных по окрасу котов или кошек).

Психофизическая разгрузка (Игра «Кошки – мышки).

Запись «Черный кот». Иллюстрации с изображением разных котов.

Контурные изображения котов. Маска кота

Изоматериалы-Краска для рисования ладошкой, белые листы бумаги, ватные палочки.

май

17. Я маленький котик.

Цель:Побуждать детей предавать через определенный образ свои чувства и эмоции, свое настроение.

Развитие коммуникации, снятие эмоционального напряжения. Вносить дополнения в общую картину.

Психологическое вхождение (слушаем и поем песенки о котах)

Познавательно – игровой этап. Техника направленной визуализации (аудиотренинг «Котик», игра «Волшебный клубок» - рассказываем о себе – коте, о своем характере).

Практический этап (коллективная работа- котята играют (составление коллажа)

Психофизическая разгрузка (Игра «Веселые котята» - прыгаем на ковре, кувыркаемся, фыркаем, изображаем веселых котят).

Песенки про котов. Клубок. Цветные изображения котят в разных позах.

Изоматериалы-Ножницы,клей, фломастеры. Листы белой бумаги.

18. Совместное занятие родителей и детей «Мир, в котором я живу».

Цель: Гармонизация межличностных отношений в семьях.

Развитие способности создавать и выражать свои чувства и ощущения через совместное творчество. Психологическое вхождение (Прослушивает кассеты с любимыми мелодиями, склеиваем ватманов между собой в большой лист)

Познавательно – практический этап (Рисуем красками свой мир, рассказываем о любимых местах, уголках, вырезаем ножницами изображения из журналов, вклеиваем в общую картину).

Психофизическая разгрузка (Прикрепляем готовую работу на выставочную стену, рассказываем о том, что нарисовали, как шла работа, о своих чувствах).

Изоматериалы -6 ватманов,краски, журналы, ножницы,клей.

Публикации по теме:

Цикл коррекционно-развивающих занятий для оптимизации психологической готовности к школьному обучению детей 6–7 лет Школьное обучение носит предметный характер. Поэтому к 7 годам ребенок должен уметь различать разные аспекты действительности, видеть в.

Конспет коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста «Знайка» Конспет коррекционно – развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста. «Знайка». Цель вводной части: создать положительный.

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие» Конспект диагностического занятия №1 Тема: «Морское путешествие» Цели: 1) Развитие графических навыков 2) Развитие произвольного внимания.

Коррекционно-развивающее занятие по предупреждению агрессивности детей старшего дошкольного возраста Цель: обеспечение чувство комфорта, уменьшение тревоги, развитие положительных эмоций; формирование способности к эмпатии, доверия, сопереживания,.

Организация развивающих прогулок с детьми старшего дошкольного возраста Организация развивающих прогулок с детьми старшего дошкольного возраста К старшему дошкольному возрасту дети приобретают уже достаточно.

Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий .

Программа развивающих занятий на преодоление сложностей в эмоционально-личностной и познавательной сферах у детей 3–6 лет Занятие 1 Игра «Знакомство» Цель: развитие эмоциональной сферы, установление доброжелательных отношений. Дети передают друг другу мяч и.

Рабочая программа коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Содержание: 1. Целевой раздел…. 4 1.1. Пояснительная записка…. 4 1.2. Цели и задачи программы.

Рабочая программа Коррекционно — развивающих занятий для детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи III уровня Содержание Пояснительная записка 3 Учебный план 7 Учебно - тематический план (I год обучения) 8 Учебно - тематический план (II год обучения).

Рабочая программа внеурочной деятельности Программа «Планета Почему?» для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Пояснительная записка Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа коррекционно-развивающих занятий по изодеятельности для детей старшего дошкольного возраста.
Опубликовано: 21 декабря 2016 в 20:04
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа коррекционно-развивающих занятий по изодеятельности для детей старшего дошкольного возраста.» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Копылова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД